это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2265198
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Управление является универсальным и неотъемлемым элементом окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова – это различные способы воздействия субъекта на объект, изменяющий свои положение, поведение, свойства и качества.
Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и государства. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса. Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.
Муниципальное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу. Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.
Государственное и муниципальное управление изучается в целостном виде, как определенная система элементов органов, должностных лиц, связей между ними, их деятельности. В процессе реализации задач управления выявляются позитивные и негативные стороны различных управленческих структур и процедур, анализируются вопросы повышения эффективности управления. Необходимы своеобразные взаимосвязи в деятельности различных управленческих институтов, в том числе различия и взаимосвязи государственного и муниципального управления, обратные связи населения и управляющих структур, формы участия граждан, их объединений в государственном и муниципальном управлении.
Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда ещё окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций. В данный момент не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движений. Рассмотрение практики государственного управления как целостной системы позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах осуществляемой им политики, но и разработать схему обучения государственных служащих навыкам и приёмам, позволяющим профессионально исполнять свои функции.
Неотъемлемым звеном системы государственного управления является муниципальное управление. Оно призвано обеспечивать своим существованием условия для более эффективного функционирования органов. Государственное управление является глобальным по своему масштабу и охватывает территорию страны в целом. В то время как муниципальное управление является фактической реализацией задач государства в пределах города.
Основная часть
Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, в экономической науке городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство — хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.
Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, отличающие его от других отраслей:
местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
наличие постоянного контингента потребителей;
специфическая связь процессов производства и потребления.
Городское хозяйство в экономике нашей страны состоит из основных подсистем:
1. Градообразующая: промышленность, транспорт, наука.
2. Градообслуживающая: торговля, предприятия общественного питания, система ЖКХ, система здравоохранения, система спорта, система культуры, система материально-технического оснащения города.
3. Социальная сфера: наличие рабочих специалистов и необходимый уровень их квалификации, социально-демографическая структура.
4. Управленческая сфера: комплекс местных, государственных и общественных организаций.
5. Пространственная структура: жилые дома, производственные территории, торговые места, коммунально-складские комплексы, природные ресурсы.
В состав городского хозяйства входят общественно-значимые виды хозяйственной жизни города:
жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;
водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;
коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение городов и населенных пунктов;
благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;
городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;
городское (муниципальное) строительство и реконструкция жилых и нежилых объектов на основе городского заказа, а также регулирование частного сектора в строительстве и ремонтно-строительном производстве;
градостроительное регулирование и землеустройство;
управление городским имуществом;
городские информационные системы.
Для целесообразного управления городской инфраструктурой необходим предварительный анализ факторов и условий, характеризующих территориальные различия функционирования. В силу социально-экономических и исторических особенностей формирование и развитие отраслей городской инфраструктуры разных регионов происходило неодинаково. Россия по своей протяжённости занимает огромную территорию. Отдельные регионы значительно различаются по своему климату, плотности населения, культуре и уровню экономического развития. Вследствие этого сам комплекс мер неоднороден в различных территориальных образованиях по уровню развития, а кроме того, имеет некоторое своеобразие в структуре. Естественно, эти причины не могли не отразиться и на уровне обеспеченности населения в товарах и услугах, на качестве его жизни. Все это создает необходимость исследования причин возникновения территориальных диспропорций, поиска путей их ликвидации, а также определение режима оптимального функционирования инфраструктуры в каждом территориальном образовании. В отечественной научной литературе выделяется значительное количество факторов и условий, определяющих региональные различия формирования и развития городской инфраструктуры. Однако единой классификации факторов пока не выработано, что вызвано в определенной мере относительной новизной самой проблемы.
Факторы развития городского хозяйства можно разделить на две группы в зависимости от времени воздействия: кратковременные и постоянные. К числу постоянных относятся:
природно-климатические;
национальные особенности;
исторические особенности.
Совокупность постоянных факторов развития территории оказывает влияние на развитие инфраструктуры территориальных образований любого вида на всей территории России.
К кратковременным временным факторам относятся:
экономические,
демографические,
социальные,
градостроительные.
Далее рассмотрим особенности влияния каждого фактора на функционирование и развитие городской инфраструктуры.
Природно-климатические факторы включают в себя географическое положение города, особенности климата (среднегодовая температура, влажность, продолжительность сезонов года), особенности местности с точки зрения условий для развития городского и сельского хозяйства, проживания населения. Эти факторы оказывают существенное влияние на функционирование и развитие городской инфраструктуры. Это проявляется в затратах бюджета государства на воспроизводство как рабочей силы, так и населения в целом. Например, климат местности оказывает влияние на требования к характеру жилища. Так в районах с жарким климатом материал, из которого строят дома, отличается от используемого в районах с суровым климатом. Уровень отопления жилищ также должен быть различным.
Климатические условия в значительной степени определяют и потребности населения в питании и одежде. Так, потребности организма в питании (по калорийности) в условиях холодного климата повышаются в среднем на 20 %. И существуют различия в структуре гардероба населения. Так в районах с холодным климатом меховая одежда и обувь являются жизненной необходимостью, в южных районах большую часть гардероба человека составляют изделия из легких материалов. Таким образом, эти различия сказываются, в первую очередь, на ассортименте торговых предприятий, предприятий общественного питания, на жилищно-коммунальном хозяйстве, учреждениях санаторно-курортного типа. Различные потребности в жилище, одежде и питании ведут к неодинаковой стоимости жизни в различных условиях.
Национальные традиции и обычаи местного населения необходимо учитывать при создании тех или иных форм социального обслуживания. Образование отдельных субъектов Российской Федерации, прежде всего республик, основано на национальном принципе. Это накладывает отпечаток на структуру производства и потребления услуг на территории города. В первую очередь они влияют на потребности населения в пище и одежде, а также сказываются на потребностях в бытовых, жилищно-коммунальных и других услугах, оказываемых предприятиями и учреждениями городской инфраструктуры. Население России имеет многонациональный состав. Рост национального самосознания народов обусловливает их стремление к объединению, выражающемуся в компактном проживании, сохранении культурных традиций, языка, воспитании молодого поколения. Эти объективно существующие тенденции необходимо принимать во внимание при развитии инфраструктуры.
Исторический фактор также важен при анализе условий, а также выработке рекомендаций по территориальному регулированию развития городской инфраструктуры. Для объективной оценки состояния и регулирования городской инфраструктуры необходимо рассматривать её развитие в исторической связи с размещением производительных сил на территории страны, формированием экономики, а также с учетом региональных особенностей развития её территории. Условия формирования городской инфраструктуры во многом обусловливаются историческим наследием. Например, отсутствие рыночных отношений в экономике страны, сказалось на современном состоянии инфраструктуры, на уровне ее материально-технической базы, на уровне развития и удовлетворения потребностей населения и в конечном итоге на уровне и качестве жизни людей.
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счёте политическая и экономическая ситуация в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов, а также повысилась значимость рыночных регуляторов.
Рассмотрим теперь кратковременные факторы, влияющие на формирование и развитие городского хозяйства. Как уже было сказано выше, к ним относятся: экономические, социальные, демографические и градостроительные.
Экономические факторы включают в себя:
1. Функционально-экономическое значение города.
2. Уровень и темпы экономического развития экономики города (структура и пропорции отраслей, отраслевая структура экономики города).
3. Уровень и темпы развития инженерно-технической инфраструктуры (состояние материально-технической базы, объем основных фондов и капитальных вложений, число предприятий, численность работающих).
4. Уровень реальных денежных доходов населения.
5. Индивидуальный потребительский бюджет и его структура.
6. Уровень и структура занятости населения в экономике города.
Существенное воздействие на формирование и развитие городской инфраструктуры оказывает функционально-экономическое значение города, характер и уровень развития определяющих отраслей. До распада СССР в стране господствовала централизованная экономика, которая находилась под жёстким контролем государства. Функциональное назначение города в эпоху СССР основывалось на соотношении градообразующего и градообслуживающего комплексов в структуре городского хозяйства. Причём, к градообразующим были отнесены отрасли, которые производили или оказывали услуги материальные, а к градообслуживающим – предприятия, удовлетворяющие нужды населения. В результате этого деления основные усилия местных органов власти сосредоточивались на развитии производственной сферы, а городская инфраструктура, отрасли которой оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности, производят знание и интеллект, создают условия для нормальной жизнедеятельности человека, были отодвинуты на второй план и их развитие осуществлялось по принципу «остаточного» финансирования. Таким образом, с одной стороны, высокий уровень экономического потенциала города даёт возможность для развития инфраструктуры, а с другой – существенное преобладание отраслей материального производства в экономической структуре значительно сдерживает её развитие.
Уровень экономического развития города воздействует на функционирование городской инфраструктуры через инвестиционную и бюджетную политики, складывающихся под влиянием структуры городской экономики. До сих пор возможности функционирования и развития городской инфраструктуры определяются его отраслевой структурой. Во-первых, строительство и содержание значительной части инфраструктурных объектов финансируется по ведомственным каналам (различными предприятиями, министерствами и ведомствами), во-вторых, уровень оплаты труда в известной мере определяет уровень и структуру потребления различного рода услуг (в основном платных) и материальных благ.
На формирование инфраструктуры города оказывает влияние уровень развития инженерно-технической инфраструктуры. Ввод в действие, эксплуатация объектов инфраструктуры зависит от уровня развития строительной индустрии, сетей тепло-, энерго-, водоснабжения и т. д. Недостаточная мощность объектов инженерно-технической инфраструктуры оказывает ограничивающее влияние на развитие всей городской инфраструктуры. Поэтому при формировании программ развития инженерно-технической инфраструктуры важно учитывать такой её уровень, который сможет обеспечить потребности не только материального производства, но и инфраструктурной сферы.
Важными экономическими факторами, определяющими развитие городской инфраструктуры, служат уровень денежных доходов населения и потребительский бюджет, которые в значительной степени влияют на потребности населения в отдельных видах услуг, оказываемых ее предприятиями. Особенности развития экономики России, сформировали резкую дифференциацию в уровне доходов населения. Причём достаточно большая часть населения относится к категории граждан с низкими денежными доходами. С одной стороны, в результате этого, а также постоянно растущих цен на услуги, существенно сократилось их потребление, за исключением жизненно необходимых. С другой – обесценивание рубля делает нерациональным накопление денежной массы населением и в связи с этим граждане вынуждены «сбрасывать» имеющиеся денежные средства на потребительский рынок. Различия в денежных доходах населения вызывают неодинаковый уровень потребления товаров и услуг, а, следовательно, и разную потребность в сети объектов инфраструктуры. Увеличение доходов расширяет, а снижение доходов сужает круг и степень удовлетворения личных потребностей, и это отражается на изменении направления денежных расходов населения.
Таким образом, объём и структура доходов населения определяет спрос на платные услуги, особенно на дорогостоящие их виды, на товары длительного пользования и на соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. С ростом доходов отпадает необходимость экономить денежные средства путем самообслуживания в домашнем хозяйстве. Если кроме денежных доходов семья имеет также и натуральные (например, продукты питания с садового участка), то соответственно снижается потребность в услугах торговли. В последнее десятилетие рост цен в России удалось удерживать на уровне 3% — 6% в год. Однако эта мера осуществляется при помощи жёсткого вмешательства государства в экономику и искусственного сдерживания цен. В свою очередь это имеет негативные последствия в виде убытка малого бизнеса и периодически возникающего дефицита товаров.
Уровень развития городской инфраструктуры находится в тесной взаимозависимости со степенью и структурой занятости населения в экономике города. Занятость населения определяет уровень экономического развития и уровень жизни населения любого территориального образования. Поселению с более высоким уровнем развития экономики присущ и более высокий удельный вес занятых на предприятиях и учреждениях городской инфраструктуры. Переход к рыночной экономике, возникновение безработицы привели к изменениям в степени и структуре занятости населения, а именно, сокращению промышленно-производственного персонала, административно-управленческого персонала, что дало «толчок» в развитии городской инфраструктуры. Приток трудоспособного населения в эту сферу экономики существенно отражается на количестве, разнообразии, качестве предоставляемых ею товаров и услуг.
К демографическим факторам относятся следующие показатели:
1. Динамика численности населения.
2. Половозрастная структуру населения.
3. Уровень миграции и естественного движения населения.
Развитие городской инфраструктуры должен учитывать численность, темпы и особенности изменения населения. Это особенно важно при перспективном планировании развития инфраструктурных отраслей.
Население распределено крайне неравномерно: 68,49 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,82% территории. По данным Росстата за 2018 год, население Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского федеральных округов сократилось, а население Центрального, Северо-Западного, Южного и Северокавказского федеральных округов увеличилось. Таким образом, концентрация населения в западной части России продолжает расти. Плотность населения европейской части России — 27 чел./км², а азиатской — 3 чел./км². Среди субъектов федерации наибольшая плотность населения зарегистрирована в Москве — более 4626 чел./км², наименьшая — в Чукотском автономном округе — менее 0,07 чел./км².
Городское население — 74 %, сельское — 26 % (2018). По состоянию на 1 января 2017 года 170 городов имели население численностью более 100 тысяч человек. Из них 16 городов имеют население численностью более одного миллиона человек. В 2013 году в России наблюдался первый естественный прирост населения с 1991 года, который составил 22 700 человек. С учётом иммиграции, население выросло на 294 500 человек.
Россия находится в общемировом демографическом тренде глобального старения населения Земли и вызванного им уже в ряде стран, как развитых, так и развивающихся, демографического кризиса. Низкая рождаемость приводит к увеличению доли пожилого населения и уменьшению доли трудоспособного населения, и как следствие — к увеличению доли неработающих (иждивенцев) к доле работающих в России. Так же в связи с глобальным старением населения растёт средний возраст населения регионов нашей страны и изменяется возрастная пирамида.
На формирование и развитие городской инфраструктуры непосредственное влияние также оказывают особенности половозрастного состава населения. Как правило, в крупных городах рождаемость, количество детей дошкольного и школьного возраста, удельный вес женщин, занятых в общественном производстве выше, чем в городах меньших размеров или сельских населенных пунктах. В крупных индустриальных центрах экологическая ситуация хуже, чем в поселениях, имеющих иное функциональное назначение. В таких городах потребность в детских дошкольных учреждениях, школах, учреждениях здравоохранения больше. Эти и другие особенности половозрастного состава населения не могут не отразиться на потребности в тех или иных учреждениях городской инфраструктуры. Его знание и учёт представляется необходимым при регулировании развития городской инфраструктуры любого территориального образования.
Уровень миграции и естественного прироста определяют характер движения населения. Чем выше уровень рождаемости в территориальном образовании, тем выше потребность населения в отдельных видах услуг, например, медицинских, дошкольного воспитания.
Подвижность населения, т. е. перемена места жительства или различные виды поездок, трудовые, бытовые, культурные и прочие, влияет на потребности населения. Как правило, если человек много перемещается по различным территориям, он имеет возможность сравнивать состояние обслуживания в разных населенных пунктах. В результате такого сравнения у человека повышается общий уровень потребностей по сравнению с тем, у кого нет возможности сравнивать.
Таким образом, знание социально-демографических особенностей населения и его расселения в крупнейшем городе в условиях децентрализации управления позволяет местным органам власти и управления повышать комфортность жизни во всех частях города с учётом потребностей и характерных стилей жизни различных социально-демографических групп населения.
Среди социальных факторов и условий необходимо выделить следующие показатели:
1. Социальная структура населения города.
2. Уровень образования населения.
3. Величина свободного времени и структуру его использования.
Особенности социальной структуры населения оказывают влияние на развитие городской инфраструктуры, которое в значительной степени проявляется через потребности населения в услугах. Население в силу исторически сохраняющихся причин (например, таких как различия в содержании и характере труда, образовательном и культурном уровне, величине свободного времени) различаются между социальными группами (рабочими, служащими, интеллигенцией, сельскими жителями).
Образовательный и культурный уровень населения определяет рост потребностей населения в услугах, а значит, и степень развития инфраструктуры. Например, крупный город, должен иметь более мощную сеть объектов инфраструктуры, т. к. с одной стороны, призван воспроизводить трудовые ресурсы более высокого профессионального и культурного уровня. Специалисты высшей квалификации готовятся почти исключительно в крупных городах, где расположено подавляющее большинство высших учебных заведений. Это специфическая функция крупного города. С другой стороны, чем больше доля населения с высоким образовательным и культурным уровнем в его структуре, тем выше потребности в более качественных и разнообразных услугах. Итак, при регулировании развития городской инфраструктуры необходимо учитывать общеобразовательный и культурный уровень населения.
Специфическими особенностями обладает фактор величины свободного времени населения. С одной стороны, он зависит от уровня развития и размещения инфраструктурных объектов, а с другой – сам оказывает влияние на формирование ее сети, особенно социально-духовного назначения (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи), путем расширения потребности в соответствующих услугах.
Современная система расселения развивается под воздействием многочисленных процессов и это повышает значимость влияния социально-демографических особенностей населенных пунктов любого ранга (например, возрастные, профессиональные, национальные особенности). В условиях децентрализации управления знание этих особенностей и умение влиять на них позволяет местным органам власти повышать комфортность жизни населения, а также учитывать потребности жителей и характерные стили жизни различных социально-демографических групп населения.
Градостроительные факторы включают в себя деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительная деятельность направлена на создание градостроительными средствами благоприятных условий для проживания населения, ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущих поколений. К градостроительным факторам можно отнести:
1. характер расселения;
2. транспортную освоенность территории;
3. достигнутый уровень обслуживания населения на конкретной территории.
Характер расселения и транспортная освоенность территории оказывают значительное влияние на территориальную организацию инфраструктуры. Чем дальше друг от друга расположены населенные пункты и чем хуже транспортные связи между ними, тем большей должна быть степень автономности каждого поселения. Как можно большее количество видов услуг необходимо иметь в каждом поселении, а это увеличивает потребности в мощности учреждений инфраструктуры и в численности занятых в этой сфере.
Достигнутый уровень обслуживания сильно влияет на развитие потребностей населения в услугах. Актуальность качества услуг во всех сферах деятельности является очень высокой, так как все стороны жизни современного человека так или иначе связаны с услугами. К торговле услугами относятся предоставление коммунальных благ, связь, банковский бизнес, оптовая и розничная торговля, транспортные перевозки, а также, юридические, медицинские, образовательные услуги. От качества услуг зависит доход государства и прибыль фирм, комфорт, безопасность, и благосостояние потребителей. Качественные услуги привлекают внимание, вызывают желание пользоваться ими, чтобы облегчить жизнь. Постепенно складывающаяся позитивная ситуация в розничной торговле позволяет потребителям сравнить одну услугу с другой, а также подталкивает конкурентов к предоставлению постоянно улучшающихся услуг при обеспечении их качества.
Необходимость достижения качественного уровня обслуживания требует существенной перестройки структуры потребления населения, значительного возрастания доли услуг и сокращения удельного веса материального потребления. Коренным образом нужно улучшить качество и культуру обслуживания, расширить сеть соответствующих предприятий, увеличить объем реализации услуг, внедрить их новые виды и формы.
Приведенные выше факторы и условия действуют во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому необходимо целенаправленно учитывать воздействие экономических, демографических, социальных, исторических и других факторов и условий, ослабляя действие одних, усиливая другие. Тем самым необходимо создавать благоприятную ситуацию для наиболее полного удовлетворения различных потребностей населения, для его нормальной жизнедеятельности. Одним из основных направлений в решении этой важной и сложной задачи должно стать ускоренное развитие городской инфраструктуры на основе многообразия форм собственности, личной инициативы и деловой (предпринимательской) активности населения.
Рассмотренные факторы и условия определяют формирование и развитие городской инфраструктуры, и их учёт в перспективе позволит повысить эффективность функционирования не только самой инфраструктуры, но и всей городской экономики в целом.
К особенностям функционирования городского хозяйства относятся: местный характер, производство специфической продукции, тесная взаимосвязанность друг с другом, значительная зависимость от потребителей, различные возможности вхождения в рыночную среду. Городское хозяйство выполняет важнейшие задачи по обеспечению жизнедеятельности территорий, направлено на удовлетворение социально бытовых потребностей местного населения и территориальных производственных систем, что и определяет местный или территориальный характер. Состав и содержание отраслей городского хозяйства определяются численностью и структурой населения, величиной территории, особенностью природных условий, характером планировки территории и другими местными факторами. Городское хозяйство представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств, что приводит к необходимости их пропорционального развития. Уровень достижения одних отраслей зависит от степени развития других. Так, например, тесно связано функционирование водопровода и водоотведение сточных вод, взаимозависимы транспорт и дорожное хозяйство, строительное и ремонтно-строительное производство, многоэтажные дома и лифтовое хозяйство и т.п. Комплексное развитие городского хозяйства является важным фактором пропорционального и динамичного развития города в целом. Городское хозяйство постоянно взаимодействует с потребителями, т.е. с населением и производством, расположенным на данной территории. Масштабы развития городского хозяйства во многом зависят от численности населения, которая, в свою очередь, является результатом влияния градообразующих факторов, таких, как степень развития промышленности, науки, образования, культуры, туризма, курортно-лечебных функций. Городское хозяйство, в первую очередь, предназначено для удовлетворения разнообразных потребностей населения, проживающего на данной территории, и потому для него характерно приближение к действующей системе расселения. Поэтому на территории города предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства размещаются равномерно, наблюдается широкая разветвленность инженерных сетей, дорожно-транспортных линий, элементов благоустройства города и др. Эта особенность определяет необходимость выделения значительных средств на обеспечение устойчивого функционирования и развития городского хозяйства, т.к. способности концентрации производства здесь сильно ограничены.
Другим крупным потребителем продукции отраслей городского хозяйства является промышленность, как основной элемент градообразующей среды. Промышленность обеспечивает городское хозяйство требуемыми ресурсами, материалами, оснащением и оборудованием, вернее, должна обеспечивать, но на практике степень обеспеченности городских служб и предприятий необходимыми материалами, техникой, машинами, оборудованием до сих пор остается на низком уровне. В свою очередь, городское хозяйство обеспечивает воспроизводство рабочей силы, т.е. поддерживает и восстанавливает способность к труду работников промышленных предприятий, без чего невозможна их производственная деятельность. Кроме того, городские службы снабжают промышленные предприятия, учреждения и организации водой, газом, электроэнергией, обеспечивают работу систем канализации, транспортных линий, уборку дорог. Продукция предприятий и организаций муниципального хозяйства имеет существенные особенности и отличается однородностью внутри каждой отрасли и большим разнообразием между отраслями. Отличительной особенностью продукции отраслей городского хозяйства является преобладание услуг либо продукции, непосредственно связанной с обслуживанием населения. По характеру продукции предприятия и организации городского хозяйства могут быть разделены на несколько групп:
предприятия и организации, производящие материально-вещественную продукцию в сфере местной промышленности; строительной индустрии, ремонтно-строительного, подсобного производств и в других отраслях;
городские службы, обеспечивающие снабжение ресурсами (вода, газ, тепло, электричество и др.);
городские предприятия и организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства, пассажирского транспорта, бытового обслуживания, благоустройства территории и др.
В свою очередь, услуги подразделяются на следующие виды: личные или коммунальные, оказываемые непосредственно населению, и производственные, оказываемые промышленным предприятиям. Услуги, потребляемые населением, должны оплачивать сами потребители, но, как показывает практика, личные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства лишь частично оплачиваются населением, а дотации доходят до 80 – 90 % от затрат на предоставление услуг. Кроме того, существуют и общественные услуги, призванные создать необходимые условия для жизнедеятельности населения и территории в целом; такие услуги оказываются в сфере благоустройства: зеленое хозяйство, дорожномостовое, уборка территории, уличное освещение и некоторые другие. Городское хозяйство может успешно функционировать в условиях рынка, но имеет существенные особенности, накладывающие определенные ограничени?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!