это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2266461
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
Современная предпринимательская деятельность в особых
экономических зонах мировой экономики 4
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Введение
Актуальность темы. В условиях глобализации промышленный капитал приобретает высокомобильный характер, что вынуждает правительства национальных экономик создавать для них привлекательные условия применения путем различных преференций, часто оформляемых в виде различных особых экономических зон (ОЭЗ).
В настоящее время ОЭЗ являются одним из важных, эффективных инструментов привлечения прямых, причем в большей части иностранных, инвестиций на ту или иную территорию определенной страны. Можно также отметить, что на фоне «нормальных» условий деятельности в национальной экономике формат ОЭЗ отличает повышение инновационной и предпринимательской активности предприятий-резидентов.
Предмет исследования - предпринимательская деятельность. Объект исследования – особые экономические зоны мировой экономики.
Цель данной работы – изучить особенности предпринимательской деятельности в рамках современных особых экономических зон мировой экономики. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Определить понятия особой экономической зоны
2. Рассмотреть особенности мировых экономических зон
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.
Теоретическая значимость данной работы состоит в возможности использования полученных результатов при написании научных статей и работ.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Современная предпринимательская деятельность в особых экономических зонах мировой экономикиПоявление и развитие ОЭЗ связано с усилением процессов интеграции и интернационализации в мировой экономике. Экономика любой страны может эффективно функционировать лишь при сочетании самых разнообразных типов организации хозяйственной деятельности, многоукладной структуры и свободы предпринимательской деятельности. Невозможно найти одну универсальную форму, одинаково действенно реализуемую в разных типах и моделях предпринимательства, присущих различным странам.
Поскольку зачастую каждая из СЭЗ обладает своими характерными признаками и особенностями, присущими нескольким разновидностям, оказывается сложно однозначно классифицировать ту или иную из них, однако ряд общих признаков позволяет вывести их ключевые характеристики: это часть национальной территории; предоставление самостоятельности в решении ряда вопросов текущего функционирования в локальных условиях; особый режим управления; льготы и преференции в отношении как неограниченного круга или отдельных предпринимателей-инвесторов; равноправные условия деятельности для иностранных и национальных предпринимателей-инвесторов.
Закон «О промышленной политике в РФ» признает кластеры и промышленные зоны (индустриальные парки) в качестве важных элементов территориального развития промышленности страны, представляющих собой фактически инфраструктуру промышленного производства под управлением специализированной организации на данной локальной территории.
Согласно исследованиям классификацию СЭЗ как особых организационных форм предпринимательской деятельности можно осуществить по четырем основным критериям: по характеру деятельности и функциональному предназначению; степени интегрированности в мировую и национальную экономику, по отраслевому признаку, по характеру собственности (государственная, частная, смешанная).
Большой опыт использования формата ОЭЗ для привлечения инвестиций существует и в РФ. Можно выделить отдельные периоды их действия, и в условиях отсутствия федерального законодательства, и в условиях его появления и совершенствования. История их создания в отечественной практике началась еще в 1989 г.
В то же время в течение почти 15 лет процесс функционирования таких зон регулировался подзаконными нормативными актами и, по сути, сводился к выдаче льгот и привилегий некоторым регионам, исходя их различных политических соображений. Во многом из-за этого данный начальный опыт деятельности ОЭЗ признается неудачным.
Новую жизнь в развитие особых экономических зон вдохнуло принятие закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005, в соответствии с которым разрешалось создание ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственного типа, технико-внедренческого, портового и туристско-рекреационного типа.
В качестве основы для рассмотрения далее будем использовать так называемые технопарки (или технико-внедренческие зоны). С одной стороны, технопарки приобретают сегодня особую актуальность из-за всеобщего увлечения инновационной экономикой.
Отсталость некоторых стран, в том числе России, в технологическом развитии заставляет правительства в большей степени задумываться о стимулировании инновационных процессов, а развитые страны, используя различные методы, пытаются не сдавать позиции технологических лидеров в своих сегментах мирового рынка. С другой стороны, рыночной экономике изначально присуще стремление к инновациям и очень важно понять, почему наиболее активная часть общества – бизнес – не стремится вкладывать средства в научные разработки и приходится прибегать к искусственному стимулированию.
Большие надежды, возлагающиеся на технопарки во всем мире, связаны, во-первых, с огромным значением в современной экономике новых технологий, а во-вторых, и, пожалуй, в первую очередь с выдающимся успехом Силиконовой долины в США. И если на большой роли новых технологии нет смысла ещё раз заострять внимание, то для нашего анализа необходимо сказать несколько слов о развитии технопарков на территории США.
Современная история технопарков началась в 1930-х гг., когда двух студентов Стэнфордского университета Уильяма Хьюлетта и Дэвида Паккарада профессор Ф.У. Терман, вдохновил начать собственное дело, используя их идеи о создании аудиоосциллятора. Это скромное начало впоследствии превратилось в корпорацию Hewlett-Packard Co. А территория, на которой начали работу основатели этой компании, сегодня называют «Силиконовой долиной».
Сегодня Силиконовая долина занимает территорию в 1500 кв. миль с населением в 2,5 млн. человек, а более 40% населения имеют, как минимум, высшее образование (для примера в г. Дубна 11 %).
Главная отличительная черта Силиконовой Долины - сверхконкурентная среда, где работа по семь дней в неделю и по 24 часа в сутки. В Долине все традиционные методы ведения бизнеса перевернуты с ног на голову. Люди работают и конкурируют рядом друг с другом, создавая существенный «синергический» эффект. Огромный приток со всех концов света талантливых специалистов, соотносится с минимальным уровнем безработицы – никто не боится быть уволенным, будучи уверенным, что всегда сможет найти работу.
А наибольшим престижем пользуются сотрудники фирм-новичков, так как мечта создания многомиллиардных компании постоянно подтверждается из года в год. «Силиконовая Долина» загружена компаниями-новичками и бывшими новичками (Intel и Cisco Systems), которые стремительно стали очень большими компаниями, а венчурные компании с удовольствием инвестируют миллиарды в новые или юные предприятия.
Благодаря этому, а также смелости в принятии рисков, выращиванию и развитию смелых идей, скорости, гиперконкуренции, непрерывной и упорной работе «Силиконовая Долина» стала новым мировым стандартом ведения всех видов бизнеса. Относительно мало препятствий в США при создании новых фирм, привлечения частного капитала и выхода на уровень открытой акционерной компании.
А гибкое трудовое законодательство, позволяет привлекать работников, предлагая доли акций, которые в случае успеха, превратятся в высокоценные и востребованные на рынке ценные бумаги. «Силиконовая Долина» росла практически без помощи государства. Крупнейшая попытка помощи нанесла региону вред. Соглашение между США и Японией в 1986 году, установившее «антидемпинговые» ограничения на импорт полупроводников из Японии, затормозило переход «Силиконовой Долины» на программное обеспечение и другие ценные дополнительные продукты и услуги. Можно выделить сразу несколько рецептов успеха.
Во-первых, «Силиконовая Долина» не была заранее запланированным проектом правительства, а появилась спонтанно, в результате усердной работы заинтересованных людей, «предпринимателей-новаторов», а не бюрократов.
Во-вторых, наличие ведущих мировых высших учебных заведении, обеспечили приток высококвалифицированных кадров.
Но, хотя хорошие университеты и необходимы для развития, этого недостаточно. В США не в каждом регионе с сильными научными и инженерными университетами, такие, как Университет Иллинойса в Урбане, есть свои аналоги «Силиконовой Долины».
В-третьих, традиция открытых дверей для иммигрантов привлекало лучшие умы со всего мира. И наконец, либеральное законодательство в США создавало относительно небольшие помехи на пути роста создаваемых фирм. Легкость привлечения инвестиций (так называемые, бизнес-ангелы), отсутствие ограничений на рынке труда и другие особенности экономики, обеспечили благоприятные условия для превращения фирм с 2-3 работниками в крупнейшие корпорации мирового значения, как Hewlett-Packard Co.
Таким образом, единственная роль государства, единственная положительная роль, заключалась в невмешательстве и минимизации барьеров на пути инновационно-активного населения. Выдающийся успех Силиконовой Долины был результатом целеустремленной работы, можно сказать, эгоистичных интересов людей, а не стремлением правительства достичь тех или иных целей, будь то инновационная активность, диверсификация и т.д.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что многие страны завидуют «Силиконовой Долине» возле Сан-Франциско, мировому центру компьютерного, программного и интернет - бизнеса. Но, интересно, что при желании повторить такой успех у себя, правительства других стран не стали использовать опыт США, а решило найти свой путь.
По всей Европе и Азии правительства активно субсидируют создание своих собственных технопарков. Например, щедрая программа субсидий, начатая недавно в Германии и некоторых других странах, отчаянно нуждающихся в более динамичной экономике, сильно отличается от американского подхода.
Субсидии приводят к созданию «безопасных» новых компаний, которые в основном отвечают на запросы бюрократов, а не рынка. Невероятная спонтанность, обретенная «Долиной», не может быть воспроизведена за счет бюрократической поддержки.
Казалось бы, так просто создать благоприятные условия для бизнеса, а уж инновационное развитие не заставит себя долго ждать. Но неспособность многих стран создать такие же удобные условия развития частного предпринимательства на всей своей территории, как это сделано в США, а также отчаянное стремление догнать США тепах инновационного развития, заставляют правительства экспериментировать с особыми экономическими зонами. Возможно, при определенных условиях, такая стратегия может иметь некий успех, как это было в Японии.
Но в долгосрочной перспективе, полумеры требуют постоянного поиска новых решений для новых вызовов, которые без устали ставит современная экономика. А если в России всё же решили идти по этому сложному пути, следует внимательно продумать все возможные методы достижения поставленных целей, и проанализировать все за и против, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
По состоянию 1 января 2019 года в России функционирует 26 ОЭЗ:
10 промышленно-производственных: ОЭЗ ППТ "Алабуга", ОЭЗ ППТ "Липецк", ОЭЗ ППТ "Тольятти", ОЭЗ ППТ "Титановая долина", ОЭЗ ППТ "Моглино", ОЭЗ ППТ " Калуга", ОЭЗ ППТ "Ступино Квадрат", ОЭЗ ППТ "Лотос", ОЭЗ ППТ "Узловая", ОЭЗ ППТ «Центр».
По состоянию на 1 января 2019 года резидентами ОЭЗ ППТ являлись 228 компаний. Резидентами ОЭЗ ППТ накопленным итогом создано 16 390 рабочих мест, осуществлено 240 066,93 млн. рублей инвестиций, объем выручки составил 514 374,02 млн. рублей, уплачено 61 602,65 млн. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
6 технико-внедренческих: ОЭЗ ТВТ "Дубна", ОЭЗ ТВТ "Санкт-Петербург", ОЭЗ ТВТ "Томск", ОЭЗ ТВТ "Технополис "Москва", ОЭЗ ТВТ "Исток", ОЭЗ ТВТ "Иннополис".
По состоянию на 1 января 2019 года резидентами ОЭЗ ТВТ являлись 412 компаний. Резидентами ОЭЗ ТВТ накопленным итогом создано 17 677 рабочих мест, осуществлено 122 697,52 млн. рублей инвестиций, объем выручки составил 198 745,79 млн. рублей, уплачено 34 176,43 млн. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
9 туристско-рекреационных: ОЭЗ ТРТ "Байкальская гавань", ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь", ОЭЗ ТРТ "Завидово", ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала", ОЭЗ ТРТ «Архыз», ОЭЗ ТРТ «Ведучи», ОЭЗ ТРТ «Эльбрус», ОЭЗ ТРТ «Матлас», ОЭЗ ТРТ «Армхи и Цори».
По состоянию на 1 января 2019 года резидентами ОЭЗ ТРТ являлись 73 компании. Резидентами ОЭЗ ТРТ накопленным итогом создано 960 рабочих мест, осуществлено 3 734,09 млн. рублей инвестиций, объем выручки составил 1 132,68 млн. рублей, уплачено 1 908,82 млн. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
1 портовая: ПОЭЗ "Ульяновск". По состоянию на 1 января 2019 года резидентами ПОЭЗ являлись 22 компании. Резидентами ПОЭЗ накопленным итогом создано 444 рабочих места, осуществлено 2 147,64 млн. рублей инвестиций, объем выручки составил 1 697,47 млн. рублей, уплачено 197,42 млн. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
За 14 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 730 резидентов, из которых более 160 компаний с участием иностранного капитала из 38 стран мира. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил порядка 900 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 350 млрд. рублей, было создано более 34 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 56 млрд. рублей налоговых платежей, включая отчисления во внебюджетные фонды, и более 40 млрд рублей таможенных платежей.
Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
Минимальные административные барьеры.
Налоговые льготы и таможенные преференции.
Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
То есть эти зоны охватывают практически все области бизнеса и жизни: от разработки, производства, дистрибуции конечного товара и вплоть до организации отдыха сотрудников. Это действительно комплексная государственная программа по стимулированию роста во всех областях нашей жизни и промышленности.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» был принят в 2005 г., но надо понимать, что для его реализации необходимо подготовить законы на региональных и местных уровнях, и это большая работа, поскольку именно в них прописываются механизмы исполнения федерального закона, без которых никакие практические действия не возможны. Часть документов, которые регламентируют работу зеленоградской ОЭЗ, например, принята только в нынешнем году.
К числу проблем относится и то, что для крупных инвесторов наличие налоговых льгот является важным, но не единственным условием для принятия решения о размещении производства в ОЭЗ.
Достаточно существенными для них являются также наличие дешевых ресурсов либо большого рынка сбыта. Первое условие в настоящее время в отечественной практике является невыполнимым – в мире функционирует большое количество ОЭЗ, особенно в новых индустриальных странах, где ресурсы дешевле.
Второе условие – большой рынок сбыта – также пока не реализовано, поскольку, при низких темпах экономического роста и, соответственно, платежеспособного спроса, российский рынок не представляется привлекательным для крупных иностранных компаний. Нельзя не отметить и еще одну проблему, связанную с текущей экономической ситуацией. Иностранные инвестиции стремятся в регионы, характеризующиеся небольшим риском и экономической и политической стабильностью.
К тому же большая их часть вкладывается крупными транснациональными компаниями. Наличие же санкционных ограничений и продолжающееся их расширение нарушает принцип стабильности и увеличивает риск.
В числе административных проблем можно отметить и не всегда проработанную систему управления ОЭЗ. Как показала практика функционирования более успешных отечественных ОЭЗ, их эффективность в значительной мере определяется уровнем и степенью системности управления ими. Определяющим условием успешного функционирования ОЭЗ является постоянное регулирование и координация их деятельности на федеральных и региональных уровнях, в последнем случае на уровне не ниже губернатора региона.
Требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы функционирования ОЭЗ, регулирующей инвестиционную деятельность иностранных резидентов в форме капиталовложений, распределение регуляторных полномочий между центром и регионами в отношении ОЭЗ, предоставление определенных налоговых и таможенных льгот, гармонизация российских технических стандартов с мировыми, обеспечение транспарентности финансовой и бухгалтерской отчетности предприятий – резидентов разных стран и мн. др.
Таким образом, в настоящее время все ОЭЗ конкурируют друг с другом, при этом преимущество имеют те, кто опираются на более весомую поддержку органов региональной власти в лице губернаторов (глав республик). Поскольку отечественные ОЭЗ не имеют налоговых, ресурсных, рыночных преимуществ в сравнении с ОЭЗ ряда новых индустриальных стран, на федеральном уровне необходимо сформировать комплекс мероприятий по повышению их конкурентоспособности, может быть, даже с учетом ограничения интенсивности конкуренции на внутрироссийском уровне по отдельным видам продукции. Они могут включать в себя как меры по снижению налоговой нагрузки за счет федеральных налогов, так и неналоговые мероприятия, в том числе и поддержку на международном уровне в рамках предусмотренных ВТО правил.
Заключение
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Каждую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40% ниже общероссийских показателей. Поэтому в Федеральном законе «Об особых экономических зонах» представлена система льгот и преференций для инвесторов, а именно:
-особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
-готовая инфраструктура для развития бизнеса;
-выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;
-особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
-особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);
-возможность применения ускоренной амортизации;
-правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).
Российские особые экономические зоны (ОЭЗ) стали развиваться с 2005 года. И за 14 лет в России введено 26 ОЭЗ с привлечением 900 млрд. рублей инвестиций и созданием 34 тыс. рабочих мест. Однако сегодня многие указывают, что они не оправдывают надежд. Им не удалось выйти на те уровни привлечения инвестиций, которые планировались. Сегодня жизнь требует совершенствования нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов.
Список используемой литературыФедеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
Авдеев, А.П. Макроэкономика Учебное пособие. М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2017.- 352 с.
Бобарыкина, Е. Н. Инвестиционный менеджмент. М.:Москва 2017. -657 с.
Борисов, Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2017. -336 с.
Гаджиев, М.М. Экономика. М.: Экономика, 2016. - 360 с.
Гасилов, В.В. Мировая экономика. - ИПЦ ВГУ, 2018. - 248 с.
Глазьев С.Ю. Мировая экономика. – М.:Проспект, 2017. - 60 с.
Грицюк, В.В. Макроэкономика. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2017. - 504 с.
Мировая экономика. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 155 с.
Морошкина М.В., Мяки С.А. Результаты инвестиционного развития регионов на территориях, которых функционируют технико-внедренческие особые экономические зоны // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – С. 239-252.
Карзаева Н.Н. Основы инвестиционного развития: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 275 с.
Кошкин, В.И. Мировая экономика. - М.: Экономика, 2018.- 443 с.
Отчет Министерства экономического развития Российской Федерации «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам – 2019»// Официальный сайт. – 2019. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/. (Дата обращения: 11.03.2020)
Сюзанна А. Фрик ,Андрес Родригес-Поз, Майкл Д. Вонг На пути к экономически динамичным особым экономическим зонам в развивающихся странах. – 2018. – Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00130095.2018.1467732?scroll=top&needAccess=true (Дата обращения: 12.03.2020)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!