это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2279440
Ознакомительный фрагмент работы:
Авторы в своей статье раскрывают проблемы формирования лингвистического компонента в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно авторами рассматривается личностно ориентированный подход в обучении: учет различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга, позволяющий определить особенности сенсорного восприятия учащимися учебного материала.
По исследованиям авторов, лингвистический компонент в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связан не только с овладением основными языковыми единицами и правилами их употребления, но и с формированием способности использовать устную и письменную форму речи для решения соответствующих жизненных задач.
Под лингвистическим компонентом понимается конкретный языковой и речевой материал: единицы разных языковых уровней (фонетического, лексического, грамматического) и речевые высказывания, которые обусловлены лексической темой и речевой ситуацией. Однако главным объектом изучения в образовательных учреждениях, реализующих АООП образования лиц с ОВЗ, остается слово, поскольку оно является основной единицей языка. На словарном материале изучается фонетический состав лексемы и его слоговая структур, а при анализе классов лексем различных частей речи усваиваются грамматические категории и нормы словоизменения.
Авторы указывают, что современная дидактика в рамках формирования лингвистического компонента большое значение придает орфографической грамотности обучающихся, которая является важной предпосылкой развития языковой личности и лингвистической культуры. Авторами делаются выводы о важности определения у обучающихся модальностных характеристик, которые могут быть положены в основу формирования у них орфографической грамотности.
Орфографическая грамотность помогает в усвоении школьных дисциплин и влияет на социализацию. Однако формирование орфографической грамотности всегда является проблематичным, особенно в обучении детей с ОВЗ.
В коррекционной методике существует хорошо разработанная и во многом алгоритмизированная система формирования орфографических навыков. Используемые в ней методы и приемы (орфографическое проговаривание со списыванием и без него, зрительно-предупредительные диктанты, условно-графические схемы, подчеркивания и выделения, таблицы «дежурных» слов, письмо по памяти и т. д.) можно модифицировать с учетом личностно ориентированного подхода.
Авторами приводятся типы упражнений со словарными словами, помогающие сформировать и закрепить слуховой, зрительный и кинестетический образы слова у детей с разными модальностными характеристиками.
Определяется важность лексических упражнений в системе орфографической работы, значимость изучения синтагматических связей словарного слова в связи с развитием словаря, грамматических умений, связности речи и орфографической грамотности. В связи с этим предлагаются комплексные задания, при выполнении которых внимание обучающихся одновременно направлено на усвоение орфографии, на правильное произношение, на образование грамматических форм слов, на активизацию словаря и на развитие связной речи.
По мнению авторов, работа над словарными словами должна осуществляться в нескольких направлениях: лексическая работа (обогащение, уточнение и активизация словаря); работа над морфемной структурой и словообразованием слова; грамматическая работа, включающая изучение морфологических особенностей и синтаксических возможностей словарных слов; собственно орфографическая работа, сочетающая развитие навыка фонетически правильного письма и формирование навыка письма по правилу. С опорой на эти направления учителя-практики каждое словарное слово, представленное в учебнике, предлагают рассматривать в разных аспектах.
Словарная статья для каждой лексемы содержит общую грамматическую характеристику словарного слова, его лексическое значение, перечень однокоренных слов, словосочетания и предложения с данным словом, а также этимологию слова. Подобное представление словарных слов поможет организовать орфографическую работу с учетом личностно ориентированных характеристик обучающихся с ОВЗ. Опорой для выполнения могут послужить словарные статьи в рабочих тетрадях.
По мнению авторов, лексическим упражнениям в системе орфографической работы следует отводить особое место. Сначала необходимо раскрыть предметную и понятийную отнесенность слова, так как слово является одновременно и единицей речи, и единицей мышления. Ознакомление с предметной отнесенностью слова может проходить через включение слова в контекст или использование наглядности. Более сложным путем идет формирование понятийной отнесенности слова, которое предполагает внутреннее отделение слова от предмета. На этом этапе у обучающихся с ОВЗ необходимо сформировать следующие умения: устанавливать значение слова (семасиологический подход) и узнавать слово по толкованию лексического значения (ономасиологический подход).
На материале словарных слов проводятся наблюдения над синонимами, антонимами и омонимами, многозначностью, прямыми и переносными значениями. Обучающимся предлагают найти изучаемые слова в тексте, выявить их значение, составить с ними синтаксические единицы (словосочетания и предложения разных типов), пояснить необходимость использования данной лексемы в определенном контексте. Изучение словарных слов тесно связано с лексическими (лексико-грамматическими) упражнениями, в которых необходимо объяснить значение слова (прямое или переносное), определить многозначность и стилистические оттенки значений лексемы в синонимическом ряду, самостоятельно включить слово в словосочетание, предложение или текст.
При формировании лингвистического компонента в обучении лиц с ОВЗ необходимо учитывать системные отношения лексемы с другими языковыми единицами. В целях формирования языковых и речевых навыков и умений целесообразно проводить специальные наблюдения над синтагматическими и парадигматическими связями данного слова: выстраивать синонимические ряды с изучаемым словом и выделять синонимическую доминанту, подбирать к нему антонимы с учетом многозначности, объединять лексемы в тематические группы.
Определение синтагматических связей изучаемого слова с орфограммой развивает у обучающихся умения включать его (иногда и путем лексических замен) в контексты разных уровней: словосочетание, предложение, текст. При этом необходимо наглядно показывать обучающимся различия в лексической и синтаксической сочетаемости слова.
Под лексической сочетаемостью понимается способность одного слова употребляться рядом с другим в определенном речевом отрезке. Синтаксическая сочетаемость — способность лексемы вступать в разные грамматические связи с другими словами с учетом отнесенности ее к определенной части речи или лексико-грамматическому разряду.
Важно также помнить о валентности слова, способности его присоединять зависимые слова в конкретных грамматических формах, без которых его использование в речи является неполным. Знания о валентности слов формируют не только языковые, но и речевые навыки и умения.
Особое внимание в формировании лингвистического компонента следует уделять заданиям комплексного характера, в которых внимание обучающихся направлено не только на усвоение правил орфографии, но и на орфоэпию, образование и употребление грамматических форм, активизацию лексики и развитие диалогической и монологической форм речи. К таким можно отнести следующие задания:
-работа со словарями (орфографическим и толковым);
-подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов;
- этимологический анализ, который обеспечивает осмысленность и повышает правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний; этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, обращение к истории слова в некоторых случаях позволяет мотивировать его современное правописание;
-различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений и художественных текстов, разгадывание и составление несложных кроссвордов;
-составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а из группы слов — небольших текстов.
Целенаправленная работа с языковыми единицами в разных аспектах (лексическом, грамматическом, орфографическом) признается важнейшим направлением коррекции не только речевого, но и психического развития учащихся. Совершенствование лексической стороны речи и орфографической грамотности во многом помогает преодолеть проблемы в социальной адаптации и развитии познавательной деятельности, создает основу для коммуникации детей с ОВЗ.
По моему мнению, данная статья имеет большое практическое значение при формировании орфографической грамотности детей с ОВЗ. В статье приводятся различные виды упражнений по усвоению орфографии, орфоэпии и лексики. Данные упражнения легко применимы на практике учителем. Опора на слуховой, зрительный и кинестетический образы слова в сочетании с традиционными методами и приемами, на взгляд авторов, будут способствовать реализации личностно ориентированного подхода в формировании лингвистического компонента в образовании обучающихся с ОВЗ.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!