это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2283450
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Глава 1. Информационные технологии в образовании
Анализ понятия «информационные технологии» в образовании
Классификация информационных технологий
Требования, предъявляемые к информационным технологиям обучения
Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин
Глава 2. Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки
2.1 Понятие «информационная культура личности»
2.2 Формирование информационной культуры студента
2.3 Использование интерактивных методов обучения в преподавании философии.
Глава 3. Использование современных информационных технологий в преподавании философии
3.1 Образовательный процесс и его связь с информационными технологиями
3.2 Виртуальные платформы. Инструментальная среда LMS Moodle3.3 Примеры продуктивного использования ресурсов LMS Moodle при обучении философии
Заключение
Источники
Приложения
Введение
Компьютерами в аудиториях сегодня уже никого не удивишь. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, которое подталкивается техническим прогрессом, и приводит к тому, что растет нагрузка на студентов, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации.
Чем же может помочь преподавателю гуманитарных дисциплин компьютерное оснащение? Прежде всего, это дополнительная возможность оживить занятие, вызвать у студентов интерес к изучаемому предмету. По мнению исследователей, люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.
В настоящее время при минимальной оснащенности аудиторий довольно сложно удерживать постоянный интерес студентов на занятии, тем более, если рассматривать такие сложные дисциплины как философия. Часто, оборудованием на занятии являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ.
Разумеется, эти новации требуют изменения технологии преподавания и творчества от самого педагога.
На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры, ноутбуки, электронные учебники.
Актуальность применения информационных технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих студентов. Они нередко воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала студентами.
Считаю, что в преподавании философии, при объяснении отдельных тем нужно использовать и видео материал, и презентации, и обучающие программы. Использование электронных учебников тоже помогает более наглядно и демонстративно представить учебный материал, но, к сожалению, они есть не у всех. Электронные учебники – мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объем изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и освоение материала.
Для успешного освоения материала необходим постоянный контроль знаний студентов. Информационные технологии дают возможность применять различные формы контроля – интерактивное и бланковое тестирование, индивидуальное собеседование, контрольные и зачетные работы; по итогам семестра можно проводить предварительное тестирование и разно-уровневые контрольные работы. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целью тестирования является проверка усвоения нового материала, базового уровня. Интерактивное тестирование более привлекательно для студентов, чем бланковое: результат они видят сразу. Студент видит объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться. Результаты опроса и тестирования позволяют судить об эффективности, используемых на занятиях, методах.
Целью данной работы является: выявление педагогических условий формирования информационной культуры для студентов гуманитарных направлений подготовки средствами информационных технологий.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать информационные технологии, используемые в области образования, в частности гуманитарного, и определить существенные характеристики и специфику их применения.
2. Проанализировать понятия информационной культуры и информационной грамотности студентов – гуманитариев в процессе профессиональной подготовки.
3. Рассмотреть условия работы с информационными технологиями как один из видов учебной работы, и их применение в образовательном процессе с целью повышения эффективности обучения.
Глава 1. Информационные технологии в образовании
Анализ понятия «информационные технологии» в образовании
Информационные технологии (ИТ) обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Целью ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя. Методами ИТ являются методы обработки данных. В качестве средств ИТ выступают математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др. средства.
Информационные технологии разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью.
1) К первой группе принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых. 1
2) Вторая группа содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее:
- технологии с избирательной интерактивностью
- технологии с полной интерактивностью.
Башмакова, Н. И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXI веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ / Н.И. Башмакова // Высшее образование сегодня. - 2007. - №1. - С. 28 - 30.
1.2 Классификация информационных технологий
Информационные технологии следует классифицировать, прежде всего, по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п. По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии.
В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно различают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.
В обучении, информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.5
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электронно-технические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным - экраны и проигрыватели лазерных дисков.5 - Волынкина, М. В. О месте инноваций в образовании / М.В. Волынкина // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. - Выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:
- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
- мультимедиа технологии;
- технологии дистанционного обучения.
- компьютерные ИТ предъявления информации
Современные средства компьютерной техники можно классифицировать как:
Персональные компьютеры - это вычислительные системы с ресурсами, полностью направленными на обеспечение деятельности одного пользователя. Это наиболее многочисленный класс вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры (PC) и совместимые с ними компьютеры. Интенсивное развитие современных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980-х гг. персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя функциональные возможности.
Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность большого количества интеллектуальных работников в какой-либо организации, проекте при использовании единых информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединено большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяемых к центральному блоку корпоративного компьютера, могут выступать и персональные компьютеры.
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.
В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.
Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.
Технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.
Виртуальная реальность (от англ. virtual reality - возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.
Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению. 5
Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.
5 - Волынкина, М. В. О месте инноваций в образовании / М.В. Волынкина // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. - Выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
Требования, предъявляемые к информационным технологиям обучения
Следует выделить основные дидактические требования, предъявляемые к ИТО, с целью повышения эффективности ее применения в образовательном процессе.
К ним относятся:
- мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
- четкое определение роли, места, назначения и времени использования компьютерных технологий;
- ведущая роль педагога в проведении занятий;
- тесная взаимосвязь конкретной компьютерной технологии с другими видами применяемых ТСО;
- введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;
- соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
- учет того, что введение в комплект учебных средств компьютерных технологий требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;
- обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
- обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и другие. 8
Современный период развития цивилизованного общества характеризуется процессом информатизации, одним из приоритетных направлений которого является информатизация образования. Существенным компонентом процессов информатизации является разработка и использование педагогических программных средств, базирующихся на различных информационных технологиях.
- Никитаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высшее образование в России. — 2016. — № 2. — С. 153.
В последнее время одним из актуальных становится направление, базирующееся на использовании в педагогических программных средствах компьютерных сетей.
Применение компьютерных сетей в процессе обучения различным учебным дисциплинам требует от преподавателя знаний как в области подготовки сценария учебного курса с учетом возможностей инструментальных средств разработки программ, так и знаний в области методики преподавания конкретной дисциплины. Это объясняется широкими возможностями применения компьютерных коммуникаций и сетей в практической деятельности.
Информационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин
Возрастание роли информационных технологий сегодня привычное явление. Компьютер стал неотъемлемой составляющей нашей жизни и трудно себе представить современного человека без его использования. Вполне логично, что компьютеризация образования– реальность сегодняшнего дня. С 60-х годов достаточно много написано трудов, посвященных анализу информационного общества, основными характеристиками которого являются тиражирование интеллектуального продукта не только посредством печатных изданий, но и через научные конференции, симпозиумы, лекции, семинары и, конечно, Интернет. В современном обществе умение добывать информацию имеет не меньшую, а часто, и большую ценность, чем знание о ком-то или о чем-то.
Необходимо признать, что студент 2012 года отличается от студента 90-х. Это отличие состоит в том, как он воспринимает знание, как добывает информацию и как ее обрабатывает. Для многих Интернет является первоисточником, а иногда, и единственным источником информации, которому доверяют. Идолопоклонничество Интернету заметно во время проведения занятий. Возможно, это объясняется недостатком электронных библиотек, отсутствием навыков работы с учебной литературой, экономией времени и т.д. При этом не перестает удивлять некритичность восприятия материала.
Сегодня перед педагогами стоит двойная задача: вернуть интерес аудитории к знаниям, а также найти более приемлемый формат их подачи. Найти привлекательные образы подачи материала — важнейшая задача. Необходима обратная связь, визуальная, эмоциональная реакция, создающая условия для заинтересованной, комфортной работы.
Однако практика показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе сопряжено как с позитивными результатами, так и с негативными. С одной стороны, визуальная коммуникация лучше воспринимается и лучше запоминается. С этой точки зрения перевод текстов лекций в электронный формат, предоставляет дополнительную возможность обращения к учебному материалу, что позитивно сказывается на учебном процессе. Но, подача лекционного материала в виде слайдов вызывает вопросы. Формулировка некоторых теоретических положений в формате тезисов, определение категорий неплохо воспринимаются студентами, особенно технических факультетов, для которых структурирование материала в гуманитарных предметах имеет важное вспомогательное значение. Студенты гуманитарных факультетов воспринимают подачу теоретического материала в сжатой форме несколько хуже (тезисов, таблиц). При этом и те и другие, сосредотачиваясь на необходимости списать предложенный на экране материал, практически не слышат объяснения, связанные с его раскрытием. 4
В гуманитарных науках раскрытие связей, в том числе и латентных, соблюдение логики изложения, хронологии событий, влияния объективных и субъективных факторов, эмоциональность и убедительность в подаче материала имеет важное значение.
4 - Волкова Е.Г. О возможных дидактических подходах к повышению качества преподавания философии в высшем учебном заведении // Наука и школа. - 2015. - № 4. - С. 64-69.
Иногда, чтобы понять значимость той или иной теории необходимо не только изложить ее смысл, но и сопоставить ее с другими концепциями, напомнив их содержание, сопроводив его комментариями.
Очень часто необходим анализ методологических оснований классических теорий развития общества и современных модернизационных концепций. Не представляется возможным ограничиться простым перечислением атрибутов той или иной модели общественного развития, а необходимо раскрытие содержания каждой характеристики. И в этом контексте, электронное сопровождение лекционного материала отвлекает внимание студентов, что незамедлительно сказывается на качестве его усвоения.
Вызывает многочисленные нарекания педагогического сообщества и использование информационных технологий при проверке знаний студентов, а именно ставшее незаслуженно популярным интернет-тестирование. Специфика гуманитарных наук, как уже было сказано выше, заключается в наличии многообразных научных направлений и школ, а, следовательно, разных подходов к рассмотрению одних и тех же феноменов. Авторы, являясь представителями разных научных направлений, дают собственные определения основных категорий, которыми оперирует та или иная гуманитарная наука. Изложить все подходы за короткий временной интервал на занятиях не представляется возможным. Как, правило, предлагаемые тесты содержат такие недостатки как некорректная формулировка вопросов или вопросы, основанные на воспроизводстве материалов конкретного учебного пособия. 4
Являются ли эти результаты объективным показателем знаний, полученных студентом по данной дисциплине сказать трудно.
4 - Волкова Е.Г. О возможных дидактических подходах к повышению качества преподавания философии в высшем учебном заведении // Наука и школа. - 2015. - № 4. - С. 64-69.
С одной стороны, тест является специфичной формой проверки знаний и, как любой метод сбора информации, имеет свои достоинства и недостатки, с другой стороны, помимо знания категорий, теорий и т.д., подобные тесты требуют демонстрации от студента и аналитических способностей, которые являются индивидуальными особенностями каждого. 10
К тому же, теряется механизм воздействия преподавателя на результат зачета или экзамена. Студент, пропустивший большинство занятий, не работающий на семинарах, не получивший зачетной оценки по контрольным работам, проводившимся в течение семестра, приравнивается к студентам, активно работавшим. Это, безусловно, сказывается негативно на мотивации студентов, создавая иллюзию, что достаточно прийти на тестирование, чтобы получить автоматический зачет. При этом, роль преподавателя, работавшего в течение семестра в группе, нивелируется, что также негативно сказывается на учебном процессе.
Полагается, что вполне целесообразно было бы, принимая во внимание специфику преподавания предметов гуманитарного цикла, разработать дополнительные критерии выставления зачетной оценки, учитывающие мнение преподавателя по данной дисциплине.
Таким образом, процесс преподавания гуманитарных дисциплин имеет свою особенность, что накладывает отпечаток на возможность и необходимость применения в образовательном процессе информационных технологий.
10 - Николаев, В. Н. Управление качеством образования в высшем учебном заведении / В.Н. Николаев, Ю.П. Леванов, Е.Р. Борисова, Е.В. Красильникова // Чебоксары: Руссика, 2003. - 203 с.
Глава 2. Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки
2.1 Понятие «информационная культура личности»
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал. Однако, в условиях колоссальных объемов информации, всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.
Всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления.
Одной из составляющих общей культуры человека является информационная культура - совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет успешность их информационной подготовки.
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав такой компонент, как информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.
Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества. 6
Давая знания об информационных процессах и обучая использованию информационных технологий, педагоги ставят своей целью формирование у студентов ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.
2.2 Формирование информационной культуры студента
В понятие информационной культуры входит:
* понимание закономерностей информационных процессов;
* умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;
* умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;
* умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;
* умение применять полученную информацию для принятия решений;
6 - Гусев Д.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - № 4 (7)
При формировании информационной культуры педагог должен ставить перед собой следующие цели:
подготовка студентов к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды;
развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.
Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.
Эти компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:
уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.
Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию – это цели для педагога по усвоению основных правил работы с информационными технологиями в процес се образовательной деятельности.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:
развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных предметах;
подготовка студентов к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
Таким образом, у студентов нужно формировать не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся. 7
Бесспорно, информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений:
во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.;
7 - Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Наука и школа. - 2014. - № 5
во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем;
в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Понятие «информационная грамотность» часто используется в зарубежной практике. Информационную грамотность определяют как способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности. Согласно исследованиям владение информационной грамотностью предусматривает:
осознание потребности в актуальной и значимой информации;
умение находить источники информации, используя наиболее эффективные стратегии поиска;
умения критически и компетентно оценивать информацию, отличать факты от мнений;
умение творчески оценивать найденную информацию;
умение применять полученные навыки по поиску информации в личных целях и в профессиональной деятельности;
осознание значения информации в развитии демократического общества;
знание и соблюдение этических норм в области информационных технологий;
умение сотрудничать в поиске и использовании информации, умение делиться результатами своей деятельности.
Формирование информационной культуры студентов – одна из важнейших задач любого учебного учреждения. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших и средних учебных заведений.
2.3 Использование интерактивных методов обучения в преподавании философии.
Сегодня развитие информационных технологий дающих возможность работать с гипертекстами, предполагает уход от стиля преподавания, где преподаватель является транслятором информации, а студент выступает в роли пассивного реципиента. Интерактивность стала частью обыденной жизни, а потому интерактивность образовательного процесса становится нормой. Сегодня любой студент с помощью планшета или какого-то другого устройства, может пересказать преподавателю содержание лекции под определенным порядковым номером. Задача преподавателя заключается в формировании умения осмыслять полученную информационную единицу.
Каким образом при обучении учебным дисциплинам социально-гуманитарного цикла создать обучающую систему, где каждый элемент вовлечен в информационный обмен? Безусловно, при изучении философии данная система образовывается в ходе диалогового обучения. Сложно представить себе изучение философии без диалога, здесь можно апеллировать к Сократу, чей метод философствования преподает нам образец античного интерактивного обучения. Преподаватель с необходимостью должен брать на себя функцию медиатора, при этом, он часто вынужден находиться между студентом и технологией, поставляющей ему информационный продукт.
Современные технологии дают возможность без особого труда обращаться к различным источникам информации, быть в курсе множества теорий и гипотез, обращаться к текстам. Студент предлагает свою цитату или текст, или оценку, группа студентов ищет корреляцию высказанной доксы, затем еще одну и еще, и еще. Важно понимать, что обмен информацией между преподавателем и студентом, студентом и студентом, не является самоцелью. Главной задачей преподавателя, является организация такого процесса обучения, в котором элементы интерактивной системы обмениваются информацией и создают предпосылки для рефлексии, ведущей к созданию когнитивного поля самостоятельного мировоззренческого и морального выбора. 14
При преподавании философии студентам гуманитарных направлений необходимо учитывать изначально слабую заинтересованность, поскольку очевидного отношения к их будущей профессии, философия не имеет. Поэтому, особенно важно, привлечь наиболее эффективные механизмы эмоционального включения студентов в предмет.
Заинтересованность это эмоциональная реакция на предмет, которая выражается в стремление узнать больше, постичь его глубже, т.е. обеспечивает
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!