это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2284769
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного возраста у детей начинается формирование психики. Это важный период в жизни человека, поскольку, как считается, в раннем детстве закладываются основы для психологии ребенка, формируется мировоззрение, способности общаться и т. д. Находясь в культурной среде с малых лет под руководством педагогов, ребенок воспринимает мир в многогранных связях и зависимостях, осваивая его духовно-нравственные и эстетические характеристики, у него формируется «целостная картина мира». Поэтому, от педагога зависит очень многое: прежде всего, создание и поддержка необходимых условий в детском дошкольном учреждении для нормального развития ребенка. Одной из составляющих идей нормального развития ребенка является его социализация — процесс поиска ребенком своего места в обществе, с учетом своих возможностей и особенностей. Для этого, от педагога требуется понимать все аспекты процесса социализации детей дошкольного возраста.
В работе рассмотрены задачи социализации в деятельности воспитателя детского сада.
Задачи социализации в деятельности воспитателя детского садаОсновная задача (цель) воспитателя детского сада — предоставить ребенку возможность своевременно, полноценно и гармонично развиваться по всем направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, что подчеркивается в современных нормативных документах дошкольного образования [3]. Например, в Федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию выделена образовательная область «Социализация» как особая область, одна из важнейших сфер развития ребенка [1]. В данном случае именно она представляет собой образовательный контекст, интегрируя и синтезируя содержание остальных образовательных областей, осуществляя функцию социализации, как управляемого процесса воспитания детей [4]. Исходя от нее, определяются и основные задачи социализации в деятельности воспитателя детского сада.
Как правило, задачи педагогики являются частными подходами к воспитанию, по сравнению с целями. Поскольку основная цель педагогики означает создание и поддержание условий для развития ребенка, то задачи определяются как меры, принимаемые педагогом, для выполнения цели. Соответственно, таких задач будет большое множество, в зависимости от направления деятельности (разработка теоретических материалов, методик, организация занятий и т. д.). В контексте социализации круг задач сужается, и определяется границами, которые включат в себя только ту деятельность педагога, которая ведет к цели эффективной социализации. Критерием ее эффективности является оценка педагогом и ребенком своих успехов в этом направлении. Например, оценка может проводиться по системе критериев, составленных лично педагогом (в рамках своих программ, особенно специфических), либо, по уже заранее составленным критериям внутри педагогических методик.
По аналогии с общими педагогическими задачами, для задач социализации можно выделить конкретные направления, по которым эти задачи буду составляться:
Создание теоретических аспектов в изучении проблемы социализации
Например, составляются методики, анализируется имеющийся личный или научный опыт в этом вопросе, учитываются критерии и их взаимозависимость (влияние возраста на социализацию, в каком возрасте, условиях и обстоятельства она проходит лучше всего — здесь ориентация будет на индивидуальный подход).
Определение возможностей
Зависит от материально-технического обеспечения дошкольного учреждения, семьи ребенка, личностных наклонностей ребенка (некоторые дети более склонны к общению и социализации соответственно, а некоторые наоборот).
Прогнозирование событий
Педагог должен уметь прогнозировать результаты своих профессиональных действий, подобно умелому маркетологу. То есть, требуется мыслить широко — учитывать и сопоставлять критерии социализации с тенденциями в жизни, в масштабе страны и на глобальном уровне. Необходимо определять, какие навыки ребенку помогут в жизни через несколько лет, в условиях изменений экономики, политической обстановки (возможной), научно-технического прогресса, следить за модными трендами в развитых странах, при необходимости, ориентироваться на самые новые и проверенные педагогические подходы. Как правило, последние уже заранее составляются с учетом возможных изменений в обществе будущего. Здесь сразу можно выделить конкретные задачи на примере данных явлений. Все задачи социализации будут направлены на гуманистическое развитие, воспитание толерантности в обществе и в условиях межкультурной коммуникации, на приобщение к достижениям научно-технического прогресса и создание условий для того, чтобы каждый ребенок сформировал правильное (подходящее ему с учетом его особенностей личности) отношение. Следует дистанцироваться от привития детям того или иного отношения к подобным явлениям современной и будущей жизни, поскольку это примет характер пропаганды, и полностью уничтожит в ребенке критическое мышление, что приведет к возможным психическим проблемам и асоциальности.
Создание условий
Условия создаются педагогом, и зависят от его подходов к решению цели своей педагогической деятельности. В условия входит следующий перечень:
Обеспечение личной заинтересованности ребенка в деятельности, формирование стремления к ней;
Осознание ребенком социальной значимости результатов своей деятельности;
Обращение к прошлому опыту, когда ребенку необходимо воспроизвести ту или иную жизненную ситуацию с опорой на впечатления повседневной жизни;
Активизация детской деятельности на основе ее планирования;
Привлечение детей к обсуждению различных вариантов участия в деятельности;
Развитие навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности;
Формирование у детей потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи и т. д.
Таким образом, задачи социализации в деятельности воспитателя детского сада будут следующими:
Формирование у ребенка адаптационных механизмов к социуму, способности к эффективному выполнению заданных социальных ролей.
Обеспечение повседневной эффективности ребенка во взаимодействии со своим окружением, формирование отношения к другому человеку как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.
Формирование способности понимать взрослого, сверстника, их особенности, интересы, потребности; замечать изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.
Развитие способности ребенка к эффективному и адекватному решению различных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом, с которыми он сталкивается; осуществлять правильный выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Приучение к анализу своих собственных действий, поведения.
Формирование умения использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы в соответствии с поставленной целью.
Воспитание у ребенка самосознания, способности к самоопределению в социуме.
Целью процесса социализации дошкольника является организация пространства его личной жизни и социальной жизни во внешней среде, обеспечивающая развитие свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление. То есть, необходимо создавать условия, в которых ребенок может адекватно совместить свою жизнь с требованиями пребывания в обществе, с правилами поведения, не подавляя в себе никаких личностных потребностей и стремлений.
Достижение цели социализации осуществляется в рамках ее структурных компонентов: коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного.
Коммуникативный компонент предполагает овладение детьми невербальными и вербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками, позволяющее строить отношения, обеспечивающее самореализацию в деятельности.
Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов, ориентированных на усвоение норм социальных отношений соответственно возрасту детей.
Поведенческий компонент предполагает формирование навыков свободного выбора адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения: от навыков гигиены, бытового поведения до социальных умений, проявляемых в игре, продуктивных и других видах деятельности.
Ценностный компонент представляет собой ценностные ориентации, которые определяет избирательное отношение ребенка к ценностям общества в соответствии с его возрастными особенностями.
Основным результатом эффективной социализации является адаптированность ребенка к социальной среде, успешная интеграция в жизни общества [2].
Критериями и показателями сформированности социализации являются:
Отношение ребенка к обществу социально-значимой деятельности;
Степень активности жизненной позиции;
Направленность личности на предмет социальных отношений;
Степень сформированности социального опыта [5].
Соответственно, данные критерии служат и оценкой эффективной работы педагога, его способностей выполнять задачи по созданию в дошкольном учреждении условий для эффективной социализации ребенка.
Заключение. Задачи социализации в деятельности воспитателя детского сада зависят от поставленной цели. Эти цели в данном случае предполагают формирование условий, в которых ребенок будет иметь возможность адаптироваться в общество, с учетом своих индивидуальных особенностей и возможностей. Задачи социализации должны способствовать достижению данной цели, в зависимости от направления дошкольной педагогики (игры, совместные занятия, экскурсии и т. д.).
Основные задачи социализации — формирование представлений о нормах поведения в конкретном обществе, предоставление базовых представлений о мире с учетом будущих изменений, объяснение закономерности основных жизненных явлений (естественных и искусственных). Эти задачи направлены на формирование у ребенка собственного мнения, укрепления своей точки зрения, развитие уверенности в себе и умений общаться с другими людьми, в зависимости от сопоставления своего характера и мотивов (характеров) отдельных людей.
Список использованных источников: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655). [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/197482/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Камышова Е.Г., Боровая Н.П. Социализация дошкольников в условиях ДОУ // Е.Г. Камышова, Н.П. Боровая. – Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. [Электронный ресурс] – URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/03/13/kamyshova_borovaya.pdf
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений // С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – С. 416
Скобелева А. Дошкольное образовательное учреждение как центр социализации личности воспитанника // А. Скобелева. – Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dou-kak-tsentr-sotsializatsii-lichnosti-vospitannika
Сущность и содержание социализации дошкольников. [Электронный ресурс] – URL: http://raguda.ru/ou/socializacija-doshkolnikov.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!