это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2287660
Ознакомительный фрагмент работы:
В современной культурологи огромное место отводится изучению такого явления как массовая культура. Имея более чем столетнюю историю, данная форма стала источником самых различных направлений в искусстве, одним из которых является течение поп-арт. Поп-арт в переводе с английского «pop art» (сокращение от popular art)– это популярное, общедоступное искусство. Исходя из данного определения вопрос об актуальности поп-арта, казалось бы, не стоит: современное общество является обществом массового потребления, а значит, подобный вид искусства имманентно ему присущ. Однако, сегодня мир развивается и меняется со стремительной быстротой, у него появляются абсолютно новые черты и новая философия. Может ли в таком мире оставаться актуальным направление искусства, появившееся более полувека назад? Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть историю появления стиля и его сущность.
Массовая культура - это целый сложный социальный феномен, характеризующий культуру XX столетия, который представляет собой особый тип производства и потребления культурных ценностей в массовом обществе.
Экономической предпосылкой его появления стала индустриализация (переход к машинному производству). Само по себе машинное производство предполагает стандартизацию, которая в итоге касается не только оборудования и технологий, но и духовной культуры. Оно создало массовое производство, а значит и массовое потребление. Рынок при помощи индустриального производства отвечает на этот спрос предложением типового, массового культурного продукта: книг, фильмов, музыки и пр. Переход от традиционного общества к индустриальному значительно ослабил связи между людьми, и именно средства массовой коммуникации создают замену утраченным связям. Немало этому способствовала урбанизация- процесс сосредоточения жизни и населения в городах. Именно поэтика современного города вдохновила на работу первых представителей поп-арта.
Продукт массовой культуры - это, прежде всего товар для массовой продажи, а поэтому он должен быть демократичным, т. е. нравиться большинству очень разных людей. Поэтому производители подобной продукции ориентируются на главные человеческие эмоции и чувства (любовь, страх и пр.). Занимательность и пассивность восприятия- одни из главных характеристик продукта массового искусства. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требуют от потребителя интеллектуальных усилий для своего восприятия. Еще больше усилилась данная черта с развитием визуальных жанров (кино, телевидение), поскольку экранное восприятие не требует от человека работы фантазии, домысливания. Массовая культура достигла высокого уровня развития к моменту появления поп-арта, однако никак не рассматривалась в качестве истинного искусства.
Поп-арт как направление возник и развивался в 1950-1960-х годах. Возник он примерно одновременно в Англии и США, где и получил наибольшее распространение. Поп-арт, прежде всего, возник как противовес господствующему в то время абстрактному экспрессионизму. Художники, работающие в стиле абстрактного экспрессионизма, намеренно игнорировали реальный мир массовой культуры, делая акцент на выражении индивидуального подсознания, рисуя штрихи, капли и иные негеометрические и беспредметные формы. Они были представителями антипода массовой культуры - культуры элитарной - высокой, сохраняющей субъективные особенности сознания. Теоретики поп-арта начали критиковать концепции элитарного искусства и обосновывать нежизнеспособность его в современных условиях.
Как современная реклама ярко и навязчиво пропагандирует определенные товары, так и поп-арта избирает сюжетами своих картин вполне обыденные бытовые, но «модные» вещи: машины, холодильники, мороженое, супы и пр. Они утверждают, что каждый предмет в определенном контексте превращается в произведение искусства, теряет свое первоначальное значение и приобретает художественные качества. Поп-арт - это изображение бытовых предметов или их композиции, иногда сочетающие муляжом или скульптуру. Поп-арт возвращает в искусство предмет, но этот предмет уже был лишен поэтики художественного видения, а был просто бытовой вещью, связанной с современной индустриальной культурой и, главное, с современными формами передачи информации (печать, телевидение, кинематограф). Таким образом, художники поп-арта отказались от изображения внутренних авторских монологов, характерных для модернистских направлений и становится экстравертами, активно взаимодействуя с внешним миром.
Но сегодня философы и социологи выявляют некоторые новые черты культуры. Прежде всего, это индивидуализм. Из мировоззренческого и нравственного принципа, провозглашающего приоритета ценности индивидуальной человеческой жизни и утверждающего право человека на свою особенность, индивидуальность, человеческие права, уникальность личности, в культуру пришла мода на человека свободного и независимого от общества, а значит резко отличающегося от него своими культурными и эстетическими предпочтениями. А человека массовой культуры практически все философы вслед за Ортега-и-Гасетом наделяли отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек - как все» и т. д. [3, с. 84] Поп-арт, как популяризующий все массовое, только на первый взгляд входит в противоборство с тенденциями индивидуализма. С самого начала критика поначалу воспринимала поп-арт как отсутствие эстетики. Все в их произведениях становится одинаковым, шаблонным: одинаково красивым или одинаково безобразным, одинаково достойным или не достойным. Однако, недаром, даже одно из первых произведений в стиле поп-арт - коллаж Ричарда Гамильтона назывался «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год). Коллаж изображал жилище современного человека, наполненное модными предметами массового быта, которые были вырезаны из журналов, но название делало акцент именно на непохожести, индивидуальности жилищ. А второе значение слова «поп-арт», связанно со звукоподражательным англ. «рop» – отрывистый удар, хлопок, шлепок, подчеркивающие таким образом произведенный поп-артом на общество шокирующий эффект. Индивидуальные стремления, рожденные в лоне массовой культуры, сами превращаются в массовую потребность, в популярный товар. Татуировки, эксперименты с внешностью, призванные продемонстрировать независимость от общественного мнения и личностную индивидуальность, становятся сегодня настолько частым явлением, что сами превращаются в повседневность и зачастую не вызывают уже того эффекта, из расчета на который они делались. И в этом поп-арт близок сегодняшней культуре: являясь вызовом по форме классическим традициям, он тем не менее изображает и использует просто модные вещи.
Еще одно отличие сегодняшнего дня от времени, когда возник поп-арт - Интернет. Он становится местом, средством, и способом общения из-за своей доступности, скорости передачи данных, возможности воздействовать одновременно на несколько органов чувств. Но такой прогресс имеет и не совсем положительные стороны: развитие электронной коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, а линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры [4, с. 300]. Современная культура получает клиповой характер. Клиповость предполагает мозаичность и фрагментарность образов, их яркость и кратковременность, быструю смену другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей. Отсюда и актуальность современного искусства ограниченна зачастую внешним, сиюминутным, поверхностным планом. В этом отношении поп-арт как нельзя лучше подходит для выражения эстетических идеалов клиповой культуры. Он восстановил утерянный абстракционистами контакт со зрителями, но не вернул целостное классическое изображение мира. Принципом поп-арта становится эстетизация всего вещного мира, он стремится открыть выразительность и красоту именно случайных предметов, вырванных из контекста. По этому принципу устанавливается связь поп-арта с современной рекламой: она сама источник вдохновения для художников поп-арта, предоставляющая образы для работы- предметы, вещи. А яркие четкие и кричащие образы работ поп-артистов могут удачными стать фрагментами рекламы.
Поп-арт открыто оспаривая эстетические принципы модерна, в первую очередь идею абсолютизации формы, ее идеальности, делал основной упор на новинки, разнообразие, веселье, бунтарский дух и недолговечные, дешевы и одноразовые вещи массового потребления, которые он переводит в ранг произведений искусства. Создает этот континуум экономика нового типа: преклонение перед уникальностью произведения искусства является с точки зрения поп-арта рецидивом экономики старого типа, для которой был характерен дефицит материальной базы, вследствие чего вещи в ней ценились больше, чем люди. В современном же обществе единственной ценностью становится сам человек, а самым дорогим товаром - информация, которой он обладает.
Поп-арт остается сегодня одним из самых влиятельных течений современного искусства - и самым популярным, на что указывают цены на произведения его художников, тиражи репродукций использование их образов и цитат из Уорхола и т. д. Сегодня часто можно встретить поп-арт в оформлении интерьеров, принтах на одежде, декоре аксессуаров. Яркая цветовая гамма, простота, доступность для понимания изображенного делает произведения поп-арта привлекательными на уровне подсознания, поскольку служит символами доступности данного искусства. Художники поп-арта именно в слиянии с миром потребления видели задачу своего искусства. Путем своего вливания в массовую культуру, они фактически лишили возможности и способности человека разделять искусство и продукцию массовых культуры и производства. Причина этого заключается в том, что создавая свое эстетическое полотно с включенными в него реальными предметами, поп-артисты уже не задумывались о том, является ли данное произведение искусством, превратив тем самым искусство в продукт массового потребления. Именно поэтому простые вещи, выполненные в ярком стиле поп-арт так привлекательны для сегодняшнего потребителя: в них видна претензия на искусство и оригинальность, что в совокупности с доступностью заставляет потребителя ощущать себя причастным к некому миру индивидуального творчества и самовыражения, о котором говорит постмодернистский контекст культурного пространства, в котором этот потребитель существует.
Однако, если поп-арт в 50-60-х XX века отражает психологию и философию «общества потребления», сфокусировав взгляд публики на массовой культуре, то сегодня поп-арт превращает продукт массовой культуры в элитарный объект искусства. Это стало новой линией его развития. Как пример можно привести одежду известного дизайнера Д. Скотта, являющуюся классическим образцом искусства поп-арт. Однако, его дизайнерская одежда, «вдохновленная недорогой и быстрой едой, получает совсем недемократичный ценник» [5, с. 29]. А общество, привыкшее к снекам по демократичным ценам, получает очередную пощечину от поп-арта: демократичная идея искусства поп-арта становится элитарной из-за стоимости изделий. Так нивелируется расстояние между массовым и элитарным потребителем: массовый прикасается к элитарному, а элита низводится в массы (оба утверждения одинаково верны). Эти поп-арт завоевывает все большее число поклонников.
Таким образом, можно сделать вывод, что поп-арт продолжает оставаться актуальным направлением искусства, несмотря на кажущиеся противоречия между его культом массовости и современными тенденциями к проявлению индивидуальности.
Литература
Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с. (Новая история искусства.)
Зверева А. С. Место поп-арта в культуре хх века // Сумма философии. Вып. 4. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.
Культурология. Курс лекций/ под ред. А. А. Радугина.-Москва: Центр, 2001. 304 с.
Рыков А.В. Постмодернизм как "радикальный консерватизм": Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х годов. -СПб.: Алетейя, 2007. 373 с.
Сысоев С. В. Иконография продуктов потребления в искусстве поп-арта: от Энди Уорхолла до Джереми Скотта // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №11. С. 26-30
Филлипс С. …измы. Как понимать современное искусство. М.: AdMarginem, 2014.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!