это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2288416
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Люди - это не только биологические существа, но и социальные личности. Человеку мало удовлетворения только естественных, природных потребностей. Помимо желаний в еде, воде, сне, продолжении своего рода каждому необходимо реализовать себя в обществе.
Найти себя, своё «я», выплеснуть свою энергию и умения во что-то нужное людям, стать полезным, а в ответ получить признание и чувство собственного удовлетворения. Это действительно важно для всего человечества. Для того чтобы находиться в обществе, быть среди людей и выражать свои чувства, мысли, идеи, человеку нужно общение.
Коммуникации встречаются повсеместно, где бы ни находилась та или иная личность, в какой бы отрасли занятий себя ни нашла, всегда необходимо встречаться с людьми, наставлять их или, наоборот, перенимать их идеи.
Коммуникации - понятие достаточно сложное, но имеющее свою структуру. Коммуникации можно подразделить на 2 больших группы: организационные и межличностные. Изучение межличностной коммуникации уже давно оформилось в самостоятельную область знания.
Прогресс науки и техники, социальная трансформация общества, культурная
модификация, экономически рыночные ориентиры, ускорение темпа жизни повлекли за собой изменения в процессах общения, способствовали возникновению новых форм межличностной коммуникации. Человеческое взаимодействие характеризуется все большим опосредованием и дистанционированием.
Актуальность исследования работы обусловлена существенными изменениями в жизни человека в частности и всего общества в целом, формирующих тенденции к образованию концепций коммуникации.
Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности межличностной коммуникации.
СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Коммуникация – взаимодействие между людьми посредством вербального или невербального общения, обмен информацией.
Часто понятия «общение» и «коммуникация» объединяют, однако они не тождественны. Общение включает коммуникативную составляющую и представляет собой процесс установления, поддержания контактов между людьми, стимулируемый потребностями совместной деятельности. Оно может выступать в форме межличностного взаимодействия, например влиятельных связей, образующихся в результате совместной созидательной деятельности.
Основы коммуникации несколько иные, они предполагают, что результатом передачи данных будет являться влияние на мнение, личные убеждения индивида.
Под межличностной коммуникацией понимают процесс, в ходе которого оба участника коммуникации оказывают друг на друга определенное влияние.
Развитие межличностной коммуникации началось еще в античную эпоху, уже тогда философы в центр внимания поставили коммуникативную проблему. В античной философии роль коммуникации в обществе была представлена в виде диалога человека с человеком (до V в.). Во времена философии софистов, а именно, в V веке до н.э., бытие вне человека не существовало, человек мог найти истину только в себе самом.
Первым об это сказал Протогор. Он утверждал, что человек - мера всех вещей существующих, потому что они существуют, и несуществующих, потому что они не существуют. Сократ же уже обратил внимание на то, что в межличностной коммуникации есть средство познания индивида.
По Сократу, человек – существо моральное, он говорит о том, что существуют моральные качества, общие для всех людей, они делают человека добродетельным и способным жить в обществе. Если человек познает себя как существо, прежде всего, общественное, а потом и нравственное, он сумеет ориентироваться в мире – говорил Сократ. Суть концепции Сократа в том, что диалог – вот та форма межличностной коммуникации, которая помогает раскрыть противоречия во взглядах собеседников с помощью столкновения разных точек зрения на один обсуждаемый предмет, таким образом, будет раскрыта истина.
Концепция Платона частично отображает концепцию Сократа, он трансформировал идеи Сократа, по Платону душа человека спрашивает сама себя, отвечая, утверждая, отрицая. Он утверждал, что человек не может жить изолированно, ему не нужно общение и общество для полноценной жизни. Именно Платон одним из первых указал на способы передачи информации, такие как: речь и письменность. Мыслитель говорит о том, что отношения между индивидами в процессе общения – это «разумные отношения взаимного пользования».
Концепция Аристотеля внесла особый вклад в современное понимание коммуникации. Именно в трудах Аристотеля впервые отражен термин «общение». Философ рассматривает общение как средство, необходимое для совместной жизни людей, средство, которое способно доставить удовольствие или страдание. Мыслитель первым пытается обосновать самоценность человеческого общения, найти в нем «золотую середину».
Вопрос о важности межличностной коммуникации в жизни человека стоял довольно давно. В эпоху античности межличностную коммуникацию рассматривали как общение – то есть средство, необходимое для передачи информации людей друг другу. А уже сам термин «коммуникация» мы встречаем гораздо позже, его появление наука относит к началу ХХ века. Коммуникативная проблема не имела серьезной роли в жизни общества.
Рост коммуникации был ознаменован благодаря ораторскому искусству.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИМежличностная форма коммуникации в противовес массовым формам носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер.
Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Получив какую-либо значимую для них информацию, некоторые люди проверяют ее восприятие в межличностном общении, в результате чего могут укрепиться в своем мнении или в корне изменить отношение к рекламируемому товару или политическому имиджу лидера.
Формы межличностной коммуникации зависят от многих факторов, например, от количества участников коммуникационного процесса, их социальной роли и социального статуса, цели коммуникации, временной и пространственной специфики коммуникационного акта.
В межличностной коммуникации тесно переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное.
Вербальное общение – это тот вид взаимодействия между людьми, с которым мы сталкиваемся ежедневно и который знаком нам с детства. Общение происходит преимущественно с помощью средств языка.
За вербальное общение можно считать и различные переписки, которые сегодня крайне распространены.
Под невербальным общением понимают обмен информацией об эмоциональном состоянии между собеседниками.
Мимические действия и жестикуляция очень многое могут сказать как о характере, так и о глубине переживаний, испытываемых человеком в данный момент.
Считается, что идеальная межличностная коммуникация – это непринужденная неформальная беседа двух человек.
Этот вид коммуникации имеет ряд особенностей:
- разнообразие тем, которые поднимаются в беседе;
- одна сторона более активна, чем другая;
- происходит периодическая смена коммуникативной установки;
- существует возможность возвратиться к уже затрагиваемым темам.
В данном случае заключение беседы может быть вовсе не обязательным, так как она может быть неожиданно прервана обстоятельствами из вне.
В случае если коммуникация осуществляется в рамках формально беседы, используются общепринятые нормы коммуникации, определенный порядок высказываний.
Межличностная коммуникация является неизбежной, так как человек как существо социальное не смогло бы существовать без общения. Также межличностная коммуникация является необратимым процессом, так как сказанное нельзя отменить.
Для межличностной коммуникации обязательным условием является обратная связь.
Обязательными компонентами межличностной коммуникации являются:
- отправитель;
- информация;
- реципиент;
- информационный канал;
- обратная связь.
При этом основной единицей коммуникации может быть только сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций, как то:
- информативно-коммуникативные (обмен информацией);
- интерактивные (общение);
- гносеологические (познание);
- аксиологические (обмен духовными и культурными ценностями);
- нормативные (закрепление или передача норм);
- социально-практические (передача знаний, умений, навыков).
От этих функций зависит в основном и содержательность коммуникации, и ее направленность, что одновременно служит предпосылками для процесса взаимообмена информацией.
Межличностная коммуникация имеет рациональный характер, это выражается в ее функциях: информационной, прагматической, социальной, экспрессивной.
Концепция речевой деятельности утверждает, что важную роль в этом виде взаимодействия играет вербальное общение, а главными факторами являются цель и мотивация.
Цели коммуникации всегда осознанны, но могут не совпадать с мотивом, который побуждает индивида к активному взаимодействию.
Теория коммуникации предполагает, что для эффективного общения необходимо, чтобы индивиды умели разгадывать настоящий мотив собеседника, особенно в тех случаях, когда высказывания носят неясный, двусмысленный характер.
3. МОДЕЛИ И ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ. Владение совокупностью приёмов построения межличностного общения с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.
Многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Но не всегда выработанные таким опытным путём навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чём-то ограничен, а восприятие несовершенно.
Существуют и привычные ошибки поведения, которые человеком просто не осознаются. Выделяют следующие критерии выбора модели поведения.
Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.
Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению её основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение - гарант верности выбранной человеком модели поведения.
Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.
Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (то есть выигрышно "смотрелся", "слушался", "запомнился".
Четвёртым критерием является цель, которую ставит перед собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлечённость целью не должна породить недооценку значения чёткого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.
Пятый критерий - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше "очков" набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.
Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть всё, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчинёнными; конструирование коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т.п.
Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходиться общаться.
Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:
Модель №1 – Приспособление. Главной задачей человека, выбравшего подобную модель поведения, является установление спокойствия и стабильности даже ценой признания своего поведения ошибочным. Эта модель идеальна в ситуациях, когда предмет разговора не так уж важен, и можно признать свою неправоту, тогда как оппонент, ввиду своей позиции, на это не настроен. Также она подойдет в том случае, если в приоритете сохранение хороших отношений, нежели собственная правота, или тогда, когда итог беседы крайне важен для собеседника.
Модель №2 – Компромисс. Если люди общаются на равных, а при решении каких-либо вопросов у них одинаковое количество аргументов в свою пользу. Избирая такую модель поведения, проявляется стремление решить даже самые сложные проблемы, пусть это решение и будет временным. Именно компромисс помогает сохранить отношения и вернуться к интересующей теме позже. Также данная модель актуальна в том случае, если человек понимает, что может еще не раз сменить свое мнение, а потому оно не имеет для него приоритетного значения.
Модель №3 – Сотрудничество. Если есть потребность в принятии общего решения, а все мнения относительно проблемы важны, то эта модель станет действительно идеальным вариантом. Такое поведение подразумевает не просто выслушивание мнения собеседника, но и интеграцию их в собственные представления, что в итоге позволит получить гораздо больший объем информации. Также сотрудничество необходимо для того, чтобы в полной мере ощутить сплоченность коллектива. Конечно, эта модель особенно пойдет в том случае, если для обсуждения ситуации имеется достаточное количество времени, на протяжении которого можно поработать над принятием решения.
Модель №4 – Игнорирование. К такой модели люди обращаются в том случае, если между ними возникли какие-либо разногласия, но они не так уж серьезны. Игнорирование является идеальным вариантом и в том случае, если для адекватной оценки обстоятельств необходимо время, за которое вполне можно изучить все нюансы возникшей ситуации. Можно применять ее и тогда, когда предмет разговора отвлекает от основного дела, или же когда нет должных полномочий для разрешения проблемы.
Модель №5 – Соперничество. Подходящая модель для ситуаций, в которых необходимо действовать быстро и решительно. Особенно актуальна в том случае, когда нужно разрешить какую-либо серьезную проблему. Эта модель подходит также тогда, когда результат очень важен для вас, а вы, в свою очередь, обладаете достаточным авторитетом для принятия того решения, которое считает оптимальным. Кроме того, такой способ взаимодействия хорош в тех случаях, когда нет другого выбора и когда уже нечего терять.
В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу.
Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’).
Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен.
Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть ‘о погоде’, фактическое общение).
Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фактическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Каждый из его участников существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости.
Обмениваясь сообщениями, они приспосабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, переструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу: доминантный коммуникант, мобильный коммуникант, ригидный коммуникант, интровертный коммуникант.
Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии: сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование, соперничество.
В заключение нужно упомянуть тот факт, что коммуникации - понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения нужной информации.
Зная все тонкости этого дела, можно предоставить собеседнику ту информацию, которая нужна именно вам. Применяя разные речевые обороты, невербальные средства общения и принимая во внимание содержание данных и эмоциональный фон собеседника, можно создать идеальную среду для коммуникативного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015.
Долдо Н.В., Чивилев А.А. Межличностная коммуникация в культурно- историческом и современном социокультурном контексте: новые горизонты культурологического анализа // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 36-47.
Комалова Л.Р. Межличностная коммуникация: От конфликта к консенсусу: Монография / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Отв. ред. Яковлева Э.Б. – М., 2016.
Магомедов, М. М. Роль и функции межличностного общения в эффективной работе психолога / М. М. Магомедов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 240-242.
Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018.
Чивилев А. А. Межличностная коммуникация как объект исследования культурологии / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 3 (43) 2015. С. 46–51.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!