это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2304157
Ознакомительный фрагмент работы:
На протяжении многих веков люди искали ответы на вопросы кто они, откуда пришли, откуда берет начало мир. Эти вопросы называют «вечными», потому что никто и никогда не смог полностью ответить на них.
Философы всех времен все же не оставляют попыток найти истину и ответить на вечные философские вопросы. Одним из таких философов был знаменитый немецкий мыслитель XIX века Фридрих Вильгельм Ницше.
Творчество Фридриха Ницше, неординарного, во многом провокационного, идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX века. Без обращения к его текстам невозможно понять изменения, произошедшие и происходящие в современной культуре.
Фридрих Ницше - крупнейший европейский мыслитель XIX века, оказавший огромное духовное воздействие на XX век и сегодня побуждающий нас к напряженному размышлению. Труды и идеи Фридриха Вильгельма Ницше и сейчас, спустя полтора столетия после его смерти, любопытны для изучения и познания. Чтобы понять философское творчество Ницше, необходимо проследить развитие главных его идей и проанализировать стиль и характер его мышления.
Особенно любопытна сформулированная излюбленная идея Ницше – идея Сверхчеловека, который он представляет как нравственный образец, смысл существования, тем, к чему нужно стремиться. Среди идей о человеке, его месте в обществе, понимании жизни, самого себя и мира центральной является мысль о человеке как о промежуточной стадии между животным и высшим существом. Человек является лишь мостом между животным и Сверчеловеком. Он представил идею сверхчеловека, под которой подразумевалось некое существо, превосходящее по своему могуществу современного человека настолько, насколько последний превзошел обезьяну. Это преподносится в необычной форме – поэтичной, афористичной – не совсем соответствующей нашим представлениям о философском трактате. Однако, вчитываясь, мы улавливаем ход мысли автора, все глубже проникаемся его идеями и убеждениями.
Человек – лишь материал, из которого должно слепить Сверхчеловека. При этом автор не предлагает конкретной идеологической программы: Сверхчеловек описан как поэтический образ, который каждый волен расшифровать по-своему.
Философ ставил задачу изложить идею о сверхчеловеке, дав людям идеал любви к самому себе и выразить свое убеждение в том, что главная моральная ценность заключается в культурном совершенствовании человека, в результате которого должен появиться новый его тип, превосходящий современного человека, прежде всего, по моральным качествам. Каким бы утопическим не казался его образ сверхчеловека, каким бы "безумием", по словам самого Ницше, он не был, его главной целью было внушить людям жажду морально-интеллектуального творчества.
Достаточно интересен взгляд Ницше на проблему личности как проблему самопознания и принятия своей сущности, а также раскрытие своего потенциала, что является одной из центральных проблем в философии Ницше, так, как только полноценная личность оказывается способной к жизни, а не приспособленной к ней. И первое, с чего начинается формирование такой личности — это с «любви к себе».
Именно к этому и призывает Заратустра известной притчей Ницше: «Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.
Тогда человек начинает любить себя и пульсировать в одном ритме с жизнью и обретает радость бытия.
В связи с «любовью к себе» философия Ницше несёт в себе такую важную мысль, которая в контексте традиционной морали не столь очевидна, а в контексте самого негативного её проявления— ханжеской морали— исключается в принципе: это мысль о том, что ущербная личность не способна на искреннюю любовь к ближнему.
И поэтому, если человек действительно хочет научиться уважать
другого, он должен, прежде всего, научиться уважать себя.
Философия Ницше ни в какой форме и ни в какой степени не допускает самоотречения ради другого человека.
И здесь с немецким философом сложно не согласиться.
В процессе нравственного развития человек не теряет себя, а обретает.
Обладая внутренним стержнем собственного Я, такой человек обладает и духовными силами для оказания помощи тому, кто тоже хочет быть сильным. В лице таких людей встречаются реальная и потенциальная сила, способные к жизни. Но если человек подавляет собственное Я или не пытается его найти, он не только не поможет более слабому человеку, но и сам не будет способен принять от кого-либо помощь. Их немощность нежизнеспособна в принципе.
Поэтому философия Ницше делит людей на слабых и сильных, тех, кто не хочет быть личностью, и тех, кто хочет ею быть, то есть на хронически больных, кому бесполезно помогать, а значит, помогать не надо, и временно больных, которым помогать надо (к ним призывал Заратустра).
Поскольку высшей ценностью Ницше является жизнь, а она инстинктивна и непосредственна, то с её точки зрения подобное деление людей и соответствующее ему отношение к ним естественно. И поэтому аморальным в отношении личности будет как раз всё то, что опять-таки выступает против жизни: уничижение своего Я, трата жизненных сил на тех, кто не хочет и не способен жить, пассивность, бесцельное разрушение, неоправданный негативизм и т.д.
В то же время морально всё то, что жизни способствует: личностный рост, чувство собственного достоинства, помощь тем, кто хочет себе помочь, активность, созидание, оправданный позитивизм и т.д.
И здесь в философии Ницше звучит его знаменитое утверждение: «Есть мораль господ и мораль рабов». «Господа» — это цельные личности с высокой самооценкой, сильной волей и самодисциплиной, духовно богатые и
оптимистичные, они доверяют бессознательным инстинктам. Поскольку они сознают себя «мерилом ценностей», их мораль становится продуктом их собственного созидания.
Проявляется эта мораль в презрении к слабости, в помощи другому не из сострадания, а из желания поставить его на ноги, ибо для этого у «господина» достаточно и более сил, и их переизбытку необходим адекватный выход. Такие люди активны и тратят свою активность на реализацию потребности познавать и чувствовать жизнь во всей её полноте.
«Рабы», или ressentiment, как их ещё называл Ницше, то есть категория людей, разделяющих мораль рабов: страдающие, угнетённые, усталые, зависимые, пессимистично смотрящие на себя и на мир, доверяющие разуму, — пользуются готовой моралью, которая потакает слабости их натуры и «даёт возможность выносить бремя существования».
Критерием его этики является не имморализм как таковой, а способность быть ценным для жизни.
Переоценить ценности, по Ницше, — значит оценить их с точки зрения их служения жизни. А так как жизнь — это бытие, существование, то в основе философии Ницше лежит не разрушение, а созидание.
Итак, Ницше делает следующие основные выводы.
Квинтэссенцией философии личности у Ницше становится проблема сверхчеловека. «Человек есть нечто, что должно превзойти» — так говорит философ. Человек есть лишь «мост», по которому можно осуществить «переход» к сверхчеловеку. Он есть неминуемая «гибель», ибо его смерть знаменует рождение новой личности — сильной и самодостаточной.
Ницше пересматривает отношение к сладострастию, властолюбию и себялюбию. Рассуждения немецкого философа сводятся к тому, что выше обозначенные «пороки» оказывают сомнительное воздействие только на «увядшие», «гнилые», «пустые» и раболепные души, а души полноценные
они лишь питают и укрепляют.
Вторым моментом этической концепции Ницше является «положение»
о принятии человека таким, какой он есть со всей его подноготной.
Ницше не строит иллюзий по поводу исключительности человеческой добродетели. Ей он без всяких церемоний противопоставляет как факт не менее свойственную человеку порочность.
Философ не боится подбирать для описания неприглядных сторон человеческих чувств и мотивов те слова, которые им действительно соответствуют. Он открыто пишет о том, что ненависть и месть приносят людям наслаждение, о том, что самоуважение часто достигается посредством унижения другого и т.д.
Но об этих и других негативных проявлениях людей Ницше говорит как о чём-то совершенно для них естественном, чтобы быть предрассудительным.
Защищая право человека быть самим собой даже в своей порочности, он отрицает всякое нравственное бичевание этого. Единственное, что Ницше действительно осуждает, это когда человеческие пороки облекаются в образы невинности и добродетели. На разоблачении подобной «шарады» отчасти строится его критика ханжеской морали.
Заратустра – пророк, мятежник, учит людей любить себя, обрести самих себя, стать собой и даже превзойти себя.
В образе сверхчеловека немецкий мыслитель видит логический итог эволюции человека как биологического вида. Человек, по Ницше – это то, что нужно превзойти; это канат, натянутый между животным и человеком. Исходя из этого, человек является не цель, а средством, мостом, переходом в будущее. Человек на путях к сверхчеловеку должен себя преодолеть, полюбив и совершенствовав себя. Сверхчеловек не утрачивает природные инстинкты, он склонен сам формировать себя. В этом был призыв Ницше за человеческое в человеке.
Итак, работа Ницше показывает достаточно своеобразные его взгляды, но заставляет задуматься о вечных ценностях, о проявлении морали и человечности. Философские взгляды Ницше весьма противоречивы, но он не разрушитель, им предлагается новая здоровая мораль, которая вырастает из жизни и подчинена ей. Им действительно осуждается, когда человеческие пороки облекаются в образы невинности и добродетели.
Новую мораль сформулирует новый человек - сверхчеловек, и это будет утверждение жизни.
Концепт сверхчеловека имеет тесную связь с теорией морали Ницше.
Сверхчеловек индивидуален и эгоистичен. Он ценит только всяческие
проявления жизни. Сверхчеловек творец в онтологическом смысле этого слова, то есть его деятельность может созидать и изменять основы мира.
Человек есть мера всех вещей, он выступает и мерилом истины и лжи и это четко и неоднозначно определяет Ницше в своих работах.
В процессе формирования каждым человеком индивидуальных ценностей исключается идея равенства: чем сильнее импульс жизни, тем сильнее власть к жизни, тем индивидуальнее человек. И, наоборот, чем слабее воля к жизни, тем сильнее потребности равенства.
Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Ницше, соединяя индивидуальность человека с его свободой, предлагает иную мораль - мораль Заратустры, в которой, в первую очередь важно - научиться любить себя самого — любовью цельной и здоровой. Сегодня в общественном развитии достаточно актуален моральный аспект, поэтому наибольший интерес вызывают, изложенные Ницше, взгляды на мораль, "переоценку всех ценностей".
Список литературыНицше Ф. Так говорил Заратустра / Ницше Ф. Сочинения. пер.с нем.; сост., вступ. стат., примеч. К.А.Свасьян.–М.: РиполКлассик, 2017. – 864с.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше. Сочинения. пер.с нем.; сост., вступ. стат., примеч. К.А.Свасьян. – М.: РиполКлассик, 2017. – 864с.
Ницше Ф.К генеологии морали / Ницше Ф.Сочинения:в 2т./пер.с нем.; сост., вступ.стат., примеч.К.А.Свасьян.–Т.2.– М.: РиполКлассик, 2017. – 864 с.
Ницше Ф.По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. Сочинения /пер. с
нем.; сост., вступ. стат., примеч. К.А.Свасьян. – М.: РиполКлассик, 2017.– 864с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!