это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2307055
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Основными принципами формирования образовательной стратегии являются доступность, качество и мобильность. Выбранная тема является очень актуальной на сегодняшний день, так как в настоящее время главной задачей образовательной политики всего мира является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В данном случае необходим баланс между предоставляемыми вузами услугами и требованиями современного рынка труда, запросам потребителей этих услуг – абитуриентов и их родителей. Качество – степень соответствия присущих продукции (услуге) характеристик требованиям.
Достичь поставленных целей невозможно без эффективного руководства всеми процессами деятельности вуза, влияющими на качество образовательной услуги. В последнее время термин «руководство» все чаще замещается термином «менеджмент». Менеджмент – это способ и манера общения с людьми, власть, искусство управления, особого рода умения и навыки, орган управления и административная единица.
Актуальность темы обусловлена рядом причин:
изменениями на рынке образовательных услуг, связанных с изменениями требований потребителей;
все возрастающими темпами увеличения объема знаний;
все большая зависимость между качеством предоставляемых вузом услуг и его экономической стабильностью.
Система менеджмента качества (далее СМК) вуза является тем инструментом, который позволяет значительно повысить эффективность координации и контроля всех процессов в вузе, повысить степень рационального использования всех видов ресурсов и быстрее реагировать на изменения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Понятие системы менеджмента качества и ее особенности в высших учебных заведенияхСистема менеджмента качества – это система управления вузом на основе общепринятых требований стандартов.
СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей.
При этом главная задача СМК – это не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок, приводящих к плохому качеству услуг.
Слово «качество» широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но, тем не менее, использование термина «качество», применительно к процессу обучения, научно-методической работе и высшему образованию в целом, требует его обсуждения.
Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:
способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;
создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;
направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;
возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.
Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000.
Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа [2].
Принципы менеджмента качества:
ориентация на потребителя
лидерство;
взаимодействие людей;
процессный подход;
улучшение;
принятие решений, основанных на свидетельствах;
менеджмент взаимоотношений.
Приказом Министерства образования РФ № 158 от 19.01.2004 устанавливается, что необходимым элементом при аккредитации вузов будет наличие системы менеджмента качества (СМК) [3].
Внедрение СМК в российских вузах становится необходимым условием их выживания на рынке образовательных услуг.
Проблема совершенствования управления качеством образования актуализируется для ВУЗов сегодня по нескольким причинам. С одной стороны, на качество образования в ВУЗе все больше обращают внимание будущие абитуриенты, возможности которых выбрать тот или иной ВУЗ, с учетом получения высшего образования на платной основе, значительно выросли. С другой стороны, возрастают требования рынка труда к квалификации выпускника, а, следовательно - к авторитету высшего учебного заведения, диплом которого предъявляется выпускником потенциальному работодателю. Таким образом, для современных абитуриентов актуальным стал вопрос качества потенциального полученного образования. И в свою очередь, перед руководителями ВУЗов и их структурных подразделений встает проблема создания таких условий его функционирования и управления, которые гарантировали бы высокое качество образования своих выпускников.
В конце ХХ века задача повышения качества в сфере высшего образования вышла за рамки национальных и региональных границ, превратившись в стратегическую цель мирового масштаба. В 1998 году в Преамбуле Декларации Всемирной конференции по высшему образованию в Париже была выражена серьезная обеспокоенность несбалансированностью национальных образовательных систем и справедливостью условий доступа к высшему образованию в развитых и развивающихся странах. Констатировав, что «общество все больше зиждется на знаниях», представители стран-участниц обнаружили новый масштаб понимания значения и целей высшего образования. Было высказано требование к его «радикальному обновлению», с целью помочь обществу, переживающему «глубокий кризис ценностей», «выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности» [1].
В 11 статье Декларации «Оценка качества» качество высшего образования было охарактеризовано как «многомерная концепция, охватывающая все функции и виды деятельности». А в числе «практических мер» по его повышению главная роль была отведена внутренней самооценке, внешней независимой национальной и международной экспертизе, «учреждению независимых национальных инстанций и определению сравнительных норм качества, пользующихся международным признанием» [1].
На Европейском континенте объединение национальных образовательных систем началось в рамках Болонского процесса (Сорбонская (1998), Болонская (1999) и Берлинская (2003) декларации), целью которого было объявлено создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества в этой области. В первых положениях Сорбонской декларации, подписанной министрами высшего образования стран-участниц Болонского процесса, прозвучал призыв к «содействию европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования», «внедрению внутривузовских систем контроля качества образования и привлечению к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон». В Берлинской декларации намерение прозвучало уже в императивной форме: «качество образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, европейском и национальном уровне». Причем, было подчеркнуто, что ответственность за качество в первую очередь должна лежать «на самом высшем учебном заведении, и это должно являться основой системы гарантии качества на национальном уровне».
Таким образом, как в мировом, так и в европейском высшем образовании сложилось общее представление о гарантиях качества высшего образования. Первоочередная роль в их обеспечении была отведена самим вузам и внутривузовским системам качества, осуществляющим самооценку образовательной деятельности вуза. В последующем, экспертиза качества образовательной деятельности вуза должна осуществляться в виде внешней оценки со стороны государственных и независимых национальных и международных организаций с опорой на признанные международным сообществом стандарты, процедуры и рекомендации в области качества. Причем, соответствие стандартам ни в коей мере не исключает национальной самобытности высшего образования каждой отдельной страны, участвующей в общепринятом процессе обеспечения гарантии качества высшего образования.
Подписав в 2003 году Болонские договоренности, Россия начала интеграцию отечественного высшего образования в европейское образовательное пространство и приступила к разработке национальной системы гарантии качества, которая получила название «Общероссийской системы оценки качества образования» (ОСОКО).
В 2012 году в ФЗ-№273 «Об образовании» в статье 28, п. 13 «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» было отнесено «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности» [5].
Таким образом, ОСОКО формируется в соответствии с европейскими требованиями к качеству высшего образования. В российских вузах создаются аналогичные механизмы оценки качества образования: внутренний мониторинг образовательной деятельности, внутренняя система оценки качества и процедуры ее внешней независимой оценки на основе европейских стандартов с применением сравнимых критериев, механизмов и методов оценки.
Показатели системы менеджмента качества в ФГБОУ ВО ИРНИТУВ настоящее время СМК в терминологии ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 г.) «внутренняя система оценки качества образования» прежде всего, представляет собой инструмент управления, с помощью которого решается задача «постоянного улучшения» образовательной деятельности вуза [5]. Это является главной целью и идеологией СМК, фундамент которой составляют 8 принципов всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM). Осознанно востребованная, взвешенная и продуманная внутренняя система оценки качества может стать надежным и эффективным средством достижения основных целей современного высшего образования – соответствия общественным, социальным и личностным ожиданиям, т.е. требованиям потребителя. Заинтересован ли вуз в такой системе? Несомненно, поскольку его процветание очень сильно зависит от улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Лучшее свидетельство такой заинтересованности – более сотни российских вузов, внедривших и сертифицировавших свои системы качества в различных российских и международных органах по сертификации.
Система менеджмента качества образовательных услуг в ИРНИТУ представлена положениями и требованиями, которые направлены на повышение качества и эффективности функционирования вуза. Всего СМК ФГБОУ ВО ИРНИТУ состоит из 23 положений и инструкций.
А именно, в ФГБОУ ВО ИРНИТУ разработана система менеджмента качества, состоящая из следующих глав:
Система менеджмента качества (СМК). Основные понятия.
Положение о внутриобъектовом и пропускном режиме на территории и объектах Университета.
Положение о режиме занятий обучающихся.
Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
Положение о кураторе академической группы.
Положение о старосте академической группы ИРНИТУ.
Положение о порядке отчисления обучающихся из университета.
Положение о порядке перевода и восстановления обучающихся.
Положение о порядке предоставления академического и других видов отпусков обучающимся в ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет».
Контроль успеваемости студентов.
Положение о текущем контроле успеваемости обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.
Положение о самостоятельной работе студентов.
Общие требования к организации и проведению лабораторных работ.
Организация научно-исследовательской работы студентов.
Научно-техническая библиотека. Порядок библиотечного обслуживания.
Положение об Электронной библиотеке ИРНИТУ.
Положение об электронной информационно-образовательной среде ИРНИТУ.
Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся ФГБОУ ВО ИРНИТУ.
Положение о порядке назначения и оказания материальной поддержки обучающимся ФГБОУ ВО ИРНИТУ.
Положение о назначении стипендий Правительства Российской Федерации.
Положение о назначении стипендий Президента Российской Федерации.
Положение о порядке организации и проведения практики обучающихся.
Инструкция о порядке проведения конкурсного отбора граждан Российской Федерации для прохождения военной подготовки на военной кафедре ИРНИТУ [4].
Положения СМК ИРНИТУ направлены на внутренних и внешних потребителей. К внутренним потребителям относятся сотрудники вузы. К внешним потребителям относятся: студенты, родители, работодатели и государство.
Рассмотрим некоторые положения. Например, Положение о кураторе академической группы – этот раздел направлен на внутренних потребителей, то есть куратором академической группы выступает преподаватель университета.
Участие в воспитании обучающихся, является неотъемлемой частью процесса образования, это профессиональная обязанность каждого преподавателя университета, определенная Законом РФ «Об образовании». Основной организационной единицей образовательного процесса является студенческая группа, работа с которой представляет важнейшее направление в системе учебно-воспитательной деятельности кафедры, института/факультета/филиала и университета.
Кураторство одна из основных форм воспитательной работы с обучающимися в университете. Назначение и освобождение куратора от выполнения обязанностей производится приказом ректора по представлению заведующего кафедрой с согласованием кандидатур с директором/деканом института/факультета/филиала. Основной целью работы куратора является воспитание личности обучающегося, как гражданина российского общества, разносторонне развитого, культурного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
Главная задача куратора состоит в сплочении студенческой группы в коллектив, способный эффективно решать учебные задачи и воспитывать у обучающихся гражданскую ответственность и патриотизм. Координацию и контроль работы кураторов академических групп осуществляет заместитель директора/декана по учебно - воспитательной работе. В своей работе куратор руководствуется существующим законодательством Российской Федерации, Уставом университета, Положением о кураторе академической группы, Правилами внутреннего распорядка университета, другими нормативными документами. Таким образом, благодаря СМК регламентируется и улучшается качество предоставления услуг со стороны преподавателей, что напрямую связано с повышением качества образования в целом.
Далее рассмотрим Положение о порядке организации и проведения практики обучающихся. С одной стороны данное Положение влияет на качество усвоения учащимися программы обучения, закрепление знаний на практике. С другой стороны, Положение влияет на преподавателей и руководителей вуза, потому что повышает качество контроля за усвоением учебных программ, позволяет выявить позитивные и негативные стороны образовательных программ, качество их разработки [4].
Таким образом, СМК ФГБОУ ВО ИРНИТУ, а именно разработанные положения затрагивают обе стороны – как внешних, так и внутренних потребителей. СМК активно влияет на управление образовательными программами, на способы их передачи, усвоения, а также позволяет реализовывать намеченные улучшения.
Анализ формирования системы менеджмента качества в ФГБОУ ВО ИРНИТУСоздание системы менеджмента качества – это кропотливый труд всех сотрудников вуза, успешность которого заключается в пошаговой организации процесса внедрения идей менеджмента. Далее рассмотрим основные этапы ее создания в образовательном учреждении.
Первым шагом является принятие руководителем университета решения о построении системы менеджмента качества, которая является обязательным аккредитационным показателем при комплексной оценке вуза. Результатом данного решения должно стать создание Совета по качеству, который будет осуществлять свои функции в тесном взаимодействии с Ученым советом университета, методическими советами университета и факультетов. Важным структурным элементом в данной системе является Институт уполномоченных по качеству, который будет контролировать и координировать усилия преподавателей, кафедр, факультетов, направленные на формирование в университете системы обеспечения качества, поддержание ее в рабочем состоянии и постоянном улучшении, а также на осуществление контролирующих функций, связанных с выявлением соответствия деятельности структурных подразделений требованиям существующей в университете системы качества [6].
На этом этапе необходимо разработать Политику в области качества. Это общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества, являясь неотъемлемой частью общей стратегии развития организации, позволяет укрепить доверие заинтересованных сторон путём развёрнутой демонстрации системы взглядов руководства образовательного учреждения в отношении качества продукции. Она обеспечивает основу для постановки целей в области качества образования. Достижение этих целей является критерием соответствия Политики принятой стратегии и подтверждением надлежащего функционирования всей системы менеджмента организации в целом и системы менеджмента качества в частности. При этом необходимо стимулировать работу по мотивации сотрудников вуза, осознании ими своей роли, полномочий и ответственности в рамках построения системы менеджмента качества.
Следующий шаг – анализ всей документации вуза на соответствие стандарту и разработка технологической карты процессов, которая способствует визуализации деталей управления процессов. Результатом данного этапа является создание Руководства по качеству, которое и определяет систему менеджмента качества организации. Руководство по качеству является не только полезным справочным документом, но и ценным инструментом, позволяющим образовательному учреждению эффективно использовать СМК для достижения поставленных целей в области качества.
Важным этапом создания СМК станет проведение внутреннего аудита документации структурных подразделений на соответствие современным требованиям. Следует отметить, что внутренний аудит касается системы менеджмента качества, а не оценки персонала.
Его должны проводить сотрудники организации, занимающие независимую позицию по отношению к проверяемым областям деятельности учреждения и обладающие необходимой для этого квалификацией. При выявлении недостатков или несоответствий составляется план корректирующих действий, который реализуется с целью недопущения их повторного появления.
Сертификация СМК является заключительным этапом ее внедрения. Этот процесс обычно состоит из:
подачи образовательным учреждением заявки в орган по сертификации;
анализа имеющегося в вузе Руководства по качеству;
непосредственного аудита учреждения;
выдачи сертификата.
Следует отметить, что после выдачи сертификата орган по сертификации должен в течение срока его действия регулярно проводить проверки с целью подтверждения соответствия организации требованиям стандарта.
Преимущества создания системы менеджмента качества на основе стандартов ISO очевидны. Это достижение лучшего понимания и согласованности деятельности в сфере качества в масштабе всей организации; совершенствование документации; укрепление взаимного доверия организации и потребителя; гарантия непрерывного использования системы качества. Следовательно, вузам в современных условиях следует задуматься о разработке и внедрении системы менеджмента качества в отношении образовательных услуг, т.к. образовательный процесс – ключевой бизнес-процесс учебного заведения, основа его конкурентоспособности. И результатом этого процесса должны стать высококвалифицированные кадры, которые способны внести эффективный вклад в прогрессивное развитие региона и всей страны.
При разработке СМК в ФГБОУ ВО ИРНИТУ, была качественно проработана база прав и обязанностей, во избежание различных разногласий. СМК вуза направлена на повышение привлекательности оказываемых услуг и раскрытие информации о важных моментах, на которые стоит обратить особое внимание. Также при формировании системы менеджмента качества в ИРНИТУ был сделан акцент на качественное предоставление услуг в научно-исследовательской и социальной сферах. Особое внимание направлено на качество предоставления стипендиального обеспечения, материальной поддержки, а также усиление качества электронной информатизации в обучении. В этом взаимодействии между внутренними и внешними потребителями услуг вуза прослеживается мотив к повышению эффективности образования в целом. Ведь каждый успешный проект обеспечивает свою эффективность именно за счет дисциплины и организованности процессов.
Заключение. Образовательные организации можно считать одними из самых сложных в управлении организаций. Для них характерен высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции и услуг.
Система менеджмента качества вуза – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества. В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Можно выделить большое число сформировавшихся систем менеджмента: менеджмент ресурсов, персонала, организации в целом. В ходе развития данной системы, управлять качеством становится возможным в абсолютно любых процессах организации.
Повышение качества предоставляемых образовательных услуг должно обеспечить возможность создания выпускниками вузов продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на международном рынках, что позволит государству изменить пропорции импорта и экспорта в сторону увеличения последнего.
СМК ФГБОУ ВО ИРНИТУ направлена на повышение эффективности организации работы внутри вуза, что несомненно играет важную роль в качестве предоставляемых и получаемых услуг и престиже университета.
Список использованных источников: Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Собрание законодательства. 1998. ст.11.
ГОСТ ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М: ИПК Издательство стандартов, 2015.
Приказ Минобразования РФ от 19.01.2004 г.№158 «О создании Совета координации управления качеством профессионального образования». 2004.
Правила внутреннего трудового распорядка ИРНИТУ. Система менеджмента качества. 2017.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012 г.).Никитина Н. Ш. Системы менеджмента качества в образовании. [Текст]: Учебник для вузов / Н.Ш. Никитина. – Межвуз. сб. статей. Вып. 24. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2008. – 368 с.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://el.istu.edu/mod/book/view.php?id=48280. – Сайт ИРНИТУ, ссылка на курс Система менеджмента качества образовательных услуг в ИРНИТУ.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!