это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2310549
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение
Роль и место религии в современном мире
Социальные функции религии в современном обществе
Отношение современной молодежи к религии
Заключение
Введение
Проблема религиозности и духовности является очень важной проблемой нашего века – века информации. Когда все чаще люди ставят материальное выше духовного. Атеизм – не просто личное решение человека. Это своеобразный результат и воспитания, и морально-психологической поддержки подростка, и его окружения, и взаимоотношения со сверстниками, многие исследователи указывают на то, что из числа опрошенных студентов ни один не признал себя атеистом, что говорит о том, что российские студенты имеют ценностные ориентации, берущие свои начала в религиозных учениях.
Религиозное сознание молодежи «дань моде» или основа мировосприятия? Этот вопрос в настоящее время является очень актуальным, ведь одной из важных сторон повседневной жизни является религия, накладывающая свой отпечаток на ценности, обычаи, поведение, культурные и социальные ориентации. Российское общество на протяжении веков отличалось тем, что значительная роль в его жизни принадлежала православной церкви.
Социальная проблема: религия является в обществе активным агентом социализации молодежи, но молодежь относится к ней неоднозначно.
Исследовательская проблема: многие социальные исследования посвящены проблемам молодежи, но недостаточно исследовано отношение молодых людей к религии.
Цель данной работы: изучить отношение молодежи к религии.
Задачи, определенные целью:
дать определение религии и характеризовать ее основные функции;
выяснить роль религии и церкви в представлении молодежи (студентов);
Роль и место религии в современном мире
Для социолога религия существует как социальное образование, т.е. не просто как совокупность верований, идеи, учений, но – как группа людей, разделяющих эти верования.
Религиозные идеи всегда имеют своего носителя и этим носителем является какая-то социальная общность. Социальным носителем религии не обязательно является точно определенная группа людей, к этой религии принадлежащих и объединяющихся по одному этому критерию - принадлежности к данной религии. Такие организованные религии появляются сравнительно поздно в истории религиозного развития.
На протяжении длительного периода, охватывающего примитивную и архаическую религии, если использовать терминологию Р.Белла, социальным носителем религии была не специфическая религиозная группа, но общество, в котором социальная дифференциация еще только начинает развиваться и которому присущи определенные религиозные проявления, черты, наряду с другими.
Существовали и существуют общества, не знающие никаких религиозных организаций, которые можно было обозначить как "церковь". Исторически ранние религиозные общности - это общности "витального" типа, такие, как семья, род, племя, народ, государство. Сами эти общности обладают, наделяются сакральным характером. Принадлежность к ним переживается как единство всех со всеми и дает ощущение соприкосновения с основой жизни. А на более поздних стадиях, в обществах Древнего Востока, например, государственное и религиозное устройство совпадали. Религиозная принадлежность определяется здесь не принадлежностью к какой-то системе веры или специфической религиозной группе, но принадлежностью к данному социальному целому. Такие религии называют "народными религиями", имея в виду, что их социальным носителем, "телом" является народ как естественно данная, "витальная" общность, или еще - "диффузная религия" (это понятие, в отличие от "организованной религии", ввел Дж.М.Йингер; он имел в виду, говоря о "диффузных религиях", религии родового общества.) Можно сказать, что религия существует в таком диффузном еще виде и тогда, когда в высоко уже дифференцированном обществе, скажем, античной Греции и Риме, появляется религиозная профессионализация, специализированные роли жрецов и даже их организация, - и тем не менее еще нет главного отличающего организованную религию признака - религия пока не выработала своего собственного специфического "социального тела", формы социальной организации, но существует еще лишь как часть культуры данной группы, общества.
Религиозная принадлежность определяется как принадлежность этническая, государственная, как роль, приписываемая по рождению. Религиозные ритуалы вписаны в жизненные циклы и сезонный календарь. Самые первые религиозные организации создаются в таких обществах с диффузной религией прежде всего у малых девиантных групп, которые стремятся к изоляции от "большого общества" посредством осуществления синтеза своей религии со своей общественной жизнью, т.е. создают особое религиозное общество, свою религиозную организацию.
Социальные функции религии в современном обществе
Многое нужно человеку на этом свете. Человек хочет проникнуть в тайны мира, хочет понять, кто он и зачем живёт на свете. Тысячелетия на эти вопросы отвечала религия. Этим словом обозначают взгляды, чувства и действия людей, которые считают, что всё в мире совершается по воле таинственных и неведомых сил, по воле богов или одного Бога.
Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare - связывать, соединять. Очевидно, в этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия.
Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей – вторична. Она – результат или проекция другой настоящей, истинной реальности – Бога и богов. Слово "Бог" имеет тот же корень, что и слово "богатство". В далёкие времена люди просили Бога позаботиться о плодородии полей, о богатом урожае, о том, чтобы все были сыты. Самым страшным врагом для людей был голод. Но "не хлебом единым жив человек". Эти слова повторяют, когда хотят сказать, что есть нечто более важное, чем хлеб насущный.
Таким образом, религия удваивает мир и указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.
Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Религиозная вера включает в себя:
нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного открытия, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;
веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; т.к., в католизме принято считать, что глава католической церкви – Папа Римский – является наместником (представителем) Бога на земле;веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указанием Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);
веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.
Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки изучать только сферу потустороннего. В мире существуют сотни различных религий. Большинство людей придерживается традиций, связанных с одной из трёх мировых религий. Это христианство, ислам и буддизм. Национальные религии существуют у евреев, японцев, индийцев, китайцев. Некоторые народы сохраняют верность своим традиционным (древним) верованиям и есть люди, которые считают себя вообще неверующими (атеистами).
Дальше простирается область религии и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.
Достаточно развитые религии имеют свою организацию в виде церкви. Церковь упорядочивает внутренние и внешние связи религиозной общины. Она является своеобразной формой взаимосвязи сакрального и профанного (обыденного, повседневного, по-человечески земного). Церковь делит, как правило, всех верующих на духовенство и мирян. Через церковь религия входит в систему социальных институтов общества
Социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.
Что даёт религия, каковы её основные функции? Ориентиром здесь будет известное высказывание З. Фрейда: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном обществе».
Прежде всего, религия помогает нам справиться с неопределённостью мира непознанного. Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет, разумеется, не о погоде на завтра, а о вещах на много более серьезных: о смерти, о гибели любимого человека, словом о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говориться, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному вообще-то нельзя.
Религия помогает осознать, хоть как-то понять и совершенно безнадежные, просто абсурдные ситуации. Ну, допустим, такую: честный, глубоко совестливый человек почему-то всю жизнь страдает, мучится, еле сводит концы с концами, а рядом люди бесятся с жиру, не знают, на что потратить нечестно заработанные, не своим трудом нажитые деньги. Несправедливость вопиющая! И чем ее объяснить, как согласиться? По-человечески – ничем и никак. Но вот если есть другой мир, где каждому воздается по заслугам его, тогда другое дело – справедливость все-таки восторжествует. Можно тогда понять, даже внутренне принять несправедливость.
Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему. Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания. Таким образом, в современном обществе религия выполняет две основные функции:
воспитательную
отвлекающую.
"Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира" - так характеризовал религию К.Маркс. Он, правда, больше известен другой формулой: "религия - опиум народа", но ею тоже пренебрегать нельзя. Почему люди обращаются к опиуму? Чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реальной жизни. Да и не Маркс, если быть точным, изобрел эту формулу. Задолго до него, еще в античные времена, религию сравнивали с «пьянящим дурманом». Гете видел в ней наркотик, Гейне и Фейербах – духовный опиум. Кант назвал идею отпущения грехов «опиумом для совести».
Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского.
К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Первое, что приходит на память, крестовые походы, которые мотивировались религиозными чувствами и символами веры, отличающими христиан от мусульман.
Богата на религиозную рознь и современность: противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский православно-мусульмано-католичесуий узел и многое другое.
Странная ситуация: сама по себе ни одна религия не призывает к насилию. Откуда же оно берется? В каждом конкретном случае действует, видимо, и нерелигиозные факторы. Но нельзя забыть и того, что каждая религия претендует не просто на истину, но на Абсолютную Истину. Абсолют же, по определению, не имеет и не терпит множественного числа.
Остановимся немного на атеизме. Атеизм есть культура бытия без Бога . На место Бога тут сознательно ставят Историю, Необходимость, Закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно сказать, что в атеизме Бог заменяется Человеком. Человеком с большой буквы – образом, идеалом человечности, гуманизма, реального, земного счастья людей. Атеизм в действительности является антропотеизмом.
Отношение современной молодежи к религии
При анализе отношения современной молодежи к религии возникает целый ряд актуальных вопросов. Среди них, религиозность молодых людей – это дань моде, традиция верованиям родителей или сознательный выбор? В данной работе, рассмотрены исследования религиозности молодых людей в контексте теории рационального выбора, которые были опубликованы в «Научно-практическом электронным журнале Аллея Науки» №1(28) 2019 (Alley-science.ru) 9.Необходимо определиться с тем, что именно подразумевается под категорией «религиозность». Как правило, в это понятие вкладывается субъективное усвоение религиозных идей, ценностей, норм и их влияние на поведение и мировоззрение верующих. Также религиозностью называют ценностную ориентацию и внутреннюю способность индивида реализовывать религиозные установки [2].
Выбор религии – это личностное явление, которое в себе совмещает как внешние, так и внутренние мотивы молодых людей. Важную роль в процессе приобщения к какой-либо вере играет семья и духовная культура. Это связано с тем, что уже с рождения ребенок поддается огромному влиянию ближайшего окружения, особенно родителей и других близких родственников. Спустя время, на этапе вторичной социализации, молодой человек получает свободу в выборе религии. Он сам определяет то, что ближе его убеждениям, и то, какие традиции соответствуют его восприятию окружающего мира. Это возможно, благодаря религиозному плюрализму, который не ограничивает никого в выборе принадлежать к той или иной религии, или напротив, оставаться внерелигиозным.
Вернемся к теории рационального выбора. Она состоит в том, что самой простой формой общественных отношений являются отношения обмена информацией, а сложные социальные феномены объясняются через простейшие действия индивидов. Опираясь на положения данной теории можно сделать два важных вывода:
1) индивид совершает свой религиозный выбор, исходя из соотношения «затрат» и «вознаграждений». Своеобразными «вознаграждениями» могут выступать «рай», «спасение», «нирвана» и др. «Затратами» в свою очередь считаются религиозные обязательства, которые возлагаются на верующего в рамках выбранной им религии.
2) взаимоотношения между религиозными организациями и индивидами регулируются принципом «спрос-предложение». То есть, чем лучше качество «товара», который предлагает церковь (мечеть, молитвенный дом и т.п.), тем больше у нее будет прихожан. Между религиозными организациями отношения строятся на принципах конкуренции.
По мнению Р. Старка и Р. Финка, при выборе религии люди хотят сохранить свой социальный капитал, под которым подразумеваются межличностные привязанности [3]. То есть, если люди интересуются другими конфессиями или религиями, которые более соответствуют их ценностям, то, соответственно, они будут склонны к тому, чтобы перейти в другую веру.
Очень сильный отпечаток на отношение российского населения к религии степень его приобщения к ее ценностям и системам наложила семидесятилетняя атеистическая пропаганда, которая была неотъемлемой частью советского общества. И можно предположить, что значительная часть россиян не воспитывалась в религиозном духе, потому что их родители были подвержены господствующей идеологии и не считали нужным рассказывать детям о религии. Хотя те, кто рожден после 80-х подверглись этому влиянию в гораздо меньшей степени [4], и считается, что в последние годы молодежная среда больше эволюционировала в сторону религиозности, сбрасывать со счетов этот фактор нельзя.
Чтобы оценить современную ситуацию и определить отношение молодежи к религии, в НИУ «БелГУ» было проведено поисковое социологическое исследование. В опросе приняли участие 100 человек, которые являются жителями Белгородской области. Возраст респондентов от 18 до 30 лет. 9
В первую очередь исследователей интересовал вопрос, считают ли себя молодые люди верующими и как относятся к религии в целом. 47% причисляют себя к категории верующих, 46% − неверующих и 7% затруднились ответить на данный вопрос, что дает основанием отнести их к категории «колеблющихся».
Также в ходе исследования выяснилось, что 41% респондентов под понятием «религия» понимают свод моральных норм и правил поведения, регулирующих жизнь людей в обществе. 34% склоняются к тому, что это вера в сверхъестественные силы. 25% убеждены, что религия – способ некоторых людей занять свое время, попытка уйти от реальности.
На вопрос «Как вы относитесь к вере?» 29% дали положительный ответ, 58% оценили свое отношение как нейтральное, 12% дали негативную оценку.
Тем, кто считает себя верующими, был задан вопрос: «К какому вероисповеданию (конфессии) Вы себя относите?». Большинство респондентов относят себя к традиционным религиозным объединениям и идентифицируют себя как православных (66%).
На процесс формирования личности, ее социализацию оказывают влияние самые разнообразные факторы, поэтому для исследования религиозности важно было определить, кто или что, по мнению самих респондентов, повлиял (-о) на формирование их мнения о религии.
Из таблицы 1 видно, что сильное влияние на респондентов оказали следующие факторы:
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Что повлияло на ваше отношение к религии?»
Важно отметить, что 40% всё же не только считают себя верующими, но и следуют в какой-то степени религиозным предписаниям и традициям.
В современном обществе является довольно распространенным факт крещения детей в младенчестве. Даже во времена, запрещающие религию, эта традиция сохранялась. Люди искали тайные возможности проведения обряда крещения. Исследователи задали вопрос современной молодежи, касающийся их мнения по поводу крещения младенцев. 37% ответили, что относятся к этому нейтрально, 25% − положительно, 24% − отрицательно и 14% затруднились ответить. 9
Учитывая то, что очень сильным с точки зрения влияния оказался фактор семьи, был задан вопрос о существовании религиозных традиций в семье. 28% ответили, что в их семье есть такие традиции, 29% − они есть, но семья не придает им особого значения и 43% ответили, что в их семье таких традиций нет.
На вопрос «Если вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?» были получены следующие результаты (табл. 2):
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Если вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?»
Одним из ключевых вопросов стал «Доверяете ли вы современному духовенству?». 51% приняли категоричную позицию и ответили, что не доверяют, 19% ответили - скорее нет, чем да, и только 3% ответили, что доверяют духовенству.
Результаты ответа на вопрос, отражающий отношение респондентов к проблеме религиозного обучения, представлены в таблице 3:
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос
«Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?»
В целом из данных, представленных в таблице 1 следует, что молодежь скорее неодобрительно относится к внедрению религиозного воспитания в общеобразовательных учреждениях, боясь насильственного навязывания школьной программой определенной мировоззренческой системы. 9
На вопрос «Считаете ли вы, что религия может помочь воспитать в человеке нравственность, привить нормы морали и регулировать поведение индивидов в обществе?» 37% ответили утвердительно, 29% − не задумывались об этом и 34% отвергли данное суждение.
Неоднозначность оценки свидетельствует скорее о светском характере современной системы воспитания и нерелигиозной регулируемости индивидуального поведения современной молодежи.
Раздвоенность ответов респондентов на вопрос «Интересны ли Вам экскурсии в знаменитых церквях, мечетях, монастырях, соборах, храмах?» в целом соответствует разделению респондентов по характеру религиозности и отражают интерес молодежи к религиозным святыням.
Таким образом, исследование НИУ «БелГу» показало, что среди молодежи несмотря то, почти половина считают себя верующими, преобладает скорее нерелигиозный тип сознания, поскольку их религиозность носит скорее номинальный, формальный характер и не всегда подкрепляется соответствующим поведением. 9
Заключение
Вопрос религиозности общества волновал мир с давних пор. В древние времена религия была неоспоримым и достаточно важным фактором существования, не изменилось её состояние и дальше, однако со временем роль таковой всё-таки ослаблялась, уменьшалось количество её адептов, причём не важно, какой именно религии.
Современным людям не достаточно просто верить, они хотят получать подтверждение своей вере во что-либо. В то же время многие культуры делают акцент на религиозности, стараясь этим привлечь, что, тем не менее, не всегда отражает действительный менталитет, а больше так званую «моду» на церковь. Является ли это благом? Достаточно трудно сказать.
Интересно то, что в некоторых странах есть такие религиозные мудрецы, о которых много говорят, считают их высоко духовными личностями, однако не все из них такими являются. Настоящие последователи Бога ведут уединённый образ жизни, достаточно редко показываясь людям вообще, а есть «ряженые», которые открыто сидят на камнях при дневном свете и предлагают проходящим мимо туристам с ними сфотографироваться за деньги.
Посещение местного храма считается чуть ли не обязательной программой культурной части туристического маршрута в любую страну, однако обычно это даёт мало ощущения настоящей религиозности и понимания веры. Иногда людей привлекает архитектура, но если древняя постройка разрушилась, или по тем или иным причинам из неё церковь переместили, то уже и посещение главного местного религиозного центра для гостей страны становится менее интересным.
В то же время, известны случаи, когда прямо в бывшей церкви сделали бар, оставив орнамент и прочие элементы. Такой бар привлёк покупателей, они его посещают, и хотя местные священнослужители посматривали на такое косо, прямой запрет не высказывался. Фактически, церковь в таком случае стала частью бизнеса, а не религии, как таковой. Часто описываемые в СМИ скандальные случаи, связанные с тем, как священники ведут себя совсем не по церковным канонам, очередное тому доказательство. В Интернете часто возникают споры о том, почему священнослужители разъезжают на дорогих автомобилях и как вообще можно зарабатывать на вере.
Впрочем, можно предположить, что такое не однозначное положение связано с тем, где известны выше указанные случаи: на постсоветском пространстве. Учитывая прививаемый в советские времена атеизм, именно это могло послужить катализатором подобных действий. Нельзя, однако, утверждать стопроцентный вариант такого предположения. В Западной Европе также уже меньше внимания жители той или иной страны уделяют религии и христианству в частности. Так, по результатам одного опроса, Исландия, где христианство – одна из главенствующих религий, была признана самой не религиозной европейской страной. Ислам, как также одна из мировых религий, в этом контексте выглядит ещё более неоднозначно. В этой религии есть большое количество запретов, и существуют ревностные приверженцы, готовые их отстаивать в своём достаточно жёстком ключе (как пример, войны в Сирии и Ираке). Тем не менее, нельзя сказать, что они отражают настроение всего государства. Так, молодые люди, живущие в странах, где преимущественной религией является ислам, утверждают, что они не отказываются полностью от канонов своей религии, однако позволяют некоторое послабление.
Соответственно, сложно утверждать, что религия по-прежнему глубоко в сознании людей. Если бы она там была, то не искали бы обход запретов и не ослабляли бы каноны, а следовали им. Особенно это касается молодёжи, внимание которой уделяется больше современным технологиям, чем религии и духовности.
Также некоторые утверждают, что верят в Бога, однако церковь не посещают, предпочитая сохранять религию в душе, причём порой частично. Например, достаточно небольшое количество людей соглашается придерживаться разнообразных постов и ограничений в пище, предписываемых церковными канонами. Это можно судить уже по тому, что достаточно острой в мире становится проблема лишнего веса. Люди набирают вес, соответственно, есть большая вероятность, что они употребляют в пищу блюда с большим количество жира, причём достаточно часто. Это признак того, что они могут не придерживаться религиозных традиций, так как основные религии запрещают чревоугодие.
Таким образом, можно отметить, что роль любой религии постепенно сводится к минимуму. Несмотря на стремление многих культур сделать на этом акцент, поведение людей доказывает, что акцент если и делается, то он основан на модных веяниях, а любая мода, как известно, только может советовать, иногда – задавать свой тон, но истинных её сторонников не так уж и много, особенно среди простых людей.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Мамардашвили, М.К. Мысль под запретом. Беседы с А. Э. Эпельбуэн / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1992 – № 5 – С. 100-115.
Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю. Ю. Синелина // Социс. – 2001 – № 7 – С. 89-96.
Социология религии. Учебное, пособие, для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей., Гараджа В. И.: 1995 С. 110-114
Социология молодежи: Курс лекций. 1999. Головатый Н.Ф. С. 59.
Тавокин, Е.П. Основы методики социологического исследования: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 239 с.
Хриенко А.П. Метаморфозы религиозно-нравственной детерминации сознания молодежи / А.П. Хриенко // Социс. – 2007 – № 7 – С. 80-87.
Шикун, А.И. Социологический практикум : учебное пособие / А.И. Шикун. - Минск : Амалфея, 2000. - 208 с.
Я познаю мир: культура: Энциклопедия /Сост. Чудакова Н.В./ М.: «АСТ», 1998.
Ермакова С.Н., Кисиленко А.В., доцент, канд. социол. наук, НИУ «БелГУ» статья «РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ» «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(28) 2019 Alley-science.ru (Электронный ресурс)
https://www.alleycience.ru/domains_data/files/08January2019/RELIGIOZNOST%20KAK%20OBShESTVENNOE%20YaVLENIE%20ZhIZNI%20SOVREMENNOY%20MOLODYoZhI.pdf
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!