это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2311039
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья представляет собой анализ методических разработок для 1-4 класса в рамках ФГОС уроков литературы. Основная форма взаимодействия на уроках – интерактив. Основные приемы работы класса, групп и пар: работа со словарями, просмотр картин, цитирование, визуализация.
Summary. Article represents the analysis of methodical development for the 1-4th classes within FGOS of lessons of literature. The main form of interaction at lessons – an interactive. Main working methods of a class, groups and steam: work with dictionaries, viewing of pictures, citing, visualization
Ключевые слова: ФГОС, интерактив, визуализация
Keywords: FGOS, interactive, visualization.
Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), читательской и культуроведческой компетенций. Важнейшей из названных компетенций является читательская.
Читательская компетенция – одна из ведущих межпредметных компетенций в современном образовании
Важными для практической реализации компетентностного подхода в читательской деятельности, является сформулированное И.А. Зимней [17] определение ключевых компетенций: ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение.
Таковой является читательская компетентность, которая предполагает не только «смысловое восприятие графически зафиксированного текста», но и ценностную ориентацию в социокультурном пространстве, что осуществимо при больших объемах переработанного текста учащимися.
Проблема состоит в том, чтобы у учащихся сформировать навыки анализа художественного произведения и развить читательскую компетенцию, для этого педагог использует приемы визуализации.
Изучение литературы обусловлено рядом проблем: большой объем информации, сложные слова, сложный синтаксис.
Три основные компетенции, по мнению Колгановой Н.Е. [19], составляют основу читательской компетентности – это познавательная, ценностно-ориентированная и коммуникативная. Развитие языкового чутья и читательской компетенции в рамках ФГОС и нового закона об образовании решает предметные и метапредметные задачи из области формирования универсальных учебных действий на уроках литературы на всех ступенях образования – все это достижимо посредством приёмов визуализации.
Читательская компетенция формируется посредством поиска книг, текстов и понимании прочитанного. Затем происходят преобразование и трансформация информации, далее более глубокая интерпретация и оценка информации.
Читательская деятельность (по Н.М. Ложкиной) [28] – это целенаправленной и личностно-ориентированный процесс взаимодействия с книгой и миром книг.
Процесс чтения имеет следующие составляющие:
восприятие,
понимание,
прогнозирование,
интерпретация,
извлечение смысла информации, оценка прочитанного текста, диалог с автором, готовность использовать извлеченную информацию.
Ценностно-смысловые ориентиры обучающихся – то самое важное, что формируется в период взросления подростка под действием книг и книжной информации. Подросток осознает себя специалистом, грамотным читателем и просто сведущей личностью в социуме.
Чтение – процесс сложный, для успешного понимания текста необходимы несколько этапов развития мышления младшего школьника, чтобы чтение было гармоничным и формировалась компетенция читателя. В помощь были взяты такие приемы, как интеллект-карты, рисуночное письмо, иллюстрации сюжета (Технология визуализации).
теория укрупнения дидактических единиц помогает обобщать ежедневно большие объемы информации для построения логических связей) [29], Шаталова В.Ф. (теория опорных сигналов) [28], А.А. Вербицкого, который понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний» в наглядный образ [15, 12]. Психолог Р. Арнхейм считает, что визуализация – это особый тип мышления [7, 11], в трудах Л.Д. Лебедевой [12] и А.А. Остапенко [29] мы также встречаем мысль о том, что визуализация – это «сгущение информации». Проблемами визуализации занимались также известные ученые Л.С. Выготский [13], И.С. Кон [18]. Тони Бьюзен [11] считает, что визуализация посредством ментальных карт помогает активизировать мышление.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. Обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, систематизируют.
Визуализация дает возможность уменьшить массивы информации, создает комфортные условия для восприятия текста, героев, идеи или композиции, это эффективный способ передачи данных. Самое важное, что обучающимся предлагается воспроизвести обсуждаемое понятие в виде рисунка или схемы.
Например, учениками может быть создана однотипная ментальная модель.
1. Прием карты-словаря.
Пишем слово «Счастье». Первая группа работает в режиме «мозгового штурма»:
1. Опишите это слово, его значение.
2. Сравните его с другими словами (горе, радость).
3.Подберите ассоциации (блоки этимологии, синонимии, антонимии, фразеологизмов).
4. Вспомните, в каких произведениях упоминается слово счастье.
Вторая группа «Академики» строит также интеллект-карту, но с использованием этимологического словаря, словарей синонимов, антонимов, толкового, фразеологизмов.
Например, характеристику героя мы оформляем как «Раскрытую ладонь»:
Внешность героя (выписываем эпитеты).
Характер героя (качества).
Речь героя (в чем отличия).
Авторская характеристика (выписываем цитату).
Взаимоотношения с другими героями (враг, друг).
Языковая способность у людей сформировалась на основе внутренних обобщений в процессе речевого общения, постепенно усложняя и систему языка – этот процесс бесконечен, как и бесконечен процесс развития читательской компетенции.
Перспективы нашего исследования заключаются в разработке цикла занятий.
Таким образом, обобщая все выше сказанное, назовем компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов [1], [9], [10] и др.:
1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект);
2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект);
3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект);
4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);
5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).
Развитие читательской компетенции учащихся является важной проблемой современного литературного образования. Адекватно подобранные методы работы на уроках литературы позволяют детям обрести навык читательской компетенции, научиться видеть авторский замысел, идею, темы, круг проблем, понимать художественный образ, развить эстетический литературный вкус.
Библиографический список:
Авлова, Т.Г. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику) / Т.Г. Авлова, Н.В. Краснова. – СПб.: Специальная Литература, 2017. – 544с.
Альбеткова, Р.И. Русская словесность. 4 класс / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2007. – 220 с.
Альбеткова, Р.И. Русская словесность. 4 класс / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2007. – 220 с.
Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.
Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2018. – 253 с.
Арнхейм Р. Заметки об искусстве, психологии и прочем – М.: Академия, 2016. – 216 с.
Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 2018. – 381 с.
Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9. – С. 88-89.
Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 269 с.
Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 150-154.
Бьюзен Т. Научи себя думать. – М.: Слово, 2014. - 312 с.
Вербицкий А. Психология мотивации студентов. – М.: Слово, 2014. – 423 с.
Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста. / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т.4.,1983., с.244-269.
Геллер Е.М., 1990. Роль игровых средств в формировании интереса в обучении у детей и молодежи // Тезисы докл. Всес. научно-практич. конф. (Севастополь, 16-21 февр. 1990 г.). - М., 2000. – С. 27-28.
Глаголева, С.А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С.А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – 2016 . – С.31-36.
Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е.Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – М.: МГППУ, 2015. – С.21-29.
Зимняя И.А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе: кометенции / Н.А. Грудьева // Учебно-методический портал. – М.: Слово, 2017. – 112 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон // Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – с.145 – (Психол. наука - школе).
Колганова Н.Е., Лебедева Л.Д. Введение в теорию арт-терапию. – М.: Просвещение, 2015. – 241 с.
Курдюмова, Т.Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М. Просвещение. 2016 – 524с.
Леднев, В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев, М.В. Никандров, М.В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2012. – 147 с.
Лубышева Л. И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе. – М.: Слово, 2015. – 211 с.
Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 классы: пособие для учителя / С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2017. – 416 с.
Львова, С.И. Уроки литературы: пособие для учителя / С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2019. – 211 с.
Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009.- 290 с.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Питер, 2015. – 364 с.
Нарутто С. В. Образовательные технологии в филологии // Актуальные проблемы филологии. 2015. № 7. С.77.
Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. –М.: Народное образование, 2014. – 172 с.
Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учебное пособие. – М.: Академия, 2018. – 190 с.
Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2011. – 141 с.
Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2018. – С. 224-231.
Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2012. 286 с.
Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. // 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2013., с.32.
Современный словарь по педагогике / Авт. – сост. В.В. Юрчук // Мн.: Элаида, 2015. - С.8-17.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Дрофа, 2013. – 116с.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64.
Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. –С.345-41
Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Ч 49 Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.
Шаталов В.Ф. Научите детей учиться. – М.: Слово, 2015. – 311 с.
Эрдниев П.М., Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.
Ященко, Н.Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н.Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015. – С.3-5.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!