это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2311080
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы осуществления проектирования строительства комбината по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) на примере города Чайковский Пермского края. Выявлены основные подходы в области обращения с отходами потребления. Приведены современные способы и инновационные технологии, предложены пути решения проблем. На основе изученных данных сделаны выводы о возможностях модификации существующих подходов в области управления ТКО.
Ключевые слова: обращение с отходами, отходы потребления, места временного размещения отходов, захоронение ТКО, твердые коммунальные отходы (ТКО); полигон твердых бытовых отходов (ТБО); мусоросортировочный завод, мусоросжигательный завод.
Введение. Актуальность исследования.
В современных условиях, характеризующихся стремительным ростом уровня антропогенного воздействия на окружающую природную среду, вопросы обеспечения благоприятных условий для жизни человека, рачительного природопользования приобрели особенную актуальность. Последствия пагубного воздействия на природную среду, по оценкам экспертов, превышает по некоторым позициям вред, наносимый общей преступностью, а ущерб от загрязнения окружающей среды составляет половину национального дохода страны. В связи с этим, вне всякого сомнения, экологическая проблема должна стать одной из важнейших составляющих государственной политики.
Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления являются свидетельством тому, что, с одной стороны, существует серьезнейшая проблема в сфере обращения с отходами, а с другой – понимания остроты проблемы, актуальности вопроса на самом высоком государственном уровне [1].
30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». 29 декабря 2014 года был издан Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления». В обоих документах экологически безопасное обращение с отходами отнесено к одной из важнейших проблем в нашей стране. Такое признание объясняется тем, что в России быстрыми темпами идет наращивание объёмов отходов производства и потребления, негативно воздействующих на окружающую среду, экологическую безопасность и здоровье населения.
По данным Росприроднадзора, ежегодно в Российской Федерации (РФ) образуется более семи миллиардов тонн отходов, включая промышленные, бытовые и сельскохозяйственные отходы. Серьёзную угрозу для окружающей среды России представляют накопленные годами эксплуатации хранилища коммунальных бытовых отходов: полигоны и стихийные свалки. Сложившаяся практика использования, размещения и захоронения отходов ведёт к реальной опасности загрязнения поверхностных и подземных вод, почвенного покрова, атмосферного воздуха, загрязнения их токсичными компонентами, в конечном итоге создаёт угрозу здоровью населения [2].
Методология исследования.
Для анализа современной ситуации авторами статьи были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы и документов, метод описательной статистики, метод сравнительного анализа.
Выводы данной научной статьи могут быть использованы для оценки экономической ситуации в коммунальном секторе экономики Пермского края, в муниципальных округах региона, а также в дальнейшей научно-исследовательской работе по направлениям подготовки «Экономика», «Экология», «Строительство», «Государственное и муниципальное управление», при изучении таких учебных дисциплин, как «Государственно-частное партнерство», «Управление проектами», «Инвестирование в общественно значимые проекты».
Основная часть.
Город Чайковский расположен в Предуралье, на юго-западе Пермского края, на левом берегу реки Камы рядом с устьем реки Сайгатки . Площадь города по последним данным – более 58 кв. км. Население Чайковского в 2019 году составляло 82 656 человек [3]. Уникальное природное расположение города – на равнине без перепада высот, с трех сторон окруженной водой: с запада Камой, с северо-запада – Воткинским водохранилищем и с востока – обширным (более километра в ширину и 8 км в длину) заливом реки Сайгатка.
Чайковский удалён от краевого центра Перми на значительное расстояние (по автодороге от 325 до 278 километров – в зависимости от выбранного маршрута), но имеет выгодное экономико-географическое положение, расположен на стыке Удмуртской Республики, Башкортостана и Пермского Края.
Близость к обширным водным ресурсам, зелёные насаждения, отсутствие в черте города крупных загрязняющих предприятий обеспечивают муниципальному округу Чайковский чистый воздух. Что касается воды, то она в черте города в последние годы испытывает высокий уровень загрязнения, согласно данным ежегодного доклада о состоянии окружающей среды городской администрации [4].
Проблемой в Чайковском является отсутствие отвечающего экологическим и санитарным требованиям места хранения твёрдых бытовых отходов. Расположенный на окраине Чайковского городского поселения в Завьяловском районе полигон эксплуатируется с 1966 года и не отвечает современным требованиям [5]. В 2018 году хранилище признано исчерпавшим свои ресурсы.
Динамика образования отходов производства и потребления по Чайковскому муниципальному району за период 2010 – 2015 гг. приведена на рис. 1 (данные за последующие период в общедоступных источниках отсутствуют). При этом общая динамика говорит о высоком уровне производства ТКО. Твёрдые бытовые отходы производят не только сами жители города, но и находящиеся на территории Муниципального округа промышленные предприятия, такие как: ОАО «Оргсинтез», ООО «Газпром трансгаз Чайковский», «Воткинская ГЭС», Чайковский завод газовой аппаратуры и др.
0228600
Рисунок 1. Динамика производства ТКО в МО Чайковский в 2010 – 2015 гг. [6]
Описанная проблема является общей для всего Пермского края. Согласно проведенному в Пермском крае в 2016 г. исследованию, общая расчетная масса ТКО образующихся на территории Пермского края составляет 1065 тыс. тонн в год. При этом Доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО (% от общего объема образования) составила в 2020 г. лишь 8-9%. Экспертная оценка обоснования мощности строительства мусоросортировочных станций в ходе анализа ситуации позволила сделать вывод, что потребность в мощностях по сортировке данного вида отходов составляет 860 тыс. тонн/год., что предполагает, что достижение 100% охвата услугой сбора и удаления ТКО возможно не ранее 2023 года. Однако Муниципальный округ Чайковский уже сегодня остро нуждается в решении проблемы твёрдых бытовых и коммунальных отходов [7].
Предлагаемый способ решения проблемы – термический способ утилизации ТКО, а именно метод пиролиза – как низкотемпературного, так и высокотемпературного. Пиролиз предполагает разложение вещества на простые элементы при недостатке воздуха и воздействии высоких температур. Основанный на процессе газификации, обозначенный метод позволяет практически полностью осуществлять уничтожение отходов, получая полезную энергию в виде пара, при полном отсутствии выбросов вредных веществ в атмосферу или водные источники. Попутно образуется вторичная продукция, представляющая собой сплав, наподобие кокса, который можно использовать для изготовления различных строительных материалов, например, керамической плитки. Неорганический остаток, получаемый в ходе газификации, составляет 10% и подлежит захоронению на специальном полигоне. При высокотемпературном пиролизе осуществляется практически полная утилизация твёрдых коммунальных отходов.
Важно отметить, что плазменная переработка, лежащая в основе данного метода, не содержит особых требований к исходному сырью, поэтому утилизировать можно даже несортированные отходы.
Процесс пиролиза имеет следующие стадии:
– сушка до определенного содержания влаги;
– непосредственно сам процесс пиролиза;
– газификация.
В процессе газификации под воздействием кислорода воздуха или пара происходит превращение твердого остатка в газ [8].
В основе исследования – проект по строительству завода по переработке ТКО в горючий газ методом высокотемпературного пиролиза. Для реализации данного проекта необходимо построить помещение в виде ангара, поставить конвейерные ленты с магнитами, дробилками и мелким ситом, реактор пиролиз, теплообменники и конденсаторы газа, установку мокрой очистки газа и трубопровод для транспортировки газа. Общая сумма инвестиций на строительство завода по переработке ТКО составит 249 755 тыс. руб.
Предполагаемый инвестор – региональный оператор, который в рамках частно-государственного партнерства нацелен на создание инфраструктуры по обращению с ТКО.
Согласно предусмотренным изменениям в федеральном законодательстве (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ) [9], для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях субъектов Российской Федерации будут определены региональные операторы. Свою деятельность региональные операторы обязаны осуществлять в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами [10].
В Пермском крае, как и в других регионах РФ, разработана комплексная стратегия по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами до 2030 года [7], которая устанавливает конкретные целевые показатели по переработке, обезвреживанию и
захоронению отходов к 2030 г. Таким образом, региональные операторы должны быть заинтересованы в переработке и утилизации ТКО.
Завод позволит перерабатывать около 104 000 тонн мусора в год. По мнению специалистов, из одной тонны мусора в процессе высокотемпературного пиролиза можно получить в среднем 450–500 м. куб. синтез-газа. Для расчета производственной мощности завода взят средний показатель – 475 м3/т мусора. Производственная мощность завода составит 49 312 тыс. м3 в год. Для реализации данного проекта необходимо построить помещение в виде ангара, поставить конвейерные ленты с магнитами, дробилками и мелким ситом, реактор пиролиз, теплообменники и конденсаторы газа, установку мокрой очистки газа и трубопровод для транспортировки газа. Общая сумма инвестиций на строительство завода по переработке ТКО составит 249 755 тыс. руб.
При осуществлении строительства проектных мощностей пиролизного завода предполагается привлечение частных инвестиций на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Финансирование на основе ГЧП успешно используется сегодня в различных сферах хозяйствования. Для обеспечения темпов роста экономики в России на уровне не ниже среднемировых необходимо в течение ближайших 5-7 лет обеспечить рост инвестиций в транспортную, энергетическую, социальную и коммунальную инфраструктуру примерно на 6-10% в год.
Особенно актуальными в данном аспекте являются механизмы государственно-частного партнерства для тех сфер, которые традиционно испытывают трудности в России. При этом в нашей стране в сфере государственного и муниципального управления недостаточно используется потенциал частного сектора, о чем говорит ряд факторов:
– ежегодное снижение бюджетного финансирования в течение последних пяти лет – примерно на 10%;
– низкая доля частных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу (менее 1,5% общего объема средств развития инфраструктуры) и другие подобные факторы.
Важно подчеркнуть, что преимущества государственно-частного партнерства, кроме модернизации и развития инфраструктуры, включают другие направления:
– повышение эффективности управления государственным имуществом, которое, будучи переданным в пользование, приносит стране и государственной казне прямую прибыль;
– сохранение государственной собственности;
– уменьшение расходов на налоги, ремонт и др.
Государство, сохраняя право собственности на такие объекты, делает их использование более рациональным.
Сегодня на условиях концессии, то есть «сдачи в аренду на доверительное управление, с выплатой арендной платы государственного имущества» действует большинство проектов государственно-частного партнерства. Лишь небольшой процент проектов – чаще всего в социально-благотворительной сфере – использует в качестве инструмента соглашение о доверительном управлении.
При этом, согласно данным Ассоциации Центра развития ГЧП, большая часть проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с использованием механизма государственно-частного партнерства реализуется на федеральном и муниципальном уровне.
Следует отметить, что государственное регулирование сферы ЖКХ является значимым показателем осуществления грамотного планирования и развития общеэкономической политики, и региональной инфраструктурной политики – в первую очередь. На сегодняшний день государственная поддержка особенно необходима сектору по управлению отходами, так как показатели развития территорий не столь высоки, престиж труда в данной сфере снижен, а получение прибыли в данном секторе экономики является непростым явлением. Государственно-частное партнерство по переработке ТКО способно стать незаменимым и действенным инструментом, так как несет преимущества и ресурсы получения доходов обеим сторонам процесса – государственному бюджетному сектору и частному бизнесу. Безусловно, что развитие сферы управления отходами способствует также улучшению уровня жизни населения РФ.
В масштабах страны объемы реализуемых проектов на основе государственно-частного партнерства впечатляет. Однако в сфере ЖКХ подобная деятельность почти не ведётся. Приведем немного статистики из последнего опубликованного результатов исследования государственно-частного партнерства в России в период 2017-2018 гг. [11]
По состоянию на 2017 г. в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП, согласно данным, представленным органами власти для расчета рейтинга регионов России по уровню развития Государственно-частного партнерства [12]. Из них только немногим более 100 направлены на решение проблемы утилизации отходов (см. Рис. 2).
Рисунок 2. Распределение объемов инвестирования по принципу ГЧП –
по отраслевому признаку
Как видно на рисунке, немногочисленные случаи реализации инфраструктурных проектов в области ЖКХ – строительство и развитие полигонов ТБО, водоканалов и т.п. – говорят о недостаточно плотной работе в этой области. Подобные проекты сейчас проходят стадию обсуждения и одобрения. Трудности в области подписания концессионных соглашений на тему утилизации твёрдых коммунальных отходов специалисты объясняют несовершенством нормативно-правовой базы и тарифного регулирования. Необходимо признать, что концессионное законодательство нуждается в доработке. Следует также отметить, что при реализации концессионных проектов строительства заводов в сфере ЖКХ возникает ряд проблемных вопросов, обусловленных, прежде всего, сложившейся имущественной схемой управления.
Подводя итог, необходимо отметить, что современное состояние региональной экономики, инфраструктуры коммунальной отрасли требует коренной модернизации, реконструкции и обновления, которая невозможна без широкого привлечения частного капитала. Это, на наш, взгляд, является серьезным обоснованием для привлечения инвестиций в отрасль, в том числе и путем реализации рассмотренных выше концессионных соглашений.
Выводы и заключения
Проблемой отходов занимаются не только в нашей стране, но и во всем мире. В настоящее время в Российской Федерации пока отсутствует, но вырабатывается единый комплексный подход к проблеме переработки и использования вторичного сырья и отходов промышленности. Эта проблема имеет большое значение в плане сохранности окружающей среды.
В Федеральном законе РФ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В Главе III Закона перечислены основные требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов; к объектам размещения отходов; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к обращению с опасными отходами и другие.
Применяется система административного наказания за нарушения, связанные с ненадлежащим хранением отходов, используется экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов; применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Однако, стоит отметить, что принимаемых мер пока недостаточно, чтобы решить все накопленные проблемы, ликвидировать экологический ущерб, предотвратить экологические угрозы, связанные с отходами потребления.
Проблема утилизации ТКО в Пермском крае и в масштабах Российской Федерации ставит на повестку дня целый блок вопросов, решить которые можно только в совокупности, привлекая специалистов разного профиля. Для реализации подобных действий рекомендуется интеграция лучшего зарубежного опыта, и применение наилучших доступных технологий.
Предложенный в данной работе метод пиролиза позволит решить проблему ликвидации твёрдых бытовых отходов в масштабах одного муниципального образования и поможет решить задачу по поиску путей выхода из «мусорного тупика» в масштабах всего Пермского края.
Механизмы инвестиционного участия в проекте строительства и запуска подобного завода, сделают возможным инновационное внедрение экологически чистых и экономически выгодных технологий. Форма государственно-частного партнерства является обоснованной и единственно верной в плане решения столь важной для населения и экономики региона проблемы.
Необходимо создать практически новую отрасль производства в стране, которая бы включала территориально рассредоточенную инфраструктуру для индустриального сбора, сортировки, временного хранения, переработки, использования вторичного сырья и захоронения осаточной части переработанных отходов. Это важнейшая междисциплинарная проблема, для решения которой необходимо привлечь промышленный, научный и финансовый потенциал.
Список использованной литературы:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Промышленные и бытовые отходы: проблемы хранения, захоронения, утилизации, контроля // XIV Международная научно-практическая конференция, май 2010 г.: сборник статей. – Международная акад. наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.] под ред. В. В. Арбузова]. – [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32796478
Состояние и охрана окружающей среды на территории Чайковского муниципального района в 2018 году: Экология. // Сайт Администрации городского округа Чайковский. – [Электронный ресурс]. – URL: http://chaikovskiyregion.ru/infrastruktura/gorodskoe-khozyaystvo/ekologiya/ (Дата обращения: 10.06.2020).
Оценка численности населения Пермского края на 1 января 2019 года и в среднем за 2018. – [Электронный ресурс]. – URL: https://permstat.gks.ru/storage/mediabank/Население (Дата обращения: 10.06.2020).
Генеральная схема санитарной очистки Пермского муниципального района/ Администрация Пермского муниципального района. – Пермь, 2016.
Официальный сайт Администрации Чайковского городского округа. // Раздел «Твёрдые коммунальные отходы. Отчет 2015 г.» [Электронный ресурс]. – URL: http://chaikovskiyregion.ru/infrastruktura/gorodskoe-khozyaystvo/tverdye-kommunalnye-otkhody-tko/Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Пермского края // Пермский национальный исследовательский политехнический университет. – Пермь, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://mgkhb.permkrai.ru/upload/iblock/77a/2_%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%8F%2021.12.16.pdf – С. 33.
М. В. Березюк, А. В. Румянцева, Е. И. Румянцева. Эколого- эколого-экономическое обоснование проекта по переработке твердых коммунальных отходов на основе современных технологий. – Вестник ВГУ. Серия: Экономика И Управление. – 2017. – № 3. – С. 31-38.
Березюк М. В. Новая система управления ТКО: инновационный подход / М. В. Березюк, А. В. Румянцева // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. − 2016 − № 5(35). − С. 19–29/
Об отходах производства и потребления : федер. закон oт 24 июня 1998 г. № 89 − Режим доступа: http:// base.garant.ru/12112084/
Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2017–2018: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2018. – 32 с.
Немчанинова М. А., Дербас Н. В. Обоснование концессионного подхода в инвестиционной политике коммунального сектора экономики // ТДР. 2017. №3.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!