это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2315846
Ознакомительный фрагмент работы:
Знаменитый философ Диоген когда-то сказал: «Основа любого
государства — образование своей молодежи». «Ничто так не способствует
процветанию, могуществу и счастью нации, как образование» — утверждал
третий Президент США Томас Джефферсон. «Чем человек просвещеннее,
тем он полезнее своему отечеству» - эти слова принадлежат А.С. Грибоедову.
«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и
государства» - считал Д.И. Менделеев. Вы только задумайтесь: между
высказываниями Диогена и Менделеева прошло несколько веков,
создавались и менялись государства, начинались и заканчивались войны,
происходили разнообразные исторические события, а мнение человечества о
ценности образования не изменилось.
Наиболее развитые страны, такие как Япония, Южная Корея, Израиль,
Великобритания, Китай и другие, имеют высокий уровень развития
технологий. То есть благосостояние нации напрямую зависит от
интеллектуального потенциала. И я считаю, что состояние государства – это
одновременно и причина и следствие работы системы образования. В
перечисленных странах имеется чётко построенная образовательная система,
которая, безусловно, опирается на историческое наследие. Каждый
исторический период имел свои определённые особенности, которые нашли
отражение в современной системе образования. Как же повлияло
историческое наследие на систему образования в России?
Рассмотрим несколько аспектов современной образовательной системы
в нашей стране. Во-первых, это ее структура, представленная дошкольным,
общим, профессиональным и дополнительным образованием. Оказывается,
социальные институты - это не явление современности. Первые школы
появились в государствах Древнего Востока, когда осуществлялся переход от
традиций семейного воспитания, и государство нуждалось в подготовке
чиновников, жрецов и воинов. В то же самое время появилась и
специальность «учитель». В Античную эпоху появились элементарные
(тривиальные) школы: это была низшая ступень обучения свободных
граждан в Риме, обучение продолжалось около двух лет и начиналось
приблизительно с семилетнего возраста. В основном изучали грамоту, общее
знакомство с литературой, основы счёта. Кстати говоря, начальное школьное
образование в России начинается с этого же возраста, и основными
предметами считаются математика, русский язык и литературное чтение.
Удивляет тот факт, что уже в то время люди считали данный возраст
оптимальным для начала школьного обучения. В Афинах обучение шло с 7
до 15 – 16 лет в частных платных школах. Возраст учащихся в школах
России – немного старше, и частные платные школы тоже существуют.
Что касается вузов, то открытие университетов стало крупным событием
в развитии образования Средневековья. В России первое высшее учебное
заведение - Киево-Братская Коллегия (позже – Академия) - открылась в 1632
году. А в 1687 г. в Москве появился первый вуз – Славяно-Греко-Латинская
академия. Позже, в XVIII веке, в России была создана светская школа, где
обучались будущие военные, чиновники, учителя, инженеры. Духовное
образование проходило в начальных архиерейских школах и духовных
семинариях. Возникали гарнизонные школы, дававшие начальное военное,
математическое, инженерное образование. Здесь хочется отметить, что
профильные классы в России существуют и сейчас. В середине XVIII века
окончательно оформилась идея создания общеобразовательной школы для
широких слоёв населения, исключая крепостное сословие.
Итак, основные составляющие структуры образовательной системы,
которые мы видим сейчас в России, сложились много веков назад. Это
социальные институты (школы, вузы), возраст начала обучения и его
продолжительность, профильное образование.
Рассмотрим второй аспект – цели и задачи образования. Основные
направления в нашей стране – разностороннее развитие, воспитание
гражданина, экологическое воспитание и многое – многое другое. В
требованиях ФГОС нового поколения четко прописаны требования к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования. Они включают не только предметные и личностные
результаты, но и метапредметные. Обратимся к историческим фактам.
Оказывается, разные направления в образовании и воспитании начали
выделяться также много лет назад. В Античную эпоху образовательная
программа включала в себя интеллектуальное, музыкальное и физическое
воспитание. В Спарте выделялось физическое и нравственно-патриотическое
воспитание. В Древней Руси подростки 12-15 лет (отроки) продолжали
образование в воинской дружине, обучались военному делу – то есть
патриотическому воспитанию любое государство придавало большое
значение.
В Эпоху Возрождения гуманисты выдвинули важную идею (и она до сих
пор приоритетна не только в России, но и в любой другой стране мира) –
связь обучения с жизнью. Они считали, что основным критерием
образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Я
полностью согласна с этим мнением – иначе бы смысла в образовании не
было. Вспоминается высказывание Сенеки, который критиковал
образовательную систему своего времени: «Не для жизни, а для школы
учимся». В эпоху Просвещения были написаны труды, в которых говорилось
о необходимости сделать личность свободной посредством воспитания и
обогатить духовную природу человека. «Воспитание и только воспитание –
цель школы» - говорил И. Песталоцци.
Также следует отметить, что идеи развивающего обучение, популярные
в нашей стране уже долгое время, появились в странах Западной Европы и
США в XIX – середине XX века. Считалось, что школа не столько должна
давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать,
мыслить, делать выводы, развивать навыки самообразования. В учебно-
воспитательном процессе учитывались возрастные и индивидуальные
особенности детей, развивался интерес к обучению, способности и
самостоятельность учащихся.
Таким образом, цели и задачи образования, основные направления не
являются изобретением современных педагогов и методистов. Все идеи и
основные принципы обучения были сформированы много лет назад.
Перейдем к третьему аспекту влияния исторических периодов на
современную систему российского образования – его содержание, принципы
и методы обучения. В государствах Древнего Востока изучалась грамота, в
Спарте - грамматика, чтение, письмо. В Риме - латинская (иногда греческая)
грамота, общее знакомство с литературой, основы счёта. Во времена
Средневековья важными считались латынь, математика, естествознание,
география, а во времена Просвещения - естественные науки. Особенную роль
в развитии просвещения на Руси сыграло распространение книгопечатания.
В 1574 году Иван Фёдоров издал Букварь, в котором содержались азбука,
тексты для чтения и некоторые сведения по грамматике. Разумеется,
предметное содержание школьного образования в России гораздо объемнее,
но основные предметы, как видим, не изменились.
Что касается принципов и методов обучения, то основные из них начали
формироваться в относительно далеком прошлом. На Руси широко
использовалась наглядность, особенно при обучении грамоте, приём повтора,
а в качестве учебного текста часто использовался детский фольклор. В эпоху
Возрождения уже происходил тщательный отбор учебного материала,
чередовались занятия в течение дня, энциклопедическое образование было
разносторонним, использовалась наглядность в обучении. Учитель уже тогда
должен был учитывать индивидуальные особенности детей. (И до сих пор
современные педагоги и методисты часто обсуждают личностно-
ориентированное обучение и индивидуальную образовательную
траекторию). В двадцатые - тридцатые годы XX века в западных европейских
странах появились новые школы. Применялись активные методы обучения,
создавалась среда для всестороннего развития обучающихся. Уделялось
внимание ручному труду, эстетическому воспитанию, культуре и поведению
учащихся. Например, педагогическая система Монтессори до сих пор не
потеряла своей актуальности, и в настоящее время действует даже
Международная Монтессори – ассоциация. Многие садики и школы
(государственные и частные) в России работают по этой системе.
В конце XIX – начале XX века в нашей стране произошло предметное
распределение учебного материала с точным указанием числа часов на их
изучение в каждом классе. В учебных программах был определён круг
систематизированных знаний и чёткий перечень навыков по каждому
учебному предмету (вспомните для сравнения содержание Программ,
которые написаны к каждому предмету, изучаемому в школе). Основной
формой организации учебной работы являлся и является урок. Причем урок
со строго определённым расписанием занятий и постоянным составом
учащихся при ведущей роли учителя. Предпочтительная роль отдавалась
словесным методам обучения. Классно-урочная система прекрасно знакома
каждому из нас. И даже весна 2020 год, когда четвертая четверть проходила в
дистанционном формате в режиме самоизоляции, не отменила уроки,
которые проводились онлайн. Конечно, были сложности при таком
обучении, но в любом случае грандиозный опыт получили школьники, их
родители, педагоги, студенты и вся система образования в целом. Учителя
одной из российских школ на онлайн – педсовете, обсуждая итоги учебного
года, особо подчеркнули, что (по отзывам родителей и учеников) учащимся
не хватало реального общения с учителем, личного контакта, и многие не
хотели бы постоянно учиться дистанционно. Итак, содержание, принципы и
методы обучения, классно-урочная система и роль учителя – все это
формировалось в течение многих лет.
И, наконец, четвертым аспектом я хочу выделить роль семейного
воспитания. Современная система образования, особенно дошкольная и
школьная ступени, на протяжении всего времени опирается на семейное
воспитание. Ещё в древнейших государствах, сменивших архаичные союзы
и племена, воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в
семье. Традиции семейного воспитания сохранялись и видоизменялись с
течением времени. В Афинах в классический период считалось долгом
родителей дать образование детям. Девочки получали домашнее
образование, воспитывались так, чтобы стать достойными солдатскими
жёнами и матерями. У древнерусского населения до 8 лет дети
воспитывались в атмосфере труда, обрядов и поэтического слова. Во времена
русского Средневековья был создан «Домострой» с идеями семейно-
школьного воспитания, который требовал прежде всего любви и заботы к
детям.
Роль семьи, родителей признавалась многими известными педагогами.
А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде
всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и
педагоги». Родителей все-таки он назвал в первую очередь, и я абсолютно
согласна с его утверждением. В каждый исторический период большое
значение придавалось семейному воспитанию, и в современной системе
российского образования также прослеживается эта тенденция. Более того,
родители не только воспитывают, но и принимают участие в
образовательном процессе. В тех же ФГОС, о которых я упоминала ранее,
прописаны обязанности родителей. И даже сам стандарт вводится как
общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты
образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор
между родителями, образовательным учреждением и руководителем
муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой
стороны. И даже среди поправок к Конституции, за или против которых мы
будем голосовать 1 июля 2020 года, есть поправка о детях. В ч.4 ст.67.1
подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом
государственной политики России, и государство обеспечивает приоритет
семейного воспитания и берет на себя обязанности родителей в отношении
детей, оставшихся без попечения. То есть важность семейного воспитания
подчеркивается на государственном уровне.
Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что каждый
исторический период оказал влияние на современную систему образования в
России. Было рассмотрено четыре аспекта этого влияния: структура системы
образования, цели и задачи, содержание, принципы и методы обучения и
роль семейного воспитания. Подводя итог размышлениям, хочется сказать,
что все основные идеи были созданы в прошлом, формировались с течением
времени, а в настоящем они присутствуют в современном образовании.
Конечно, в настоящее время используются новые технологии, новые
форматы обучения, но саму суть образования человечество осознало уже
давно – качественное образование, достижение новых образовательных
результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и
государства.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!