это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2317473
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов, можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Цель данной работы заключается в выявлении преимуществ и недостатков в системе дистанционного образования и индивидуального образования.
1. Трактовка терминов
На вопрос: «Что такое Дистанционное Образование», поисковая система выдала несколько вариантов ответа. Рассмотрим их.
Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Дистанционное образование - организация познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму.
Дистанционное образование (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку студентам основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное образование - это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное образование - это некая новая форма, наиболее приближенная к заочной форме, но с использованием информационных технологий, интернета, что позволяет общаться между студентами и преподавателями online. Последнее приближает ее к очной форме и выделяет в отдельный способ получения высшего образования.
2. Плюсы дистанционного образования
По мнению экспертов в области образования, да и самих студентов, преимущества дистанционного образования очевидны и заключаются в следующем:
Возможность обучаться в любое время:
Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.
Возможность обучаться в своем темпе:
Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.
Возможность обучаться в любом месте:
Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.
Учеба без отрыва от основной деятельности:
Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.
Высокие результаты обучения:
Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
Мобильность:
Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.
Доступность учебных материалов:
Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.
Дистанционное образование дешевле:
Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.
Обучение в спокойной обстановке:
Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.
Удобство для преподавателя:
Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.
Индивидуальный подход:
При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.
Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения.
3. Минусы дистанционного образования
Не смотря на преобладающее число плюсов дистанционного образования, данная система не является совершенной. За время реализации электронных учебных программ, были выявлены следующие проблемы дистанционного образования.
Необходима сильная мотивация:
Практически весь учебный материал студент - дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности:
При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
Недостаток практических знаний:
Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.
Проблема идентификации пользователя:
Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.
Недостаточная компьютерная грамотность:
В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.
Безусловно, эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с большим количеством плюсов дистанционное образование имеет и ряд существенных недостатков.
4. Индивидуальное обучение: плюсы и минусы
Достоинства индивидуального обучения:
1. Сосредоточенность на работе. Никаких отвлекающих факторов, разговоров и насмешек за спиной, полета мыслей в неизвестном направлении. Постоянный зрительный контакт и мозговой штурм.
2. Эффективность. Успеваемость повысится в разы и за счет этого появится тяга к учебе. Это тонкий психологический момент, который знаком и взрослому человеку. Когда ничего не получается — хочется все бросить, но когда есть результат, который заметно улучшается вследствие проделанной работы — появляется стимул продолжать расти дальше.
3. Отсутствие негативного влияния сверстников. Особенно это касается учеников средней школы. Переходный период и желание выделяться из общей массы влечет за собой скандалы, нулевую успеваемость и срывы уроков. Родители могут даже не знать о наличии невероятных способностей у своего ребенка к тому или иному предмету, а они проявятся в условиях индивидуального посещения занятий и ситуация категорически изменится.
Минусы индивидуального обучения.
Теперь рассмотрим обратную сторону медали:
1. Ограниченность общения. Некоторые одноклассники могут относиться предвзято к ребенку, но это не значит, что так к нему будут относиться все. Обязательно найдется пара тройка ребят, которые сумеют поддержать, оказать настоящую дружескую помощь в учебе и психологическую поддержку. Найдутся общие интересы и желание посещать классные занятия возрастет. Тем более такие ситуации в жизни сплошь и рядом. В дальнейшем ребенок поступит институт, пойдет на работу и там тоже будут схожие проблемы. С ними нужно уметь справляться, иначе последствия могут стать необратимыми.
2. Отсутствие конкурентоспособности и развития лидерских качеств, которые крайне важны для дальнейшей деятельности каждого человека. Они проявляются только при работе в коллективе, а иначе откуда им взяться?
3. Неумение работать в команде. Ребенок просто не будет иметь такого понятия. Он привыкнет добывать знания и проявлять их обособленно и это повлечет за собой развитие эгоизма. Эта черта будет отражаться не только в учебе, но и в отношениях с семьей.
Находить плюсы и минусы индивидуального обучения в школе можно очень долго, но то, что важно одному человеку не обязательно имеет столь большое значение для другого. Возможно, в качестве временной меры такое обучение будет иметь больший результат, нежели при постоянной практике. Но это касается обычных детей. Существуют обстоятельства, при которых ребенок по определённым причинам не может получать образование методом посещения классных занятий. Например, проблемы со здоровьем. В таком случае частные уроки — это замечательная возможность развития и проявления потенциала.
Главное достоинство состоит в том, что родители могут обсудить индивидуальный график посещения уроков, их длительность и составить программу обучения с учетом особенностей ребенка. В таком случае учитель должен быть высококвалифицированным специалистом, психологом и настоящим другом. Тогда он сможет заинтересовать своего ученика, дать ему стимул к самосовершенствованию, повысить самооценку. Можно даже сказать, подарить путёвку в жизнь.
5. Роль учителя
Давайте подумаем, какие задачи ставит перед собой учитель в процессе обучения. Они просты:
1. Ученик обязан получить и запомнить нужную информацию: знать правила, законы, исторические факты, географические сведения, стихи и т.д.
2. Ученика следует научить пользоваться полученными знаниями: грамотно писать, решать задачи, разбирать художественные произведения, давать оценку историческим событиям, применять знания на производстве и в быту.
3. Важно развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, оригинальность мышления.
4. Наша задача — воспитать ученика, его мировоззрение, патриотизм, трудолюбие, нравственность.
Все задачи одинаково важны, взаимосвязаны и решаются в единстве, в процессе познания, труда, деятельности.
Мы говорим главное — усвоение материала. А что такое усвоение знаний? Знание — это отражение действительности в сознании человека, т.е. это воспринятая, осознанная и зафиксированная в памяти информация об объектах действительности. Но не только это. Подлинные знания — это способность пользоваться ими, это инструменты познания, инструменты осуществления действий при решении новых задач.
Существует три уровня усвоения:
Первый уровень — это запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, он способствует накоплению знаний, фактических сведений. Без этого не может быть образованного человека. Правда, у нас еще нередко высмеивают такой вид знаний.
«Главное развитие, — говорят некоторые, — точные сведения можно получить в любом справочнике».
Вспомним, что говорил К.Д. Ушинский: «Развитие без накопления знаний — мыльный пузырь». Очень меткое замечание.
Образованный человек обязан много знать: важные доты, исторические события, формулы, правила, законы, биологические и географические названия, известных писателей, литературных героев, стихи и, конечно, очень много фактического материала по специальности. Вместе с тем следует сказать, что такие фактические знания не дают права называться образованным человеком, тем более хорошим специалистом. Там, где обучение ограничивается первым уровнем усвоения, растут так называемые пустые многознайки, ходячие энциклопедии, прекрасные чемпионы по разгадыванию кроссвордов, но на производстве, в деле часто бесполезные и беспомощные люди. Очень жалко, что у нас все же встречаются и ученики (даже хорошисты) и студенты, которые успешно заканчивают и школы, и институты, в основном, по первому уровню усвоения. Толку от них мало, а вреда может быть очень много.
Тем не менее, не следует преуменьшать значение накопления знаний, научной информации — это важный этап в обучении, очень важный, но все-таки только этап.
Исследования показывают, что при правильно поставленном обучении почти все дети способны успешно овладевать первым уровнем усвоения. Второй уровень усвоения — применение знаний на практике, умение пользоваться знаниями, в сходной обстановке, по образцам, по шаблону. Ученик запомнил правило и пишет грамотно, научился решать задачи по определенному стандарту и успешно решает точно такие же, заучил трудовые операции и совершает их по инструкции, вырабатывает умения, и навыки, порой доведенные до мастерства: прекрасно чертит, работает рубанком, проводит опыты, бегло читает, грамотно пишет, аккуратно выполняет все задания, составляет конспекты, тезисы точно по указаниям учителя. Такой уровень усвоения: знает и умеет, усвоил и применяет на практике — важнейший этап в обучении.
Есть специальности, которые в определенной степени могут ограничиться вторым уровнем усвоения. Повторяем — могут, но это не значит, что это хорошо. Даже сапожник, маляр, столяр, слесарь, бухгалтер, кондитер, продавец, портной, инженер по технике безопасности и т.д., прослывшие мастерами и умельцами, не смогут подняться выше уровня ремесленника, если работают без творческого огонька, только механически, четко выполняя заученные действия. И тем не менее второй уровень усвоения — важнейший этап в познании, в обучении. Однако вершиной познания является третий уровень усвоения.
Третий уровень усвоения — это применение знаний в оригинальной, нестандартной обстановке, это творческий подход к решению задач, трансформация знаний, их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий. Третий уровень требует анализа, объяснений, толкования изучаемого материала.
Не следует думать, что третий уровень усвоения удел избранных, особо одаренных. Если учащихся непрерывно тренировать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они в конце концов научатся творчески работать, а это необходимо каждому человеку. В основном, именно на уроке осуществляется реализация всех трех уровней усвоения.
Заключения
Перспективы и возможности дистанционного образования способствовали тому, что число, желающих окончить вуз дистанционно, с каждым годом неуклонно растет. Не смотря на то, что число преимуществ гораздо больше, чем недостатков, большинство все же обучается на очном отделении. Поскольку особенности дистанционного образования для многих студентов просто не приемлемы.
Например, отсутствие постоянного общения между преподавателем и студентом. Для кого-то важно, чтобы его постоянно направляли, указывали на ошибки и поощряли проявление инициативы, хорошей успеваемости. А кому-то, наоборот, устное общение в тягость, легче излагать свои мысли в письменном виде. Иными словами, в подобных случаях, а таких может быть огромное множество, выбор обосновывается психологическим типом личности студента. Или, к примеру, слабая техническая оснащенность: отсутствие компьютера, доступа к мировой информационной и единой образовательной системе. Данная проблема напрямую влияет на возможность обучения удаленно.
Подводя итог, можно однозначно ответить, что у дистанционного образования есть будущее. Однако многое зависит от того, насколько оперативно будут разрешаться проблемы по устранению информационной безграмотности, технического оснащения и повышения качества электронного образования, которые возникают в ходе реализации дистанционных научных программ и проектов.
Список литературы
1. Анямова Н.Г. Индивидуальный учебный план как основа с самоопределения старшего школьника [Электронный ресурс]: http://www.edu.of.ru/attach/17/12756.doc ;2. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства [Электронный ресурс]: http://www.thetutor.ru/history/article04.html;
3. Зоткин А.Н. Индивидуализированное обучение в Англии и России [Текст]//Школьные технологии – 2008 - №2 – С. 42-47 ;4. Сластенин В.А., Исаев И.В., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст] / Москва. 2002 – 315 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!