это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2318890
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ 4
2 РЕФОРМЫ ВИТТЕ: КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ 10
2.1 Денежная реформа 10
2.2 Экономическая реформа 12
2.3 Аграрная реформа 17
3 В ЧЕМ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НАШЕЙ
СТРАНЫ ПРИ С.Ю. ВИТТЕ И И.В. СТАЛИНЕ 19
3.1 Индустриализация при И.В. Сталине 19
3.2 Индустриализация при С.Ю. Витте 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Индустриализация (или промышленный переворот) – процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.
В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.
В СССР осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счет крайнего напряжения материальных и людских ресурсов.
Цель данной работы:
- раскрыть источники, цели, методы и итоги индустриализации в 20-30-е годы ХХ века;
- рассмотреть индустриализацию и реформы Витте;
- провести сравнительную характеристику двух индустриализаций: индустриализации Витте С. Ю. 90-х гг. XIX в. и индустриализации СССР 20- 30-х гг. XX в.
1 ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Задачу осуществления индустриализации, т.е. преодоление технико-экономической отсталости страны, превращения ее из аграрной в индустриальную; ликвидацию отсталости аграрного сектора экономики, создание оборонной промышленности СССР унаследовал от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX – начале XX вв. Первая мировая и гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. В результате НЭПа к середине 20-х гг. был восстановлен довоенный уровень экономического развития, и возникла необходимость завершить начатый процесс индустриализации.
К середине 20-х гг. исчезли надежды большевиков на мировую революцию, а, следовательно, на помощь пролетариата других стран в проведении модернизации страны. Еще в 1924 г. И. В. Сталин сформулировал тезис о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Из этого лозунга был сделан практический вывод о том, что СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, и превратиться в индустриально развитую державу. Необходимо было создать мощную оборонную систему, чтобы повысить международный статус страны, что было жизненно важно в условиях экономической блокады СССР. Вывод И.В. Сталина стал идеологической предпосылкой индустриализации.
Кроме того, индустриализация позволяла расширить и укрепить социальную базу большевиков, которой являлся фабрично-заводской пролетариат.
В 1925 г. ХIV съезд большевистской партии, которая стала именоваться Всесоюзной – ВКП (6), взял курс на индустриализацию.
В первый период индустриализации (1926-1928 гг.) главное внимание уделялось реконструкции и расширению производства на старых промышленных предприятиях. В этот период более чем втрое увеличились капиталовложения в промышленность. Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР, Украина, где располагались старые промышленные районы, и проживала основная часть населения, восстанавливались нефтеперегонные заводы в Баку, Грозном, Батуми, шахты в Донбассе и Сибири.
Осуществлением индустриализации страны руководил ВСНХ. Задача по восстановлению старых промышленных предприятий была выполнена к концу 20-х гг. Постепенно развертывалось и новое строительство. Открылся электрозавод в Москве, строились заводы в Ростове, Саратове, начал строится Сталинградский тракторный завод, Днепрогэс и др.
Начавшаяся индустриализация поставила вопрос – где взять средства для финансирования промышленности? Многие большевики сомневались, что НЭП с его ограничениями частного предпринимательства может дать необходимые средства для строительства новых заводов, фабрик электростанций.
Это способствовало началу внутрипартийной дискуссии о выборе темпов, методов и ресурсов индустриализации.
Член Политбюро – Н.И. Бухарин, председатель Совнаркома – А.И. Рыков и председатель ВЦСПС – М.П. Томский отстаивали "щадящий" вариант индустриализации постепенного накопления ресурсов через продолжение НЭПа. Бухарин считал, что успешную индустриализацию можно провести только при сбалансированном развитии промышленности и сельского хозяйства, поэтому он предлагал отдать приоритет развитию тяжелой промышленности при одновременном внимании к производству предметов потребления, параллельной организации кооперирования крестьянских хозяйств на добровольной основе.
Им противостояла группа, сформировавшаяся в руководстве партии (генсек ЦК ВКП (6) – И.В. Сталин, председатель ВСНХ – В.В. Куйбышев, нарком обороны К.Е. Ворошилов, председатель ЦКК – Г.К. Орджоникидзе) предложила вариант форсированной индустриализации, необходимость которой обосновывалась внешнеполитической угрозой, которой неизбежно подвергается единственная социалистическая страна в капиталистическом окружении. «Мы отстали от развитых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – провозгласил Сталин.
В.И. Сталин предложил план индустриализации, положив в его основу идеи, ранее разработанные Л.Д. Троцким, который предполагал свертывание НЭПа, резкое усиление роли государства в экономике, ужесточение; рабочей дисциплины и общего режима в. стране.
Преимущественное и форсированное развитие тяжелой промышленности (или промышленности группы «А», которая включала энергетику, металлургию, химическую промышленность машиностроение, т.е. отрасли, которые были основой военно-промышленного комплекса.).
Деревня объявлялась источником ресурсов. Настаивая на ускорении темпов индустриализации, И.В. Сталин не просто затронул вопрос о переплатах деревни за подъем индустрии, но выдвинул идею о «дани», о «сверхналоге» с крестьян, о проведении индустриализации за счет коллективизации сельского хозяйства.
1 октября 1928 г. вступил в действие первый пятилетний план, однако к этому времени еще не были утверждены некоторые задания и разработка планов по промышленному развитию продолжалась. Было предложено два варианта плана: более умеренный отправной, предложенный Госпланом содержал вполне реальные задания, и оптимальный, разработанный ВСНХ задания по которому были на 20 % выше.
На пленуме ЦК в апреле 1929 г. победила точка зрения И. В. Сталина, группу Бухарина обвинили в правом уклоне. Был взят курс на форсированную индустриализацию. Это означало конец НЭПа в промышленности.
В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов первого пятилетнего плана (на 1928/29-32/33 гг.), оптимального и отправного, она одобрила первый.
«Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли» – заявил В.И. Сталин. Под влиянием этого выступления плановые задания на протяжении 1929-1932 гг. постоянно пересматривались в сторону повышения.
В мае 1929 г. V съезд Советов СССР утвердил после неоднократного пересмотра в сторону повышения задач 1-й пятилетний план. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %. Планировалось строительство более 1200 заводов.
Характерной чертой второго этапа индустриализации (с сер. 1928 –1941 гг.) был упор на новое строительство объектов группы «А». В условиях нехватки капиталов этот курс сопровождался централизованным распределением ресурсов в интересах приоритетных отраслей. Тяжелая промышленность получила 78 % всех капиталовложений.
Источники средств для индустриализации изыскивались внутри страны. Они в основном складывались из:
доходов, получаемых от сельского хозяйства;
прибыли от внешней торговли зерном, лесом, пушниной;
конфискационных налогов с нэпманов, которые привели в 1933 г. к полному свертыванию частного сектора;
доходов с легкой промышленности, перераспределяемых в пользу индустриальных отраслей
денежных займов государства у населения, которые носили принудительный характер.
средств, полученных за счет ограничения потребления городского и сельского населения
духовной и физической энергии трудящихся. Большевики смогли создать и в течении ряда лет поддерживать волну трудового энтузиазма, что нашло отражение в массовом социалистическом соревновании: ударничестве и стахановском движении.
Реконструкция старых предприятий и строительство новых приобрели еще больший размах. Началось строительство Магнитогорского и Кузнецкого металлургических заводов, строились автомобильные заводы (Москва, Нижний Новгород), заводы тяжелого машиностроения (Горловка, Краматорск, Свердловск), химические комбинаты (Березники, Соликамск), заводы по производству комбайнов (Саратов, Запорожье), строились домны, мартены, шахты, рудники.
В начале 1930 г. плановые показатели были еще раз пересмотрены и увеличены. XVI съезд партии (июнь-июль 1930 гг.) одобрил ускорение темпов индустриализации и лозунг – «Пятилетку в четыре года!»
Для руководства экономикой были созданы новые органы управления. В 1932 г. был ликвидирован ВСНХ, который перестал справляться со своими задачами управления промышленностью в новых условиях. Вместо него сначала было образованно 4 отраслевых наркомата, но очень быстро их число увеличивается до 20. Наркоматы со строго вертикальной структурой подчинения, доходящей до каждого отдельного предприятия, были идеальной формой для внедрения в экономику административно-командных методов управления. Плановые задания из ориентиров хозяйственной деятельности трансформируются в прямые задания предприятиям. Детальные плановые задания были определены по 50 отраслям промышленности.
Новые увеличенные планы не соответствовали реальным возможностям производства. Строительство сотен объектов было начато и не завершено из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы.
В 1933 году было торжественно объявлено о том, что пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца с значительным перевыполнением большинства запланированных показателей. Важнейшим итогом первой пятилетки было заявлено построение фундамента социалистической экономики. Все эти «успехи» означала полную победу сталинской модели строительства социализма в СССР.
Несмотря на то, что правительство рапортовало о досрочном завершении первого пятилетнего плана, большинство его показателей не были выполнены.
2 РЕФОРМЫ ВИТТЕ: КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ
Оказавшись на посту министра финансов Витте направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа, исследованию взглядов которого Витте посвятил специальную брошюру “ Национальная экономия и Фридрих Лист (Киев, 1889), а также наследием своих предшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского – ученых с мировым именем. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно по его мнению в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.
2.1 Денежная реформаСтав министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона рублей.
Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.
Одновременной продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.
Хотелось указать на то, что вопрос о денежной реформе (т.е. введение денежного обращения) был одним из наиболее сложных. Дело в том, что в финансовом комитете ни один из членов не знал как проводить металлическую денежную реформу. Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет; все жившие в то время (в конце 80-тых годов ) поколения не знали и не видели металлического обращения. Ни в университетах, ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось, по крайней мере не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине, что этого обращения не было в действительности, и по этому оно имело как бы скорее теоретический, а не практический характер.
Как вспоминает Витте: ”Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло ни какого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение, основанное только на одном золоте, или же может быть введено денежное обращение, основанное на серебре или же на совместном обращении денег двух металлов – как золота, так и серебра.” Не было единогласия между лицами, которые стояли за денежное обращение.
2.2 Экономическая реформаЭкономическая программа Витте со второй половины 90-х годов приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно, покровительственная таможенная система вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращение оказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность на мировом рынке. Но больше всего раздражали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходе работы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелению Николая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, что из-за претензий реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике, фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России.
В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не раз показывал, что правительство заботится о поместном дворянстве (помещикам были перечислены и организация дешевого и льготного кредита, и особая тарифная политика правительства, помещичий хлеб ограждался от дешевого сибирского зерна и т.д.). В одном из первых своих совещаний Витте, отказавшись от идеи исключительности и самобытности России, заявил: «В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю. Россия должна перейти на него, это мировой непреложный закон. Это заявление было смелым и весьма ответственным. Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни промышленности переход от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. Он считал, у дворянства есть один выход – обуржуазиться, заняться кроме земледелия другими формами хозяйства.
Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего сословия. Витте не отказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализацию страны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и , во - вторых шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства.
Однако, то, что стало очевидным для министра финансов, почти не встретило сочувствия у участников совещания. Но Витте не отказался от своей идеи, и ему не однократно пришлось свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. Чтобы решить программу создания собственной промышленности, Витте предлагал и убеждал царя в 1899 и 1900 годах; во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по убеждению Витте, оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобрела целенаправленный характер – в течение примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, заняв прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитее страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активации русского экспорта.
Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.
Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы абсолютистского режима.
Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.
Разработка рабочего законодательства.С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, создан орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенции находился также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами различных ссуд из Государственного банка и наблюдение за разумным использованием кредитов. Фабричным инспекторам вменялось “следить и своевременно доводить до министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неудобства на фабриках, которые могут породить беспорядки”.
Первоначально Витте склонен был видеть причину стачечного движения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственных элементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношения между трудом и капиталом. Он считал, что в промышленности преобладает патриархальных склад отношений между хозяином и рабочим.
Вскоре, однако, рассуждения об особом укладе русской жизни и патриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают в документациях министерства финансов. Это и понятно: они никак не увязывались с виттевской программой индустриализации страны и его новыми представлениями о путях ее развития. Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством несостоятельности его прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. С участием Витте были разработаны и приняты законы об организации рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 г.), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 г.), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 г.), которые были при всей их ограниченности все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Витте видимо, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.
Политика эта встречала упорное сопротивление МВД, пытавшегося, в свою очередь, полностью подчинить себе фабричную инспекцию, расширив ее полицейские функции.
На местах инспектора оказались в подчинении губернаторов, что было вынужденным компромиссом. Принятые законы оказались урезанными, что, как отмечал впоследствии Витте, послужило причиной обострения социальной напряженности. Витте удалось удержать за собой руководство фабричными инспекторами и председательство в Главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии. Но на местах инспектора оказались в подчинении губернаторов, это было вынужденным компромиссом. Принятые законы оказались урезанными; по мнению Витте это послужило причиной обострения социальной обстановки.
2.3 Аграрная реформаМенее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учреждений.
В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные акты Александра III по сохранению патриархально-попечительских начал в российской деревне. Он считал, что положение крестьянства не так уж и тягостно, как описывалось в литературе. Однако, в последствии Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. Однако предложение Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом. Причиной этого была иллюзия прекрасного положения во всех сферах. Разразившийся финансовый и промышленный кризис показал, что все не так хорошо и явился причиной создания рейда комиссий и комитетов по пересмотру крестьянского законодательства.
Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и выработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в "Записке по крестьянскому делу". В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое "неустройство" крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного хозяйства. Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по его мнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализацию хозяйства.
Вместе с тем, излагая свою программу, Витте обязан был исходить из противоречивых установок Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, в основу трудов комиссии и совещания должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - "изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины". Неприкосновенность же общины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственного воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней ее членов. В сословной обособленности надельного землевладения он видел лучший способ сохранения мелкой земельной собственности. Министр финансов полагал запрещение всех попыток давление на общину. Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства. Были облечены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.
3 В ЧЕМ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ ПРИ С.Ю. ВИТТЕ И И.В. СТАЛИНЕ3.1 Индустриализация при И.В. СталинеВ апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29 - 1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, она одобрила первый. Задания по нему были на 20% выше. "Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли", - заявил И.В. Сталин, и под гипнозом этих слов плановые задания с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. неоднократно повышались. Характерной чертой второго этапа индустриализации (осень 1928-1937г) был упор на новое строительство - преимущественно объектов группы "А" (производство средств производства), на что выделялось свыше 80% всех капиталовложений в промышленность.
Источники накопления. Источники средств для индустриализации изыскивались исключительно внутри страны. Они в основном складывались из: доходов легкой промышленности и главным образом сельского хозяйства; доходов от монополии внешней торговли колхозным и совхозным зерном, золотом, лесом, пушниной, частично другими товарами. На вырученную валюту в страну ввозилось новейшее технологическое оборудование для строящихся заводов (доля установленных на них импортных станков и другой техники достигала в годы первой пятилетки 80-85%); значительно выросшего прогрессивного налога на нэпманов. Прямым следствием того, по сути, конфискационного налогообложения, дополненного прямым административным нажимом, стало полное свертывание к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле; средств, полученных за счет ограничения потребления городского и сельского населения (через увеличение подоходного налога и розничных цен на товары, существовавшую с 1928 по 1934 г. карточную систему их распределения, обязательные подписки на "займы индустриализации" и т.п.).
В итоге жизненный уровень рабочих и служащих упал почти в два раза. На этом фоне удивительным и непостижимым для нас смотрится еще один источник ресурсов для проведения индустриализации - духовная энергия трудящихся. Но остается фактом: большевики сумели вызвать и в течение многих лет поддерживать волну трудового энтузиазма, что нашло отражение в массовом "социалистическом соревновании" - в ударничестве (с 1929 г) и стахановском движении (с 1935 г)"Как видно из воспоминаний о тех годах, - писал один западный историк, - мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистическое, общество ".
Шаги индустриализации. Затертые от частого употребления слова о том, что в годы первой и второй (1933-1937 гг.) пятилеток страна превратилась в грандиозную строительную площадку, тем не менее точно отражали действительность.
За это время создаются: вторая (после Криворожско-Донбасской) угольно-металлургическая база на востоке. Ее основой стали домны Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, шахты Кузнецкого и Карагандинского угольных бассейнов; вторая нефтяная база в Башкирии при одновременной коренной реконструкции первой - Бакинской; мощные объекты электроэнергетики: Днепрогэс и ряд других, гидро-и теплоэлектростанций; отсутствующие в дореволюционной России отрасли промышленности: качественной и цветной металлургии, подшипниковой, трубопрокатной, тяжелого машиностроения, тракторостроения и производства сельхозмашин, авиационной и автомобильной, химической, шинной и др.; новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск-Ленинск, Караганда-Балхаш, Курган-Свердловск и др.).
Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Специфика их индустриализации заключалась в том, что львиную долю материальных средств они получали за счет щедрых взносов России и отчасти Украины. В результате были обеспечены более высокие по сравнению с общесоюзными темпы промышленного развития бывших отсталых окраин Российской империи (примерно в полтора-два раза).
Происходили также важные сдвиги в управлении всем промышленным комплексом СССР. Произвольно изменяемые в сторону увеличения планы не соответствовали реальным возможностям производства. Ежегодно закладывались сотни новых заводов и фабрик, но строительство их не доводилось до конца из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы. К концу 1930 г. почти половина капиталовложений была заморожена в незавершенных проектах. Стремление преодолеть нехватку материальных ресурсов ускоряло концентрацию снабжения предприятий в общесоюзных административных структурах. В ВСНХ на рубеже 20-30-х гг. вновь возродились главки, действующие по образцу эпохи военного коммунизма, что положило конец относительной хозяйственной самостоятельности трестовских объединений в промышленности. Формировалась централизованная система распределения имеющихся ресурсов и жесткой регламентации деятельности предприятий сверху.
Итоги первых пятилеток. Плановые задания на первую пятилетку предполагали увеличение промышленного производства по сравнению с 1928 г. почти в три раза, на вторую пятилетку (1933-1937 гг.) - в два раза от достигнутого в 1932 г. Официальная пропаганда объявила о досрочном выполнении заданий пятилеток.
Ныне историки оспаривают эти официальные цифры. Анализ архивных данных позволил установить, что по большинству важнейших показателей первые пятилетние планы вообще не были выполнены. Более того, часть исследователей ставят под сомнение и главный сталинский вывод о превращении СССР из аграрной страны в индустриальную. По их расчетам, в конце 30-х гг. сельское хозяйство вносило в национальный доход больше, чем промышленность.
О том что держава крепко встала на ноги, говорит такой факт: в 1936 году удельный вес импортной продукции в общем потреблении страны снизился до 1-0,7%, а торговый баланс к исходу второй пятилетке стал активным и принес прибыль. По объему промышленной продукции СССР обогнал Англию, Германию, Францию и занял второе место в мире, уступая лишь США.
Несравненно меньше политика индустриализации затронула другие отрасли экономики. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Да и в самой тяжелой промышленности крайне медленно шло освоение нового производства: не хватало подготовленных кадров. Часто бывало, что, выпустив первые образцы продукции, заводы и фабрики затем месяцами простаивали без сырья, без необходимого обслуживающего персонала. По тревожным сводкам, стекавшимся тогда в Центр, около трети установленного оборудования бездействовало. Невысока была и производительность труда (за первую пятилетку она поднялась всего на 5%).
В период второй пятилетки большевики выдвинули лозунг "Кадры, овладевшие техникой, решают все!", под пропагандистский аккомпанемент которого вводился обязательный минимум технических знаний для рабочих. На заводах и фабриках создавались школы и курсы по профессиональному обучению. Наряду с бурным техническим перевооружением промышленности и государственной поддержкой "социалистического соревнования" это позволило превысить плановые наметки по росту производительности труда во второй пятилетке (67 против 63%).
Форсированная индустриализация в короткий срок обеспечила полную занятость трудоспособного населения. Накануне первой пятилетки безработные составляли 12% от числа занятых в народном хозяйстве рабочих и служащих, а к 1931 г. в СССР была закрыта последняя биржа труда.
3.2 Индустриализация при С.Ю. ВиттеПри ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!