это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2332510
Ознакомительный фрагмент работы:
Религия - исключительно сложное духовное явление, отличающееся от других форм общественного сознания многими специфическими свойствами. Она оценивается людьми с диаметрально противоположных позиций.
Сторонники религии - богословы и известные ученые, считают ее необходимой в жизни человека, а Бога - реально существующим Абсолютом, создавшим космос, природу, человека, общество. Атеисты, тоже не менее известные ученые, философы, мыслители, считают религию извращенным сознанием, иллюзией, фантазией. По их мнению, не Бог создал человека, а человек создал Бога.
Актуальность темы исследования определяется силой тех испытаний, которые выпали на долю человечества на протяжении всей истории человечества, стремлением найти способы их преодоления, в том числе, и на основе возвышения духовности общества, укрепления духовного потенциала людей. Стремительные экономические, социальные и культурные перемены последнего десятилетия в жизни российского общества повлекли за собой также изменения в содержании всех сфер общественного сознания, которые переживаются многими как национальная и личная трагедия.
В связи с этим оживляется интерес к религии и религиозным институтам. Значительная часть людей, многие из которых в недавнем прошлом придерживались атеистических взглядов, становятся сторонниками религиозной ориентации. Все более рельефно раскрывается многогранность активности и относительной самостоятельности религиозного сознания общества. Религиозные верования людей все более явно сказываются на стиле и образе их жизни, оказывают влияние на принятие ими решений в профессиональной и иной деятельности, на формирование их гражданской позиции.
Поэтому попробуем определить роль религиозного сознания в жизни человека и общества.
Религиозное сознание является древнейшим среди других видов человеческого сознания, и человеческое общество — как осознание людьми их определенной общности — возникло именно на почве общей религии, тогда как все другие формы общественности (государство, хозяйство, культура) имеют уже производный, вторичный характер. Поэтому религия является основой любой социальности, хотя, как глубокая основа, она реже других осознается в этой роли.[6]
Религия в своем развитии прошла длительный путь с древности до наших дней. Ранние религиозные представления имели политеистический (многобожный) характер – таковы религии древних греков, римлян, индийцев, китайцев. Их религия изложена в мифах, которые формировали мифологическое сознание.
Существовали ранние формы религий: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Религия иудеев, христиан и мусульман носит монотеистический (единобожный) характер. Многие религии представлены антропоморфных (человекоподобных) богах. [3]
В мире существуют три основные мировые религии – буддизм, христианство, ислам.
Мировыми их называют потому, что они выходят за рамки национальностей и государств, распространившись по всему миру.
В России в 1990-х годах изменились отношения государства и церкви. В Конституции РФ 1993 года Россия провозглашена как светское государство, где ни одна религия не устанавливается в качестве государственной. Любые формы ограничения прав по религиозному признаку запрещены.
Ст. 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести и вероисповедания. Любой человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. [1]
В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» провозглашен принцип уважения религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России. [2]
Наибольшее число верующих в России исповедуют православие. В стране насчитывается около 12 тыс. православных общин, около пятисот мужских и женских монастырей. Высшим органам церковной власти и управления христианской церкви является Священный синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси, в исламе, второй по численности религии России(2,5 тыс. общин), координационный центр духовных управлений мусульман, 200 буддийских общин руководит Центральное управление буддистов в России
Полагаясь на все эти данные можно сказать, что на сегодняшний день религия часто рассматривается исключительно как личное дело человека или даже подвергается разрушению как нечто лишнее или вредное, что, разумеется, только лишает общество его подлинной основы.
Религия выступает как основа социальности благодаря тому, что именно она создает такие первичные основы общественности, как солидарность, свобода, служение. [5]
1. Солидарность, то есть чувство общей принадлежности людей к определенному целому, единому «мы», порождается единой связью между всеми людьми и Богом, в котором они впервые чувствуют себя семьей, общиной, народом. Но в этой сопричастности не исчезает человеческая личность. Наоборот, именно связь человека с Богом, его богочеловечность, то есть часть Творца (образ и подобие Божии), то, что непременно освещается в каждом человеке, порождает человеческую свободу.
2. Эта свобода, то есть способность к творчеству, является единственным двигателем общественной жизни, началом человеческого общения.
3. Наконец, третьим началом общественности, которое превосходит и поглощает противоречия между обществом и личностью, помогает обществу избежать деспотизма или анархии, является начало служения. Это начало имеет свой истинный смысл, если это служение именно Абсолюту, а не каким-то относительным ценностям, точнее, если служение относительным ценностям — государству, народу, идеям и т. д. — основывается на служении Божьей воле.
Именно последним определяется вся структура относительных по своей сути прав и обязанностей человека, создающих общественный порядок. По мнению С. Франко, единственным действительным и неотъемлемым правом человека является «право требовать, чтобы ему была предоставлена возможность выполнить его долг», то есть «долг перед Богом, долг служения правде». [4] Вне служения Богу нет ничего такого, что могло бы заставить человека служить правде и правдой. Поэтому эпохи безверия (как и безверие в любые эпохи) разрушают этот главный стержень общественности — бескорыстное служение, понятие чести и долга, — заменяя его карьеризмом и корыстолюбием, коррупцией и бюрократизмом.
Религия является не только первичной и аморфной в своей первичности основой общества — она определяет характер этого общества, его лицо и направленность, его культурные и моральные ценности (мифологический мир античности, протестантская этика капитализма и т.п.). Не случайно некоторые ученые связывают происхождение слова «культура» со словом «культ» — именно культ, религиозное действие создало потребность в искусстве, духовном творчестве.
В течение многих веков культура была наполнена религиозным содержанием, которое вдохновляло и возвеличивало его. Более того, именно религия, религиозные — то есть абсолютные — ценности являются тем главным, что подталкивает человека к великим деяниям. Именно религия определяет эти настоящие, а не выдуманные абсолютные ценности, поэтому под влиянием религиозных идей свершались величайшие и выдающиеся события.
Поэтому в конечном счете, по мнению С. Франко, «мир движется не интересами и не инстинктами, а энтузиазмом религиозной любви» [5], как основы любого творчества и культуры. В подтверждение этого тезиса он добавляет слова Гете: «Все эпохи, в которых царит вера, в любом виде, являются блестящими, возвышенными и плодотворными для современников и потомков. Наоборот, все эпохи, в которых неверие, в любой форме, принимает жалкую победу, <...> исчезают для потомства ». [5]
Итак, роль религии в жизни человека и общества многообразна, ее функции относимы буквально ко всем сферам. Религия оказывает влияние на то, как действуют каждый человек в отдельности и общество в целом в определенных обстоятельствах.
К примеру, столкнувшись с воровством или насилием, христианин поступит иначе, чем мусульманин. При этом ни тот, ни другой не станут раздумывать над своими действиями, поступят интуитивно. Таким образом, одна из ролей религии в жизни людей - формирование менталитета, характерных черт, стереотипов восприятия и поведения.
Другим примером того, как влияют религиозные представления на людей и общественное сознание, являются традиционные нормы, касающиеся внешнего вида, поведения и образа жизни, устройства семьи и быта. Причем зачастую они существуют параллельно с совершенно другим восприятием реальности. Например, развод до сих пор является страшной бедой для католиков и не одобряется церковью. Так же к этому явлению относятся и в православии. Наряду с этим, в светских взаимоотношениях людей это абсолютно нормальное событие, не становящееся позором или клеймом. Развивая тему брака, нужно отметить, что в различных вероисповеданиях взаимоотношения людей не одинаковы. Мормоны верят в Христа, но в их социуме практикуется многоженство. Католичество же требует от людей выбора единственного партнера и верности ему.
Таким образом, религия диктует то, что считается нормальным в социуме. В этом и заключается ее роль. Современные реалии же не меняют основополагающий фундамент общественного сознания, этики, норм, принятых в социуме, а только дополняют и корректируют его.
На примере организации семьи это отчетливо видно. Христианство считает нормой построение отношений с одним партнером. И светская регистрация брака в странах с христианскими культурами проводится тоже с одним человеком. Ведь нельзя же, допустим, в Москве или в Лондоне зарегистрировать официальный семейный союз сразу с несколькими партнерами. Однако современные реалии, в которых у личности намного больше возможностей, прав и свобод, чем в древние времена, допускают возможность официальной смены партнера, то есть развод.
Но основной тезис нормы построения семьи, заложенный в менталитет человека религией, от этого не меняется. Одновременно семейные отношения с несколькими партнерами официально не строятся. Поскольку семья является ячейкой общества и миниатюрным отражением всего, что в нем принято, то, исходя из данного примера можно сделать выводы и в отношении других процессов, свойственных социуму.
Таким образом, роль религии в жизни общества и отдельных людей можно определить как основополагающую, формирующую нормы, традиции, правила и менталитет, оказывающую влияние на поведение, мышление, культуру и взаимоотношения.
Список использованной литературы
"Конституция РФ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ
Кондакова Н.С. Религия в жизни современного человека и общества// Известия Иркутского государственного университета серия: политология. религиоведение. – 2018. – Т. 26. – С. 91-96
Маслихин А. В. религиозное и атеистическое сознание // «гуманитарные науки». -2017. – 8. – С. 45-51.
Мидова З. М. Актуальные проблемы формирования религиозного сознания: социологические аспекты // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 56-58.
Мчедлов М.П. Современный верующий //Свободная мысль. - 2006. - 8. – С.187-201.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!