это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2333613
Ознакомительный фрагмент работы:
С современную нам эпоху всё чаще можно заметить интересный парадокс: чем больше мир «втягивается» в прогресс, тем более актуальными являются идеи, которые философы озвучили несколько столетий назад. Происходит это потому, что в философских учениях заключаются не просто теоретические искания основ мироздания и попытки ответить на логические вопросы, но и содержится житейская мудрость, основанная на общечеловеческих ценностях, которые актуальны во все времена. Исторические периоды сменяют друг друга, но человек при этом остаётся человеком, и его всё так же продолжают волновать проблемы самопознания, власти, свободы, добра и зла. Одними из философов, чья житейская мудрость по-прежнему жива и актуальна, являются современные философы Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр. В данном рассуждении посмотрим подробно, чем же именно их идеи актуальны для современного читателя их произведений.
Начнём с рассмотрения теории Ницше, предварительно описав, в чём именно она заключается. К Ницше относились по-разному во все времена: его обвиняли в мизантропии, в сумасшествии, в пропаганде нацистских воззрений и даже в их становлении. В некотором роде, этот мыслитель действительно отличался странностями в изложении и поведении, однако его теория «сверхчеловека» - это одно из величайших изобретений мировой философии. Ницше считал, что единственная наиважнейшая цель каждого человека, которую он имеет внутри себя, - это жизнь, представляющая собой абсолютную ценность. Именно с ней теснейшим образом связан «сверхчеловек» Ницше как идеал человека, который может быть реализован лишь при условии возвращения человечества к истокам своей истории. Вернувшись туда, человек поймет, что жизнью управляют совершенные существа, и совершенство это, прежде всего, биологического характера. У таких людей нет отягощенности обязательствами социального, бытового, морального характера, они не ограничены религией и всевозможными предрассудками и именно поэтому являются абсолютно свободными во всех отношениях. То, что в жизни человека и общества считается добром, обусловлено биологически, несмотря на то, что носит моральный характер. Поэтому не может идти речи ни о какой объективной морали. У каждого человека должна быть такая мораль, которая имеет наибольшее соответствие его конкретной жизни. Поэтому в данном случае всех можно оправдать, ибо мораль одного человека может призывать его смиряться и поклоняться авторитетам, а мораль другого – жестоко мстить окружающим. По большей части люди не осознают побудительных мотивов к своей деятельности, но это не означает неправильности теории Ницше, а лишь наоборот подтверждает ее: следуя собственной природе, хочет он того или нет, человек реализует собственную индивидуальную мораль. Разве не то же самое мы наблюдаем в современном мире? В расцвет индивидуализма и толерантности, когда всё, казалось бы, дозволено и ничто не осуждается, каждый человек волен идти своим путём и развиваться так, как он считает нужным. Можно даже сказать, что Ницше был основоположником волюнтаризма, а сегодняшние люди, словно адепты этого учения, с большим удовольствием воплощают его в практической жизни.
Словно «разойдясь» в объяснении природы человека, Ницше утверждает, что люди не могут обладать одинаковой свободой, поскольку по-настоящему свободен лишь тот, кто в состоянии ее завоевать и затем – отстоять. Аналогичным образом людей нельзя считать равными, т.к. в каждом человеке разная жизненная сила, и на этом основании людей вполне можно разделить на тех, кто лучше, и тех, кто хуже. Всеобщая справедливость, которую нам навязывает господствующая мораль, - это ложь. Истинная же справедливость не может базироваться на равенстве, потому что каждый получает столько, сколько заслуживает. Принцип полезности также является неверным, т.к. жизнь является полезной не с точки зрения преувеличения добра, а сама по себе, как высшая ценность человека. Альтруизм – также ложь, поскольку если у человека в жизни есть высшая цель, она в любом случае будет для этого человека превыше блага ближних и их удобства. Уважения и поклонения достойны далеко не все люди, а наиболее сильные из них, а значит – лучшие. Милосердие Ницше вообще считал бесполезной тратой энергии на слабых и вырождающихся, поэтому единственный лозунг свободного человека – это «Падающего подтолкни!». Звучит всё это крайне негуманно, но Ницше всё объясняет, следуя блестящей логике. И действительно, посмотрим, что происходит в наш век массовости, когда основные человеческие ценности с каждым днём терпят всё больший крах, общество – всё больше расслаивается, а человеческое милосердие и сострадание приравнивается к слабости, уступая место напористости, достиженчеству, наглости как эквивалентам силы. Разве можно, обратив внимание на все эти феномены современности, сказать, что идеи Ницше неактуальны сейчас?
Теперь перейдём к рассмотрению теории Артура Шопенгауэра и посмотрим, насколько она актуальна в наше время, несмотря на то, что, казалось бы, точек соприкосновения с современностью у теории немного. Современный мир вопреки изобретенным ранее теориям провозглашает индивидуальность человека превыше всего, а саму личность объявляет мерилом справедливости и остальных жизненно важных моральных и нравственных ценностей. В учении Шопенгауэра нет ни малейшего намека на культивирование эгоизма. Его концепция из года в год трактуется по-разному, бывали даже версии, которые приписывали его работам не просто пессимизм, но даже суицидальный настрой. На самом же деле, конечно, его труды следует понимать в истинно философском ключе и некоторые моменты трактовать с метафорической точки зрения. Когда абстрактная теория человеческого бытия, сформулированная в его ранних работах, перестает устраивать Шопенгауэра, он прикладывает ее к обыденной жизни, формулируя «Афоризмы житейской мудрости». Шопенгауэр очень четко и логично объясняет, например, различия между людьми: «…все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям: 1. Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2. Что человек имеет; т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3. Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе». Наивысшей и абсолютной ценностью с точки зрения достижения счастья является личность человека, ценность же всего остального относительна. Безусловно, всё это также согласуется с современным отношением к человеку, со всеми развитыми психологическими теориями, потому что внимание к личности и обстоятельствам, в которых она функционирует, безусловно, приводит к лучшему её понимаю и постижению.
Мудрец, по мнению Шопенгауэра, должен находиться в поиске не наслаждений, а избавления от страданий. Он не должен предъявлять слишком высокие требования к жизни, но при этом ему следует идти тяжелым, но вполне доступным человеческому существу путем самопознания. В жизни должен быть адекватный баланс ориентации на настоящее и будущее, а прошлое является необходимой составляющей для извлечения из него жизненного опыта. Эти абсолютно четкие житейские правила Шопенгауэр сочетает с пессимизмом в оценке человека и его жизни. Пессимизм неизбежен, поскольку само устройство вселенной его диктует, и человек не имеет над этим никакой власти. Наоборот, как уже говорилось ранее, человек представляет собой самой глубокое противоречие, поскольку он определен постоянным противоречивым взаимодействием причин и следствий, мотивов и действий, стимулов и реакций. Никакой «свободы воли» не существует, поэтому существование человека трагично. Неотвратимая трагедия коренится в общем характере бытия мира, в особенности человеческого бытия и существования общества. Человек обречен на диктат собственных потребностей, он подвержен своей природе, одержим постоянным желаниями и потребностями, с которыми он не в силах бороться. В человеческом мире «все лучшее с трудом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго. Если самого закоренелого оптимиста провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через поля битв и места казни, если открыть перед ним все темные обители нищеты, то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа». Если человек приложит титаническое усилие, направленное против своих страстей, желаний и потребностей, то у него будет шанс на спасение и преодоление страданий. Выход есть, и, по Шопенгауэру, он состоит в аскетизме, сдержанной жизни и сострадании к другим людям. Возможно, это именно та идея, которая необходима современному человеку, который в погоне за мифическим «развитием», богатством и успехами просто теряет себя как личность. Чтобы понять истину жизни, современный человек должен всеобъемлюще смотреть на мир, видеть все его стороны, погрузиться, в том числе, в самые пессимистичные аспекты жизни, чтоб знать наверняка, как эта жизнь устроена, а не гнаться за иллюзией. Более полезного совета для человека ХХI века и придумать нельзя.
Таким образом, теории обоих рассмотренных здесь великих философов – Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра, перекликаются с современностью. Нашим современникам хочется пожелать ознакомиться с трудами этих мыслителей подробно, чтобы не только получить ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения и «диалога» с мудрыми людьми, но чтобы также осознаться в обстоятельствах современности и выбрать для себя тот путь, который поможет развиться их личности при должном уважении к окружающим людям..
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!