это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2343567
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОФП И СФП 4
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
УНИВЕРСИТЕТЕ 8
ГЛАВА 3. РОЛЬ И МЕСТО ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ
СТУДЕНТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение
Физическое воспитание студентов является необходимой частью учебного процесса в университете. Одна из актуальных проблем физического воспитания молодежи является педагогический контроль за определением уровня физической активности студента. Контроль со стороны преподавателя осуществляется для всесторонней проверки уровня физической подготовленности и усвоения необходимых физических навыков.
Современный предмет «Физическая культура и спорта» в высшем учебном заведении рассматривается как многоуровневая система, включающая как теоретические знания, так и практические. Каждый уровень имеет свою структуру и свою специфику.
Одним из важнейших методов улучшения тренировки является его рациональное построение на долгосрочный промежуток времени. Это достаточно длительный процесс формирования двигательных навыков, систематического совершенствования физических качеств, умственных, тренировочных, поддержания и укрепления здоровья.
Общая физическая подготовка составляет основу овладения тренировочным процессом, способствующей развитию опорно-двигательной системы, и повышает общую работоспособность студента.
Объект исследования – физическая подготовка студентов.
Предмет исследования − процесс физического воспитания в высших учебных заведениях.
Цель исследования является изучение структурных изменений физической подготовленности студентов в условиях периода обучения.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты физического воспитания;
- оценить организацию физического воспитания в ВУЗах;
- определить роль и место занятий физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек и ведении ЗОЖ.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам физического воспитания и физических активностей. В качестве информационной базы использованы материалы Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.
Структура данной работы состоит из: введения, основного текста, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составил 23 страниц, количество источников в списке литературы — 19.
Глава 1. Физическое воспитание: ОФП и СФПВ современном обществе с появлением новых образовательных стандартов, остается открытым вопрос поиска новых инновационных технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных умений, решение которых позволит студентам успешно реализовываться в своей профессии.
Для полноценного поддержания работоспособности как в период обучения в университете, так в дальнейшем на рабочем месте необходимо повышать уровень физической активности, при этом сохраняя и укрепляю свое здоровье. Осуществление данной задачи возложено на процесс физической подготовки студентов в ВУЗе. Как правило каждый университет предусматривает индивидуальную программу физической подготовки, которая предусматривает контрольные нормативы. Для активизации деятельности студентов университеты вводят систему оценивания физической подготовленности студентов.
Следует отметить, на сегодня достаточно глубоко изучены показатели физического воспитания.
Физическое воспитание – процесс преподавания, направленный на формирование и изучение специальных навыков и умений физической подготовки, а также на развитие всесторонних возможностей человеческого тела.
При физическом воспитании студентов могут быть использованы различные методы. В теории физической культуры существуют различные подходы к классификации методов физической культуры.
Метод строго-регламентированного упражнения включают следующие разновидности:
метод целостного и расчлененного упражнения (освоение техники сразу после показа, либо выполнение по частям);
метод повторного упражнения (выполнение упражнения с многократным повторением с интервалами на отдых);
метод равномерного упражнения (выполнение упражнения непрерывно в течение длительного времени);
метод переменного упражнения (выполнение упражнения с многократным повторением через интервалы на отдыха);
метод интервального упражнения.
К методам формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом можно отнести:
игровой метод (использование подвижных игр);
метод круговой тренировки (выполнение определенных заданий по кругу);
соревновательный метод (включение в структуру занятий элементов состязательности).
Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Физическая культура в учебном выполняет следующие социальные функции:
преобразовательно – созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
интегративно – организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности;
проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры;
ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие;
коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности;
социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта.
Физические упражнения - специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное, образовательное и воспитательное значение.
Оздоровительное значение: выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья, и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Образовательное значение: через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей.
Воспитательное значение: физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств.
Существует 2 вида физического воспитания:
Общая физическая подготовка (ОФП)
Специальная физическая подготовка (СФП)
Общая физическая подготовка – процесс совершенствования физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Основные направления физической подготовки в университете:
Спортивная ходьба
Бег (трусцой, эстафета, с препятствиями)
Прыжки (в длину)
Метания
Плавание (при наличии бассейна)
Передвижение на лыжах (в зимний период) и др.
Физическая подготовка в университете способствует развитию новых навыков и умений, а также силы воли, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости.
ОФП помогает повысить общую работоспособность, является базой для специальной подготовки и достижения отличных результатов как в жизни, так и в спорте.
Основные задачи ОФП:
Гармонизация развития мускулатуры тела и силы мышц;
Приобретение выносливости;
Повышение быстроты выполнения физических движений;
Увеличение подвижности и эластичности суставов;
Улучшение ловкости и координации движений;
Укрепление здоровья (сердечно-сосудистой и дыхательной системы);
Всестороннее физическое развитие человеческого организма;
Воспитание трудолюбия и интереса к физическим нагрузкам;
Создание основы для специальной подготовки к конкретному виду деятельности (военной, трудовой, спортивной).
С общей физической подготовкой связаны достижения физического совершенства на уровне здоровья и всестороннего развития физических способностей.
Конкретные принципы и степень физического совершенства всегда определяются требованиями и условиями. Они также всегда имеют требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. В то же время следует помнить, что даже достаточно высокий уровень самоподготовки организма зачастую не может обеспечить успех в спорте, учебе или в различных видах профессиональной деятельности. Это означает, что в одних случаях требуется усиленное развитие студента, а в других достаточно легкой разминки.
ОФП включает в себя физическое воспитание физической культуры, которое не сводится только к узким упражнениям, необходимым в профессиональном спорте, а к многофункциональным тренировкам, помогающим развить физические навыки своего тела.
В содержании ОФП ведущую роль играют естественные виды действий и их вариации, сопутствующие человеку на протяжении всей жизни. К ним относятся различные виды и формы физической рекреации, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, могут использоваться упражнения на различных тренажерах.
Потребность в разнообразии упражнений в ОФП определяется тем, что практически все группы населения занимаются в сфере спорта с общей тренировочной направленностью. Их популяризация и внедрение в жизнь всего народа очень важны для вовлечения людей в систематическую физическую подготовку, что приводит к укреплению здоровья всей нации, повышению производительности труда, росту спортивных достижений. Однако необходимо учитывать особенности каждый группы населения: их состояние здоровья, возраста, уровня подготовки, основную цель прихода в спорт и т.д.
Основная цель физической подготовленности студентов в университете является достижение минимального уровня основных качеств, входящих в программу по дисциплине «Физическая культура и спорт». В повседневном ритме жизни ОФП является залогом хорошего здоровья, самочувствия, эмоциональной устойчивости и успешной трудовой деятельности. Регулярные занятия ОФП положительно влияют на жизни людей любого возраста, независимо от рода занятия, к тому, что Здоровый образ жизни в последнее время является очень популярной сферой деятельности «успешного человека».
Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических качеств, которые обеспечивают развитие тех двигательных способностей, необходимых для профессиональных видов спорта.
СФП направлена преимущественно на развитие физических способностей человека, при этом активность ориентирована на максимальную степень их развития.
Основные задачи, стоящие перед СФП:
Развивать физические навыки, необходимые для данного вида спорта;
Повышать фукционал своего тела, определяющего успех в профессиональном спорте;
Воспитать умение применить свой функциональный потенциал в соревновательных условиях;
Сформировать атлетическое телосложение.
Основными средствами СФП спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.
СПУ имеют сходства с соревнованиями, в данной группе упражнения выделяют подводящие (несколько фаз соревновательных упражнения), а также развивающие (воспитание физических способностей, которые необходимы для обеспечения высокого результата в избранном спорте).
Перед соревновательным процессом спортсмен должен пройти 5 физических подготовок:
Спортивная подготовка (тренировка);
Теоретическая подготовка (теоретическая база);
Техническая подготовка (техника выполнения);
Тактическая подготовка (тактика ведения игры);
Морально-волевая и психологическая подготовка.
В первой главе были рассмотрены основные теоретические моменты физической подготовки. Конечно, наиболее подходящей для развития физических качества у студентов высшего учебного заведения несомненно является ОФП.
В заключении хочется отметить то, что физическая подготовка студентов является значимым в развитии не только личности самого человека, но и всего общества в целом.
Глава 2. Организация физического воспитания в университетеОсновной целью физического воспитания в университете является подготовка разносторонних высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения по программе «Физическая культура» предусматриваются основные направления изучения:
Приобретение теоретических и методических знаний об организации физической активности и тренировки;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья студентов, направленных на поддержание высокой работоспособности на всем протяжении периода обучения;
Воспитание моральные и физических навыков;
Развить у студентов убежденность в важности регулярности физической нагрузки.
Процесс обучения как правило основывается и регулируется от состояния здоровья, уровня развития и подготовки студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их будущей профессии. Физическая подготовка в университете проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в различных формах, дополняющих друг друга и представляющих единый процесс воспитания физических качеств у студента. Аудиторные занятия являются основной формой занятия физической подготовки в ВУЗах. Данный предмет планируется во всех учебных планах и на всех специальностях, их проведение обеспечивают высококвалифицированные преподаватели кафедры физического воспитания.
Подготовка студентов должна осуществляться в рамках физкультурно-оздоровительной системы - совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, направленных на систематические занятия на уроках физической культуры, спортивных секциях, спортивных школах с целью всестороннего физического развития, овладения жизненно важными двигательными навыками и повышению физической подготовленности.
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные.
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся уроки и спортивно - тренировочные занятия. Урок физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов в современных условиях.
Урок физической культуры - основная форма систематического обучения учащихся университета физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение студентов правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.
Значение урока физической культуры заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья занимающегося, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
В практике физического воспитания различают несколько типов уроков: вводный урок; урок изучения нового материала; урок закрепления и совершенствования пройденного материала; смешанный урок (комплексный); контрольный урок.
Вводный урок: проводят в начале учебного года. На этом уроке преподаватель знакомит студентов с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др.
Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений.
Смешанный урок (комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Контрольный урок: посвящается оценке успеваемости студентов по физической культуре.
Образовательный процесс осуществляется также и во внеклассных формах работы, например, в форме секционных занятий по определенным видам спорта, различных физкультурно-массовых мероприятий - туристических походов, прогулок, экскурсий, праздников. Внеклассная работа также проводится в форме занятий в режиме продленного дня, в форме соревнований и т. п.
При подготовке к урокам физической культуры необходимо уделять внимание вопросам формирования физического, социально-нравственного, психического здоровья на основе демократических, общечеловеческих ценностях. Опираясь на результаты многочисленных исследований следует отметить практику повышения уровня физической подготовленности студентов во время занятий физической культурой с большим применением средств и методов, которые применяются при обучении в спортивных играх (баскетбол, волейбол, футбол).
Для контроля физической подготовленности учащихся, во время учебного процесса рекомендуется обязательно использовать тестирования, результаты которых могут быть полезны при коррекции прохождения учебного материала в будущем. Контроль физического развития студентов позволит правильно дозировать физическую нагрузку в процессе занятий по физической культуре.
Помимо урочной и неурочной работы проводятся внеуниверситетские мероприятия, включающие самостоятельные занятия студентов, как групповые, так и индивидуальные, выполнение домашних заданий по физической подготовке, активный отдых с родителями или однокурсниками.
Неурочная и урочная работа по физической подготовке должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга по содержанию и решению поставленных задач. Ведущей является урочная работа, осуществляемая в форме занятий, а неурочная способствует расширению и углублению полученных знаний, закреплению сформированных умений и навыков. Также следует отметить, что неурочная работа больше ориентирована на формирование прикладных умений, привитию интереса к занятиям спортом.
Основные формы организации самостоятельной и физкультурно-оздоровительной работы делятся на:
Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие учащегося. Кроме того в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях.
Кружки по подготовке к сдаче нормативов ГТО. Задача - подготовить учащихся к сдаче тех или иных конкретных нормативов комплекса (например, в ходьбе на лыжах). Такой кружок организуется за 1 - 1,5 месяца до проведения соревнований. После проведения соревнований кружок прекращает свою работу, а вместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса (например, лыжи - легкая атлетика).
Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специализации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в соревнованиях по этому виду. Занятия проводят преподаватель физической культуры или тренеры по видам спорта.
Спортивные соревнования. Спортивные соревнования проводятся в соответствии с положением и программой соревнований.
Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физкультурно-спортивные праздники; туристические слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспитательной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.
В то же время, самообучение студентом физической подготовки способствует лучшему усвоению учебных материалов, позволяет ускорить процесс физического и психологического совершенствования. Данный момент является важнейшим путем внедрения физической культуры в бытовую жизнь каждого студента.
Теперь разберем основные критерии физической подготовки студентов в ВУЗе. Физические качества, которые принято называть как функциональные свойства организма, предопределяют двигательные возможности человека.
В российской спортивной теории разливают 5 физических критериев подготовки:
Сила
Выносливость
Быстрота
Ловкость
Гибкость
Силовыми способностями в физической подготовке называют способность студента преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечной массы. Как правило, развитие силы сопровождается ростом мышечных волокон и в будущем изменение телосложения в лучшую форму.
Существует 2 группы упражнений на развитие силы:
Первая группа (упражнения с внешним сопротивлением: с сопротивлением партнера (упражнения в парах, борьба, акробатика); с весом предметов (штанга, гантели); с сопротивлением упругих предметов (эспандер) и внешней среды (бег в гору, по пересеченной местности);
Вторая группа (упражнения, с весом собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, канат, приседания, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах)).
Под быстротой реакции понимается двигательные действия, совершающиеся в минимальный промежуток времени. Основные упражнения на развитие скорости – легкая атлетика (бег на короткие дистанции, эстафета, прыжки и метания). Данные упражнения требуют быстрой реакции на заранее обусловленным звукам, быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.
Выносливость имеет связь с утомлением, поэтому выносливость – способность противостоять утомлению организма после физических нагрузок. Именно благодаря выработке выносливости, которая способствует эффективной работе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем человеческого тела.
На развитие выносливости направлены:
Кроссовый бег; Ходьба; Спортивные мероприятия на местности; Прыжки в длину; Передвижение на лыжах; Заплыв на 100 м; Гребля и тд.
В основном физическое воспитание выносливости направлено на:
Повышение анаэробных возможностей организма;
Улучшение аэробных возможностей (сердечно-сосудистая и дыхательная система);
Повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.
Под ловкостью понимается способность точно и быстро решать двигательные задачи.
Ловкость проявляется в навыках стремительно овладевать новыми движениями, при этом дифференцировать характеристики движения и управлять ими в соответствии с изменяющейся внешней средой. Основные упражнения направленные на развитие ловкости: спортивные и подвижные игры, спортивная и художественная гимнастика, а также легкоатлетические элементы физической подготовки (прыжки и бег).
Гибкость представляет собой способность выполнять движения с большей амплитудой.
Существует 4 вида гибкости:
Динамическая (проявляется в движении);
Статическая (позволяет сохранять позу и положение тела в одном моменте);
Активная (проявляется благодаря собственным усилиям человека);
Пассивная (Проявляется за счет внешних сил).
Для физического воспитания гибкости необходимо выполнять упражнения с увеличением амплитуды движения, но чтобы сократить риск травмирования мышц и связок перед растяжкой необходимо тщательно разогреться.
Получение наибольшего оздоровительного эффекта от регулярных физических нагрузок будет только в том случае, когда степень нагрузки будет полностью соответствовать состоянию здоровья, уровню физической готовности человека, возраста и индивидуальных особенностей каждого организма. Физическая воспитание должно основываться на принципах всесторонней, систематичной и последовательной активности, базирующейся на теории с практикой. Нужно всегда помнить о том, что стимулирующее влияние физической подготовки на организм тренирующихся, улучшает физическую работоспособность, физическую подготовленность и здоровье в целом. Изучение, анализ и мониторинг показателей физической подготовленности студентов в университетах имеет наиважнейшее значение для повышения качества и эффективности процесса физического воспитания.
В настоящее время возникают вопросы, связанные с изучением физической подготовки, функционального состояния организма и здоровья, они все больше и больше привлекают к себе внимание со стороны различных исследователей и специалистов в области образования, науки и спорта. Решение данных вопросов имеет прямое отношение к изучению и оценке показателей физической подготовленности студентов университета.
Таким образом, существует ряд организационных форм, которые могут быть использованы для физической подготовки студентов. Для этих целей можно использовать как традиционную урочную форму, так и различные внеклассные формы организации занятий, такие, как физкультурные паузы, подвижные перемены, кружки физической культуры, кружки по подготовке к сдаче норм ГТО, спортивные секции, спортивные соревнования. Преподаватель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям.Ниже представлена Таблица 1, в которой указаны усредненные нормативы для студентов по физической культуре, которые направлены на оценку физической подготовки студентов. Топ 5 основных упражнений для женщин является: бег 500 м, стометровка, челночный бег, подтягивания, отжимания, приседания и упражнение на гибкость. В то время как у студентов мужского пола: бег 1км, стометровка, челночный бег, подтягивания, отжимания и рывок гири 16 кг. Все остальные как правило рассматриваются как дополнительные активности, направленные на всестороннее развитие профессиональных компетенций у студентов.
7366050888100Таблица 1. Примерные нормативы по физической культуре для студентов университета
Источник: составлено автором на основе анализа нормативов университета.
Примечание: Для получения зачета по практической подготовке студенту необходимо набрать средний балл: на первом курсе – 2.5, на втором – 3,2, на третьем и четвертом – 3,5.
Во второй главе были рассмотрена организация физического воспитания студентов в университете. Также при написании реферата были затронуты основные критерии, определяющие физическую подготовленность студентов: сила, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость. Тема исследования физической подготовленности студентов-выпускников вузов является наиболее актуальной в современном обществе, так как залог хорошего здоровья и профессионального успеха прямым образом зависит от физической активности человека.
Глава 3. Роль и место занятий физической культуры в жизни студентаЗадачами физической подготовки студентов являются:
- укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоническое физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности;
- развитие всех основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости;
- создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности - трудовой, военной, бытовой и т. д.
Физическая культура оказывает влияние на все сферы человеческой жизни. Физкультура развивает духовно-нравственные качества личности, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека, при этом усиливая мотивацию к дальнейшему саморазвитию, а также способствует адекватному реагированию на стрессовые ситуации внешней среды.
Проблема сохранения здоровья молодежи с давних времен является одной из актуальных и уже в те времена люди относились к физической культуре как к составляющей хорошего здоровья и самочувствия. В наши дни особо остро стала проблема сохранения и укрепления здоровья каждого человека, независимо от его возраста и рода деятельности. Практически во всем мире огромное внимание приковано к изучение способов улучшения физический качеств человеческого организма.
Физическое воспитание достаточно многофункционально. При физических упражнениях в активную работу вовлечены вся система организма человека. Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества.
Регулярные занятия физической культурой оказывают благоприятное влияние на здоровье молодежи, так как за счет происходит повышение тонуса ЦНС; улучшение подвижности опорно-двигательной системы; укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем; повышение уровня эритроцитов; нормализация обмена веществ в организме и совершенствование регуляции функции органов.
Физическая культура и спорт направлены на развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организацию общественно - полезно деятельности, досуга граждан, профилактику различных заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическую и психоэмоциональную рекреацию и т.д.
Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса;
В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал;
В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей;
Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Систематическая физическая активность вызывает положительные изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердечная мышца увеличивается, становится сильнее и эффективнее. Физические нагрузки также благотворно влияют на работу дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких. Систематические тренировки положительно влияют на опорно-двигательный аппарат человеческого организма. Например, утолщаются костных и мышечных тканей обеспечивается большей подвижностью суставов, эластичностью и прочностью связочного аппарата. Благодаря росту мышечных волокон улучшается их кровоснабжение.
Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:
оптимальный двигательный режим;
тренировку иммунитета и закаливание;
рациональное питание;
психофизиологическую регуляцию;
рациональный режим жизни;
отсутствие вредных привычек;
валеологическое самообразование.
Таким образом, формирование здорового образа жизни средствами физической культуры, является весьма эффективным средством для широкого спектра укрепления здоровья человека. Улучшает общую физическую подготовленность человека, и как следствие, любая нагрузка легко переносится. Человек, занимающийся физическими упражнениями, гораздо чаще чувствует себя лучше. При регулярных физических нагрузках, тело улучшается из года в год, и таким образом человек находится в хорошей форме в течение длительного времени.
Спортивная деятельность является формой самовыражения и самоутверждения студента среди сверстников. Именно стремление выделиться в спорте является результатом взаимной работы учебной и спортивной деятельностью студента. Также организуя свой досуг более активно, студент реализует свои биологические потребности в движении, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий спортом.
На основании проведенного опроса среди студентов университета, было выявлены основные виды досуга. В таблице ниже представлены подробные результаты опроса.
Таблица 2. Опрос студентов университета об их досуге
Студенты Университета
Сижу в Интернете 79%
Провожу время с друзьями 58%
Читаю учебную литературу 21%
Смотрю телевизор 38%
Читаю художественные книги, газеты, журналы 39%
Занимаюсь спортом 32%
Хожу в музеи и театры 11%
Источник: составлено автором на основе опроса среди студентов вуза.
Формирование здорового образа жизни конечной целью является улучшение условий жизни и трудовой деятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающего изучение своего организма и своей личности, развитие гигиенических навыков, осознание факторов риска, а также умение применять на практике все многообразие средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя правильную и эффективную здоровье сберегающую деятельность, подверженной влиянию внешних условий, люди получают большую свободу и контроль над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая свою жизнь более плодотворной, здоровой и долговечной. Для достижения этого человек, прежде всего, должен быть носителем идеи здоровья.
Польза физической активности и спорта очень помогает оградить молодых людей от вредных привычек. Ученые установили, что люди прибегают к вредным привычкам в результате неправильного управления собственным досугом, а также нестабильности эмоционально-волевой сферы личности. Занятия физической активностью решают проблему бесцельного времяпрепровождения, являются важным фактором вытеснения комплексов неполноценности, придает молодому человеку уверенность в себе, повышает его способность решительно противостоять «дурной» компании.
Основная роль физической культуры в предупреждении и компенсации вредных привычек имеет под собой доказательное нейрофизиологическое обоснование. Ученые установили, что в человеческом мозге постоянно синтезируются природные наркотические вещества (опиаты), которые модулируют его форму и определяют ход всех психических процессов. Употребление алкоголя, никотина и искусственных наркотиков ограничивает, а употребление слишком долго подавляет биосинтез опиатов, что приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости. Систематическая двигательная активность, а также радость, характерные в том числе и после возбуждающего действия, при образовании нейропептидов исчезают в головном мозге человека-так называемые «гормоны радости», эндорфины и энкефамины. Эти опиаты нормализуют, перестраивают деятельность нервных центров, снимают боль и неприятные ощущения, поднимают настроение и даже создают состояние эйфории. Это делает использование наркотиков совершенно бесполезным, ведь молодой человек может получить психологическое удовольствие и от естественных спортивных занятий. В связи с этим становится понятным, что аэробная функция полезна не только для профилактики, но и для извлечения от наркотической зависимости.
В настоящее время физическая культура стала базой в формировании здорового образа жизни человека, который следует рассматривать как активную и целенаправленну
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!