это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2346665
200 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время типичным состоянием большинства регионов России является кризисное и посткризисное состояние хозяйствующих субъектов различных отраслей, низкий уровень жизни, социальная напряженность, дефицит бюджетных средств, недостаток финансирования для структурной перестройки экономики региона и внедрения новых технологий, а также
проблемы связанные с интенсификацией производства.
Регионы РФ выступают медиатором многоуровневой передачи импульсов хозяйственного развития, что в условиях усиления тенденции регионализации повышает статус данных экономико-пространственных субъектов в системе территориального управления хозяйством и вызывает модернизацию теоретической базы стратегического менеджмента. Происходит переход от использования преимущественно процессного подхода к внедрению инновационных технологий стратегического управления на региональном уровне с целью обеспечения устойчивого экономического роста и инновационного прорыва.
Важнейшей задачей управления регионом является концентрация имеющихся ресурсов на тех направлениях, которые дают возможность создать благоприятные условия для экономического развития субъектов РФ.
Решение данной задачи возможно на основе использования программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием регионов, муниципальных образований, отраслей, предприятий.
Программно-целевой метод решения существующих отдельных проблем в настоящее время в РФ считается одним из самых эффективных. Применение программно-целевого метода является актуальным, своевременным и обоснованным, т.к. современное состояние России характеризуется наличием в социально-экономической системе страны и отдельных регионов неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и др., что, несомненно, создает большие сложности для управления и социально-экономического развития регионов.
Необходимость использования данного метода государственного регулирования экономики возрастает при решении комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.
Учеными часто освещается тема методических и организационных механизмов формирования и реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ (В. Зимин, Л.Е. Калинина, Е.Г. Коваленко,
А. М. Махмудов, А.М. Митерев, Н.П. Молчанова), в связи с чем, данная тема
является весьма проработанной.
Довольно часто встречаются работы ученых на тему достоинств и недостатков программно-целевых методов управления (Е.Г. Коваленко, А. Махмудов, А. М. Митерев).
В последнее время стала весьма актуальной тема изучения проблем и пробелов правовых основ программно-целевого метода управления. Данная тематика прослеживается в работах небольшого количества российских ученых-экономистов, например, у А.С. Деева, Л.Е. Калининой, В.Н. Назарова.
Целью работы является обобщение и систематизация теоретического материала в рамках исследуемой проблемы.
В связи с поставленной целью задачами данной работы являются:
1. Изучить понятие, историю, структуру, достоинства и недостатки программно-целевого метода государственного управления;
2. Изучить правовые основы программно-целевого метода государственного управления;
3. Изучить Факторы сопротивления внедрению программно-целевого метода.
1 Теоретико – методологические и правовые основы программно – целевого метода государственного управления
Программно – целевое управление: понятие, история, структура, достоинства и особенности реализацииГосударственное управление обладает довольно широким набором правовых приемов и способов, используемых для достижения целей, которые специалисты называют методами государственного управления.
Например, выделяет следующие группы методов, находящие применение в государственном управлении: методы научного познания (математическое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратегических игр и статистической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социального экспериментирования; графические; теории очередей или теории массового обслуживания); методы функционирования органов государственной власти (методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля); методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления (морально-этические, социально-политические, экономические и административные). Следует сказать, что методы государственного управления при переходе от одной экономической формации к другой отличаются от методов, используемых при стабильных экономических отношениях. Одним из актуальных методов переходного периода является программно-целевой метод [4].
Суть системы стратегического управления состоит в разработке системы решений, основывающихся на системе базовых ценностей. В основе всей системы лежит смысл (смыслы), именно смыслы задают тон всего стратегического управления от идеалов до социального контроля, замыкающего систему. После смыслов должны быть определены четкие идеалы, к которым непременно необходимо стремиться. Именно идеалы лежат в основе стратегических целей, в основе социального контроля за их выполнением. Пример идеала прост – это социальное государство, государство всеобщего благоденствия. Многие современные политики и ученые считают, что наличие единой национальной идеи не столь важно, а если она будет, то это приведет к тоталитаризму в нашей стране. Именно на этапе идеи в нашей стране существует огромный невосполнимый пробел. Вместо официальной общей идеи, вместо идеалов социального государства есть лишь негласная идея – деньги. Современное российское общество – это общество потребления. После идеалов идет доктрина - как базовая технология управления, основанная на идеалах и смыслах.
Итак, после четкого определения доктрины страны следует ее нормативное закрепление через систему нормативных правовых актов, а также норм морали и определенных «табу» или запретов. Особенно важно здесь законодательство в области стратегического управления, именно оно регулирует нормативную сторону всех стратегических целей, а также социального контроля. Уже после четких конкретных нормативно-правовых актов следует создание концепции стратегического развития.
Смыслы, идеалы, доктрина, юридические правовые акты и концепция составляют основу стратегического управления, ее базис, на котором строится следующий уровень стратегического управления, состоящий непосредственно из стратегических целей, «дерева целей», средств и механизмов реализации стратегических целей и социального контроля. Стратегические цели являются непосредственной реализацией доктрины, основанной на идеалах и смыслах, цели непосредственно регламентируются нормативными правовыми актами в области стратегического управления. После закрепления стратегических целей идет определение «дерева целей», т.е. механизма по реализации данных целей, состоящего собственно из цели, задач, которые необходимо решить для того, чтобы достичь цели, а также конкретных мероприятий в рамках выполняемых задач. Цель, задачи и мероприятия четко увязаны по срокам и ресурсам. После определения «дерева целей» следует определение средств и механизмов реализации стратегических целей. Здесь существует закономерность – сама цель определяет средства и механизмы по ее реализации. Чем перспективнее и сложнее цель – тем сложнее средства и механизмы ее достижения и, наоборот, чем проще цель, тем банальнее средства и механизмы. И, наконец, после определения средств и механизмов достижения целей выстраивается система социального контроля за их достижением, которая регламентируется НПА в области стратегического управления и основывается на смыслах и идеалах общества. Итак, именно таким образом выглядит система стратегического управления. Теперь рассмотрим подробнее программно-целевой метод государственного управления, представляющий собой реализацию практического этапа стратегического управления.
Программно – целевые методы планирования и управления (program – objective methods in planning and control) – методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ [11].
Они представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели более дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации [5]. Программно – целевое планирование в научной литературе характеризуется как один из видов управленческой деятельности, в основе которой – ориентация на достижение конечных результатов. Программно – целевое планирование построено на логической схеме «цели – пути – способы – средства». Основу программно – целевого управления составляет не рассмотрение сложившейся организационной структуры, а управление элементами программы, программными действиями. В обобщенном представлении под программно – целевым методом понимается свобода формирования системы плановых решений крупных проблем национальной хозяйственной системы страны. Его сущность состоит: в отборе основных целей социального, экономического и научно – технического развития и разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства [10]. Главная цель программно – целевого механизма управления состоит в обеспечении стабильного функционирования и развития системы жизнеобеспечения населения, всех ее подсистем, в удовлетворении полноценных социальных и экономических потребностей человека, семей, различных социальных групп.
Специалист в области регионального управления Асед Махмудов, определяет программно – целевой подход в региональном управлении как исторически определенную совокупность методов, основанных на временной локализации управления (в той или иной степени и форме, по тем или иным направлениям) процессами решения приоритетных проблем развития социально – трудовой сферы региона. Конкретное содержание целевой комплексной программы определяется региональными особенностями, возможностями, ресурсами, сложившимися условиями и спецификой проблем, организационной системой управления, имеющимся научным инструментарием и кадровым потенциалом [13].
В практике государственного управления государственные программы
являются инструментом государственного регулирования экономики, обеспечивающей достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов. Содержание государственной программы связано с определением главной перспективной (стратегической) цели, подцелей в их соподчиненности, этапов достижения цели, комплекса увязанных между собой мер по достижению целей (организационных, социально – экономических, научно – технических и др.), определением субъектов, участвующих в реализации программы, механизма реализации: включая источники финансирования, методы стимулирования, ответственности и т.д.
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально – экономического развития и безопасности [5].
В статье Н.П. Молчановой анализируется фундаментальный труд Б.А.
Райзберга и А. Г. Лобко, посвященный проблемам программно – целевого планирования и управления, содержащий развернутую формулировку, в которой подчеркивается, что «в общем виде целевая программа представляет совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скорректированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий (действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели» [3].
По предметно – содержательным признакам разделим программы (планы) на следующие основные классы:
1. социальные, ориентированные на решение задач по обеспечению социальных потребностей системы жизнеобеспечения населения в: медицинском обслуживании; лекарственном обеспечении; пенсиях, пособиях; социальной защите; создании, укреплении и развитии семьи; яслях и детских садах; полноценном питании; образовательных услугах; культурно – духовном развитии; услугах полноценного отдыха, туризма; занятии спортом, физкультурой;
2. экономические, ориентированные на решение задач по обеспечению экономических потребностей системы жизнеобеспечения, например, программы по развитию ЖКХ, транспорта, энергетики и т. д.;
3. производственно – технологические, направленные на развитие производств и выпуск потребительских товаров;
4. инвестиционные и инновационные для обеспечения потребностей системы жизнеобеспечения населения и государства;
5. по развитию предпринимательства;
6. территориально – производственные, направленные на развитие районов;
7. организационно – управленческие, направленные на совершенствование систем управления социально – экономическими процессами.
Данная классификация приведена для того, чтобы еще более предметно конкретизировать «содержание» управленческих процессов, связанных с системой жизнеобеспечения населения региона, показать, что программа и план могут хорошо «уживаться» между собой в условиях рыночных отношений. Главное в том, что необходимо правильно определиться с масштабами и формами государственного влияния на социально – экономическое развитие региона.
Кроме того, целевые программы подразделяются на следующие виды в зависимости от следующих оснований:
1) по периоду действия на:
- краткосрочные (на 1 год);
- долгосрочные (от 1 года до 5 лет).
2) по уровню значимости на:
- областные;
- межрегиональные;
- федеральные.
3) по функциональной ориентации на:
- социально – экономические;
- производственно – технические;
- научно – исследовательские (инновационные);
- опытно – конструкторские;
- инвестиционные;
- экологические;
- культурного развития;
4) по отраслевой локализации на:
- межотраслевые;
- отраслевые;
- подотраслевые [11].
Отдельно осветим тему региональных целевых программ. Разработка региональных целевых программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможной регионов различных таксономических уровней. Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно – технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности – республиканской, по функциональной организации – экологической; по масштабности проблемы – узкоспециализированной; по продолжительности – среднесрочной и т.д. Отбор их для программирования проводится, как привило, территориальными органами власти и управления. Управление проектированием и реализацией программ осуществляется в основном за счет субсидий государства – это в том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средства региона. Также используется и другие средства финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.)
Как и любой инструмент социально – экономического регулирования и управления программно – целевое регулирование имеет свои задачи.
Задачи, решаемые с помощью программно – целевого подхода:
1. задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;
2. координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно – технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта;
3. создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы: органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население);
4. балансировка интересов участников системы [6].
Правовые основы программно – целевого метода государственного управления в Российской ФедерацииДля комплексного анализа эффективности программно – целевого метода государственного управления необходимо осветить его правовые основы.
Основным нормативно – правовым актом, единственным законом, регламентирующим основы применения программно – целевого метода, в России является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Исходя из данного документа, можно отметить, что основу стратегического управления в России составляют прогнозы социально – экономического развития РФ, а также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные программа социально – экономического развития РФ. В законе сказано, что «Программа социально – экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально – экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров» [1].
Так же в законе мы можем найти упоминание о долгосрочной, краткосрочной и среднесрочной программы социально – экономического развития РФ.
О долгосрочной программе сказано следующее: «В целях обеспечения преемственности социально – экономической политики государства данные прогноза социально – экономического развития и концепции социально – экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально – экономического развития и программ социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» [1]. Т.е. дословно прогноз социально – экономического развития и концепция социально – экономического развития используется в прогнозах и программах более низкого уровня, а не наоборот, как должно быть по логике программно – целевого метода.
По поводу среднесрочной программы социально – экономического развития РФ сказано следующее: «Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации. Порядок разработки программы социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В программе социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов социально – экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации; концепция программы социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика. Анализируя все вышеперечисленное, можно ответить, что данной статьей закрепляется такое целевое назначение среднесрочных программ социально – экономического развития РФ, как нормативное закрепление политики Президента. Т.е. среднесрочные программы не столько ориентированы на конкретные проблемы социально – экономического развития РФ, сколько на отражение внутренней политики Президента и Правительства.
Определения краткосрочные программ социально – экономического развития РФ не дается, а только упоминается о федеральных целевых программах: «В перечне федеральных целевых программ указываются: краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программ» [7], хотя до этого нигде не сказано, что это за целевые программы, какого их предназначение.
Следующим нормативно-правовым актом, регламентирующим основы программно-целевого управления в РФ, является Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 22.03.2016) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения
государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд"). Сразу хочется отметить, что в настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим разработку государственных целевых программ, является Постановление Правительства РФ от 2.08.2010 № 588, однако, до его принятия программы разрабатывались в соответствии в 594-ПП.
В постановлении Правительства РФ № 594 дается определение федеральных целевых программ: «Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики» [2], также в постановлении сказано, что целевые программы «являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти»)» [2].
Также в Постановлении говорится, что целевые программы включаются в государственные программы РФ. В Постановлении содержится информация об отборе проблем, порядке разработки, структуре, утверждении, финансовом обеспечении и контроле за реализацией целевой программы.
В 2002 году был издан приказ Минэкономразвития РФ от 17.06.2002 №
170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ
экономического и социального развития субъектов Российской Федерации", который также был долгое время одним из главных документов стратегического планирования и программно-целевого метода государственного управления Российской Федерации и регионов. В данном приказе был закреплен Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов РФ, а также определение региональной программы, типовой макет программы экономического и социального развития субъекты РФ, порядок разработки, цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, механизм реализации программы, ресурсное обеспечение программы, оценка эффективности, социально – экономических и экологических последствий от реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее реализации и т.д.
В 2010 году данный нормативно-правовой акт утратил силу, а на его место пришло Постановление Правительства РФ от 02.08. 2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 670
«Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», которые сегодня являются ключевыми нормативно-правовыми актами при разработке целевых программ РФ и субъектов РФ.
Также хочется упомянуть об еще одном важном документе в системе
программно-целевого управления – Положении о разработке, утверждении и
реализации ведомственных целевых программ, принятом Постановлением Правительства РФ 19.04.2005 № 239 (ред. от 25.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
В Положении содержатся порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета [3].
Основным документом при разработке целевых программ является Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 670 «Об утверждении методических указаний по разработке
и реализации государственных программ Российской Федерации». Данные методические указания определяют требования к разработке проектов государственных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга реализации государственных программ, также в них содержится методика разработки государственной программы и ее структура, методика заполнения паспорта государственной программы, содержание государственной программы, методика отражения информации о расходах федерального бюджета на реализацию государственной программы, а также расходах субъектов Российской Федерации государственных внебюджетных источниках и их обоснование, методика разработки подпрограммы государственной программы и представление информации о федеральных целевых программах, включенных в государственную программу, методика заполнения паспорта подпрограммы и содержание подпрограммы государственной программы, а также Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с государственной программой и т.д. Данный нормативно-правовой акт является основным наряду с Постановлением Правительства РФ № 588 документом по разработке государственных целевых программ Российской Федерации и субъектов.
Также в заключении этого параграфа хотелось бы отметить, что перечень всех государственных программ Российской Федерации утвержден
распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950 – «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. От 28.04.2016).
Итак, систему нормативно-правовых актов, регулирующих область
программно-целевого управления в Российской Федерации составляют: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172 – ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»; Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594
(ред. от 28.03.2016) "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд"); Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 (ред. от 25.04.2012) "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (с
изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013); Распоряжение Правительства
РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р «Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. От 08.08.2009); Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950 – р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. От 28.04.2016); Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 670 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Преимущества и недостатки программно-целевого типа управления
Преимущества и недостатки программно-целевого типа управления показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Преимущества и недостатки программно-целевого типа управления
Преимущества программно-целевого типа управления Недостатки программно-целевого типа управления
- более глубокую проработку решений по функциональным направлениям;
- высокую компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;
- высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями;
- оперативность подразделений с широкими полномочиями;
- многоуровневую организационную структуру;
- делегирование полномочий;
- выделение функций стратегического управления и центральных функциональных служб. - явное различие мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого;
- различие, а иногда и взаимоисключаемость целей различных подразделений, что может приводить к конфликтам между подразделениями;
- независимость отдельных подразделений, наличие которой препятствует интеграции различных направлений деятельности;
- неспособность стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления.
Таким образом, программно-целевой метод имеет как преимущества при применении, так и недостатки.
Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу.
Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.
Факторы сопротивления внедрению программно-целевого методаПроанализируем факторы сопротивления внедрению программно-целевого метода. Внедрение программно-целевого планирования в практику регионального управления как инструмента развития, или реализации стратегии развития (если последняя разработана) связано с переходом структурных подразделений на новый вид функционирования – на поведение, структурированное целями, управление проектами, входящими в состав программ и тесное взаимодействие, как с другими структурными подразделениями, так и хозяйствующими субъектами, муниципалитетами, общественными организациями и научными институтами, что сопряжено с образованием множества противоречий.
Первый фактор сопротивления вытекает из узкоотраслевого характера деятельности структурных подразделений. Для долгосрочного перелома тенденции необходимо, чтобы общие, системные цели программы превалировали над частными целями структурных подразделений.
Вторым фактором сопротивления внедрению программно-целевого программирования является рассогласованность федеральных, а также региональных приоритетов с приоритетами развития городов, при отсутствии нормативно установленных механизмов отбора заявок на финансирование, обратной связи по цепочке муниципальное образование – регион – федерация.
Имеет место искажение принципиально конструктивных и методически правильных концепций федеральных программ на уровне субъектов федерации, а также муниципальных образований. И, пожалуй, самый негативный фактор – это низкий уровень проработки, а порой даже ошибочность ряда программных концепций на уровне федерации.
Последний фактор касается так же муниципальных образований, когда концепции региональных программ искажаются, интерпретируются с точки зрения частных узкоотраслевых целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программно-целевой метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.
Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
В ходе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучено понятие, история, структура, достоинства и недостатки программно-целевого метода государственного управления;
- изучить правовые основы программно-целевого метода государственного управления;
- изучить Факторы сопротивления внедрению программно-целевого метода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеев И.В., Лайпанов К.Д. К вопросу о программно-целевых методах управления развитием экономики регионов // VI Найденовские чтения. Инновационные процессы и культура предпринимательства на потребительском рынке товаров и услуг: в 2-х ч. М., 2014. Ч.2. С.72-73.
Бокова Т.А., Кадникова Т.Г. Некоторые аспекты бюджетного планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2015. Т. 1. № 3 (148). С.107-112.
Деев А. С. О некоторых методологических аспектах формирования организационно – правового механизма разработки и реализации государственных и муниципальных стратегий в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. – № 3. – С.106 –
Иванов П.В. Опыт применения программно-целевого метода планирования и государственных программ в различных странах // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 5 (115). С. 6-10.
Кадникова Т.Г., Бокова Т.А. Некоторые аспекты государственного стратегического планирования в российской Федерации на современном этапе // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2013. Т. 2. № 7 (139). С.95-99.
Калинина Л.Е. Программно-целевой метод как метод государственного управ?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!