это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2352845
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение3
Глава 1. Понятие культуры и межкультурных коммуникаций5
1.1.Культура5
1.2.Межкультурные коммуникации7
Глава 2. Аккультурация: понятие и основные формы10
Глава 3. Толерантность в межкультурной коммуникации14
Заключение16
Список литературы18
Введение
Всем нам знакомо понятие «культура». Данное слово каждый понимает по-своему, один скажет, что «культура» — это картины, книги и архитектура, второй, что это правила этикета и традиции, третий уверен, что это образование и воспитание и т.д. Каждый будет прав, поскольку понятие «культура» является весьма многогранным. Несмотря на то, что данный термин возник довольно давно, ученые до сих пор дают новые трактовки. Количество определений слову «культура» маловероятно представляется возможным подсчитать.
В отечественной гуманитарной науке в последнее десятилетие ушедшего века появляется новый термин – межкультурная коммуникация.
Межкультурное общение подразумевает собой общение между представителями различных человеческих культур. Такое общение может быть разным: устным или письменным, индивидуальным и массовым и т.д. Все это обуславливается тем, что понятие «межкультурная коммуникация» сложное и многогранное, оно изучается на уровне слияния нескольких дисциплин. [2, с.146]
Данная тема является весьма актуальной и рассматривалась многими учеными в разных аспектах: это и теоретическая основа данного вопроса: понятие «международные коммуникации», её виды и формы, толерантность в международной коммуникации и др. Но особый интерес ученых представляет изучение барьеров коммуникации представителей разных социокультурных систем, которые могут вызвать культурный и коммуникативный шок. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность.
Целью данного исследования является изучение понятия «межкультурные коммуникации».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «культура»;
2.Дать определение понятию «межкультурные коммуникации»;
3.Рассмотреть понятие и формы аккультурации;
4.Выделить значение толерантности в межкультурной коммуникации.
Объектом и предметом данного исследования являются межкультурные коммуникации.
Методами изучения являются теоретический анализ, сравнение, построение выводов, систематизация данных.
Глава 1. Понятие культуры. Межкультурная коммуникация
1.1 Культура
Для лучшего понимания понятия «межкультурная коммуникация» необходимо рассмотреть понятие «культура», поскольку межкультурная коммуникация – это, прежде всего «диалог культур», т.е. коммуникация между представителями разных культур.
Так, «сложным единым целом», включающим знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества – называл культуру знаменитый английский ученый Эдуард Б. Тайлор.
Стоит отметить, что в данном случае ученый при толковании понятия «культура» стремится охватить все многообразные составляющие того, что представители самых разных наук вкладывают в понятие культуры, т.е. мы анализируем рассмотрение понятия в широком смысле. Э.Б.Тайлор, бесспорно прав в своем высказывании, но существуют и множество других трактовок как в широком смысле, так и узком. [3, с.245]
Подсчитать количество определений понятию «культура» маловероятно представляется возможным. Однако мы можем рассмотреть некоторые подходы к трактовке данного термина.
Например, антропобиологический подход, которой подразумевает под собой, что:
-образование этносов и этническая дивергенция у человека выступают как аналог видообразования в природе;
-развитие культур(ы) отражает и компенсирует угасание процесса биологической адаптации и видообразования.
Представители нормативного подхода к понятию «культура» утверждают то, что культура состоит из норм и правил, регламентирующих жизнь людей. Отметим, что при рассмотрении культуры как совокупности норм, то при анализе конкретной ситуации межкультурного общения мы можем выделить те нормы каждой из взаимодействующих культур, которые важны в данной ситуации, и проанализировать результаты их взаимодействия.
Культура — это совокупность норм, определяющих человеческое поведение и общение, усваиваемых в процессе социализации и воспроизводимых людьми в ходе социальных практик.
Данное определение дает нам несколько важных умозаключений:
1) Культура — это совокупность норм, т. е. она определяет, что дозволено, а что нет, что поощряется и что запрещается. Эти нормы разделяются неким обществом, усваивая эти нормы, человек становится его частью;
2) Культура не является врожденной, культурные нормы усваиваются человеком.
Важным качеством культуры является преемственность:
-индивидуальная (тождественность личности самой себе в ходе ее развития) и коллективная;
– культура двойственна: она является одновременно и результатом деятельности людей, и механизмами, регулирующими эту деятельность.
Культура в таком понимании далеко не исчерпывается набором норм, специфичных для определенного этноса. То есть не только англичанин и немец — представители разных культур, но и, как уже говорилось, вы и ваши родители являются носителями разных наборов культурных норм, т. е. разных культур. Впрочем, во втором случае различия в культурных нормах, скорее всего, менее значительны и ощутимы, чем в первом.[5, с.156]
Таким образом, понятие «культура», на наш взгляд, это исторические сложившееся система ценностей, способная изменяться вместе с человеком, способная воплощаться в материальные формы.
1.2. Межкультурная коммуникация
Как говорилось выше, межкультурная коммуникация — это взаимодействие носителей разных культур. Такое явление как межкультурная коммуникация такое древнее, как и сама культура. Человек по своей природе любопытен и всегда стремился объяснить то или иное явление, поэтому люди издревле наблюдали и интересовались чужой культурой, сравнивали и фиксировали свои наблюдения. Об этом факте свидетельствует большое количество летописей, жизнеописаний святых, художественная литература и т.д. [6, с.123]
Однако, стоит отметить, что как научная дисциплина теория межкультурных коммуникаций возникла совсем недавно, в середине XX в. Данный интерес появился под воздействием глобализации. Начало создания транснациональных корпораций, развитие сферы туризма, усиление миграционных процессов, также все больше людей вступает в межэтнические браки, а усыновление детей из других стран становится все популярнее.
Таким образом, культуры начинают свой «диалог», т.е. начинают взаимодействие. Поскольку в процессе межкультурного взаимодействия складывается сочетание различных цивилизаций по традициям, своей истории, языку, религии, которые развиваются и влияют друг на друга на основе коммуникации по своим внутренним законам.
Отсюда можно заключить, что межкультурная коммуникация - это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным культурам.
Как отмечают ученые, межкультурная коммуникация может происходить на микроуровне и макроуровне.
Типы международной коммуникации на микроуровне:
1)Межэтническая (общение между лицами, представляющими разные народы);
2) Контркультурная (общение между представителями материнской культуры и теми ее элементами, и группами, которые с ней не согласны);
3) Коммуникация среди социальных классов и групп;
4) Коммуникация между представителями различных демографических групп (религиозные - между католиками и протестантами, половозрастные - между мужчинами и женщинами, т.е. проявляются особенности культуры этих групп);
5) Коммуникация между городскими и сельскими жителями;
6) Региональная (общение между жителями различных областей);
7) Коммуникация в деловой сфере (общение между различными организациями (фирма)).
На макроуровне межкультурная коммуникация формируется на базе культурных связей между народами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, т.е. происходит взаимное обогащение разных культур. Так, ученые выделяют три основных уровня взаимодействия: этнический, национальный, цивилизационный.
Этнический уровень подразумевает под собой взаимодействие между культурами этносов.
Национальный уровень взаимодействия культур, в свою очередь, возникает на базе уже существующих этнических отношений. Национальное единство возникает через общую хозяйственную деятельность наций, государственно-политическую регуляцию и через создание государственного языка, идеологии, норм, обычаев и традиций. Отсюда ведущим элементом национального единства выступает государство.
Цивилизованный уровень взаимодействия – это объединение нескольких соседних народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями.
Таким образом, межкультурная коммуникация – это «диалог», взаимодействие, обмен информацией между разными культурами.
Глава 2. Аккультурация: понятие и основные формы
Необходимым элементом межкультурного взаимодействия является аккультурация, подразумевающая под собой обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяющая найти эффективную технологию общения людей посредством языка. Каждый из нас видит мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки (нормы), как правило, не осознаются человеком, ибо чаще всего укореняются настолько глубоко, что составляют часть его личности.
Процесс аккультурации разрешает для человека два вопроса: сохранение культурной идентичности и включение в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации:
1) Ассимиляцию;
2)Сепарацию;
3)Маргинализацию;
4) Интеграцию. [7, с.165]
Разберем каждую из стратегий.
Итак, вариант аккультурации, при котором индивид полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей называют ассимиляцией. Данный вид аккультурации описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.
Так, ярким примером может послужить ситуация в США - негры были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их.
В процессе ассимиляции может случиться и полное растворение в другой культуре, при этом прошлая культура утрачивается, теряет свою самобытность или остается частичной, почти незначительной.
Мировой истории известны два пути: мирный (современная Америка), немирный, путь завоеваний (древние империи, например, Рим и Ассирия). В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом -- сами растворялись в них.
В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в русском окружении. Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки.
Сепарация – принятие чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. При данном процессе представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Например, отрицание европейской культуры со стороны жителей стран Ближнего Востока (Иран), индейские резервации в Канаде и США.
Отрицание представляет собой проведение межкультурных встреч разного рода для формирования общего восприятия как базовых культурных ценностей, так и культурных различий без осуждения. В противном случае очень часто наступает этап защиты и диффамации, когда уже осознание культурных различий может вызвать защиту своих культурных особенностей и негативные эмоции по отношению к чужой культуре на уровне индивидов, групп, этносов, цивилизаций.
Этот этап характеризуется проявлением чувства превосходства своей культуры (превосходство «белой» расы над «жёлтой» и «чёрной», европейской цивилизации над восточной) и враждебности к чужой культуре, которое может принимать экстремальные формы (фашизм, национал-социализм, апартеид, движение «бритоголовых»).
Маргинализация - с одной стороны, - это потеря идентичности с собственной культурой, с другой, - отсутствие идентификации с культурой большинства. Данная ситуация зарождается из-за невозможности поддержания собственной идентичности и отсутствия интереса к получению новой идентичности.
Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой. По статистике эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства, ориентируются на ассимиляцию.
При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она идет довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.
Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультуральную или мультикультуральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию.
Сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы, которое раньше оценивалось как затрудняющее процесс аккультурации, сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для беженцев (недобровольных мигрантов).
Процесс интеграции всегда является добровольным, как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства. Поскольку интеграция представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно самобытным народом.
Таким образом, аккультурация – это взаимодействие двух разных культур, при котором одна из культур проходит «обучение», приспосабливается к другой, путем: ассимиляции, сепарации, маргинализации, интеграции.
Глава 3. Толерантность в межкультурной коммуникации
Существование культурного многообразия и различий неизбежно приводит к пониманию необходимости равноправного диалога, основной задачей которого является обеспечение межкультурной коммуникации представителей разных культур, принятие принципов толерантности. Если принцип толерантности соблюдается только лишь одной стороной «культурного диалога» или вовсе отсутствует, тогда в этом случае взаимодействие будет весьма поверхностным и неполным, слишком предвзятым.
Толерантность является многоаспектным, многокомпонентным, сложным явлением. Теория диалога культур служит методологической основой большинства исследований в области воспитания толерантности.
Ученые подчеркивают, что толерантность свойственная развитой личности, обществу. Толерантность – это адекватное восприятие и реакция на другую культуру. Это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.
Для народов, между которыми по тем или иным причинам сложились напряжённые отношения, главной задачей для результативного взаимодействия является достижение взаимопонимания.
В современном мире проблемы межнационального общения порождены межэтническими конфликтами. Так, например, в России снижение влияния неблагоприятных факторов можно лишь в том случае, если удастся совместить сохранение и возрождение культур народов субъектов Российской Федерации, составляющих неотъемлемую часть мировой культурной палитры. [9]
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы — это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.[10]
Таким образом, анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что толерантность – это необходимое условие развития межкультурной коммуникации, своего рода противоядие против когнитивного диссонанса.
Заключение
Таким образом, в заключении данной работы можно сделать вывод о том, что поставленная цель была достигнута, а именно - изучение понятия «межкультурные коммуникации», также был решен ряд задач:
1. Дать определение понятию «культура»;
2.Дать определение понятию «межкультурные коммуникации»;
3.Рассмотреть понятие и формы аккультурации;
4.Выделить значение толерантности в межкультурной коммуникации.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Существует огромное количество определений к понятию «культура». Например, «культура — это совокупность норм, определяющих человеческое поведение и общение, усваиваемых в процессе социализации и воспроизводимых людьми в ходе социальных практик.»
2. Межкультурная коммуникация — это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур, причем то, что коммуниканты являются носителями разных культур, значительнейшим образом влияет на их коммуникацию и в некоторой степени определяет ее ход;
2. Аккультурация - часть межкультурного взаимодействия, представляющая собой приспосабливание одной культуры к другой путем: ассимиляции, сепарации, маргинализации и интеграции.
3. Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении культурной идентификации со своей культурой.
4. Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой, - отсутствие идентификации с культурой большинства.
5. Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.
6. Толерантность – это необходимое условие развития межкультурной коммуникации, своего рода противоядие против когнитивного диссонанса.
Таким образом, межкультурная коммуникация – это довольно сложное комплексное понятие, которое включает в себя различные формы и направления взаимодействия разных культур.
Список литературы:
Учебная литература:
1.Борцов, Ю.С. Культурология / ред. Г.В. Драч, Ю.С. Борцов, В.К. Королев. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016 год. - 576 c.
2.Воронкова, Л. П. Культурология / Л.П. Воронкова. - М.: Финансы и статистика, 2017 год. - 256 c.
3.Грушевицкая, Т. Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2017 год. - 688 c.
4. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2016 год. - 337 c.
5.Ермишина, Н. Д. Культурология / Н.Д. Ермишина. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2016 год. - 432 c.
6.Кармин, А. Культурология / А. Кармин. - М.: Лань, 2017 год. - 302 c.
7.Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Издание 3-е, 2016 год. - 496 c.
Научная литература:
8. Мкртычан Е.П. научная статья «Теоретическая основа межкультурной коммуникации», 2019 год. URL - https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1597/ (дата обращения: 22.07.20 в 15 00);
9.Романова Е.В. научная статья «Этика и этикет в межкультурной научной коммуникации», 2019 год. URL - http://www.ulspu.ru/science/proekt-crossref/arxiv/RomanovaEV_2_28_2019.pdf (дата обращения: 22.07.20 в 15 00);
10. Попова В.А., Унда С.И. научная статья «Межкультурная коммуникация – уровень мирового общения», 2015 год. URL - https://moluch.ru/archive/90/18126/ (дата обращения: 22.07.20 в 16 00).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!