это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2360830
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования не составляет сомнений, поскольку современный терроризм представляет большую опасность для мирного населения, а также является несомненной угрозой для всех стран.
Современный терроризм несет в себе множество разрушительных воздействий, включая различные потери - экономические, финансовые, политические и многие другие.
Как бы это не звучало, но жертвой современного терроризма может стать абсолютно любое государство, а также любой человек на земле.
В течение последнего века терроризм значительно менялся как явление. Истории известна практика государственного массового террора, например, в фашистской Германии или бывшем СССР. Пик «левого» террористического движения пришелся на 60 – 70-е годы XX века.
Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х годов XX века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организаций и групп.
На сегодняшний день в миру известно довольно-таки большое число террористических организаций. С 1968 по 1980 г. ими было совершено около 6 700 террористических актов, в результате которых погибло 3 668 и ранено 7 474 человека.
В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.
Согласно исследованиям ряда, российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов.
Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить, как о локальном явлении. В 80 – 90- е годы XX столетия он уже стал явлением мирового масштаба. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимом террором.
За последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и ряде других стран.
Объектом исследования является терроризм как таковой, его современные разновидности и цели, которые он преследует.
Предметом изучения является: деятельность международных террористических организаций, влияние международного терроризма на политику ведущих стран мира, а также меры, направленные на борьбу с этим явлением в первые годы XXI столетия.
Цель работы заключается в изучении международного терроризма современности. В соответствии с этим определенны следующие задачи работы:
- раскрыть проблемный характер понятия «терроризм», его истории и методологии изучения;
- рассмотреть основные террористические течения и дать краткий обзор деятельности их ведущих организаций;
- выявить политические и идеологические предпосылки возникновения радикальных течений в исламе;
- рассмотреть историю возникновения исламских террористических организаций и «исламского терроризма» в целом.
1 Понятие современного «терроризма» и методологические проблемы его изученияВ мире довольно-таки ярко и жестоко процветает терроризм и его идеология, поэтому для начала нам необходимо определить, что подразумевается под этим понятием.
Под понятием современный терроризм понимают «насильственные разрушения» с целью захвата заложников, убийства людей, подавления неугодных террористам лиц.
Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 – 90 – х годах XX века получил распространение международный терроризм».
Одновременно с понятием терроризм выделяют понятие «террор».
Террор - это устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения.
Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпаротивных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи.
Терроризм также может проявляться как уничтожение или попытка уничтожения любого объекта: самолетов, административных зданий, домов, судов, объектов жизнеобеспечения и др. Одним из основных средств достижения целей террористов является запугивание, создание атмосферы страха, неуверенность в безопасности их жизни и жизни близких. Уничтожение имущества террористическими группировками, даже если оно не привело к гибели людей, может быть классифицировано как терроризм. Терроризм - это преступление (террористический акт), которое лицо может совершить в отношении одного или нескольких лиц, или объектов. Терроризм как международное преступление в настоящее время не характеризуется отдельными преступлениями.
В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» и Уголовном кодексе Российской Федерации содержится более подробное и юридическое определение терроризма.
Терроризм - это совершение взрывов, поджогов или других действий, создающих опасность уничтожения людей, причиняющих материальный ущерб или других социально-опасных последствий, если эти действия направлены на нарушение общественной безопасности, запугивание населения или воздействие на органы, принимающие решения, и угрожают совершить такие действия с той же целью.
Известный американский эксперт по международному праву профессор Ричард Фальк дает два определения: «любое политическое насилие, будь то революционные группы или правительство, не имеет достаточных моральных и правовых оснований»; «политический экстремизм, прибегающий к насилию без разбора или к насилию в отношении невинных людей».
Несмотря на то, что в мире насчитывают десятки определений терроризма, не существует пока того определения, которое бы точно отразило всю его суть и понятие.
В литературе термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном – применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группами даже классам.
Однако, стоит разобрать несколько определений, которые даны понятию в мире «терроризм» и уже существуют.
Первое определение такое - «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями»; второе опредеделение терроризму было дано следующее - «Терроризм – это систематическое запугивание правительств, кругов населения для достижения политических, идеологических, или социально – революционных целей и устремлений».
В связи с вышесказанным подведем промежуточные итоги написанного:
- терроризм представляет собой некую тактику, которая используется для продвижения различных террористических актов, с целью навредить жителям определенной страны.
В современных же условиях те теракты, которые ранее ограничивались убийством некоторых высокопоставленных чиновников, непосредственно могут принимать формы захвата самолетов, захвата заложников, поджогов предприятий. Однако, связывая их с терроризмом прошлого, главной угрозой для террористов остается угроза жизни и безопасности людей. Террористические акты также направлены на создание атмосферы страха в обществе, и, конечно, они должны быть политически мотивированы. Чтобы создать страх, террористы могут предпринимать действия, которые не угрожают людям напрямую, например, поджигать или бомбить магазины, штаб-квартиры политических партий после работы, публиковать угрожающие декларации и манифесты и т. д. Надо отметить, что эта трактовка не носит универсального характера и привязана, прежде всего, к терроризму 1970 – 1980 – х годов на Западе.
По – видимому, дать некое всеобщее определение терроризма весьма затруднительно, хотя очевидно, что его неотъемлемыми чертами действительно являются угроза жизни и безопасности людей и политическая мотивировка применения насильственных действий.
Чтобы избежать терминологической путаницы, в литературе принято разделять понятия «террор» (насилие, применяемое государством; насилие со стороны «сильного») и «терроризм» (насилие со стороны оппозиции, со стороны «слабого»). В качестве синонима понятия «терроризм» в литературе используется также словосочетание «индивидуальный террор», хотя последний термин не всегда отражает исторические реалии.
Относительно времени возникновения терроризма мнения историков и политологов также довольно заметно расходятся. Иные приравнивают к терроризму любое политическое убийство, и, таким образом, корни терроризма отодвигаются в античные времена (У. Лакер), если не в ещё более ранний период; другие считают терроризм феноменом конца XX века (И. Александер, В. Чаликова и др.). Французский историк М. Ферро возводит терроризм к «специфической исламской традиции Хошашин XI – XII веков», а Н. Неймарк относит происхождение современного терроризма к эпохе постнаполеоновской Реставрации.
Можно с уверенностью сказать, что превращение терроризма в систему невозможно было реализовать ранее из-за чисто технической ситуации. Появление нового типа терроризма обусловлено технологическим прогрессом-изобретением взрывчатых веществ, а также развитием средств массовой информации и способов передачи информации, в частности телеграмм. Это значительно повышает эффективность пропаганды террористических актов.
Некоторые эксперты оценивают историю терроризма менее чем за два столетия, в то время как другие считают, что терроризм как явление исходит из пропасти веков. Чтобы проиллюстрировать эти взгляды, вот цитата из двух разных источников: «терроризм как социально-политическое явление далек от молодого. Его история насчитывает не менее полутора веков». К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал «варварские средства борьбы с варварской системой. Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века. Его представители – русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90 – х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.
Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы: как уже говорилось выше, универсального термина объясняющего феномен терроризма не существует.
Как нет и единства мнений по поводу времени возникновения терроризма.
Однако, что касается терминологии надо сказать, что терроризм многолик, отсюда и сложности в его трактовке.
Терминология терроризма зачастую зависит от ряда факторов: это и хронологические и географические рамки, в которых происходит данное явление.
Но, в чём сходятся многие исследователи (историки, политологи, философы, социологи и т. д.), терроризм – это практика устрашения противника путём физического насилия, вплоть до его уничтожения.
Надо отметить, что это тщательно спланированное действие или попытка действия, реализуемое, как правило, группой людей, с помощью оружия, направленное против мирных граждан для осуществления своих целей (политических, религиозных и т. д.) и находящее отражение в средствах массовой информации.
Относительно времени возникновения терроризма, нам представляется справедливым мнение историков, относящих возникновение этого явления к последней трети XIX - началу XX веков.
В этих рамках стоит выделить левый идейный терроризм, религиозно–этнический и, наконец, международный терроризм.
2 Психологические аспекты терроризма. Психологические портреты террористаВ ряды террористов вступают люди из разных слоев общества и сфер жизни. Что побудило человека стать членом террористической организации? То, что он хочет с этим сделать, очевидно, что террористы должны обладать определенными личностными чертами. При вступлении в террористическую организацию происходят резкие перемены, "скачки", когда человек отказывается принадлежать к определенной социальной группе, разрывает общество и вынужден вести подпольное существование. Члены террористических организаций склонны к экстернализации, неудивительно, что исламские террористы поддерживают боевой дух бойцов, указывая на угрозу со стороны «Порождения Сатаны» - Соединенных Штатов.
В этой связи Джон Мак развивает понятие «эгоизма преследователя жертвы». Это понятие обозначает отсутствие сострадания преследователя к своей жертве, даже если ее страдания намного превышают тот уровень страданий, какой испытывает сам преследователь или связанные с ним люди. В эгоизме преследователя, возможно, кроется объяснение того, почему ужасные акты террористов могут совершаться столь хладнокровно, предумышленно и расчетливо. При всем различии террористических группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к террористам. Настоящая причина - сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности. Обычно членами террористических организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же антисоциальной, как и он сам. Давно известен тот факт, что человек, спокойно и мирно живущий, сразу же не идет в террористы. Этому способствуют многие факторы, которые негативно повлияли на него и на его дальнейшую жизнь, приведя его к такому жестокому выбору.
Попытка смоделировать процесс становления террориста осуществлена Э.Шоу. Признавая ограничения и недостатки своей модели, автор, тем не менее, четко обозначает 4 фактора, которые приводят человека к терроризму. Такими факторами являются:
1. Ранняя социализация;
2. Нарцистические нарушения;
3. Конфликтные ситуации, особенно конфронтация с полицией;
4. Личные связи с членами террористических организаций.
Шоу приходит к выводу, что террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно - это равносильно психологическому самоубийству. Представления террориста могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней. Для террориста покинуть организацию значит потерять самоидентичность. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность. Об этом необходимо помнить, организуя борьбу с террористическими организациями.
3 Терроризм в ХХ и ХХI вв.3.1 Основные виды современного терроризмаПроисхождение современного терроризма обычно прослеживают со времён «Народной воли». Первоначально преобладал левый терроризм (хотя существовал и правый, например, Куклукс - клан). Для первой половины XX века был наиболее характерен государственный терроризм, терроризм «сверху» (сталинская эпоха, фашизм). После Второй мировой войны левый терроризм опять какое – то время является ведущим – как в развитых странах («Фракция Красной армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, группа «Прямое действие» во Франции и др.), так и в развивающемся мире, особенно в Латинской Америке («Монтанерос», «Тупамарос», «Сендеро луминосо» и др.) с характерными для последних методами городской герильи.
При этом любопытно сравнить их тактику с тактикой их предшественников, например, русских террористов. Последние стремясь к тому, чтобы запугать правящий класс путём покушений на членов царской семьи, министров, губернаторов, генералов и вынудить правительство пойти на изменение государственного строя. Западноевропейские «радикалы» второй половины прошлого столетия не питали подобных иллюзий и потому встали на путь провоцирующего терроризма; они видели свою задачу в том, чтобы террористическими действиями спровоцировать правительство на широкомасштабные репрессии, что в свою очередь должно было вызвать волну массового возмущения действиями властей, а в идеале даже революцию. В их задачи входило не запугивание правящей верхушки, а подталкивание её к ответному насилию. Террористы вместо покушений на государственных деятелей планировали, а иногда и осуществляли, акции, цель которых состояла в том, чтобы посеять в населении ужас и панику, вызвать в стране хаос, справиться с которым правительство не могло, по их расчётам, только драконовскими мерами. А для этого нужны были именно масштабные, массовые убийства. Потерпев провал, экстремисты «ультралевого» толка сейчас пытаются, и небезуспешно, примкнуть к антиглобалистскому движению.
Ярким примером терроризма, имеющего этническую окраску, может служить «время беспорядков», как называют в Северной Ирландии длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью убивают друг друга с обеих сторон – католическая Ирландская республиканская армия и отряды протестантских лоялистов. Как убедительно показывают в своей работе «Политика антагонизма: понять Северную Ирландию» ирландские авторы, вопреки распространённому мнению о том, что противостояние происходит между католиками и протестантами, на самом деле речь идёт о борьбе двух этнических общностей, одну из которых составляют потомки коренных ирландцев, проживавших на острове до его завоевания монархами Тюдорской династии в XVI веке, а другую – потомки шотландских и английских поселенцев. Первые были католиками, вторые – приверженцами пресвитерианской и англиканской церквей. У них один и тот же язык, одна и та же культура, но вражда сохраняется в течение столетий. Страдает, прежде всего, гражданское население: среди боевиков обеих враждующих группировок насчитывается значительно меньше жертв, чем среди мирных жителей, которых террористы якобы защищают. Это ещё раз подтверждает особенность современного терроризма – безразличие к судьбе невоюющих, невинных мирных людей.0
Набирает силу экономический (криминальный) терроризм. Экономический терроризм нередко прямо смыкается с преступным миром.
К криминально – грабительскому терроризму можно отнести такие формы, как получивший в последнее время массовое распространение угон самолётов и захват заложников в целях получения крупной мзды. Так, в Италии только в первой половине 80 – х годов было похищено порядка 350 человек, за которых уплачен выкуп в 185 млн. долларов. В последнее время получает распространение информационный (хакерский) терроризм, нацеленный на взлом банковских кодов, но не только на это.
Терроризм как социально – правовое явление может быть классифицировано по целому ряду оснований, в том числе по объёму (масштабу) действий, по целям и направленности, по мотивам, по последствиям (состоявшимся или ожидаемыми) – применительно к жертвам – массовые, групповые, одиночные, по материальному ущербу – катострофогенного, особо крупного, по морально-психологическому вреду – вызвавшему панику, запуганность населения, недоверие к власти, по численности и организованности участников (включая секты и подпольные террористические организации).
3.2 Исламский терроризмИсламские экстремисты считают терроризм основным способом достижения своих целей.
Исламский терроризм - это террористическая деятельность, осуществляемая на религиозных основаниях.
При изучении терроризма в мировой теории и практике распространено, что это крайняя форма насилия в сфере общественных отношений. Терроризм подрывает систему власти, ослабляет государственные и общественные институты, создает социальные потрясения и представляет угрозу для международного сообщества. Она направлена на расширение влияния экстремистских сил общества, ликвидацию или подчинение деятельности их политических оппонентов, а в конечном итоге - захват и установление политической власти [5].
Террор (от лат. террор-страх, ужас) [6], т. е. насилие, социальное состояние, приводящее к страху, ужасу, тревоге, как способ достижения политических целей посредством насилия, существовало с момента его появления.
На территориях Ирана, Афганистана и некоторых других стран существовала могущественная секта исмаилитов, использовавшая доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц из числа представителей мусульманской суннитской знати.
В XX веке термин «религиозный терроризм» был заменен понятием «этнонациональный/сепаратистский» и идеологически мотивированный терроризм».
В 1980 году, после «революционной борьбы» в Иране, происходившей годом ранее, появились первые «современные» религиозные террористические группы.
По мере роста числа религиозных террористических групп количество этнонациональных/сепаратистских террористических групп существенно снизилось. Одним из возможных объяснений подобной тенденции является тот факт, что многие этнонациональные/сепаратистские группы конца эпохи холодной войны неожиданно для себя оказались вовлеченными в ожесточенные конфликты и гражданские войны, происходившие на родине этих организаций.
Религиозные и светские террористы имеют существенные различия в представлении о себе и творимом ими насилии. В то время, когда светские террористы рассматривают насилие либо как способ ускорить изменения к лучшему в существующей системе, либо как путь к созданию новой государственной системы, религиозные террористы видят себя не составными частями этой системы, которую стоит сохранить, а «аутсайдерами», стремящимися изменить существующий порядок. Это чувство отчуждения позволяет религиозным террористам использовать куда более разрушительные и гибельные виды террористических операций, чем светским террористам, и таким образом расширять список приемлемых целей и средств их достижения.
Таким образом, в отличие от терроризма вообще, исламскому терроризму свойственно единение личности самого террориста с аргументацией его непосредственных действий, которые рассматриваются им как джихад на пути служения Аллаху. Организаторами и исполнителями этих терактов, в своем большинстве, были достаточно образованные люди. Их самопожертвование вполне осознанно. Но это не безумство самоубийц, а целенаправленное уничтожение всего, что противостоит их вере, которая позволяет им совершать любые преступления в отношении иноверцев. При этом вера служит лишь прикрытием радикальной деятельности.
С начала 80-х годов прошлого века боевиками многочисленных террористических организаций активно используется тактика взрывов в людных местах, авторство которой приписывается алжирским исламским фундаменталистам [9].
За минувшие 20 лет произошли тысячи террористических актов, осуществленных исламскими террористами, география которых охватывает все континенты и многие страны. Терроризм из локальной превратился в глобальную угрозу человечеству наряду с ядерной угрозой и экологическим кризисом, требующую скоординированных действий всего международного сообщества. В этих условиях первоочередное значение приобретает определение сущности этого явления, анализ форм и методов деятельности террористов для выработки адекватных мер противодействия.
По мнению американского профессора Р. Фалка, терроризмом можно считать «любой тип политического насилия, не имеющий адекватного морального и юридического оправдания, независимо от того, кто к нему прибегает: революционная группа или правительство», «политический экстремизм, прибегающий к насилию без разбора или к насилию против невинных личностей» [10].
Госдепартамент США определяет терроризм как «заранее обдуманное, политически мотивированное насилие, применяемое против не участвующих в военных действиях мишеней субнациональными группами и подпольными государственными агентами» [11].
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [12].
Среди различных видов терроризма отечественными и западными исследователями выделяется религиозный, связанный с борьбой приверженцев одной религии или секты в рамках одного государства с адептами другой религии либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и иным одновременно [3]. Как правило, в «чистом» виде религиозный терроризм практически не встречается, но переплетается с другими видами терроризма - политическим, этническим, социальным и т.д.
Составной, достаточно автономной частью религиозного терроризма выступает терроризм исламский. Известный отечественный терролог Е.Г. Ляхов, в частности, подчеркивает, что немаловажным отличием терроризма 90-х гг. от терроризма 70-х гг. ХХ в. является его усиливающаяся исламизация, а наиболее питательной средой проявления терроризма в наши дни становится уже не идеология, а национальные, этнические и религиозные интересы, в частности исламский фундаментализм [5].
Россия в последней четверти ХХ в. подверглась агрессии исламских фундаменталистов, попытавшихся превратить ряд регионов нашей страны в зону своего влияния. Особенность современного терроризма, с которым столкнулась Россия на Северном Кавказе, по нашему мнению, заключается в сращивании идеологии радикального ислама, привнесенной из-за рубежа, и уголовной практики местной криминальной и социально-аномальной среды.
При активной деятельности эмиссаров зарубежных экстремистских и террористических исламских организаций, на фоне общего роста значимости ислама в различных сферах жизнедеятельности северокавказского общества, произошла быстрая исламизация социума с привнесением идей и практики крайнего религиозного радикализма.
Сторонников фундаменталистского ислама в Чечне, как и в других регионах России, где они себя проявили, стали называть ваххабитами.
По мнению Л.Б. Маевской, проникновение экстремизма ваххабитского толка проходит в несколько этапов: первый этап - это внедрение в общество идей ваххабизма путем обучения молодежи, оказания гуманитарной помощи, строительства мечетей, медресе и других культовых сооружений; второй -подбор и увеличение численности сторонников в мусульманских общинах; третий - проникновение ваххабитов на руководящие посты в мечетях, медресе; четвертый - формирование финансовой и кадровой базы, демонстрация себя в качестве политической силы; пятый - организация массовых беспорядков и захват власти [6].
Активное распространение идеологии и практики ваххабизма стало возможным не только вследствие ослабления позиций традиционного ислама в советский период, но и благодаря поддержке отдельных представителей государственной власти республик Северного Кавказа и органов местного самоуправления. Находящиеся у власти в Чечне в начале 90-х гг. XX в. сепаратисты не только не пресекли деструктивную деятельность религиозных экстремистов, но и оказали содействие укреплению позиций исламских радикалов. Так, в Грозном был открыт центр, который распространял экстремистскую литературу, организовывал коллективные моления, вел активную пропаганду радикального ислама через средства массовой информации. Фактически, вместо коммунистической идеологии, при содействии республиканских органов власти, внедрялась идеология исламского радикализма, называемая ваххабизмом.
Распространение идеологии радикального ислама в национальных субъектах ЮФО зависело не только от внутренних факторов (позиция радикально настроенных местных элит), но и от внешних факторов. К последним следует отнести финансовые потоки, исходящие от международных исламских организаций фундаменталистского толка, направленные на идеологическую обработку молодежи, в том числе студентов, обучающихся в зарубежных исламских университетах, распространение массовыми тиражами салафитской литературы и деятельность мусульманских проповедников в регионе.
Характеризуя данный процесс, В. Майсая отмечает, что благодаря помощи, поступающей от исламских организаций стран Ближнего Востока и Персидского залива, становясь ваххабитом, каждый новый член «Джамаата» получал начальную сумму в размере 500-800 долларов США, а далее - по 300 долларов ежемесячно. Для того чтобы привлечь молодежь на свою сторону была организована бесплатная раздача исламской литературы, созданы телерадиосети, образовательные учреждения, осуществлялась отправка молодежи в исламские центры зарубежных стран, декларировались исламская солидарность, жесткая борьба против коррупции и т.д. [7].
Таким образом, очевидно, что религиозный фактор является не основным звеном, а лишь оболочкой конфликта. Оппозиционные государственной власти политические силы обращаются к религиозному обоснованию своей деятельности, стремясь интегрировать своих сторонников, сплотить вокруг себя единомышленников, связать воедино не только экономическими, политическими, национальными и другими интересами, но и духовными ориентирами, предоставляемыми религией. Поэтому ваххабизм стал привлекательным в глазах определенной части населения, прежде всего религиозной и маргинальной молодежи, которая составляет важнейший сегмент социальной базы этого движения.
Ликвидация основных лидеров бандформирований, выступавших против государственного строя и территориальной целостности Российской Федерации, в сочетании с амнистией и возвращением к мирной жизни бывших рядовых участников бандформирований, сорвала попытку международных радикальных исламских организаций по созданию на Юге России исламского государства. Но до конца угрозы исламского экстремизма и терроризма не устранены.
Политизация ислама на Северном Кавказе провоцируется внешними силами, заинтересованными в поддержании постоянно существующего конфликта в целях ослабления геополитических позиций России и криминальной средой, не заинтересованной в усилении государственных институтов и позиций традиционного ислама. Поэтому исламский экстремизм и исламский терроризм в современном их виде являются в настоящем и останутся в обозримом будущем в ряду основных угроз России, но и существующему мировому порядку [9]. Эти угрозы многократно возрастут в случае получения доступа радикальными исламистами к обладанию оружием массового поражения [2].
Для эффективной борьбы с экстремизмом и терроризмом, использующим религиозные основания, необходимо осознание того, что экстремизм и терроризм так же, как и преступность, вырастают из самого общества и развиваются вместе с ним. Они имманентны обществу, следовательно, их полное искоренение невозможно. Экстремизм и терроризм могут быть лишь локализованы за счет заблаговременного устранения условий и факторов, их порождающих. Острота проблемы противодействия распространению исламского экстремизма, наносящего ущерб национальной безопасности России, ставит задачу разработки антиэкстремистских технологий воздействия на социальную базу терроризма. Для того чтобы выработать эти меры, необходимо исследовать институциональные субъекты экстремистской деятельности и основные политико-правовые формы и стратегии экстремистской деятельности в современной России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ этих тенденций показывает, что человечество находится только на первом этапе потенциальной затяжной войны с международным терроризмом.
Террористы проявили адаптивность, а значит, в ближайшие годы антитеррористическим организациям придется иметь дело с сильным противником.
В связи с этим стоит отметить мысль одного из исследователей терроризма: «идеологи борьбы с терроризмом признают невозможность полной ликвидации терроризма как социально-политического явления. Мы можем только уменьшить ущерб, нанесенный террористическими атаками, и превентивный контроль над наиболее «привлекательными» местами террористов, чтобы предотвратить их своевременное наступление».
В современном исламском мире 40% населения составляют молодые люди в возрасте до 15 лет.
В то же время в западном мире наблюдается тенденция к старению населения в долгосрочной перспективе.
В ходе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыт проблемный характер понятия «терроризм», его истории и методологии изучения;
- рассмотрены основные террористические течения и дать краткий обзор деятельности их ведущих организаций;
- выявлены политические и идеологические предпосылки возникновения радикальных течений в исламе;
- рассмотрена история возникновения исламских террористических организаций и «исламского терроризма» в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Конституция Российской Федерации. – M.: Изд-вo ACT, 2017. 2. Военная доктрина Российской Федерации. // Российская газета – Федеральный выпуск № 6570 (298).
Всеобъемлющая международная рамочная стратегия противодействия распространению террористических идей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://undocs.org/ru/S/2017/375.
Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 г.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета – Федеральный выпуск № 5022 (198).
Арефьев A.M. Деятельность OOH по противодействию иностранным боевикам-террористам // Противодействие терроризму. Проблемы XXI векa - COUNTER-TERRORISМ. 2016. №4.
Воронцов С. А. О некоторых подходах к определению понятий «Исламский экстремизм» и «Исламский терроризм» // ЮП. 2018. №2 (дата обращения: 29.06.2020)
Дворников А. Штабы для новых войн // Военно-промышленный курьер 2018. № 28.
Егоров И. Террористы сядут отдельно // Российская газета – Федеральный выпуск № 7105 (237).
Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации. Методические рекомендации. – СПб.: OOO «Издательство «РУСЬ», 2016
Келехсаев В. И. Основные черты современного международного терроризма // Социология власти. 2007. №1 (дата обращения: 29.06.2020)
Кочетков А.П. О геополитической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Российской нации. 2018. № 1.
Савин Л. Новые способы ведения войны: Как Америка строит империю. – СПб.: Питер, 2016.
Чернядьева Н. А. Международный терроризм. Происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия. – M.: Проспект, 2016. 103. Щегловин Ю. Б. Размышления о борьбе с терроризмом – M.: Институт Ближнего Востока, 2015.<
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Определить румб линии 3-4, если известны дирекционный угол линии 1-2 и...
Решение задач, Геодезия
Срок сдачи к 26 дек.
Запрограммировать на Паскале с соблюдением условием оформления работы
Контрольная, Вычислительная математика
Срок сдачи к 8 янв.
Решить лабораторные работы
Лабораторная, Криптографические методы защиты информации, информатикаэ\
Срок сдачи к 8 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!