это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2375266
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье отражена проблема мотивации познавательной деятельности младшего школьника, необходимости формировать у учащихся познавательную активность через познавательный интерес. Проведенный анализ литературы по теме, определяет потребность в повышении мотивации учеников начальной школы, значит определяет ключевую роль тьютора в построении индивидуального образовательного маршрута.
Проведен сравнительный анализ: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность».
Приведены методики и результаты анкетирования, осуществленного в начальной школе № 36 города Перми.
Аnnotation. The article reflects the problem of motivation of cognitive activity of a primary school student,
the need to form cognitive activity among students through cognitive interest. An analysis of the literature on the topic determines the need to increase the motivation of primary school students, which means it determines the key role of the tutor in building an individual educational route.
A comparative analysis is carried out: “research activity” and “educational research activity”.
The methods and results of a stating experiment carried out in elementary school No. 36 of the city of Perm are presented.
Ключевые слова: мотивация, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, интерес, развитие, тьюторское сопровождение, индивидуальный подход.
Key words: motivation, cognitive activity, research activity, interest, development, tutoring, individual approach.
Введение
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательных УУД.
Формирование познавательной активности у младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики, так как степень ее решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?
В силу своих социокультурных особенностей каждая эпоха предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сегодня обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения. Особенно это важно в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение ребенка, когда ведущей деятельностью становится учеба, в основе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов, таких как Л.М. Аристова, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др. Интересны и необходимы проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики обучения детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.К. Кравцова, АА. Нурахумова, Л.С. Ордынкияа, В.В. Степанова, Г.Ь Яскевич). Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор может педагог-тьютор.
Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий. В связи с этим возникает необходимость выстраивания тьюторского сопровождения уже в начальной школе.
Познавательная деятельность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, побуждает к самообразованию.
В младшем школьном возрасте дети обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в организации
познавательной деятельности.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает,
что, если школьник проявляет познавательную активность, то процесс
обучения проходит эффективнее. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельность
учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность».
В педагогике постоянно поднимается вопрос о субъектной и объектной позиции участников учебного процесса. Принято считать, что традиционно сложившаяся система обучения ставит учащегося в пассивную, принимающую (или объектную) позицию в учебном процессе. В то время как учитель, активно воздействующий на ученика, как правило, является основным организатором (или субъектом) учебно-познавательного процесса. Пассивная позиция учащегося чревата отсутствием интереса, отказом действовать в нестандартных (как учебных, так и внеучебных) ситуациях.
Как следствие этого в ряде психолого-педагогических исследований поставлен вопрос о необходимости формировать у учащихся познавательную активность через познавательный интерес. Практика педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильина, В.Ф, Шаталова и др, доказала, что это не только возможно, но и стимулирует самообразование учащихся.
Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребёнок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы. В начале обучения эти мотивы в сочетании с определёнными познавательными интересами способствуют включению ребёнка в учебную деятельность.
Известно, что такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддержать учёбу в течении длительного времени, постепенно она теряет своё значение. К концу первого класса среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. В итоге исследования мы выявили, что познавательная активность младшего школьника снижается к концу начальной школы.
Интенсивное развитие интеллекта происходит на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно приобщение детей к исследовательской деятельности на первой ступени обучения позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебно - познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимает ведущего места на протяжении всего младшего возраста. Закономерным итогом этого становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста. Поэтому важно позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе учения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно тому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовлетворение от самого учения. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Если у школьника в процессе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии у него познавательных мотивов. Познавательные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами), учебно - познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Различные мотивы имеют неординарные проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно - познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда.
Хотелось бы сравнить два разных, но в то же время одинаковых понятия: научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Между научно-исследовательской деятельностью ученых и учебно-исследовательской деятельностью учащихся существуют общие и отличительные черты. Научно-исследовательская деятельность определяется предметом и объектом исследования определенной области знаний. Она может осуществляться только высококвалифицированными кадрами, прошедшими длительную специальную подготовку. Для научной деятельности требуется совершенное оборудование, специальная лаборатория. Над многими мировыми проблемами науки трудятся большие коллективы ученых, целые научно-исследовательские институты. Школьники не могут организовать научную деятельность, но они могут приобщиться к миру научного познания через те виды учебной деятельности, которые возможно осуществить в рамках школы и научных учреждений. Поэтому, правомерно использовать понятие не научно-исследовательская, а учебно-исследовательская деятельность учащихся. Учебно-исследовательская деятельность - это инструмент развития личности, средство обогащения новыми знаниями, способ формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и учащегося.
Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.
Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т. е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.
Видами целей могут быть конечные цели (получить правильный ответ) и промежуточные (найти несколько способов решения и т. д.) Уровни целей связаны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно- познавательные цели, цели самообразования и социальные цели. Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к завершённости учебных действий или их незавершённость, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придаёт большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. Таким образом, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учёта умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.
В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных задач, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Для формирования мотивации учения младших школьников учитель использует различные методические приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить их в группы. Самым распространённым среди всех групп методов является развитие познавательного интереса.
Как писал Лев Семенович Выгодский: "Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всёй воспитательной системы на точно учтённых детских интересах.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Познавательная активность, по ее мнению, становится качеством личности при устойчивом проявлении стремления к познанию [12, c.17].
В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими
познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [2, c.59].
Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [11, c. 36]
В ходе констатирующего эксперимента был проведен тест-опрос учащихся, на выявление интересов. В анкетировании приняли участие 4 «А» класса(25 человек)
Карта интересов для младших школьников.
Данная методика позволяет получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.
Чтобы полученная информация была объективна, по данной методике опрос был проведен не только детей, но и их родителей. Для этого были заготовлены листы ответов по числу участников.
Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак
«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
Для того чтобы дать родителям правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей их ребёнка, нам нужно знать его склонности. Им предлагалось 35 вопросов, нужно было ответить на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравнить его с другими детьми того же возраста.
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3 художественная деятельность;
4 физкультура и спорт;
5 коммуникативные интересы;
6 природа и естествознание;
7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. По итогу нужно было сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.
Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Вывод: Для развития мотивов познавательных интересов детей в школе применяются разнообразные методы обучения . При правильной постановке обучения каждый метод максимально используется для развития познавательных способностей учащихся – их восприятия, мышления, памяти, воображения. Каждый метод требует активности как сопровождающего так и учащихся.
С положительной стороны себя зарекомендовала система работы с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского сопровождения, но формы, способы тьюторского сопровождения не разработаны.
Тьюторское сопровождение - особый тип грамотного, заботливого педагогического сопровождения. Тьютор – это наставник, консультант. Его задача – помочь ребенку найти собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать.
Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Хочется поделиться опытом использования технологии тьюторского сопровождения учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности и создании открытого образовательного пространства для учащихся. Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий.
Тьютор - педагог, который имеет опыт самообразования, саморазвития, при этом он готов передать свое знание, он умеет сопровождать ученика в его развитии, не подменяя его опыт своим. Сфера тьюторской работы строится на материале реальной жизни ученика в практике расширения его собственных возможностей, на самоопределении, подключении субъектного отношения к построению индивидуальной траектории продвижения к успеху.
Тьютор - передает опыт учения. Нам очень близка позиция тьютора: я люблю и умею учиться. Не зря китайский философ Конфуций сказал: "Учитель и ученик растут вместе...". А теперь попробуем показать, почему именно тьюторское сопровождение проектной деятельностью помогает запустить индивидуальную траекторию саморазвития ученика. Мы предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой только контроль. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни учеников, расширении его собственных возможностей, подключении субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Тьюторское сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы, что ведет к изменению позиции учителя. Таким образом, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, проектной деятельности своих учеников.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Исследовательская и проектная деятельности младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. // Автор составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: «Учитель», 2010.
2.Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании // Лекции 1–4 – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
3.Ковалёва Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. и др. Профессия «Тьютор». / Т. М. Ковалева // М. — Тверь: «СФК — офис». 2012. — 246 с. 2.
4.Панцова Н. И. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе // Биология. Всё для учителя - 2012 . - № 4 (16)
5.Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика.- Красноярск. 2012. Покладок Е. Б. Практика разработки и реализации образовательных программ вузов Франции в условиях Болонского процесса: Учебное пособие. М., 2010. — 56 с. 3. Рейс Ф. 500 советов студентам. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 160 с. 4.
6.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. - Самара, 2011. Солодова Е.А, Атясова Е. В. Новая профессия — тьютор // Сборник научных трудов / М.: ВА РВСН имени Петра Великого. 2013. 5.
7.Дудчик C.B. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2008.
8.Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник мето- дических материалов. – Томск, 2001.
9. Журнал «Современные наукоемкие технологии». – 2011. – № 1 – С. 121-123
10. Выготский Л. С. //Психология развития человека/ -М .: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.-1136 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!