это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2379640
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность темы исследования. В 2013-2015 гг. Китай выдвинул и начал практическую реализацию глобального проекта строительства нового Великого шелкового пути или, иначе, инициативы «Одного пояса, одного пути» - далее в работе эти термины используются как синонимы.
Идея проекта была обнародована Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, практические действия по реализации первого, инфраструктурного этапа проекта, начались в 2015 году. Из материалов, опубликованных к проведению в Пекине в апреле 2019 года Второго форума высокого уровня «Один пояс, один путь», ясно, что проект действительно приобрел глобальный характер и уже достигнуты существенные результаты в виде реализации конкретных инвестиционных проектов на значительные суммы, интенсификации торгово-инвестиционного сотрудничества между участниками и формирования механизмов решения вопросов, связанных с его реализацией. В официальных документах, публикуемых Китаем по вопросам, связанным с инициативой «Один пояс, один путь», неизменно подчеркивается, что это - открытый для участия всех стран проект, нацеленный на рост благосостояния и процветание всех участников. Однако итоги первых пяти лет реализации инициативы показывают, что Китай преследует, прежде всего, собственные интересы, связанные с облегчением доступа к природным ресурсам стран Африки и Азии, в том числе - Центральной Азии, а также - России, к новым рынкам и технологиям в Европе.
В целом, из анализа научных публикаций по рассматриваемому вопросу, видно, что китайская инициатива строительства «Одного пояса, одного пути» имеет долгосрочный характер и ориентирована не столько на модернизацию транспортной инфраструктуры экономических коридоров между Азией и Европой, сколько на формирование нового геоэкономического интеграционного объединения стран, участвующих в реализации этого проекта.
Действия Китая по продвижению инициативы «Одного пояса, одного пути» на Евразийском пространстве пересекаются с интересами России, которая в последние годы реализует собственный интеграционный проект построения единого экономического пространства в Евразии. Несмотря на официально закрепленные договоренности руководства России и КНР о сопряжении двух инициатив, с практическим продвижением торгово-экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом - ЕАЭС и Китаем, в настоящее время имеются определенные вопросы, действующее Соглашение между КНР и ЕАЭС носит рамочный характер.
Все перечисленное, по мнению автора настоящего реферата, подтверждает актуальность и практическую значимость темы предполагаемого исследования, а также указывает на наличие проблем практического характера, которые могут решаться в рамках научного исследования.
Основная цель и задачи исследования. Основной целью предполагаемого исследования может выступать оценка экономических и политических предпосылок выдвижения Китаем проекта нового Великого шелкового пути, его долгосрочных целей и задач, а также - анализ влияния, которое этот проект оказывает на социально-экономическое развитие стран Евразии, в том числе - России.
Исходя из этого, основными задачами исследования могут выступать:
выявление основных экономических и политических предпосылок выдвижения Китаем инициативы «Одного пояса, одного пути», фактических целей и задач ее реализации;
анализ хода реализации инициативы Китая, оценка достигнутых результатов и основных проблем в данной области;
изучение механизмов влияния китайского проекта на экономическую и политическую ситуацию в регионах Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и в Евразии в целом;
рассмотрение проблем и перспектив сопряжения инициативы «Один пояс, один путь» и российского интеграционного проекта построения «Большой Евразии».
Объект и предмет исследования. Объектом предполагаемого исследования могут выступать международные отношения, связанные с реализацией КНР и другими странами инициативы «Один пояс, один путь». Предметом исследования в таком случае могут быть предпосылки, механизмы реализации и социально-экономические последствия инициативы «Один пояс, один путь» для стран Евразии.
Теоретическая и информационная база исследования. Теоретической базой предполагаемого исследования выступают научные доклады, монографии и публикации в научных рецензируемых периодических изданиях российских и зарубежных авторов по теме исследования.
В частности, при подготовке настоящего реферата использованы научные доклады таких ученых как Глинкина С.П. (совместно с другими авторами), Лузянин С.Г., публикации в научных рецензируемых научных изданиях Комиссиной И.Н., Лобанова М. и Звезданович-Лобановой Е., Намжиловой В.О., Цзиньцзянь Ц., Шамахова В.А., Шералиева О. и других авторов, посвященные различным аспектам реализации инициативы «Один пояс, один путь». Информационную базу исследования могут составить, во-первых, официальные материалы, публикуемые КНР по вопросам строительства нового Великого шелкового пути. Во-вторых, для статистического анализа вопросов, связанных с реализацией проекта нового Великого шелкового пути, могут использоваться базы данных Международного валютного фонда - World Economic Outlook Database и Всемирного банка - World Development Indicators и World Integrated Trade Solution.
Методология исследования. При проведении исследования предполагается использовать такие общенаучные методы как комплексный подход к объекту исследования, анализ и синтез, сравнение, а также методы статистического и графического анализа предмета исследования.
Новизна предполагаемого исследования. Научная и практическая новизна предполагаемого исследования может состоять в комплексной оценке влияния инициативы «Один пояс, один путь» на социально-экономическое развитие стран Евразии и, в частности - стран региона Центральной Азии, России, стран Центральной и Восточной Европы.
1. Инициатива КНР «Один пояс, один путь» - официальные цели и задачи, фактические предпосылки реализацииПроект нового Великого шелкового пути или инициатива «Один пояс, один путь» - обобщенное название двух взаимосвязанных проектов: проекта построения Экономического пояса шелкового пути и проекта создания Морского шелкового пути 21 столетия. Идея реализации этих проектов была обнародована Си Цзиньпином в 2013 году в ходе официального визита в страны Центральной Азии, Малайзию и Индонезию.
Отметим, что официальному выдвижению идеи возрождения Великого шелкового пути предшествовало обсуждение на третьем Пленуме ЦК КПК вопросов углубления проводимых в Китае реформ, начало которым было положено Дэн Сяопином в конце 1970-х гг. и которые были ориентированы на построение в КНР так называемого «сяокан» - общества малого благоденствия.
В контексте углубления реформ и, в частности - дальнейшего повышения открытости Китая, на Пленуме был рассмотрен и проект нового Великого шелкового пути, который по своей сути, как это показывается далее в настоящем реферате, выходит далеко за рамки модернизации торговых маршрутов из Китая в Европу и обратно. Соответствующие положения нашли отражение в Постановлении ЦК КПК по итогам Пленума.
В 2015 году КНР опубликовал официальный документ стратегического характера «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века», в котором были обозначены основные цели и задачи инициативы «Одного пояса, одного пути» и механизмы их достижения.
В этом документе рассматриваются сложившиеся к 2015 году условия развития мировой экономики, отмечаются медленные темпы ее восстановления после кризиса 2007-2009 гг., упоминается возникновение многополярного мира, новых экономических центров, и, на этом фоне, говорится о необходимости возрождения древнего Великого шелкового пути для общего процветания стран, расположенных вдоль него, для развития совместной торговли и всеобщего сотрудничества. Для этого выдвигается инициатива «Одного пояса, одного пути».
В 2019 году Китай обнародовал обновленную версию документа, которая получила название «Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути». В отличие от первого документа, здесь подводятся промежуточные итоги реализации инициативы, цели и задачи проекта остаются, в целом, неизменными.
Инициатива «Одного пояса, одного пути» имеет, по мнению автора настоящей работы, несколько измерений.
В географическом или логистическом измерении инициатива представляет собой совокупность экономических коридоров, проходящих как по суше, так и по морю, и связывающих Китай со странами Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Индией и Европой (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема логистических маршрутов нового Великого шелкового пути
Как видно на рисунке 1, логистические коридоры нового Великого шелкового пути в значительной мере повторяют основным маршруты Великого шелкового пути древности, отсюда, а также из стремления китайского руководства подчеркнуть глобальное значение проекта, по мнению автора настоящего реферата, и происходит преемственность в его названии.
Модернизация существующих и строительство новых сухопутных и морских транспортных коридоров из Китая в Азию, Африку и Европу через реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов совместно со странами, участвующими в реализации проекта нового Шелкового пути - это - лишь один, наиболее изученный в научной литературе и официальных публикациях срез инициативы КНР.
Отметим в данном контексте, что среди публикаций, посвященных анализу логистической составляющей нового Великого шелкового пути и проанализированных при подготовке настоящего реферата, обращают на себя внимание доклад Евразийского банка развития «Транспортные коридоры Шелкового пути…», научные публикации Намжиловой В.О. «Экономические коридоры на евразийском пространстве …», Комиссиной И.Н. «Морской шелковый путь XXI в…» , Островского А.В. «Ледовый шелковый путь…».
Однако помимо логистического - существует и геоэкономическое измерение китайского проекта нового Великого шелкового пути.
По нашему мнению, действительные цели КНР в реализации инициативы «Одного пояса, одного пути» хорошо отражают основные тезисы выступления Си Цзиньпина в 2012 году на открытии национальной выставки «Путь к возрождению» в Пекине.
Там руководитель КНР впервые выдвинул идею «джунго мэн», китайской мечты, суть которой заключается в том, что помимо построения общества малого благоденствия, «сяокан», внутри самого Китая, необходимо стремиться к возрождению китайской нации, к формированию такой страны, в которой не только граждане жили бы в достатке, но и ее место на международной арене соответствовало бы экономическим и военно-политическим успехам, достигнутым КНР. Действительно, за четыре с лишним десятилетия - в 2018 году исполнилось 40 лет с момента начала реформ Дэн Сяопина, стартовав как технологически-отсталая, в значительной мере аграрная страна с большими проблемами в социально-экономической сфере, усугубившимися «Политикой большого скачка» 1958-1962 гг. и «Культурной революцией» 1966-1970 гг., Китай превратился во вторую, если не первую экономику мира по вкладу в мировой ВВП и экспорт. На протяжении многих лет в КНР поддерживались исключительно высокие темы экономического роста, что иллюстрируется данными рисунка 2.
Рисунок 2. Отдельные показатели экономического развития КНР, в процентах
В Китае была создана собственная конвергентная модель экономического развития, в которой, с одной стороны, присутствуют все атрибуты рыночных отношений, с другой - имеется система индикативного стратегического планирования социально-экономического развития, а также жесткий контроль со стороны государства за ключевыми институтами и сохраняется принцип личной ответственности за решения, принимаемые в сфере государственной политики. Как отмечал по этому поводу Дэн Сяопин - «… Неважно, какого цвета кот … Хороший кот такой, который ловит мышей».
К этому можно добавить, что в военно-политическом отношении, Китай, США и Россия в настоящее время - три государства, обладающие наибольшим весом в мире.
Несмотря на очевидные успехи в социально-экономическом развитии, темпы экономического роста в Китае в период после кризиса 2007-2009 гг. замедляются, как видно из данных того же рисунка 2. Обусловлено это замедление несколькими обстоятельствами.
Экономические успехи Китая во многом связны с тем, что в конце 1980-х - начале 1990-х гг. он встроился в единую глобальную экономику как страна-экспортер промышленных товаров, начав реализовывать стратегию «мировой фабрики» и получив доступ к рынкам США.
Эффективные методы управления экономикой, наличие преимуществ в виде огромного количества дешевой рабочей силы, тесные экономические отношения с США, которые, в рамках экономического курса «рейганомики», выносили в Китай производства и поставляли эмиссионные доллары в виде инвестиций, в обмен на дешевые товары - все это служило факторами, которые способствовали наращиванию экспорта и поддержанию высоких темпов роста экономики Китая. На рисунке 2 видна достаточно тесная корреляция между темпами роста экономики КНР и динамикой ее экспорта, что подтверждает тезис об экспорто-ориентированном развитии Китая.
Однако уже к началу 2010 годов ситуация начала меняться. Преимущество КНР в виде дешевой рабочей силы, что снижало издержки производства экспорта, исчезло, поскольку уровень жизни в Китае значительно вырос и начался отход от модели сугубо экспорто-ориентированного развития и переход к модели экономики частично-внутреннего спроса.
Позже по инициативе руководства США, которое делает попытку возврата производств из развивающихся стран, начала меняться модель торгово-инвестиционных отношений Китая с США, и доступ КНР на американские рынка начал ограничиваться тарифными и нетарифными барьерами, что для широкой общественности получило название «торговых войн» между Китаем и США. Как следствие, Китай начал искать дополнительные рынки сбыта своего экспорта и дополнительные источники роста экономики. Одним из шагов в этом направлении и следует считать инициативу «Одного пояса и одного пути».
Как отмечалось, большинство авторов научных публикаций рассматривают эту инициативу с точки зрения инфраструктурных инвестиционных проектов, модернизирующих логистические маршруты, по которым товары движутся из Китая в Европу и обратно. Эта причина выдвижения инициативы «Один пояс, один путь», действительно имеет место.
Однако как показывается в некоторых публикациях, например, в научных статьях Лобанова М. и Звезданович-Лобановой Е., а также Лю И. и Адвокушина Е.Ф., в коллективном научном докладе и Глинкиной С.П. и других авторов, для Китая проект нового Великого шелкового пути - это:
механизм компенсации выпадающих из-за разногласий с США экспортных потоков - за счет роста торговли, причем не только с Европой, но и со странами, участвующими в реализации инициативы «Одного пояса, одного пути»;
средство дополнительной загрузки производственных мощностей, поскольку реализуемые в рамках инициативы инфраструктурные проекты во всем мире осуществляются преимущественно силами китайских компаний с привлечением китайских специалистов, китайской техники и материалов;
путь удешевления доступа к природным ресурсам через активное инвестирование в соответствующие отрасли экономик стран Африки и Центральной Азии, а также через сокращение морских путей поставки нефти из стран Аравийского полуострова и Персидского залива - Китай является крупнейшим мировым экспортером ресурсов, в том числе, энергетических, необходимых ему для производства товаров и услуг.
Более того, в некоторых публикациях китайских авторов, например - Цзиньцзянь Ц., можно найти точку зрения, в соответствии с которой, инициатива «Один пояс, один путь» - это долгосрочный глобальный интеграционный проект КНР в Евразии, и модернизация транспортной инфраструктуры, рост взаимной торговли и инвестиций между участвующими в ее реализации странами - это только первый этап проекта. Планы Китая в отношении реализации инициативы в более долгосрочной перспективе, в соответствии с такой точкой зрения, отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Долгосрочные планы Китая в отношении реализации инициативы «Одного пояса и одного пути»
Как видно, если исходить из оценок Цзиньцзянь Ц., планы Китая - гораздо шире обновления логистической инфраструктуры, связывающей Азию и Европу.
Таким образом, несмотря на то, что в официальных документах проект построения нового Великого шелкового пути позиционируется как механизм развития экономического сотрудничества между странами, принимающими в нем участие, для самого Китая, он ориентирован на интенсификацию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Китаем и участниками проекта, на доступ к новым рынкам для китайского экспорта и ресурсам, необходимым Китаю для экономического развития, на решение проблем замедления роста экономики КНР.
По мнению автора настоящей работы, это нормальный, прагматичный подход, ориентированный, прежде всего на достижение собственных национальных интересов Китая. Однако из такого подхода проистекает ряд проблем, связанных с участием многих стран в реализации инициативы КНР «Один пояс, один путь», определенная настороженность в отношении этого проекта со стороны руководства Европейского союза и США, которое воспринимает проект как механизм китайской экспансии, а также некоторые вопросы, связанные с реализацией Российской Федерацией проекта ЕАЭС как интеграционного проекта на территории Евразии. 2. Промежуточные результаты и проблемы реализации инициативы «Один пояс, один путь»
Промежуточные итоги реализации инициативы «Один пояс, один путь» были подведены в рамках Второго форума высокого уровня с одноименным названием, прошедшего в Пекине в апреле 2019 года.
К дате проведения форума было опубликовано достаточно много научных, аналитических и официальных материалов, в которых дается оценка реализации инициативы Китая. В частности, это подготовленный Канцелярией руководящей рабочей группы КНР по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути» официальный документ «Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути» в котором отмечаются следующие основные результаты действий по продвижению инициативы.
На момент проведения Второго форума в проекте КНР участвовало более 125 государств и 29 международных организаций, с которыми заключены двусторонние и многосторонние соглашения по вопросам, связанным со строительством «Одного пояса, одного пути».
Для реализации инициативы «Один пояс, один путь» с участием Китая и других государств созданы специализированные структуры, занимающиеся финансированием инвестиционных проектов.
Это, в частности, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, международный Фонд шелкового пути, аналогичные фонды, созданные во многих странах с участием китайского капитала - Росийско-китайский инвестиционный фонд, казахско-китайский Фонд Шелкового пути, Китайско-белорусский инвестиционный фонд, Фонд сотрудничества КНР и стран Центральной и Восточной Европы и другие.
Сформированы механизмы координации действий участников проекта - как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе и с использованием уже действующих международных механизмов таких, в частности, как ООН, АТЭС, БРИКС, ШОС и другие. Осуществляется координация действий Китая по продвижению инициативы «Одного пояса, одного пути» с национальными программами Вьетнама – «Два коридора – один круг», Казахстана – «Светлый путь», Монголии – «Путь развития», Польши – «Янтарный путь», Турции – «Центральный коридор»С 2015 по 2018 годы включительно в рамках инициативы «Одного пояса, одного пути» реализовано инфраструктурных инвестиционных проектов в разных регионах мира на сумму, превышающую 400 млрд. долларов США.
Существенно расширено торгово-инвестиционное сотрудничество между странами, присоединившимися к проекту Китая. По оценкам КНР, за период с 2013 по 2018 годы, темпы роста товарооборота между КНР и этими странами - значительно превышали роста внешней торговли Китая в целом, суммарный оборот в торговле между Китаем и странами, расположенными вдоль основных маршрутов НШП достиг 6 трлн. долларов США.
Приведенные данные иллюстрируют основные положительные результаты реализации инициативы КНР в последние годы. Однако имеются и проблемы в данной области.
Во-первых, многие страны присоединялись к реализации проекта нового Великого шелкового пути в надежде на китайские инвестиции и обновление собственной инфраструктуры.
По оценкам экспертов Всемирного банка, опубликованным к дате проведения Второго форума высокого уровня «Один пояс, один путь», реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в рамках строительства нового Великого шелкового пути может способствовать увеличению объема мировых инвестиций на 5%, а страны, принимающие активное участие в проекте, могут значительно улучшить и модернизировать транспортную и другую инфраструктуру. Китай действительно предоставляет финансирование в рамках инфраструктурных проектов, однако, исходя из отмеченного выше прагматического подхода, инвестирует он весьма выборочно, что хорошо видно, например, на примере стран региона Центральной и Восточной Европы.
Специально для продвижения проекта нового Великого шелкового пути в этом регионе в 2012 году был сформирован многосторонний механизм 16+1, объединяющий 16 государств региона и Китай, и ориентированный на решение вопросов реализации проекта на регулярной основе. Необходимость такого формата вызвана неприятием китайской инициативы официальным Брюсселем, который, правда, не препятствует европейским странам самостоятельно сотрудничать с КНР.
Участники формата 16+1 - это небольшие страны, для которых китайский проект представлялся возможностью обновить инфраструктуру и привлечь инвестиции.
Однако спустя 6 лет после начала сотрудничества в этом формате на саммите 16+1 в Софие в 2018 году было отмечено, что фактические результаты не соответствуют ожиданиям, китайские инвестиции идут в основном в сторону крупных европейских стран таких, как Великобритания, Германия, Италия, Франция, что подтверждается статистикой по накопленным прямым инвестициям КНР в Европу в региональном разрезе (рисунок 4).
Рисунок 4. Накопленный на дату остаток прямых иностранных инвестиций КНР в европейские страны, данные в млрд. евро
По оценкам Института экономики РАН, только 6 европейских стран из числа участвующих в формате 16+1, выступают получателями китайских инвестиций, на их долю приходится до 90% всех инвестиционных вложений Китая в регион Центральной и Восточной Европы.
При этом Китай, предоставляя финансирование в рамках реализации инвестиционных проектов, не требует, как Международный валютный фонд или Всемирный банк, проведения сопутствующих структурных преобразований в экономике. Однако финансирование это предоставляется на коммерческой основе и под суверенные гарантии, причем касается это также кредитов и займов, предоставляемых правительствам интересующих Китай стран.
По этой причине для многих стран, активно участвующих в реализации китайской инициативы, возникает проблема роста долговой нагрузки, что иллюстрируется данными таблицы 1.
Таблица 1
Объем государственного дога отдельных стран, принимающих активное участие в реализации проекта Нового Шелкового пути, в процентах ВВП
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Казахстан 70,8 79,3 88,5 131,7 109,8 105,7
Таджикистан 43,3 44,9 54,8 63,3 74,0 67,7
Узбекистан 17,5 15,8 16,9 19,1 27,9 33,9
Кыргызстан 98,6 101,9 117,8 123,1 111,4 103,0
Черногория 58,7 63,4 69,0 66,6 66,3 72,1
Пакистан 63,9 63,5 63,3 67,6 67,0 72,1
Из данных таблицы виден достаточно существенный рост госдолга, который происходил тогда, когда страна начинала активно сотрудничать с КНР в рамках участия в реализации инициативы «Одного пояса, одного пути». Эта проблема имеет место не только для показанных в таблице стран, но и для многих других - по оценкам экспертов Всемирного банка.
Отметим, что, по нашему мнению, для Китая - финансирование таких стран достаточно выгодно, поскольку рост долга означает возможность увеличивать политическое влияние на руководство страны и использовать это для укрепления собственных позиций на международной арене.
Помимо этого, как уже отмечалось выше, Китай в реализации инфраструктурных проектов всегда настаивает на том, чтобы инфраструктурное строительство проходило под контролем китайских специалистов, с китайскими материалами, оборудованием и комплектующими. Причем КНР предпочитает обходиться без тендеров, а вместо этого - заключать двусторонние соглашения по конкретным проектам, реализуются которые обычно без публичного раскрытия информации.
Для многих стран это неприемлемо. Например, в России, отчасти по этой причине, не состоялось участие Китая в строительстве высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. Эта дорога должна была завершить маршрут, проходящий из Китая по Транссибу, и по этой магистрали должен был пойти в перспективе основной поток транзита товаров из КНР. В результате строительство не состоялось и основной грузопоток из Китая в Европу и обратно по железнодорожным магистралям проходит через территорию Казахстана, попадая на российскую территорию на участке Оренбург-Москва (рисунок 5).
Рисунок 5. Сухопутные коридоры нового Великого шелкового пути на территории Евразии
В случае успешного завершения строительства отрезка Шымкент-Туркменбаши обходного пути с территории Казахстана в сторону Турции через Узбекистан, а оно - ведется, возникнет маршрут доставки грузов в Европу полностью в обход российской территории.
В данном контексте уместно отметить, что Россия, несмотря на наличие многолетнего всеобъемлющего партнерства и стратегическое взаимодействие с Китаем, не принимает прямого активного участия в реализации инициативы «Одного пояса, одного пути». В последние годы достаточно активно развивается торговля между Россией и Китаем, существует достаточно большое количество совместных инвестиционных проектов на российской территории с участием китайского капитала, однако эти проекты не имеют прямого отношения к реализации китайской инициативы.
Вопрос в данном случае, по мнению автора настоящей работы, заключается в том, что у России имеется собственный интеграционный проект на территории Евразии, который активно продвигается и в настоящее время имеет форму ЕАЭС.
При этом возникает пересечение интересов России и Китая в части реализации двух интеграционных проектов, и основной зоной пересечения интересов двух стран выступает регион Центральной Азии, а в частности - бывшие советские среднеазиатские республики. Здесь Китай в последние годы активно повышает экономическое влияние, Россия в этом регионе традиционно имеет сильное военно-политическое влияние, в значительной мере обеспечивая здесь стабильность.
По этой причине руководством России и Китая в 2015 году было принято решение о сопряжении двух проектов, в 2018 году между КНР и ЕАЭС было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, вступившее в силу в октябре 2019 года.
Однако Соглашение это - рамочное, не преференциальное, к тому же, по оценкам российских экспертов, в практическом плане у Китая и России - разное понимание целей этого сопряжения.
Китай имеет заинтересованность в упрощении режимов торговли и инвестиций со странами ЕАЭС, к чему они не готовы.
В свою очередь ЕАЭС был бы заинтересован в модернизации транспортной инфраструктуры с финансовым участием КНР, к чему не готова китайская сторона. Кроме того в интересах ЕАЭС - заключение с Китаем полномасштабного соглашения по торговле и инвестициям, однако Китай в данном случае указывает на наличие нерешенных вопросов по поводу торговых и инвестиционных режимов даже внутри ЕАЭС и заключать такое соглашение не спешит.
В итоге, несмотря на имеющиеся формально закрепленные договоренности о сопряжении двух проектов, фактически Китай преследует свои интересы в Евразии, Россия – свои.
Заключение
Выдвинутый руководством Китая в 2013 году проект построения нового Великого шелкового пути известный также как инициатива «Один пояс, один путь», за прошедшие 5 лет приобрел действительно глобальный характер: к нему присоединилось более 125 стран мира и почти три десятка международных организаций; в рамках проекта осуществляются инфраструктурные проекты на значительные суммы и создаются новые рабочие места; активизируется торговое и инвестиционное сотрудничество между участниками.
Существуют оценки Всемирного банка, в соответствии с которыми реализация этого проекта значительно увеличит объем мировых инвестиций, а страны, принимающие в нем участие, могут получить выгоды от модернизации инфраструктуры, что окажет положительное влияние на развитие их экономик.
Все это созвучно официально декларируемым целям китайского проекта - всеобщему процветанию, росту благосостояния всех участников, открытости и развитию сотрудничества между участниками.
Между тем, как показал проведенный автором реферата предварительный анализ, существует и ряд проблем в реализации инициативы КНР.
Китай в реализации инициативы преследует, прежде всего, собственные интересы, к которым относятся: расширение рынков сбыта китайского экспорта, облегчение доступа к сырьевым ресурсам и сокращение издержек их поставки в Китай, загрузка китайских производственных мощностей.
Реализуемые инвестиционные инфраструктурные проекты осуществляются во всем мире в основном силами китайских компаний с использованием, прежде всего, китайского оборудования и материалов. В торговле межу Китаем и существуют определенные структурные диспропорции: импортирует Китай в большей степени сырье, а экспортирует товары с высоким удельным весом добавленной стоимости.
Активное финансирование и кредитование Китаем стран, принимающих непосредственное участие в реализации проекта нового Великого шелкового пути, приводит к росту долговой нагрузки на эти страны и увеличивает влияние Китая на экономику и политику этих государств.
Рост влияния Китая на регионы Центральной Азии, Центральной и Восточной Европы пересекается с интересами России, которая на протяжении последних лет выстраивает свой интеграционный проект «Большой Евразии», не принимая активного участия в реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Поскольку Китай и Россию объединяет многолетнее партнерство и стратегическое взаимодействие, два проекта решено сопрягать, однако сопряжение это в настоящее время является достаточно формальным, конкретные механизмы сопряжения пока не выработаны.
С самого начала реализации инициатива КНР «Один пояс, один путь», вызвала интерес ученых и экспертов во всем мире, этой теме посвящено достаточно большое количество публикаций, в том числе - публикаций российских авторов.
Изучение автором реферата источников по теме исследования - официальных, научных, статистических, показывает, в целом, что в научной литературе достаточно глубоко исследованы официальные цели и задачи проекта КНР по строительству нового Великого шелкового пути, географический и логистический срез этого проекта.
Недостаточно полно, как представляется, изучены фактические предпосылки реализации Китаем инициативы «Один пояс, один путь», а также влияние этой инициативы на социально-экономическое развитие государств, в ней участвующих. Имеются возможности для углубленного изучения вопросов сопряжения китайской инициативы и российского интеграционного проекта ЕАЭС в Евразии.
Это, по нашему мнению, дает возможность для проведения дальнейших исследований по данным направлениям.
Исходя из этого, в предполагаемом диссертационном исследовании представляется возможным изучить действительные предпосылки выдвижения Китаем инициативы «Одного пояса, одного пути» и фактические цели ее реализации; проанализировать ход и основные проблемы реализации инициативы; изучить механизмы влияния строительства нового Великого шелкового пути на социально-экономическое развитие стран регионов Центральной Азии, Центральной и Восточной Европы; а также рассмотреть проблемы сопряжения интеграционных инициатив Китая и России в Евразии.
Областью практического применения такого рода исследования могло бы являться создание базы для дальнейших исследований, использование результатов в научной и академической деятельности.
Использованные источники и литература
Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути» / Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути» - Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, Апрель 2019 – 94 с.
Постановление ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ [Электронный ресурс]. – URL: http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/2014-01/15/content_34148517.htm
Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской народной республикой, с другой стороны [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/Соглашение%20с%20Китаем/Текст%20русский%20%28EAEU%20alternate%29%20final.pdf
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/supplement/4971
Литература
Глинкина С.П., Куликова Н.В., Тураева М.О., Голубкин А.В., Яковлев А.А. Китайский фактор в развитии стран российского пояса соседства: уроки для России. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. – 65 c.
Комиссина И.Н. Морской шелковый путь XXI в. – глобальный геополитический проект Китая // Проблемы национальной стратегии – 2017 – №1 – с. 60-81
Лобанов М., Звезданович-Лобанова Е. Инициатива «Один пояс и один путь»: какие цели в действительности преследует Китай // Свободная мысль – 2017 – №5 – с. 115-130
Лузянин С.Г. Поглощение, сопряжение или конфликт? ШОС, китайский проект «Шелкового Пути и ЕАЭС: варианты взаимодействия в Евразии / Итоговый экспертно-аналитический доклад по проекту РФФИ№ 16-07-000241 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ifes-ras.ru/images/stories/2018/report_2018_luzyanin_s_g.pdf
Лю И., Адвокушин Е.Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 – стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая // Мир новой экономики – 2019 - №1 - с. 67-76
Любинин А. Со щитом и на щите: об исторических судьбах капитализма и социализма // Изборский клуб. Русские стратегии. – 2019 – № 7–8 – с. 106-113
Намжилова В.О. Экономические коридоры на евразийском пространстве: инициатива Китая и мировой опыт // Россия и АТР – 2018 – №1 – с. 65-81
Островский А.В. Ледовый шелковый путь как составная часть инициативы «Морского шелкового пути // Научные труды Вольного экономического общества России - 2019 – Т. 216 – №2 – с. 98-103
Погодин С. Н., Чжоу Цзюнь Интеграционный проект: Великий Шелковый путь (к истории создания) // Управленческое консультирование – 2017 – №1 – с. 205-210
Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века / Госкомитет КНР по делам развития и ре
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!