это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2382261
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение3
Глава 1. Конкурентоспособность Российской экономики 5
Глава 2. Открытость российской экономики 12
Глава 3. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях 16
Заключение23
Список литературы25
Введение
В течение последних десяти лет экономика нашей страны находится в длительном стагнационном тренде. Так, с 2012 г. по 2018 г. ВВП России вырос лишь на 6,7%, что в 4 раза меньше роста мировой экономики (27,6%) за этот период.
При этом с 2005 г. по 2011 г., т. е. в предыдущую семилетку, ВВП России вырос на 24,1%2. Перед Правительством Российской Федерации вновь ставится амбициозная задача – «Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира. При этом темпы экономического роста должны превышать мировые…».
Обеспечение конкурентоспособности российской экономики в глобальной конкурентной среде – одно из условий реализации национальных интересов страны. Ни о какой реальной национальной конкурентоспособности не может быть и речи без национальной безопасности, успешное конкурентное развитие должно основываться на учете интересов национальной безопасности.
Данная тема является актуальной и рассматривалась многими учеными: Алиевым З.Т., Клиновым В.Г., Куренковым Ю., Андриановым В., Даниловым И.П., Михайловой С.Ю., Никитиным В.В. и другими.
Целью данного исследования является изучение конкурентоспособности, открытости и безопасности российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть структуру и перспективы конкурентоспособности российской экономики;
2. Оценит открытость российской экономики;
3. Изучить основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях.
Объектом и предметом исследования являются конкурентоспособность, открытость и безопасность российской экономики.
Методами данного исследования являются описание, анализ, синтез, обобщение и сравнение.
Глава 1. Конкурентоспособность Российской экономики
Одним из инструментов, позволяющих проводить мониторинг правильности выполнения поставленных задач, можно считать рейтинг национальной конкурентоспособности и место России по всем его составляющим.
Задача по повышению темпов роста российской экономики не может быть решена без изменения сложившихся на современный момент ее структурных параметров. В этих условиях целесообразно обратиться к позитивному мировому опыту по трансформации моделей экономического роста.
Модернизация института конкурентоспособности и его концептуальных основ Конкурентоспособность – важнейший показатель эффективного развития страны и фактор ее позиционирования на мировой экономической арене. Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов конкурентоспособности, результаты которых представлены в экономической научной литературе, до сих пор не сложилось устоявшегося ее определения.
Изначально понятие «конкурентоспособность» трактовалось как способность к соперничеству. Однако поступательное развитие человеческой цивилизации трансформирует многие понятия и институты, предъявляя все новые требования, раскрывая все новые актуальные их аспекты.
Так, в представленном на Всемирном экономическом форуме в 2019 г. докладе (World Economic Forum, WEF 2019-05-09) под конкурентоспособностью понимается «способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан».
Некоторые примеры постоянной «модернизации» официальных определений национальной конкурентоспособности стран на протяжении последних 34 лет приведены на слайде № 3.
Термин «конкурентоспособность» пока не получил общепринятого определения, а носит, скорее, конъюнктурно-стратегический характер. Важно иметь в виду, что он отражает не столько утвердившийся в экономической теории и практике институт, сколько перспективную идею о том, как повышать эффективность сложившихся социально-экономических пропорций, делать их более адекватными логике намечаемых международными наднациональными организациями целей и задач развития мирового сообщества и экономики.
В 2000 г. впервые В. Путин обратился к идее конкурентоспособности российской экономики в своем Послании Президента Федеральному Собранию «Какую Россию мы строим»: «России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна….
Для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности с целью создания эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства с 2004 г. в России функционировал Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ12. В 2010 г. в одном из своих выступлений председатель Правительства РФ В.В. Путин признал, что экономика РФ неконкурентоспособна.
После этого заявления, несмотря на задачу войти в круг наиболее развитых стран мира, уменьшилось число публикаций и исследований, посвященных проблемам конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики. Хотя напрямую Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не направлен на повышение конкурентоспособности страны, его относят к числу основных институтов, на которые возлагаются надежды в этой области. В нем поставлены амбициозные цели по реализации прорывного научно-технологического и социально-экономического и экологического развития страны.
С 2002 г. в качестве главного ориентира социально-экономической стратегии нашей страны принята концепция устойчивого развития. Особенность этой концепции состоит в применении системного подхода к общественному развитию, при котором экономическое развитие рассматривается не изолированно, а в совокупности с другими системами – экологической, социальной и т.д.
Хотя в тексте Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 отмечено, что тринадцать национальных проектов носят комплексный характер и направлены на обеспечение сбалансированности всех трех структурных компонентов устойчивого развития – экономического, социального и экологического, в целом они не составляют собой сбалансированную систему и явно недооценивают экономические и экологические факторы.
Из данных, приведенных на слайде № 6, можно увидеть приоритеты социально-экономического развития, расставленные Правительством страны на ближайшие годы. Из 13 проектов только один «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» непосредственно относится к экономической компоненте устойчивого развития. На его развитие выделено около пятой части всех бюджетных средств.
Он же относится к наиболее капиталоемким проектам из всех 13. Национальный проект «Экология» не рассматривается, к сожалению, как приоритет. На его нужды выделяется порядка 4–7%, правда, с тенденцией к росту. На финансирование четырех первых проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», которые относятся к социальным, в 2019 г. выделено 51,85%; в 2020 – 50,43%; в 2021 – 54,27%; в целом за три года – 52,12%.
Эффективность исполнения совокупности национальных проектов значительно повышается, если она разработана в качестве непротиворечивой и активной составной части общей стратегии социально-экономического развития, каждый подраздел которой логически подчинен целям и задачам общей направленности стратегии.
В условиях отсутствия общей стратегии на долгосрочную перспективу разработанные национальные проекты не снимают ограничений выхода экономики на позитивные тренды, не позволяют закончить процесс ее идентификации и не балансируют социальноэкономические условия.
А поскольку разбалансированность экономики имеет воспроизводственный характер, то и меры по «излечению» этой болезни могут быть только системными.
Иными словами, повышение сбалансированного развития российской экономики, необходимость которого заметно нарастает, невозможно вне достижения сбалансированного взаимодействия и взаимосвязи отдельных мер. В этой связи, говоря о взаимодействии при проведении государственной политики в области национальных проектов и повышения конкурентоспособности экономики, целесообразно обеспечивать взаимосвязь как внутри отдельных блоков нацпроектов, так и между их различными блоками.
Подобная связь обеспечивает большую возможность для получения желаемых результатов, которые предполагаются с исполнением запланированных проектов. Но если каждый из этих национальных проектов будет рассматриваться отдельно, если не будет взаимосвязи между ними как элементами общей системы, тогда будет упущена возможность эффективного развития страны.
Таким образом, одна из задач государственной политики при разработке и реализации национальных проектов должна быть направлена на то, чтобы организовать взаимосвязь между ними.
Одной из болезненных проблем выполнения поставленных ранее задач всегда были проблемы финансирования обязательств. Анализ опыта выполнения национальных проектов и программ последних лет показывает, что подавляющее большинство из них проходило в следующем формате: «принимаются – не финансируются или неполностью финансируются – сокращаются – опять принимаются», и его невозможно было переформатировать.
На сегодняшний день наблюдается дефицит кадров и в здравоохранении, и в системах школьного, среднего и высшего образования. Откуда же они возьмутся, если в национальном проекте «Образование» упор сделан на профессиональное образование, а в национальном проекте «Здравоохранение» финансирование через «Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» составляет порядка 3–4%?
Важнейшим условием конкурентоспособности и современной проблемой российской экономической действительности остается сочетание политики макроэкономической и финансовой стабильности и инновационной научно-технологической политики. Острая необходимость технологического обновления экономики страны предполагает значительные изменения в макроэкономической парадигме и в системе финансирования за счет усиления ассигнований на Национальный проект «Наука» и Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Анализ структурных составляющих этих двух проектов свидетельствует о достаточно серьезных намерениях их разработчиков. По мнению автора, ключевой задачей, решение которой необходимо сейчас для становления и развития новой экономики, является смена приоритетов финансирования в сторону повышения доли средств, выделяемых на исследования и разработки в общей структуре затрат на науку, поскольку именно они запускают весь научно-технологический цикл.
Вместе с тем они могут и нарушить устоявшуюся макроэкономическую стабильность. В 2019 г. эксперты ВЭФ использовали новую методологию при расчетах ранга конкурентоспособности стран для создания своего ежегодного доклада. Использование новой методологии при расчетах ранга конкурентоспособности было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием форсированного внедрения во все виды экономической деятельности результатов шестого технологического уклада. В результате Россия оказалась на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста и поднялась сразу на две строчки вверх в сравнении с прошлым годом.
В новом индексе Всемирного экономического форума (ВЭФ) – индексе инклюзивного развития (Inclusive Development Index; IDI) Россия заняла 13-е место среди 78 развивающихся стран. Ранг национальной конкурентоспособности ныне все больше определяют новые факторы, относящиеся к инновационным, появившиеся в связи с так называемой Четвертой промышленной революцией. Россия, по расчетам экспертов ВЭФ, в 2019 г. занимает около 40-го места среди развивающихся стран по уровню развития цифровизации в стране.
Среди факторов, тормозящих процессы становления интегрированной системы цифровизации экономики и общества, можно выделить: – внешние (для цифровизации) – недостаточность и неравномерность выделения средств, необходимых для финансирования практически всех составляющих инновационной системы (образования; научных исследований и разработок, обеспечивающих взаимосвязь производства с научными и ИТ-исследованиями и др.), во многом связанное с короткими (трехлетними) горизонтами бюджетирования, даже применительно к долгосрочным проектам; слабость материальной и научно-технической и технологической базы образовательных и научных организаций, производящих цифровое оборудование; отсутствие системы мотиваций как со стороны потребителя цифровых услуг, так и их производителя; – внутренние – преобладание вертикальных связейивертикальноориентированных потоков информации; ведомственная замкнутость; слабость межсекторальных взаимодействий; ориентация на сложившиеся методы и коммуникации; отсутствием преемственности научных направлений; сложность согласования позиций и интересов участников цифрового пространства; доминирование текущих, а не долгосрочных стратегических целей развития системы и др.
В этой связи национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» пользуется особым вниманием государства. Ее доля в финансовых бюджетных ассигнованиях относительно велика и имеет тенденцию к увеличению. Вхождение экономики в цифровое «измерение» требует масштабных подготовительных работ, в том числе и финансовых затрат, которые необходимо произвести до того, как новый инструмент фундаментальных изменений в общественной жизни начнет приносить ожидаемые позитивные результаты.
По замыслу правительства, национальные проекты послужат формированию новой структуры экономики, новой модели регулирования, создадут основу для новых инструментов в решении стратегических, научно-технологических, социально-экономических и экологических задач устойчивого развития, стоящих перед страной.
Глава 2. Открытость российской экономики
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, один из ключевых целевых ориентиров развития российской экономики в период до 2020 г. — это повышение ее международной конкурентоспособности.
При этом отмечается, что важнейшим результатом, достигнутым в период трансформационных процессов 1990—2000 гг., стало усиление интеграции России в мировую экономику: «Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 45 % валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой»
Открытая экономика — это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений.
Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.
Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений.
Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.
К примеру, США является открытой страной и предпринимает разные меры по защите внутреннего рынка с помощью таможенных и не таможенных барьеров в отношении иностранных конкурентов, прежде всего Японии, а в последнее время и Китая.
Проведение принципов открытой экономики должно привести к созданию общемирового “Общего рынка”, как тот, который создан в рамках Европейского Союза.
Такие страны как Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария они являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба.
Рассмотрение степени открытости экономики выдвигает на первый план проблему экономической безопасности страны, которая включает в себя совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.
Национальная экономическая безопасность – это защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый жизненный уровень населения, вследствие чего может возникнуть угроза политической дестабилизации страны.
Национальная экономика открывается для внешнего мира, значительно усиливается зависимость от внешних рынков: товарного, рынка капиталов, рынка труда, валютных рынков. К основным проблемам относятся: занятость населения, состояние курса национальной валюты и положение отечественных товаропроизводителей. В результате глобализации усиливаются взаимосвязи между национальными экономиками. Рост ВВП в одной стране способствует росту ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост в другой стране. И наоборот, снижение производства в одной стране может неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах, связанных производственными, торговыми, валютно-расчетными и др. отношениями. Внешнеэкономические факторы оказывают влияние, в первую очередь, на динамику развития национальной экономики; темпы роста ВВП; уровень занятости; состояние наиболее прибыльных отраслей; состояние национальной валюты.
Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями.
Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.
По показателю экспортной квоты она практически вышла на уровень промышленно-развитых стран. По ряду экспортных товаров экспортная квота еще выше – сырая нефть – 45%, нефтепродукты – 36%, газ – 37%, минеральные удобрения – 72%, черные металлы – 72%, целлюлоза – 85%, алюминий – 90%. Практически, ряд отраслей работает просто на экспорт. Наличие у нашей страны столь высокой экспортной квоты, не соответствующей той группе стран, к которым мы относимся, говорит в большей степени не о вовлеченности России в международное разделение труда, а об односторонней экспортной направленности.
Степень открытости экономики России повлекла за собой радикальные изменения как положительные, так и отрицательные. К числу положительных можно отнести:
• Повышение уровня рыночной конкуренции;
• Появление новых продуктов и внедрения новых технологий;
• Расширение потребительского выбора;
• Расширение экспортных возможностей;
К числу проблем можно отнести следующие:
• Ухудшение отраслевой структуры;
• Подавление импульсов развития в отстающих отраслях;
• Ослабление экономических связей и анклавизация национальной экономики;
• Утечка капитала.
Таким образом, открытая экономика - экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции: экспорт/импорт товаров и услуг, а также финансовые сделки. Открытая экономическая система играет большую роль в мировом хозяйстве, которая находит свое выражение в экспорте и импорте товаров и услуг, движении капитала. Она затрагивает направления, меру и формы участия страны в международном разделении труда.
Глава 3. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
Экономическая безопасность России тесно связана с состоянием не только своей собственной экономики, но и стран, с которыми она вступает во взаимодействие, поддерживает связи на мировом рынке. Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Проблема прогнозирования угроз, оценки и повышения уровня национальной экономической безопасности является одной из наиболее сложных политико-экономических проблем. Для нашей страны этот вопрос представляется особенно актуальным в условиях введения ряда ограничительных политических и экономических мер в связи с событиями, происходящими на Украине и в Сирии, а также в общих целях подавления независимости решений, принимаемых Россией, и снижения её конкурентоспособности в мировой экономике
Стабильность показателей экономических процессов — это, в первую очередь, формирование гибкой системы мер защиты от неблагоприятных внешних факторов и угроз. Основной обязанностью экономической безопасности является обеспечение национального суверенитета путем осуществления компетентной и независимой экономической политики. Экономический аспект был добавлен к ряду задач для обеспечения экономического роста и улучшения благосостояния населения. Если раньше экономика финансировалась в большей степени за счет иностранных источников и внешних рынков, то теперь внутренний рынок станет основным источником финансирования (если не единственным). Влияние санкций против России также повлияло на торговлю нашей страны. Импорт сократился из-за обесценения рубля и введения эмбарго на некоторые иностранные продукты (особенно резко сократился импорт продуктов питания и напитков из стран ЕС).
Еще одной проблемой для национальной экономической безопасности является вступление России в ВТО (Всемирная торговая организация) в 2012 году. Вступление в ВТО означает политику, направленную на то, чтобы открыть национальную экономику для внешнего мира, ставка импортных тарифов будет отменена, когда Импортные товары поглощают российский рынок, сжимая многих отечественных производителей, вызывая нездоровую конкуренцию.
К сожалению, в настоящее время на мировом рынке могут конкурировать только газовые и нефтяные отрасли экономики. Вступление России в ВТО — это уничтожение конечного производителя, это запрет на внешних рынках, безработица, снижение продовольственной безопасности, нарушение доступа к передовым технологиям, организационная преступность и коррупция. Россия также теряет возможность развивать свою промышленность и сельское хозяйство, поскольку ВТО запрещает любые меры по их поддержке и защите. Например, Ю. Ю. Дащенко в целях введения антизападных российских санкций рекомендует расширение импорта, что положительно повлияет на импортозамещение и обеспечит развитие многих секторов российской экономики. Политика расширения запрета на продукты питания имеет много положительных аспектов, прежде всего, с расширением возможностей сельскохозяйственных производителей для увеличения поставок национальных продуктов и обеспечения продовольствия страны необходимыми продуктами питания.
Отечественные сельхозпроизводители заинтересованы в улучшении качества продукции, поскольку возможности для ее коммерциализации на внутреннем рынке растут. Возможно создание новых предприятий и сокращение безработицы в сельской местности. Такие методы могут снизить зависимость от питания и произвести импорт товаров на достаточно высоком уровне и приличного качества в регионе России. По мнению А. Н. Кускова, России необходимо установить курс на относительно закрытую экономику. Относительно закрытая экономика способствует развитию национального производства, и, в первую очередь, сокращает банкротство внутри страны, что указывает на увеличение числа рабочих мест. Во-вторых, это устраняет финансовую зависимость страны от других стран.
Одним из основополагающих документов государственной политики по обеспечению экономической безопасности является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
Данный документ является важным элементом системы экономической безопасности страны, в котором заданы направления долгосрочного развития, а также внешние и внутренние угрозы. Одним из главных элементов этой политики является «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года No 642, так как Россия сегодня как миролюбивое государство может прирастать (экономически, ресурсами и др.) только за счет новых знаний, другими словами — научно-технологического развития. В данном документе системно представлены основные категории (понятия) Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период и непосредственно связанные со всеми видами безопасности России, в том числе — экономической.
Экономическое противостояние стран происходит через целевую функцию взаимодействия (положительного для одних и отрицательного характера проявления (действий) для других участников процесса) в формате как суверенных государств, так и их коалиций виртуально и реально на информационном и территориальном пространстве, которое обозначим как театр экономических действий: на нем сегодня экономически развитые страны — США, ЕС, Великобритания и другие противостоят России с целевой установкой исключения вхождения ее в мировые лидеры и становления как высококонкурентного экономического государства.
Поставленная Президентом РФ в майском указе задача по вхождению России в течении ближайших шести лет в пятерку экономически развитых стран по своему значению, роли и масштабам тождественна задаче, решаемой Советским Союзом по восстановлению разрушенного народного хозяйства после окончания Второй мировой войны. Успех выполнения этой задачи (вхождение России в пятерку экономически развитых стран мира) во многом зависит от обеспечения экономической безопасности России как фактора противостояния угрозам больших вызовов и противодействия риску опасностей экономической войны.
Среди поставленных в стратегии задач можно отметить следующие: 1) развитие высоких технологий и связанного с ними производственного сектора; 2) преодоление зависимости от импортного оборудования в соответствующих сферах; 3) разработка более совершенных мер в ответ на возможное введение санкций со стороны других государств; 4) наиболее эффективное использование бюджетных средств; 5) снижение зависимости кредитно-денежной системы от изменений конъюнктуры на международных товарных и финансовых рынках; 6) налаживание партнерских связей в рамках межгосударственных организаций и т. д.
В соответствии с поставленными задачами были разработаны этапы и механизмы реализации данной стратегии. В настоящий момент Россия находится на стадии завершения I этапа (до 2019 года), носящем подготовительный характер и предполагающим разработку нормативно-правовых мер, совершенствование механизмов реализации мониторинга состояния уровня экономической безопасности. На II этапе (до 2030 года) планируется реализация разработанных мер по нивелированию обозначенных вызовов и угроз. В целях мониторинга экономической ситуации в стране были также разработаны соответствующие индикаторы, характеризующие её экономическую безопасность. Далее представлены следующие основные индикаторы: качество жизни населения, в состав которого входят такие показатели, как ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), средняя и минимальная заработная плата, прожиточный минимум, реальный располагаемый доход и др.. Анализ экономического развития РФ свидетельствует, что без прорыва в высокотехнологичном, инновационном секторах экономики и промышленности трудно рассчитывать на закрепление статуса великой державы и качественное решение социальных задач.
К приоритетным отраслям развития экономики можно отнести: − оборонно-промышленный комплекс; − атомно-промышленный и атомно-энергетический комплексы; − промышленное машиностроение и станкостроение, энергетические (силовые) машины и оборудование; − авиационная и ракетно-космическая промышленность; − судостроение; − химическая, фармацевтическая и медицинская промышленность.
В 2017 г. указом В. Путина была утверждена Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 г. В ней раскрывают значение термина «экономическая безопасность»: это защищенность национальной экономики от любых внешних или внутренних угроз, при которой обеспечен экономический суверенитет России, а также единство экономического пространства.
Внешние и внутренние факторы всегда находятся в прямой зависимости друг от друга: ошибка в управлении внутриэкономической деятельностью может легко ослабить позицию государства на международной арене, и наоборот. Есть как минимум два условия, которым должна соответствовать экономическая безопасность. Во-первых, необходимо соблюдать сохранность экономической самодостаточности государства и создавать условия для возможности принятия решений в собственных интересах в области развития хозяйства (в том числе предприятия производства, торговые компании и иные финансовые институты). Во-вторых, нельзя допускать снижения уже достигнутого уровня жизни населения, а необходимо обеспечивать его дальнейший рост.
Защита национальной безопасности и интересов России в экономической сфере являются приоритетными курсами государственной политики.
Сегодня, когда российская экономика находится в стадии глобализации и увеличивающейся международной конкуренции, необходимо обратить внимание на повышении конкурентоспособности отечественных производителей в рамках следующих направлений, чтобы обеспечить экономическую безопасность в Российской Федерации:
1) развитие открытой научной политики, связанной с инновационной и индустриальной политикой, новым этапом приватизационной политики и политикой в отношении малого бизнеса;
2) ускорение научного и технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве и рыночных механизмах;
3) последовательная политика поддержки российской науки посредством укрепления основ реального сектора российской экономики, в особенности в отношении сельского хозяйства и промышленных секторов, производящих продукты потребления и т. д.
4) занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения.
Таким образом, управление рисками больших вызовов в социально-экономической системе государства — это очень актуальная проблема, решение которой способствует повышению национальной безопасности и которой со стороны руководства России уделяется должное внимание. Особенно это касается такого ключевого фактора, как научно-технологическое развитие Российской Федерации, которое способствует реальному росту валового внутреннего продукта и гарантированно обеспечивает экономический прорыв России в XXI веке.
Заключение
Таким образом, завершая данное исследование, можно сделать вывод о том, что поставленная цель была достигнута, а именно - изучение конкурентоспособности, открытости и безопасности российской экономики, а также был решен следующий ряд задач:
1. Рассмотреть структуру и перспективы конкурентоспособности российской экономики;
2. Оценит открытость российской экономики;
3. Изучить основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях.
На основе данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. За последние полвека регулярно происходят мутационные изменения в концептуальных подходах к роли конкурентоспособности в экономическом развитии страны, ее структурных составляющих и стратегических целях. Рост конкурентоспособности заявлен в качестве основной цели долгосрочного развития ведущих стран мира и Еврозоны. Претворение в жизнь выдвинутой этими странами цели базируется на увеличении объемов инвестиций в инфраструктуру и высокие технологии. Хотя напрямую Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» не направлен на повышение конкурентоспособности страны, его относят к числу основных проектов, на которые можно возложить надежды по повышению научно-технологического и инфраструктурного уровня страны. Таким образом, несмотря на значительные особенности национальных социально – экономических моделей разных стран, постепенно, в результате длительных трансформаций и эволюции института конкурентоспособности происходит формирование общих подходов к его концепции, расчетам, механизмам и структурным характеристикам.
2. Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями. Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.
3. Управление рисками больших вызовов в социально-экономической системе государства — это очень актуальная проблема, решение которой способствует повышению национальной безопасности и которой со стороны руководства России уделяется должное внимание. Особенно это касается такого ключевого фактора, как научно-технологическое развитие Российской Федерации, которое способствует реальному росту валового внутреннего продукта и гарантированно обеспечивает экономический прорыв России в XXI веке.
Список литературы:
Учебная литература:
1.Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
2.Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020. 298 с.
3. Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебник для бакалавров. М.: Дашков и Ко. 2020. 162 с.
4.Поликарпова Т. И. Основы экономики. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт. 2019. 254 с.
5. Федотов В. А., Комарова О. В. Экономика. Учебник. М.: Инфра-М. 2017. 196 с.
6.Чайжунусова Г., Цой Д. Основы экономики. Учебник. М.: Фолиант. 2016. 208 с.
Научная литература:
7.Голованова С.В. научная статья «Открытость Российской экономики: тенденции и международные сопоставления», 2015.
URL-https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytost-rossiyskoy-ekonomiki-tendentsii-i-mezhdunarodnye-sopostavleniya/viewer (дата доступа: 31.08.2020 в 13 00).
8. Тхамокова С.М. научная статья «Экономическая ситуация России в 2019 году», 2019 год.
URL- https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-situatsiya-rossii-v-2019-godu/viewer (дата обращения: 31.08.2020 в 12 00).
8. Курнышева И.Р. научная статья «Конкурентоспособность Российской экономики: эволюция, структура и перспективы.», 2019 год.
URL- https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-rossii-skoi-ekonomiki-evolyutsiya-struktura-i-perspektivy (дата обращения: 31.08.2020 в 14 00).
Электронные ресурсы:
9. www.kremlin.ru/ acts/bank/43027. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. (дата доступа: 29.08.2020 в 15 00).
10. Глобальная конкурентоспособность в 2019 г. center yf.ru/data/Marketologu/globalnayakonkurentosposobnost-v-2019-godu.php. (дата доступа: 29.08.2020 в 15 50).
11. URL - docs.cntd.ru/document/901764271. (дата обращения: 28.08.2020 в 13 00).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!