это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2390577
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение3
Глава 1. Государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции 5
Глава 2. Меры по противодействию коррупции8
Заключение17
Список литературы18
Введение
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Причины возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и фазы социально-экономического развития стран весьма различны, а поэтому разработать некие универсальные правовые и организационные средства по ее предупреждению и пресечению представляется малореальным. Проблема борьбы с коррупцией характерна не только для России, но и для всего мирового сообщества.
Коррупция - это действие уполномоченного лица, приносящее незаконный доход и подменяющие интересы общества более узким групповым интересам.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что коррупция, как негативное явление, охватывает все сферы нашей жизни и виды общественных отношений.
Целью данного исследования является рассмотрение государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции, а также мер по противодействию коррупции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1.Изучение государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции;
2.Анализ мер по противодействию коррупции.
Объектом данного исследования является государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции.
Предметом исследования является Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ, а также теоретическая база, касающаяся вопроса противодействия коррупции.
Методами изучения являются теоретический и правовой анализ, сравнение, построение выводов, систематизация данных.
Глава 1. Государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции
Противодействие коррупции в государственном управлении включает в себя скоординированное функционирование большого количества органов власти. Сегодня целый ряд государственных органов и должностных лиц обладают антикоррупционными полномочиями. К ним относятся Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД России, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство юстиции РФ, ФСБ России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и многие другие.
За последние два десятилетия в Российской Федерации сформировался антикоррупционный государственный механизм, позволяющий достаточно эффективно противостоять угрозам, непосредственно исходящих от коррумпированных лиц и организаций. В этой связи особенно важным представляется вопрос дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ борьбы с коррупцией.
Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. отметил, что повышение прозрачности системы государственного управления является мощным фактором противодействия коррупции.
Однако стоит отметить, что даже с учетом всех предпринимаемых руководством страны мер по противодействию коррупции на международном уровне Российскую Федерацию, продолжают воспринимать как государство с очень высоким уровнем коррупции. Часто используемый в таких случаях Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) международного антикоррупционного движения Transparency International подтверждает данный тезис. В 2018 г. Россия заняла 138-е место из 180 и набрала 28 баллов из 100. В свою очередь, пп. «в» п. 3 Национального плана противодействия коррупции предусматривает дальнейшую работу по повышению самостоятельности властных органов субъектов РФ по профилактике правонарушений коррупционной направленности, в том числе путем их преобразования в отдельные государственные органы, которые будут непосредственно подчинены высшим должностным лицам субъектов РФ.
В настоящее время Указом Президента РФ от 15.07.2015 № 364 утверждены действующие Типовые положения о государственных органах и структурных подразделениях, отвечающих за осуществление функций по противодействию коррупции. Подобные органы функционируют на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (Санкт-Петербург, Тамбовская область).
Данные органы являются специализированными государственными антикоррупционными органами, обеспечивающими реализацию мер по профилактике и предупреждению коррупции в системе исполнительной власти.
Важно подчеркнуть, что специализированные антикоррупционные государственные органы появились не за последние несколько лет, а значительно раньше. Так, например, еще в 2007 г. в составе Генеральной прокуратуры РФ было образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Аналогичные специализированные антикоррупционные подразделения органов прокуратуры созданы и на уровне субъектов РФ. К основным функциям данных подразделений органов прокуратуры относятся осуществление антикоррупционного мониторинга, выявление коррупционных правонарушений, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и др. Автор разделяет позицию М. В. Костенникова, А. В. Куракина, И. А. Калиты о формировании специализированной прокуратуры по противодействию коррупции, в компетенцию которой входили бы вопросы, связанные с противодействием коррупции в тех сферах, которые наиболее подвержены коррупционным рискам.
Глава 2. Меры по противодействию коррупции
При организации мер по противодействию коррупционным проявлениям следует воздействовать на самосознание граждан, совершенствовать нравственно-правовое воспитание с раннего возраста и прилагать усилия к развитию нетерпимого отношения к преступлениям коррупционной направленности, проводить политику жёстких мер за совершение коррупционных преступлений.
Первоочередным в решении вопроса о противодействии коррупции, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений данного вида на современном этапе выступает внесение изменений в действующее законодательство об обязанностях физических и юридических лиц ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, а также об ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление этих сведений.
Данное изменение в законодательстве Российской Федерации дало возможность уменьшить число коррупционных преступлений, совершаемых лицами, использующими своё служебное положение, и значительно осложнить их реализацию. Данное изменение включает в сферу своего влияния высших должностных лиц государства, сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, которые ранее имели иммунитет от правосудия.
Меры воздействия, направленные на выработку конкретных решений в антикоррупционном законодательстве, являются основным фактором, стимулирующим выработку решений по контролю и пресечению коррупционных проявлений, и дают возможность реально оценить правильность выбора методов и направления работы по противодействию коррупции в стране. Общество готово дать объективную оценку происходящим событиям и активно сотрудничать с правоохранительными органами, поскольку население видит конструктивные сдвиги в направлении взаимодействия общества и государства.
Наиболее значимым фактором, влияющим на пресечение коррупционных проявлений, выступает специально организованный мониторинг деятельности органов государственной власти разных уровней, который выявляет средний показатель коррупции в стране, проводит сравнительный анализ, сопоставляя полученные данные с аналогичными показателями предшествующих периодов, а также способствует тому, что информация становится доступной для широких масс.
Так, по данным ГИАЦ МВД России, в последние годы удельный вес зарегистрированных преступлений коррупционной направленности не превышает 2 % от общего количества зарегистрированных преступлений по России. В 2012 году – 36470 преступлений, в 2013 г. – 42506, в 2014 г. – 32204 преступления, в 2015 г. – 32455, в 2016 г. – 32924 преступления, в 2017 году – 29634 преступления, в 2018 г. – 30495 преступлений. Таким образом, уровень зарегистрированных преступлений указанного вида за последние годы не имел резкой тенденции к изменению. Это в первую очередь объясняется планомерной повсеместной и стабильной профилактической деятельностью и проводимой в стране позитивной антикоррупционной политикой. Достичь положительного эффекта можно, установив публично-правовой статус должностных лиц Российского государства и подробно регламентировав их служебную деятельность. Для достижения такого эффекта важно направить усилия на контроль за процессом замещения должностей государственной и муниципальной службы, чтобы избежать возможных случаев протекционизма.
Учёные, рассматривающие проблему коррупционной преступности в России, В.А. Егоров и Н.А. Яковлев, в своей статье «Современный взгляд на коррупцию и методы борьбы с её проявлением» отмечают: «Сегодня остро встаёт вопрос о необходимости ужесточения мер уголовной ответственности за “незаконное обогащение” лиц, обладающих распределительными полномочиями, в исключительных случаях, на пример, как это сделано в Китае, посредством смертной казни коррупционера. В Китае за взятку или растрату государственных средств в сумме 3 млн юаней, что равноценно 30 млн рублей, чиновнику может быть назначена смертная казнь. Эта мера наказания может стать сдерживающим фактором» [2, с. 119].
В рамках осуществления целенаправленных мер по организации противодействия коррупционным проявлениям 29 июня 2018 года Президент Российской Федерации в целях противодействия коррупции в Российской Федерации утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 гг. (Указ Президента Российской Федерации № 378). В документе ставится акцент на меры, предпринимаемые в отношении коррупционеров с чрезмерным административным влиянием. Данное явление существенно затрудняет работу большинства общественных институтов власти, ограничивает возможность проведения изменений в социальной сфере и препятствует развитию национальных экономических реформ, вызывает особую озабоченность в современном гражданском обществе и скептицизм в отношении органов государственной власти. В результате создаётся негативный имидж России на международной арене.
Разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её значимых недостатков, и организация необходимых мероприятий, направленных на обеспечение мер по развитию гражданского общества в частности и государства в целом, становится первостепенной задачей по повышению результативности деятельности, выявления и пресечения коррупционных проявлений. К сожалению, очень немногие уголовные дела этой категории доходят до суда. Для плодотворного противодействия таким преступлениям важно активизировать профилактические мероприятия по пресечению и предотвращению коррупционных посягательств во всех сферах общества и государства. Гражданское общество и государство стремятся разработать мероприятия по организации механизма, который даст возможность организовать разработку основных методов и принципов, при которых государственный аппарат будет вовлечён в процесс противодействия преступлениям коррупционной направленности. Исходя из вышесказанного, авторы статьи предлагают ряд мер, необходимых для эффективного противодействия проявлениям коррупции в Российской Федерации.
1. Реформирование в сфере законодательных актов. «Нет сомнения, что в последние годы разработаны основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции». Данные направления деятельности по недопущению коррупционной преступности предусмотрены дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственностью должностных лиц и граждан».
Несмотря на принимаемые меры по противодействию коррупционным проявлениям, сохраняется множество неразрешённых вопросов, которые позволяют лицам, осуществляющим преступную деятельность, оставаться безнаказанными или частично уходить от ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Примером может служить содержание статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы и штрафа в размере от 3 до 5 млн рублей и запрет на замещение определённых должностей или занятие определёнными видами деятельности до 15 лет, для лиц, занимающих государственные должности и получивших взятку в особо крупном размере путём вымогательства за противозаконные действия, что само по себе подразумевает возможность избежать такой суровой меры наказания, как реальное лишение свободы. Несомненно, назначение наказания в полной мере определяется конкретными обстоятельствами дела, но вопреки этому, за дачу и получение взятки в размере более одного миллиона рублей, по нашему мнению, мера пресечения в виде заключения под стражу должна назначаться во всех случаях без исключения.
2. Совершенствование процесса формирования эталонов службы у сотрудников правоохранительных органов, проходящих первоначальное обучение, связанных с высоким правовым уровнем развития компетенций, не совместимых с коррупционными проявлениями в обществе. Значительный прирост преступлений коррупционной направленности за последние годы стал итогом неблагоприятных социально-культурных сдвигов, возникших после развала Советского Союза на постсоветском пространстве.
По мнению С.А. Воронцова и В.Л. Ляхова, «снижение уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, обусловленное перманентным реформированием силовых ведомств, способствовало не только активизации преступности в её наиболее опасных проявлениях, но и привело к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации ценности права. Фактически можно говорить о кризисе культуры, который, при непринятии должных мер, в конечном счёте, неминуемо приведёт к падению власти».
Толерантное отношение сотрудников силовых ведомств к коррупции в разрезе структуры самой правоохранительной системы является одной из угрожающей причин, способствующей совершению преступных посягательств коррупционного характера. Ощущение вседозволенности помогает избежать наказания и создаёт условия для формирования преступных сообществ как в конкретном органе правопорядка, так и на межведомственном уровне. К групповой взятке по предварительной договорённости, либо осуществлённой организованным сообществом, применяется более серьёзная мера наказания, но расследовать преступления данного вида намного тяжелее. Внедрение в образовательные организации МВД России специальных курсов, обучающих антикоррупционному поведению и опирающихся на антикоррупционное законодательство, значительно увеличит уровень антикоррупционного просвещения. Весьма важно воспитывать у молодёжи антикоррупционные идеалы, особенно у будущих сотрудников правоохранительных органов.
3. Усиление мер по надзору и контролю. Следует признать высокоэффективной деятельность комитетов, обязанностью которых является предупреждение конфликта интересов, аттестация государственных, муниципальных служащих и военнообязанных. Активную работу в данном направлении ведёт Генеральная прокуратура Российской Федерации, надзирающая за исполнением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупционным преступлениям, а также организующая экспертизу антикоррупционнонного законодательства в целом и нормативных правовых актов в частности. Активно аккумулируется передовой опыт мероприятий по контролю за доходами и расходами гражданского населения и должностных лиц, в обязанности которых включено предоставление данных сведений. Многократно прорабатываются тактика и методика раскрытия дел коррупционной направленности, участниками которых явились сотрудники органов внутренних дел и иных подразделений органов правопорядка.
4. Проведение антикоррупционных профилактических мероприятий с личным составом правоохранительных органов. О высокой эффективности данных мероприятий, подразумевающих многочисленные увольнения сотрудников правоохранительных органов, говорить не приходится, так как картина существенно не изменяется. В связи с проводимой в обязательном порядке переаттестацией, работой подразделений собственной безопасности данная мера является действенным средством сдерживания реальных и потенциальных лиц, причастных к коррупционным преступлениям, от совершения преступлений в данной сфере.
5. Рационализация деятельности по осуществлению отбора кандидатов, впервые принимаемых на службу. Кадровым подразделениям необходимо повысить требования к кандидатам на службу в правоохранительные органы, а именно, не брать на работу по протекции, обязательно принимать во внимание характеристику по месту проживания, учёбы и работы. В приоритетном порядке принимать на службу в органы правопорядка лиц, прошедших срочную службу в Вооружённых Силах России. Учитывая постоянно изменяющуюся криминогенную ситуацию в стране и мире, необходимо менять методику отбора и обучения студентов юридических факультетов.
Данные меры в сфере противодействия коррупции являются сугубо индивидуальными, так как при отборе кандидатов на службу невозможно дать объективную оценку личным и деловым качествам кандидата.
6. Сотрудничество со средствами массовой информации. Всестороннее осведомление широкой общественности об итогах работы органов внутренних дел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности выступает действенной мерой профилактики при соблюдении определённых требований: – любое лицо, совершившее преступное деяние, независимо от своего статуса, должно быть в обязательном порядке привлечено к строгой ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Если наказания (соразмерного и оперативного) не последует, у лиц, совершивших такое преступление, может возникнуть ощущение вседозволенности. Следовательно, нужно принимать все меры для недопущения подобных случаев; – «средства массовой информации должны отвечать за достоверность публикуемых сведений, так как являются инструментом соблюдения конституционных норм при информировании широкой общественности о проявлениях коррупции и результатах их расследования».
7. Необходимость взятия на вооружение практического опыта борьбы с преступлениями коррупционной направленности, подразделений правопорядка ряда иностранных государств. Разрабатывая научную основу для формирования правовой практики борьбы с коррупционными преступлениями, важно принимать во внимание передовой мировой опыт таких стран, как Финляндия, Дания, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Швейцария, Великобритания, Гонконг, Австрия, Израиль, США, Чили, Германия, Япония.
8. Увеличение оплаты труда. Важно подчеркнуть, что невысокая заработная плата не может быть обоснованием для коррупционного поведения. Определение детерминант возникновения коррупции помогает осознать, что коррупция возникает в результате нарушения принципа законности и стабильности демократических институтов, обеспечивающих контроль и ответственность органов государственного управления перед народом, который признается единственным источником власти в стране.
Итак, можем сказать, что эффективным способом борьбы с коррупционными правонарушениями в правоохранительных органах выступают меры по их предупреждению: совершенствование законодательной базы, формирование реального механизма, стимулирующего трудовую деятельность, разработка новых методов отбора и расстановки кадров, реформирование системы профессионального обучения сотрудников (коррекция их негативных качеств и свойств). Вышеперечисленные меры при правильном их использовании, а также соблюдение принципов непрерывности и повсеместности проведения могут значительно уменьшить количество коррупционных преступлений в органах внутренних дел и затруднить в дальнейшем появление данного вида преступных посягательств.
Заключение
Таким образом, завершая данное исследование можно сделать вывод о том, что цель была достигнута, а именно - рассмотрение государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции, а также мер по противодействию коррупции, а также был решен следующий ряд задач:
1.Изучение государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции;
2.Анализ мер по противодействию коррупции.
На основе исследования можно сделать следующие выводы:
1. К государственным органам, осуществляющим противодействие коррупции: Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД России, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство юстиции РФ, ФСБ России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и многие другие.
2.Эффективным способом борьбы с коррупционными правонарушениями в правоохранительных органах выступают меры по их предупреждению. К данным мерам относятся: совершенствование законодательной базы, формирование реального механизма, стимулирующего трудовую деятельность, разработка новых методов отбора и расстановки кадров, реформирование системы профессионального обучения сотрудников (коррекция их негативных качеств и свойств).
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1.Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ. URL - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 07.08.2020 в 12 00).
Научная литература:
2. Егоров В. А., Яковлев Н. А. Современный взгляд на коррупцию и методы борьбы с её проявлением // Успехи современной науки. – 2016. – № 12. – С. 119–123.
3. Александров А. И. Противодействие коррупции в современной России: уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты / Актуальные проблемы теории и практики противодействия коррупции в России и за рубежом : материалы Международной научно-практической конференции. – Омск: Омская юридическая академия, 2017. – С. 17–22.
4. Борков В. Н. Разграничение коррупционных проступков и коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – № 3 (25). – С. 82–86.
5. Воронцов С. А., Ляхов В. П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – №. 4. – С. 54– 61.
6. Гуреев И. С. Анализ причин и факторов, порождающих коррупцию в правоохранительных органах // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 3. – С. 6–19.
7. Кокурин А. В., Петров В. Е. Психолого-криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2017. – № 7 (35). – С. 111–123.
8. Петров В. Е. Прогнозирование степени антикоррупционной устойчивости поведения сотрудников Госавтоинспекции на основе Калифорнийского психологического опросника // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 247–252.
9. Собочкин В. М. Коррупция в правоохранительных органах: анализ причин и поиск способов противодействия // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 2. – С. 27–43.
10. Стебенева Е. В. Преступления коррупционной направленности сотрудников органов внутренних дел / Уголовная политика, уголовное законодательство, правоприменительная практика : сборник научных статей / под ред. В. И. Тюнина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. – С. 108–111.
11. Тирских А. А. Проблемы борьбы с коррупцией в органах внутренних дел // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – № 4 (49). – С. 71–73.
12. Хачикян П. П. Общевоинские причины возникновения коррупции в Вооружённых силах Российской Федерации // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1371–1374.
13. Хечиев Б. Б. Состояние коррупции и меры противодействия коррупции в современном обществе // Молодой ученый. – 2017. – № 34. – С. 70–73.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!