это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2394477
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социальное сопровождение получателей социальных услуг:
сущность 5
Глава 2. Технологии развития социального сопровождения 10
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальное сопровождение на сегодняшний день выступает одной из ведущих технологий социальной работы. Сопровождение в социальной работе взаимосвязано с таким понятием, как «социальный случай». Последнее в свою очередь предполагает не какую-то определенную ситуацию, взаимосвязанную с неблагоприятным стечением обстоятельств, а определенного получателя социальных услуг – пенсионера, инвалида либо семью, – на индивидуальную профилактическую работу с которым и нацелены усилия социальных работников.
Ведущей задачей социального сопровождения является оптимизация жизнедеятельности клиента при помощи предоставления ему помощи самым результативным и адекватным способом. Использование же социального сопровождения нацелено на преодоление разобщенности в рамках социальной защиты населения и роста качества помощи, оказываемой получателю социальных услуг.
В связи с указанным представляется необходимым выделить и проанализировать основные технологии развития социального сопровождения получателей социальных услуг.
Степень изученности. Вопросы современного развития технологий социального обслуживания были рассмотрены различными авторами. В частности, социальную работу с гражданами пожилого возраста и инвалидами рассматривает Е.И. Холостова. При этом в работах Е.Г. Васильева, Ю.В. Белянинова рассматриваются сложные и многогранные проблемы социального сопровождения различных групп лиц.
Цель – изучить технологии развития социального сопровождения получателей социальных услуг.
Задачи:
1. охарактеризовать сущность социального сопровождения в социальной работе;
2. проанализировать технологию социального контракта;
3. исследовать технологию «приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов».
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы, анализ федерального законодательства.
Глава 1. Социальное сопровождение получателей социальных услуг: сущность
Социальное сопровождение подразумевает под собой систему мер, которые направлены на защиту прав получателя социальных услуг, на оказание ему помощи в разрешении его личностных проблем, взаимосвязанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешной самореализацией в жизни, самоопределением, реализуемых путем сопровождения, посредничества и обеспечения удовлетворения его основных потребностей.
Представляется необходимым отметить, что методы и приемы социального сопровождения многообразны. Исходя из сведений, полученных О.С. Газманом, было определено 7 шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут выделяться в виде алгоритма социального сопровождения [7, с. 21]:
1. определить эмоциональное состояние человека;
2. помочь ему определить собственную проблему;
3. помочь установить свое отношение к проблеме;
4. помочь выявить, что делать;
5. помочь установить, как делать;
6. стимулировать определение вариантов решения;
7. стимулировать разработку им плана действия.
Проанализируем понятие «сопровождение». Первоначально, идея сопровождения начала складываться в социальной педагогике в конце XIX в. Сопровождением назвалось изначально сопровождение ребенка, который не может из-за неких причин действовать в определенной жизненной сфере самостоятельно. Но в процессе развития социальной педагогики категория сопровождения начала обретать самостоятельное значение.
На сегодняшний день понятие сопровождение в теории и практике социальной работы и иных областях знания применяется как концептуально, равно и в отношении практической деятельности по разрешению различных проблем.
Сопровождение определяется как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, в котором несет непосредственно субъект. Под сопровождением, соответственно, подразумевается «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [12, с. 12].
В свою очередь С.А. Расчетина более детально рассматривает трактовку сути процесса социального сопровождения получателя социальных услуг, который с позиции исследователя, состоит во взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого, что направлено на воплощение потенциальных возможностей личности последнего, раскрытие его личностных специфик, на поддержание оптимальных значимых качеств личности и коррекцию недостатков развития; на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность, на оказание помощи субъекту развития в формировании ориентационного поля развития [11, с. 24].
С позиции исследователя, социальное сопровождение является не только методом либо технологией, оно выступает единым процессом, в рамках которого реализуется поддержка. В основу данного процесса закладывается единство диагностики, анализа информации, коррекционных мероприятий и отслеживания изменения жизненной ситуации получателя социальных услуг. Идея сопровождения заключается в том, чтобы путем проведения специальных мероприятий оказать помощь личности активно справляться со сложностями.
Анализ научных исследований по рассматриваемой теме позволяет определить ведущие принципы социального сопровождения в социальной работе, которые характеризуются следующим путем [6, с. 34-35]:
1. ответственность за принятие решение лежит на получателе социальных услуг, социальный работник обладает лишь совещательными правами;
2. активная позиция получателя социальных услуг: ведущим считается не разрешить проблемы за него, а научить его решать проблемы самому;
3. автономность: социальный работник должен обладать возможностью организовать собственную деятельность как особую практику, с определенными ценностями и целями;
4. социальный работник в рамках сопровождения реализует собственную деятельность в межведомственном взаимодействии с иными специалистами, например, психологами и т.д.;
5. независимость: значимым считается разделение линий административного и методического подчинения социального работника в рамках системы сопровождения;
6. непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения клиента на всем периоде его непростой жизненной ситуации, и преемственность в разрешении задач сопровождения, учитывая своеобразие задач развития в соответствующем возрасте;
7. сопровождение системно по своей сущности, другими словами участники сопровождения не изолированы друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии;
8. превентивность: важно гарантировать переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже имеющиеся проблемы) к предупреждению возникновения новых проблемных ситуаций.
Исследование и анализ литературы по теории социального сопровождения позволил нам выявить задачи сопровождения. К последним относятся: складывание у получателя социальных услуг способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в разных ситуациях его жизни.
На основе вышесказанного можно говорить о том, что выделяют следующие цели и задачи социального сопровождения [14]:
1. формирование оптимальных условий для реализации ситуации жизненного выбора получателя социальных услуг;
2. посредничество в разрешении наиболее значимых задач развития, обучения, социализации. Таких как, например, проблемы взаимоотношений с окружающими и пр.;
3. развитие социального статуса личности;
4. профилактика возникновения проблем социального развития личности;
5. сохранение естественных механизмов развития личности.
Итак, социальное сопровождение подразумевает формирование некой внутренней модели поведения получателя социальных услуг, которая поможет ему быть активным и ответственным; с опорой на внутренние силы субъекта и потребность в самореализации.
Социальными работниками сегодня разработана определенная последовательность мероприятий технологии социального сопровождения [13, с. 23]:
1. диагностика личностного развития получателя услуг;
2. установление первичного контакта. Развитие позитивных отношений «специалист – клиент». Принятие получателя услуг, развитие доверительных отношений. Включенное наблюдение за получателем услуг;
3. разработка специфичного маршрута сопровождения;
4. сотрудничество с иными специалистами;
5. проведение разных мероприятий, нацеленных на развитие активности получателя социальных услуг;
6. коррекция личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений;
7. завершение воплощения программы. Обретение получателем социальных услуг чувства защищенности;
8. анализ деятельности социального работника.
В рамках исследования представляется необходимым определить функции сопровождения. И.Ю. Трус выявил функции социального сопровождения [13]. К последним относятся следующие:
1. восстановительная функция: подразумевает восстановление таких положительных качеств, которые преобладали у получателя социальных услуг до формирования непростой жизненной ситуации;
2. стимулирующая функция: определяется в поддержке таких позитивных характерологических образований личности;
3. корректирующая функция: состоит в исправлении таких негативных характерологических изменений, которые произошли у получателя социальных услуг с возникновением непростой жизненной ситуации.
В заключение укажем, что социальное сопровождение определяется как своеобразная деятельность социального работника по формированию условий с целью принятия субъектом развития оптимальных решений в разных ситуациях своего жизненного становления, что выстраивается, как система направленно формируемых ситуаций индивидуального сопровождения «получатель социальных услуг – социальный работник» и ситуаций посредничества. В рамках исследования обратимся к определению и анализу технологий развития социального сопровождения.
Глава 2. Технологии развития социального сопровождения
На сегодняшний день исследователи выделяют несколько видов технологий развития социального сопровождения. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего, хотелось бы выделить технологию социального контракта. Федеральным законом «О государственной социальной помощи» определено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта [2].
Государственной помощью на основании социального контракта называется направленный вид социальной помощи, который призван стимулировать получателей социальной помощи на определение путей выхода из непростой жизненной ситуации, повышать экономическую активность и социальный статус.
В свою очередь социальным контрактом считается договор между получателем социальных услуг и органом социальной защиты населения о предоставлении этому человеку либо его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг. Итак, технология социального контракта разработана в целях оказания социальной поддержки.
Спецификой данного вида социальной помощи выступает комплексный подход к разрешению проблемы нуждаемости. Совместно с адресной денежной выплатой разрабатывается определенная карта социального сопровождения получателя социальной помощи, что подразумевает предоставление комплекса социальных услуг по социальной адаптации параллельно с реализацией активных самостоятельных действий получателем помощи по выходу из непростой жизненной ситуации. Подобные мероприятия выделяются в программе социальной адаптации, которая предусмотрена социальным контрактом [5].
Укажем, что государственная помощь на время действия социального контракта не исключает параллельное получение иных видов социальной помощи, на которые получатель имеет право.
Развитие системы социального сопровождения на основании социального контракта нацелена на активизацию экономического потенциала граждан, что положительно влияет на решение задачи роста их уровня жизни и социальной адаптации.
Помимо указанного можно выделить технологию «приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
В последние годы усилилась роль геронтосоциальной работы. Для пожилых людей серьезными проблемами считаются поддержание оптимального материального уровня жизни, получение социально-психологической, медицинской помощи и пр. В социальной работе с указанной категорией граждан применяются такие формы социального обслуживания, как надомное, полустационарное и стационарное обслуживание. Учитывая же старение населения появляется потребность в определении новых форм работы по жизнеустройству пожилых граждан. По данной причине одной из ведущих целей развития системы социального обслуживания пожилых людей сегодня считается развитие стационарозамещающих технологий. Одной из подобного рода практик считается приемная семья для пожилых и инвалидов, цель которой состоит в максимальном продлении пребывания человека в привычной для него среде для поддержания его социального статуса [3, с. 198].
В зарубежных странах анализируемая форма работы с пожилыми людьми называется «фостерной семьей». Речь идет о профессиональной семье по найму, с которой правительство заключает договор на содержание пожилого человека или инвалида, который нуждается в социальной поддержке.
В Российской Федерации первым регионом, который выдвинул в 2005 г. похожую альтернативу государственным социальным учреждениям для пожилых и инвалидов, был Пермский край, который закрепил такую форму социального сопровождения в своем законодательстве. С 2007 г. технология социального сопровождения «Семья для пожилого» начала функционировать в рамках краевой целевой программы [8, с. 112-113].
На сегодняшний день опыт внедрения такой технологии развития социального сопровождения действует в разных субъектах России. К примеру, это Курганская область, Ленинградская область, Новосибирская область, Республика Бурятия и др. [10, с. 256].
В отличие от повсеместно действующего надомного социального обслуживания, плюсами внедряемой приемной семьи считаются поддержка традиций семейной заботы о пожилых людях, оказание им различных социальных услуг и разрешение вопросов жизнеустройства одиноких пожилых граждан, которые утратили способность к самообслуживанию и нуждаются по состоянию здоровья в систематическом уходе и наблюдении. Помимо указанного, приемная семья для пожилого человека либо инвалида считается альтернативой стационарному социальному сопровождению.
Также недопустимо игнорировать и различные риски при внедрении рассматриваемой новой технологии. В частности, исследователи говорят о том, что формирование приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов может привести к развитию нарушений привязанности между принимаемым и принимающим лицами. Позитивное развитие приемной семьи зависит от разных аспектов, включая развитие системы сопровождения приемных семей, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для органов социальной защиты.
Невзирая на множество трудов, которые посвящены вопросам социального сопровождения пожилых людей и инвалидов, проблема внедрения технологий развития социального сопровождения рассматриваемой категории получателей социальных услуг считается сегодня актуальной [4].
Таким образом, технология «приемных семей» для пожилых людей и инвалидов является довольно перспективным направлением развития социального сопровождения получателей социальных услуг. Однако необходимо указать, что проанализированная технология приемных семей для пожилых и инвалидов, которая повсеместно внедряется в разных регионах России, все еще требует основательного научно-теоретического осмысления.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы пришли к ряду выводов.
Было установлено, что социальным сопровождением сегодня считается форма социальной поддержки. Непосредственно социальное сопровождение предполагает предоставление определенному получателю социальных услуг либо семье комплексной помощи. При этом основной целью социального сопровождения является преодоление жизненных трудностей, минимизация отрицательных последствий либо даже полное решение проблем получателя социальных услуг.
Также было выявлено, что одним из наиболее значимых вопросов сегодня считается разработка и внедрение различных технологий развития социального сопровождения. Так, одними из направлений развития рассматриваемой отрасли социальной сферы выступает использование современных стратегий развития в практику социальных учреждений и органов социальной защиты граждан.
В качестве технологий развития социального сопровождения получателей социальных услуг нами были выделены: технология социального контракта и технология «приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Первая из указанных технологий нацелена на активные действия граждан для обретения регулярного дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской либо другой деятельности. Получатели государственной социальной помощи, реализуя условия программы социальной адаптации, выделенной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения социальных услуг и адресной материальной помощи.
Технология приемной семьи считается одной из результативных форм социального сопровождения, что позволяет повысить качество жизни пожилых граждан и инвалидов.
Итак, выделенные в работе факторы работы органов социальной защиты населения определяют их инновационное развитие, положительно влияют на укрепление теоретического базиса социальной работы.
Таким образом, в заключение укажем, что выделенные технологии оказания социальной помощи разным группам населения считаются не единственными популярными технологиями. В регионах можно рассмотреть опыт внедрения современных технологий, которые направлены на обеспечение адресной помощи, развитие программного подхода в разрешении социальных задач. В то же время воплощение подобного рода мероприятий требует становление новой системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, включая сферу социальной защиты населения.
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 1 мая 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 52 ст. 7007.
2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» (ред. от 24 апреля 2020 г.) // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901738835 (дата обращения: 14.08.2020)
Литература
3. Антипова Е.И., Лапшина Н.Д. Инновационные технологии социальной работы: социальный контракт и приемные семьи // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 4. – С. 197-210.
4. Белянинова Ю.В., Захарова Н.А., Данилова М.Г. Государственная социальная помощь и социальное обслуживание: монография. – М.: Эксмо, 2013. – 240 с.
5. Васильева Е.Г., Прихожан И.А. Социальное обслуживание пожилых людей: традиции и инновации: монография. – Волгоград: Принт, 2009. – 171 с.
6. Волкова Н.Н. Социальное сопровождение: сущность и технология реализации // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. – М.: Перо, 2015. – С. 32-38.
7. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – М.: Инноватор, 2014. – С. 10-38.
8. Долгова Т.М. Особенности развития приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 110-114.
9. Карпенко О.И., Павловская О.Ю. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 1. – С. 78-91.
10. Осохеева Б.Р. Приемная семья как технология социального обслуживания для пожилых граждан // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 2013. – С. 255-256.
11. Расчетина С.А. Процессы социализации ребенка в меняющихся условиях социума // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. – СПб., 2004. – С. 23-45.
12. Социальная реабилитация детей в условиях разных образовательных учреждений: спец. курсы по социальной педагогике // Под ред. А.С. Расчетиной. – СПб.: Питер, 2014. – 200 с.
13. Трус И.Ю. Модель социального сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 23-26.
14. Холостова Е.И. Технология социальной работы: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 503 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!