это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2401289
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение3
Глава 1. Территориальное общественное самоуправление5
1.1 Понятие и сущность территориального общественного самоуправления5
1.2 Особенности моделей территориального общественного самоуправления9
Глава 2. Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления12
Заключение16
Список литературы18
Введение
В современных условиях одними из основных задач России является становление и укрепление позиций правового государства и гражданского общества.
Эффективность достижения данных задач зависит от многих факторов, в числе которых участие населения в общественно-политических процессах и реализация своих инициатив на местном уровне. «Особая роль в этом принадлежит территориальному общественному самоуправлению (далее ТОС), являющемуся неотъемлемой частью гражданского общества и одной из форм реализации прав граждан на местное самоуправление».
Именно ТОС выступает важным институтом взаимодействия государства и народа. На сегодняшний день можно заметить качественный и количественный рост ТОС на территории нашей страны. Однако, тем не менее следует сказать, что институты ТОС во многих регионах не имеют достаточно большого опыта реализации своей деятельности, а вместе с этим вытекает ряд проблем участия граждан и эффективности функционирования данной формы народовластия.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся при функционировании института территориального общественного самоуправления.
Предмет исследования – теоретическая и нормативно-правовая база в области муниципального права.
Целью данного исследования является изучение понятия и особенностей территориального общественного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность территориального общественного самоуправления;
2.Проанализировать особенности моделей территориального общественного самоуправления РФ;
3.Проанализировать проблематику территориального общественного самоуправления РФ.
Методами изучения являются теоретический и правовой анализ, сравнение, построение выводов, систематизация данных.
Глава 1. Территориальное общественное самоуправление
1.1 Понятие и сущность территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства, на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории муниципального образования. Это может быть, как подъезд многоквартирного жилого дома, так и группа жилых домов, улица, квартал, группа кварталов, микрорайон или сельский населенный пункт или любые иные территории проживания граждан Российской Федерации.
Такая особенность территориального общественного самоуправления является весьма важной, так как может решать проблемы населения, о которых вышестоящие органы власти не осведомлены, или же данные проблемы населения будут казаться незначительными, в сравнении, например, с проблемами района, города или области. Если территориальное общественное самоуправление отсутствует на определенной территории - это не является нарушением конституционного права. Субъекты ТОС и их исполнительные органы не являются ни коммерческими организациями, ни общественными объединениями, так как основной целью данных организаций является не извлечение прибыли, а повышение уровня комфортности жизни.
Если субъекты ТОС и осуществляют предпринимательскую деятельность, то лишь с целью достижения основных уставных целей.
Территориальное общественное управление наделено некоторыми экономическими правами и подлежит регистрации в налоговой инспекции. Данная регистрация не является обязательной, но претендовать на дополнительное финансирование из средств местного бюджета и участвовать в конкурсах на получение грантов могут лишь зарегистрированные территориальные общественные самоуправления.
Первый этап регистрации территориального общественного самоуправления проходит в местном органе власти – Администрация или Мэрия (прописано в Уставе Администрации, Мэрии). Второй этап регистрация – регистрация в Налоговой инспекции. Она необходима для получения статуса юридического лица, а это, в свою очередь, необходимо для получения финансирования. Сборы, налоги и штрафы на территории территориального общественного самоуправления имеет право устанавливать только население территории, подконтрольной самоуправлению, т.е. непосредственно ее жители. Территориальное общественное самоуправление, при наличии и регистрации в Налоговой инспекции, в праве осваивать муниципальные бюджетные средства.
Взаимодействие местных власти и субъектов территориального общественного самоуправления способствуют более эффективному использованию бюджетных средств. В частности, это касается вопросов местного значения конкретного поселения, что является весьма актуальным путем решения целого ряда проблем. Территориальное общественное управление имеет геральдическую печать власти, т.е. печать народной власти. Она так же имеет определенную юридическую силу. Целью деятельности ТОС является процесс, направленный на решение проблем территориального сообщества. Основной особенностью территориального общественного самоуправления является то, что для полноценного функционирования достаточно механизмов самоорганизации населения.
Также учреждение территориального общественного самоуправления на той или иной территории не является обязательным в отличие от местного самоуправления. Полноценное исполнение полномочий территориального общественного самоуправления по решению ряда проблем местного значения жителями может осуществляться путем проведения собраний. Общее собрание граждан считается правомочным, если в нем принимают участие более 50% жителей территории ТОС, достигших 18-летнего возраста.
В случае отсутствии необходимой явки назначается повторное Общее собрание жителей ТОС с сохранением повестки дня не ранее месяца и не позднее двух месяцев со дня созыва первого Общего собрания. На Общем собрании граждан избирается секретарь собрания, уполномоченный вести протокол собрания, в котором указывается дата и место проведения, состав президиума, число избранных делегатов, общее число жителей, количество присутствующих жителей, содержание выступлений, повестка дня, принятые решения.
По окончании собрания протокол подписывается председателем и секретарем собрания. Следует также отметить, что изменять повестку дня нельзя, а также принимать решения, не включенные в повестку дня. Решение Общего собрания граждан является принятым простым большинством голосов и носит обязательный к исполнению характер. В течение 10 календарных дней информация о принятых решениях доводится до сведения органов местного самоуправления. С целью реализации и организации функций по осуществлению полноценного функционирования территориального общественного самоуправления на установочном Общем собрании граждан избирает Совет ТОС.
Это постоянно действующий руководящий орган, осуществляющий организационно-распорядительные функции по реализации решений Общего собрания, инициатив граждан, а также участия граждан в решении вопросов местного значения на территории. Субъекты ТОС могут создаваться гражданами в независимости от их религиозных, политических убеждений и социального положения. Создаются они для взаимодействия с органами местного самоуправления и государственной власти с целью охраны общественного порядка и социальной помощи как отдельным нуждающимся в ней гражданам, так и социально-незащищенным категориям граждан (ветеранам, подросткам, инвалидам, детям), удовлетворения материальных потребностей в области экономических и земельных отношений. Территориальное общественное самоуправление – это самостоятельная единица власти, которая может иметь собственность.
Из вышеуказанной информации следует, что территориальное общественное самоуправление - это некоммерческая организация, финансирование которой происходит благодаря взносам. Во главе данной организации стоит выборный Совет территориального общественного самоуправления, который выбирается гражданами территории, на которой и находится непосредственно территориальное общественное самоуправление. Данная форма народной власти может носить официальный характер, т.е. быть зарегистрированной в Налоговой инспекции.
В таком случае данная организация может претендовать на дополнительный источник дохода в виде финансирования из Муниципального образования. Решения, принятые на Общественном собрании, являются обязательными к исполнению. Все решения принимаются большинством голосов. Основная цель территориального общественного самоуправления — это оказание помощи нуждающимся в ней гражданам, охрана общественного порядка и помощь в решении вопросов в области экономических и земельных отношений. Так же территориальное общественное самоуправление является самостоятельной единицей власти, которая может иметь собственность.
Таким образом, территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма осуществления народом своего конституционного права, а именно своей власти, путем непосредственного самоуправления для решения вопросов местного значения на определенной части территории муниципального образования самостоятельно, а также принятия участия в местном самоуправлении, посредством взаимодействия с органами государственной власти.
1.2 Особенности моделей территориального общественного самоуправления
Одним из основных элементов социальной основы развития ТОС в современном российском городе является наличие соседских связей, которые складываются внутри местного сообщества. Именно от местного сообщества зависит, насколько эффективна будет деятельность ТОС. Для этого модель ТОС должна соответствовать возможностям соответствующей территории. Рассмотрим классификацию территориального общественного самоуправления, характерную для России.
1. Пилотная модель TOC Настоящая модель распространена в регионах с низкими показателями в экономике, где социально-бытовые условия поселения не соответствуют последним нормам цивилизации. Основные характеристики модели: 1) Модель насаждается сверху администрацией региона или муниципального образования. 2) Как правило, ТОСы организованы без образования юридического лица. 3)ТОСы не имеют помещений, другого имущества. Чаще всего председатель ТОСа — это одновременно руководитель школы, клуба, библиотеки, может быть, старший по дому, в исключительных случаях — активный пенсионер. Остальные члены совета не активны, совет прописан на бумаге. «Гражданская активность» навязана муниципальной властью в целях выполнения региональных и муниципальных программ, которые удобнее реализовывать не через систему госзакупок, а путем предоставления субсидий, субвенций и других дотаций. Например, клубу для организации выставки необходима финансовая помощь. Руководитель клуба является одновременно председателем ТОСа, и именно как председатель ТОСа реализует проект по организации выставки в клубе. Денежные средства, которые выделяются на проекты, написанные от имени ТОСа, направляются из бюджета муниципальных образований (причем минуя ТОС) на оплату договоров между заказчиками и подрядчиками (коммерческие организации), а проекты носят разовый характер.
2. Административная модель TOC Настоящая модель распространена в промышленных городах с большим количеством населения со средним уровнем достатка, имеет сетевую организационную структуру. Четкие границы ТОС определяются «сверху». Финансирование системы ТОС заложено в бюджете муниципального образования. Основные характеристики модели: 1) Модель имеет четкую структуру иерархической направленности: председатель ТОСа — заместители председателя — члены совета ТОС — старшие по домам — старшие по подъездам. 2) ТОС зарегистрирован в форме юридического лица, имеет смету с оплатой труда руководителей и выстроенную систему поощрения активистов. 3) Вопросы местного значения решаются в основном путем администрирования «сверху»: «весенний и осенний субботники», обеспечение участия населения в городских мероприятиях и акциях, просвещение населения по вопросам ЖКХ и т. д. 4) Ведется прием населения, который проводит председатель или его заместитель. 5) ТОСы обеспечены помещениями, оргтехникой. Имеют план работы на год, квартал, месяц. Планы утверждают муниципалитеты. Такая структура, как правило, очень хорошо проявляет себя на выборах различных уровней.
3. Демократическая модель TOC Настоящая модель распространена в регионах с развитой экономикой, где существуют традиции реализации общественных инициатив. Разработаны му-ниципальные программы поддержки ТОС. Эта модель в настоящее время представляет собой одну из самых передовых моделей ТОС. Основные характеристики модели: 1) Поддержка ТОС органами МСУ различными способами: прямые субсидии, помощь материальными ресурсами (предоставление помещения, оргтехники, наличие специальной программы по развитию ТОС). 2) Проведение конкурсов социально значимых проектов, где ТОСы могут получить гранты. 3) ТОС имеет возможность на договорной основе с муниципалитетом решать проблемы местного значения. 4) ТОС реализует проекты по инициативе граждан без привлечения бюджетных средств. 5) Выборы председателя и членов совета ТОС носят демократический характер. 6) Границы ТОС определяются жителями территории самостоятельно.
Таким образом, рассмотрев модели территориального общественного самоуправления, можно сделать следующие выводы: модели ТОС разнообразны и неоднородны; модель ТОС отвечает степени (экономической, политической, социально-культурной) развитости региона или муниципального образования; при выборе модели развития ТОС необходимо проводить детальные исследования: изучать возможности территории, проводить опросы населения, определять степень гражданской активности и т. д.; низкая вовлеченность граждан в деятельность ТОС приводит к имитации деятельности ТОС и дискредитации этой формы участия населения в местном самоуправлении; для дальнейшего развития территориального общественного самоуправления необходимо участие не только общественности, но и всех уровней власти — от муниципальной до федеральной.
Глава 2. Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление — это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».
Данная форма организации наиболее близка к населению и имеет несколько особенностей, среди них наиболее важными являются:
Во-первых, создание территориального общественного самоуправления возможно только на той территории, где присутствует инициатива граждан. Это прежде всего говорит, что для создания необходимо наличие определённой инициативной группы граждан, которые готовы к решению вопросов местного значения.
Во-вторых, ТОС отличается многоуровневостью. Его создание возможно в подъезде многоквартирного дома, в многоквартирном доме, в группе домов, в жилом микрорайоне, в сельском населенном пункте, не являющимся поселением и на иных частях территории проживания граждан. Это создает предпосылку создания ТОС как на небольших территориях, где концентрация активных граждан невелика, так и на крупных.
В-третьих, ТОС может иметь статус юридического лица. ТОС, становясь юридически зарегистрированным объединением, приобретает некоторые преимущества, из которых наиболее важными являются: возможность осуществления своей деятельности без посредников; большая самостоятельность в решении вопросов местного значения; высокая вероятность привлечения бюджетных и иных финансовых средств для осуществления задуманных проектов за счет участия в различных грантах.
Иными словами, статус юридического лица для ТОС очень актуален, так как это самостоятельная организация и для ведения дел просто необходима регистрация в соответствующем органе. Количественный рост территориального общественного самоуправления свидетельствует о значительном качественном увеличение уровня отношений между обществом и МСУ.
Из вышесказанного становится ясным, что создание ТОС благоприятно как для местных органов, так и для населения. Однако нельзя говорить о максимально эффективной деятельности органов ТОС пока не будет накоплен необходимый уровень знаний и опыта, для функционирования территориального общественного самоуправления как одной из составляющих гражданского общества.
На данном этапе существует ряд проблем. Одной из главных проблем территориального общественного самоуправления можно назвать вопрос несовершенства нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность ТОС. Так, в ФЗ № 131 всего одна статья посвящена ТОС. Она определяет только общие понятия и полномочия. Более конкретные вопросы, связанные с деятельностью ТОС регулируются региональными и местными нормативно-правовыми актами. «Однако при таком подходе существует опасность, что данные права не будут признаваться, и не будет гарантироваться право на ТОС со стороны субъектов РФ».
Из сказанного становится понятным, что каждый отдельный субъект может по-разному трактовать положения федерального закона, принимая собственные акты, тем самым создавая определенные трудности в создании и реализации ТОС.
Таким образом, вероятность возникновения неравенства граждан, которые осуществляют собственные инициативы в разных субъектах РФ, заметно возрастает.
Отчужденность населения от проблем территории проживания также сказывается на функционировании ТОС. Люди в большинстве случаев думают только о собственных интересах, равнодушны к жизни государства и безразличны к окружающим.
Данные факторы способствуют развитию иждивенческих настроений и появлению потребительского отношения. Процесс по решению данных проблем уже давно запущен. На государственном и муниципальном уровнях проводятся мероприятия, направленные на увеличение гражданской активности, повышение уровня правовой культуры и сознания. Также немаловажным барьером в деятельности ТОС является недостаточное финансирование. Федеральным законом № 131 установлены основы взаимодействия органов ТОС с органами МСУ в вопросах финансового обеспечения. Тем не менее местная власть самостоятельно определяет долю своего участия в этом процессе. Поэтому зачастую в местном бюджете просто не оказывается тех средств, которые необходимы ТОС для реализации задуманного. Тогда как добровольных взносов граждан и доходов от собственной деятельности не хватает для реализации крупных проектов и эффективного функционирования. «Следующая проблема связана с разграничением полномочий и взаимодействием органов местного самоуправления с органами ТОС».
Это прежде всего говорит о необходимости создания определённого баланса. Отсюда следует, что органы местного самоуправления должны поддерживать ТОС во всех его начинаниях и развивать уже существующие идеи, в то время как органам ТОС не следует вмешиваться в полномочия и компетенции местных органов власти. Тут же следует отметить, что инициатива создания территориального общественного самоуправления должна исходить от граждан, а не по принуждению органов МСУ. Но ими в свою очередь должны быть созданы все необходимые условия для создания и функционирования ТОС.
Несовершенный обмен информацией между тремя взаимодействующими элементами: население, органы МСУ и ТОС несомненно влияет на динамику развития территориального общественного самоуправления. То есть граждане могут быть не осведомлены о своем праве на участие в решение вопросов местного значения. И наконец, на сегодняшний день во многих муниципальных образованиях остается нерешенной проблема оценки эффективности ТОС. То есть отсутствует самая примитивная база учета ТОС, функционирующих на территории. А также не разработаны критерии оценки работы органов, которые дают возможность оценить их вклад в развитие территории.
При помощи разработанных единых критериев можно спрогнозировать и проанализировать развитие ТОС, а также дать определённые наставления и ориентиры для дальнейшего эффективного развития.
Таким образом, мы рассмотрели ряд определенных проблем, возникающих при реализации территориального общественного самоуправления.
Заключение
Таким образом, завершая данное исследование, можно сделать вывод о том, что поставленная цель была достигнута, а именно - изучение понятия и особенностей территориального общественного самоуправления, а также были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность территориального общественного самоуправления;
2.Проанализировать особенности моделей территориального общественного самоуправления РФ;
3.Проанализировать проблематику территориального общественного самоуправления РФ.
На основе данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма осуществления народом своего конституционного права, а именно своей власти, путем непосредственного самоуправления для решения вопросов местного значения на определенной части территории муниципального образования самостоятельно, а также принятия участия в местном самоуправлении, посредством взаимодействия с органами государственной власти;
2. Целью деятельности ТОС является процесс, направленный на решение проблем территориального сообщества. Основной особенностью территориального общественного самоуправления является то, что для полноценного функционирования достаточно механизмов самоорганизации населения;
3. Модели ТОС разнообразны и неоднородны; модель ТОС отвечает степени (экономической, политической, социально-культурной) развитости региона или муниципального образования; при выборе модели развития ТОС необходимо проводить детальные исследования: изучать возможности территории, проводить опросы населения, определять степень гражданской активности и т. д.; низкая вовлеченность граждан в деятельность ТОС приводит к имитации деятельности ТОС и дискредитации этой формы участия населения в местном самоуправлении; для дальнейшего развития территориального общественного самоуправления необходимо участие не только общественности, но и всех уровней власти — от муниципальной до федеральной.
4.Можно отметить, что на сегодняшний день существует ряд определённых проблем, от решения которых во многом зависит развитие территории муниципального образования, а также внесение вклада в совершенствование всего общества и государства в целом.
Для решения рассмотренных в работе проблем, необходимо проведение специального комплекса мероприятий с целью изменения самой системы территориального общественного самоуправления.
Важно отметить, что без должного правового регулирования, сложившееся ситуация останется прежней. В связи с этим, имеется необходимость разработки федерального закона, регулирующего конкретно аспекты деятельности ТОС.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
URL-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 07.09.2020 в 19 00).
Учебная литература:
2.Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. - М.: Академия, 2016. - 336 c.
3.Кокотов, А. Н. Муниципальное право России: моногр. / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юрист, 2015. - 384 c.
4.Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 560 c.
5.Мильшин, Ю. Н. Муниципальное право России / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 404 c.
6.Овчинников, И. И. Муниципальное право : Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 000 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Научная литература:
7.Кобыльков В.П. научная статья «Территориальное общественное управление: ресурс развития», 2019 год. URL - https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-resurs-razvitiya (дата обращения: 07.09.2020 в 16 00).
8.Чернова М.А. научная статья «Особенности модели территориального общественного самоуправления», 2018 год. URL - https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-modeley-territorialnogo-obschestvennogo-samoupravleniya-rossii/viewer (дата обращения: 07.09.2020 в 18 00).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!