это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2402274
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Программы социально – педагогической направленности «Формирования социально – психологических навыков, социализация и адаптация детей и подростков»
§ 1. Признаки и основные проблемы социальной дезадаптации………………5
§ 2. Цели и задачи по формированию навыков социальных умений у подростков…………………………………………………………………………7
Глава 2. Программа психологического и педагогического сопровождения детей группы риска
§ 1. Понятие психологического сопровождения, его основные цели и задачи…………………………………………………………………………......11
§ 2. Основные направления работы психолога с подростками, находящимися в зоне риска………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованных источников литературы………………………...17
Введение
В реальной жизни часто происходят различные ситуации, при которых подросток может чувствовать свое бессилие, несамостоятельность, уныние, беспомощность. В результате этого подросток теряет уверенность, у него падает успеваемость в школе, он может совершать поступки, наносящие ущерб здоровью или окружающим. Помимо этого на благополучие подростка большое влияние оказывает некомпетентность и несостоятельность родителей. На сегодняшний день существует большое количество семей с нарушением внутрисемейных отношений, оказывающих внушительное влияние на личностный рост ребенка. В таких семьях подросток обычно социально дезадаптирован и не может приспосабливаться к условиям социальной среды.
Актуальность темы. Самым сложным в становлении личности школьника считается переход из начальной школы в среднюю. Смена учителей, увеличение количества предметов, усложнение школьной программы. Это может сказаться на снижении работоспособности, увеличении беспокойства, состоянии безысходности.
Актуальность данного реферата определила тему исследования: «Программа социально-психологической работы с подростками».
Цель исследования – изучить возможности различных программ социально-психологической работы.
Объект исследования – подростки 11-15 лет с 5 по 9-й класс средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – это влияние социально-психологических программ на адаптацию подростков в средней школе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1.Выявление и анализ аспектов процесса социальной адаптации подростков, составляющих адаптивный потенциал личности.
2.Проектирование психопрофилактических мероприятий, направленных на оптимизацию социальной адаптации школьников подросткового возраста.
Методы исследования:
1.Теоритические методы – имитирование, оценка, анализ, синтез позволили найти своеобразные, характерные стороны разбираемого процесса.
2.Эмпирические методы – анкетирование, тестирование, экспериментальная работа с подростками.
Методологической основой явились работы ряда авторов (О. П. Елисеев [1], Л.И. Божович [5], В.А. Горянина [6], А.А. Леонтьев [7], В.Н. Дружинин [10]).
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Программы социально – педагогической направленности «Формирования социально – психологических навыков, социализация и адаптация детей и подростков»
§ 1. Признаки и основные проблемы социальной дезадаптацииВ современном мире большинство жизненных ситуаций характеризуются непостоянством и переменчивостью. Дети и подростки реагируют на динамичные изменения по-разному.
Адаптация – это понятие, существующее в разных сферах. В психологии «адаптация» – приспособление. Большинство авторов называют адаптацией приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Исходя из этого, можно сформулировать следующий термин – «дезадаптация».
Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Это означает нарушение взаимодействия человека в социальной среде, неспособность реализации им своей социальной роли в микросоциальных условиях.
Признаками дезадаптации подростка являются следующие факторы:
– разрушение связи «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстники», разрушение ранее сформированных форм общения;
– социальные достижения ребенка начинают значительно расходиться с его возможностями;
– появление эмоциональных стрессов;
– появление в жизни ребенка кризисных ситуаций;
– поступки и образ действия ребенка начинают отклоняться от норм, принятых обществом.
Перечень проблем, с которыми сталкиваются родители и подростки:
– нарушение поведения, плохая успеваемость в школе, проблемы со сверстниками;
– разрушение взаимоотношений в семье;
– трудности в общении;
– побеги из дома, наркомания, токсикомания и др.;
– антиобщественное поведение;
– проблемы с психикой и т.д.
У ребенка должна сформироваться четкая вера в свои возможности, он должен осознавать поводы для своего поведения, проводить анализ конфликтных ситуаций, адаптироваться к условиям социальной среды, преодолевать трудности в общении и повышать свой социальный статус. В этих конкретных ситуациях адаптация – способность подростка приспосабливаться к изменяющимся условиям, адекватно вести себя в разных жизненных ситуациях.
Данная программа направлена на налаживание жизни детей в социуме, а также на гармонию их внутреннего и внешнего мира. Социализация подростка состоит из двух этапов:
1. Адаптация – первичная социализация.
2. Индивидуализация – осознание своего выбора и принятие ответственности.
Для индивидуализации фундаментально важно сформировать у подростка личностную систему ценностей, помочь ему самореализоваться а любом деле и укрепить его социальный статус в обществе.
Для того чтобы понять личность подростка, необходимо понять его связи с окружающим миром. Существует принцип единства изучения психики и общения. Для этого главное понять как микросреда, в которой общается подросток, влияет на становление его личности. При этом уже сформированные качества его личности влияют на его общение и участие в социальной жизни общества. Заключения о степени коммуникации подростка не могут быть однозначными. Для более справедливого вывода лучше использовать принцип стереоскопичности. Этот принцип предполагает учет мнения со всех сторон.
Учитывая все вышесказанное можно сформировать выводы о степени адаптивности ребенка или подростка. Программа социально-психологической работы с подростками осуществляется через психологическое консультирование, семейное консультирование и обучение детей и подростков навыкам общения и укрепления их статуса в обществе. Помимо приспособления ребенка в обществе и личностного роста, также необходимо развитие психологической компетенции взрослых. Компетенция взрослых является важным фактором в становлении личности ребенка, соблюдением его прав и интересов, формировании для него психологически комфортных условий для жизни.
§ 2. Цели и задачи по формированию навыков социальных умений у подростков
Целью программы социально-психологической работы с подростками является становление адаптированной личности при помощи психологического консультирования, этико-семейного просвещения, социально-психологической поддержки в формировании личности.
Цель подразумевает осуществление следующих задач:
1. Развитие способностей оценивать любую ситуацию.
2. Формирование осознанности к своему выбору.
3. Умение брать ответственность за свой выбор.
4. Развитие навыка выражать отрицательные эмоции в социально-допустимой форме.
5. Развитие навыка самоанализа.
6. Контроль над своим эмоциональным и поведенческим фоном.
Существует несколько задач по психологическому обучению подростков и взрослых. Среди них:
Повышение психологической грамотности учителей при помощи тренингов и семинаров.
Профилактика правонарушений среди старших подростков.
Обучение подростков основам психологии.
Обучение навыку принятия разумных решений в случае переломных ситуаций дома.
Содействие педагогическому составу в создании благоприятной психологической обстановки в школе.
Задачами семейного консультирования являются:
1. Образование в проблемах взаимоотношений внутри семьи.
2. Создание осознанной позиции подростка и взрослого.
Задачами профориентации являются:
1. Знакомство старших подростков с существующими профессиями.
2. Раскрытие творческих способностей подростка и его индивидуальных особенностей.
3. Выявление профессиональных склонностей.
4. Проверка на соответствие склонности подростка с различными типами профессий.
5. Подбор наиболее подходящих профессий с учетом склонностей и способностей старшеклассника.
6. Помощь в способности к саморазвитию, зрелости, профессиональной конкурентоспособности.
Данная программа состоит из нескольких этапов:
1. Диагностика.
2. Поиск наиболее подходящих способов оказания помощи.
3. Анализ полученных результатов.
4. Генерирование новых задач в формировании личности ребенка.
Предполагаемые достижения:
1. Улучшение образованности подростка и взрослых, построение психологически комфортных условий.
2. Совершенствование навыков общения и социального поведения у подростков.
3. Рост успеваемости подростков.
4. Раскрытие личностного потенциала подростков.
5. Совершенствование взаимоотношений в семье и среди одноклассников.
Опыт показывает, что программа социально-психологической работы с подростками решает проблему дезадаптации, раскрывает творческие способности ребенка, улучшает его социальные навыки и способствует формирование психологически комфортной среды дома и в школе.
Глава 2. Программа психологического и педагогического сопровождения детей группы риска
§ 1. Понятие психологического сопровождения, его основные цели и задачи
Психологическое сопровождение – это совокупность способов педагога-психолога, при помощи которых он формирует наиболее подходящие условия для социализации подростка и его личностного роста.
Основные цели психологического сопровождения:
1. Предотвращение асоциального поведения подростка.
2. Соблюдение его прав и интересов.
3. Раскрытие потенциала подростка и его творческих способностей.
Основные задачи:
1. Оказание психологической помощи подросткам, растущим в неблагополучных семьях.
2. Создание психологически комфортных условий и безопасности подростка в школе и дома.
3. Помощь в решение проблемы дезадаптации и улучшение взаимоотношений со сверстниками.
4. Раскрытие личностных качеств подростка, предоставление ему возможности раскрыть свой личный потенциал.
5. Помощь в профориентации.
6. Действия, направленные на предупреждения дезадаптации подростка в обществе и предотвращение его девиантного поведения.
Любая проблема подростка имеет как внешние, так и внутренние аспекты, поэтому работа психолога-педагога будет включать в себя:
1. Индивидуальную работу с подростком, оказание ему социально-психологической помощи.
2. Психологическое консультирование в рамках семьи, направленное на улучшение отношений «ребёнок-взрослый», улучшение компетентности родителей.
3. Психологическое консультирование педагогического коллектива, направленное на развитие терпимости по отношению к подростку, улучшение их компетентности во взаимосвязи с родителями.
Одним из важнейших условий результативной работы является своевременное обращение преподавателя к педагогу-психологу. Обращение должно быть незамедлительным в следующих случаях:
– проблемы с поведением подростка (агрессия, проблемы в учебе, пропуски занятий и т.д.);
– симптомы депрессии (замкнутость, безразличие и т.д.);
– употребление наркотиков или спиртных напитков;
– ухудшение психологической обстановки дома, влияющей на психологический комфорт подростка.
Педагогически запущенные подростки – чаще всего здоровые, но не имеющие должного воспитания и развития люди. Они имеют пробелы в учебе, отклонения в поведении и в общении. Для них значимость семьи является важным элементом.
Социально запущенные подростки отдаляются не только от учебы, но и от семьи. Чаще всего они имеют искаженные моральные ценности, находятся под влияние асоциальных подростковых компаний.
Социально незащищенные – это подростки в критической ситуации в неблагополучных семьях. Незащищенность возникает по следующим причинам: низкий уровень жизни, неблагоприятная обстановка, алкоголизм, наркомания, отклонения в развитии, социальная запущенность, влияния криминальных групп и т.д.
Девиантное поведение – это действия, отклоняющиеся от норм и правил, сформированных в данном обществе.
Делинквентное поведение – это действия, противоречащие закону, асоциальные действия, желание совершить проступок.
Дезадаптация – расхождение психофизиологического статуса подростка требованиям новой социальной ситуации.
Существуют три вида антиобщественного поведения:
– аморальное – несоблюдение установленных норм и правил;
– противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение;
– преступное – несоблюдение уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость – это нежелание подчиняться педагогическому воздействию и соответствующе относиться к нему.
Действия психолога-педагога должны быть направлены на:
– постановку диагноза;
– соответствующую коррекцию;
– профилактику;
– просветительство.
Одной из главных поставленных задач должно быть становление и развитие у подростка чувства уверенности, умение ставить цели и добиваться их. В этой работе можно использовать такие методы, как консультирование, наблюдение, рефлексивный анализ в случае становления хороших отношений между педагогом-психологом и родителями.
§ 2. Основные направления работы психолога с подростками, находящимися в зоне риска
Методы воздействия на подростка в «группе риска».
В первую очередь необходимо выявить причину асоциального поведения подростка. Для этого нужно улучшить отношения с педагогами и установить контакт. Для этого можно попробовать следующие действия:
– забота, внимание;
– просьбы;
– хорошее отношение, одобрение;
– защита от обвинения;
– прощение;
Приемы воздействия педагога на подростка в зоне риска:
– доказательство необходимости определенных поступков;
– доверие;
– поддержка;
– вовлечение в различные процессы;
Способы воздействия на подростков:
– опосредование. Действие через промежуточный компонент;
– фланговый подход. Отсутствие прямого осуждения подростка, а побуждения его к изменениям;
– побуждение на открытие глубоких чувств подростка.
Методы, препятствующие адаптации подростка.
– прямое либо косвенное указывание на плохой поступок;
– порицание;
– возмущение;
Наказание, как метод, может быть успешным, если оно неожиданно для подростка. При этом нельзя использовать физические наказания и унижения.
К каждому подростку необходим индивидуальный подход, однако это считается довольно сложным на практике. Индивидуальный подход поможет раскрыть возможности подростка, развить самоконтроль. К подросткам требуется более тщательный подход, чем к взрослым, а также программы для работы с подростками должны быть более тщательно подготовленные.
Диагностика – это проведение тестов, опросов, бесед, наблюдений. Подбор учителей, работающих с подростками. Составление и ведение банка данных подростков в каждой группе риска.
Консультирование подростков, педагогов и родителей – это индивидуальное и групповое консультирование, лекции для родителей, подготовка печатной продукции, связанной с проблемами подростков.
Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы с подростками включает в себя тренинги, как для подростков, так и для родителей, а также для педагогов. Они должны быть направлены на улучшение отношений «ребёнок-взрослый», снижение уровня тревожности у учащегося и повышение самооценки и адаптации подростков к постоянно меняющимся условиям жизни.
Заключение
Работу по социальной дезадаптации детей, как из благополучных семей, так и из семей в зоне риска, необходимо проводить с первых дней учебы в школе.Родители обязаны предоставить подросткам благоприятные условия для жизни и способствовать раскрытию их творческого потенциала, укреплению их статуса личности и повышения самооценки. Все условия должны соответствовать их личностным особенностям. В противном случае, подросток может оказаться в зоне риска, а его проблемы потребуют результативного и действенного разрешения.
Адекватное психологическое сопровождение учащегося, уже состоящего в зоне риска поможет избежать ситуаций, где существует реальная угроза жизни и здоровью.
Цель исследования достигнута. Задачи, стоящие в начале работы, выполнены.
Список использованных источников литературы
Практикум по психологии личности : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / О. П. Елисеев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 455 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92 с. (с. 30-37)
Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с.181-197)
Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 57-62)
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.
Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк, 2001.-357с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000.-479с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!