это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2406827
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ 5
1.1 Мотивы 6
1.2 Негативная мотивация 8
2 ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей современного общества является воспитание образованных, социально активных и физически здоровых граждан. Здоровье и благополучие молодежи определяют здоровье и благополучие нации. Обществу необходимы специалисты с высоким уровнем умственного и физического развития. Происходящие в стране социально-экономические изменения оказывают влияние и на уровень жизни, и на состояние здоровья. В настоящее время наблюдается факт падения престижа физической культуры среди молодежи, качество преподавания физической культуры в учебных заведениях не способствует стремлению молодежи к освоению ценностей физической культуры, к занятиям физкультурой и спортом. Практика показывает: состояние здоровья молодежи не соответствует запросам сегодняшнего дня. Проблема здорового образа жизни, а также формирования и укрепления здоровья молодежи была и остается актуальной. Одной из причин, способствующих снижению состояния здоровья молодежи, является уровень двигательной активности. Образ жизни современного студенчества характеризуется как малоподвижный. Студенты сталкиваются с высокими учебными нагрузками, многие из них вынуждены работать – все эти факторы препятствуют целенаправленной двигательной активности. В формировании здорового образа жизни важное значение имеет осознанное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом. Основой педагогических воздействий, способствующих развитию как личностных, так и физических качеств, служит процесс формирования мотивации студентов к физической активности и установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Формирование мотивации к занятиям способствует росту числа здорового населения, распространению здорового образа жизни и массовости занятий физкультурой и спортом.
Анализ ряда исследований отечественных авторов В. В. Чешихина, А. А. Касаткина, С. И. Филимонова показывают, что большинство студентов имеют позитивнопассивное отношение к физической активности, а более 20% негативно относятся к занятиям физической культурой и спортом, что свидетельствует о несформированности потребности к занятиям физкультурой и спортом и о низком уровне мотивации, а также необходимости модернизации процесса физвоспитания в вузах. Одной из актуальных социально-педагогических проблем является проблема отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Важное значение в формировании здорового образа жизни имеет приобщение молодежи к физической культуре и спорту. Физическая активность молодежи в значительной степени зависит от отношения к занятиям физической культурой, от сформированности потребности в двигательной активности и, соответственно, от мотивации к занятиям физкультурой и спортом [5].
Исследование мотивации спортивной деятельности является сегодня актуальным направлением, способствующим изучению возможностей формирования мотивации на здоровый образ жизни как среди молодёжи, так и среди населения в целом.
Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, в связи с этим целью данного реферата является попытка рассмотреть и изучить мотивацию спортивной деятельности.
Для реализации поставленной цели в задачи реферата входит изучение следующих вопросов:
- изучение блока комплекса мотивов спортивной деятельности;
- рассмотрение и изучение мер по повышению мотивации спортивной деятельности.
Цель и задачи реферата обусловили выбор его структуры. Реферат состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании работы литературы.
1 МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, совершенствованию функциональных и двигательных возможностей. Они являются неотъемлемой частью здорового образа жизни и ведут к гармоничному физическому и духовному развитию личности. Систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъём.
Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В основе любой программы по занятиям физической культуры должен быть заложен принцип постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование и саморазвитие в спорте. Мотивация к занятиям спортом является важнейшим аспектом, во многом не уступающим по значимости самому процессу тренировки. Она отражает интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к спорту и является одним из факторов успешного освоения программы тренировок и прогресса.
«Мотивация – это побуждение к действию; психо-физиологический процесс, который управляет поведением человека, способный задавать его направленность, организацию, активность и устойчивость; умение человека удовлетворять собственные потребности» [4]. Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Существуют различные мотивы физкультурно-спортивной деятельности. В первую очередь, надо понимать, что мотивацию можно разделить на кратковременную и долговременную. Кратковременную мотивацию можно понимать как первоначальный эмоциональный толчок, который побуждает человека начать занятия физической культурой и поменять свой образ жизни. Причины такого толчка, как правило, являются сугубо личными и могут быть связаны с какими-то событиями или личностными особенностями. Основной особенностью кратковременной мотивации является то, что она представляет лишь ежеминутное желание, идею, связанную во многом с настроением. Такая мотивация может быть использована только для того, чтобы начать изменения образа жизни. Со временем она иссякнет, и желание отдавать себя тренировкам пойдёт на спад. Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация, которая позволит тренирующемуся сохранить желание заниматься и не бросать, сделать тренировки своей привычкой.
Долговременную мотивацию можно рассматривать как совокупность нескольких факторов, позволяющих тренирующемуся заниматься физическими упражнениями с комфортом и получать удовольствие от процесса. Само занятие должно быть, в первую очередь, качественным. Одним из самых важных критериев качественного занятия физической культурой является грамотное построение плана занятий. «Они не должны быть единообразными, а должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая, так и психическая усталость» [3]. Программа каждого занятия должна учитывать индивидуальные потребности занимающегося, связанные с его способностями к выполнению того или иного упражнения и физическим состоянием.
1.1 МотивыПомимо интереса к занятию, для долговременной мотивации человек должен иметь также и цель, мотив для тренировок. Такие мотивы можно разделить на две подгруппы: физиологические и психологические.
К физиологическим мотивам относятся все мотивы, связанные с улучшением физиологических качеств тела:
1. Эстетические мотивы: желание улучшить свой внешний вид, выглядеть красиво и производить впечатление на окружающих. Является самой популярной мотивацией среди молодежи.
2. Оздоровительные мотивы: желание укрепить иммунитет и здоровье, поддерживать свой организм в тонусе. Как правило, такая мотивация направляет человека на тренировки, связанные с лёгкими, но постоянными нагрузками, которые способствуют развитию и укреплению внутренних систем организма.
3. Познавательно-развивающие мотивы: желание познать своё тело, раскрыть свой потенциал и развивать такие свои физические качества, как работоспособность, энергичность, подвижность, гибкость, скорость, силу, выносливость.
К психологическим мотивам относятся мотивы, связанные с интересами и желаниями тренирующегося как личности:
1. Соревновательно-конкурентные мотивы: желание быть лучше других в каких-то конкретных аспектах или каком-то конкретном виде упражнений или спорта. Такие мотивы напрямую связаны с желанием быть высоко оцененным, выделяться среди других, быть особенным, лучшим, войти в историю. По сути, благодаря такой мотивации и зародился профессиональный спорт в современном его понимании. Соревновательно-конкурентные мотивы являются основными для профессиональных спортсменов и мотивируют их доводить свои физиологические и психологические качества до совершенства. Тем не менее, такие мотивы применимы и на обычных групповых занятиях физической культурой у школьников или студентов, но являются скорее индивидуальными, так как приоритетны далеко не для каждого.
2. Коммуникативные мотивы: связаны с получением удовольствия от групповых занятий физической культурой и возможности видеться и общаться со своими друзьями и тренерами.
3. Психолого-значимые мотивы: связаны с получением удовольствия не от достижения результата, а от самого процесса. Это может быть желание простого удовлетворения потребностей в двигательной активности. Или же желание психологической разгрузки: при тренировке мысли и эмоции человека нейтрализуются, это помогает многим сберечь нервы, отдохнуть от постоянных психологических нагрузок и на некоторое время отвлечься от проблем. Также, к таким мотивам можно отнести желание постоянно развивать себя, как личность: желание стать более дисциплинированным, настойчивым, самоуверенным, самоорганизованным.
4. Административные мотивы: условия, требующие от тренирующегося занятий физической культурой и достижения каких-либо конкретных результатов. Это, как правило, относится к школьным и студенческим занятиям физической культурой, где незаинтересованных в спорте обучающихся необходимо дополнительно мотивировать. Суть такой мотивации заключается в том, что за занятия и достижение конкретных результатов обучающиеся получают зачёт или оценку [5].
1.2 Негативная мотивацияПомочь человеку заниматься физической культурой может каждый из этих мотивов или же их совокупность – это напрямую зависит от огромного количества факторов: жизненной ситуации, физических и психических качеств личности, характера и т. д. Но понятие долговременной мотивации не означает то, что эта мотивация – постоянная и бесконечная. Человек может легко потерять желание заниматься физическими упражнениями под воздействием совсем другого типа мотивации: негативной мотивации (демотивации). Негативная мотивация – это совокупность мешающих факторов и определенных неудобств, осознанных личностью и препятствующих реализации определённых действий. Тренирующийся может столкнуться с негативной мотивацией при занятиях физической культурой, если:
1. Тренировки не приносят удовольствие, не являются желанными, посещение происходит скорее в принудительном порядке.
2. Требования к выполнению каких-либо упражнений и достижению конкретных результатов завышены или, наоборот, занижены.
3. Занятия не приносят никакого осязаемого результата.
2 ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В структуре мотивации к занятиям физической культурой и спортом важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам (к мотивации избегания неудач).
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом должны учитываться следующие положения:
1) деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
2) этот результат должен оцениваться качественно и количественно;
3) требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;
4) для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы - некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;
5) Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.
При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям физической культурой и спортом отмечено, что содержание и структура мотивации существенно изменяется по мере взросления ребенка. Поэтому для учителя физической культуры существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам:
по срокам поставленных целей;
по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха;
по видам возможных поощрений; по видам совместных мероприятий для развития коллектива;
по способам придания эмоциональности учебным занятиям;
по особенностям присущих личности учителя физической культуры [3].
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание заниматься физическими упражнениями вообще. В данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно.
К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять, какие-либо определенные упражнения, предпочтение заниматься каким-то видом спорта.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и
внутренних факторов.
Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.
Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный реферат была посвящен изучению мотивации спортивной деятельности. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.
Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
является пусковым механизмом деятельности;
поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Мотивы – это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.
Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, – насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели – это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Академия, 2015. 191 с.
Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электроный научный журнал. — 2017. — № 6 (36).
Отпущенникова, К. В., Фалалеева Г. А. «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом» // Научно-методический журнал «Педразвитие». – 2017. - № 3. – С. 34 – 39.
Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 4 (апрель).
Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Формирование потребностно-мотивационного компонента к занятиям физического воспитания в ВУЗе // Электронный научный журнал «Apriori». – 2016. – № 5. – С. 1–13.
Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390.
Ханевская Г. В. Проблема низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. №56-3. С.55.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!