это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2416487
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Исторические основы гуманистической педагогики…………………4
2. Тонкая философия гуманизма в педагогике…………………………..7
3. Гуманистические идеи в современной педагогике и психологическое
здоровье ребенка…………………………………………………...……..10
Выводы……………………………………………………………………12
Список использованных источников……………………………………14
Введение
Разрушение исторического единства народа, исчезновение естественного капитала и интеллектуального потенциала страны, понижение образовательного уровня народа, потеря человеком ценностных ориентаций становятся, к сожалению, нормой современного общества. Современное состояние общества, переживающего рубежный этап социального развития и ищет гаранты стабильности существования и нацеливается на восстановление взаимосвязи и взаимозависимости образования, культуры и экономики.
Идея современного гуманизма о том, что человек – принципиально незавершенное уникальное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное и вынуждаемое делать выбор, имеет для образовательной деятельности принципиальное значение [1, с 12]. В исходных пунктах отношение педагогики к «человеку» является сугубо практическим, так как, во-первых, определенным образом задаются цели и задачи образовательной деятельности, во вторых, реально обозначены исходные параметры, которые должны быть преобразованы, и, в-третьих, существуют уже отработанные и социально зафиксированные приемы и процедуры педагогического воздействия, которые позволяют успешно решать поставленные задачи и эффективно достигать положительного результата. При этом гуманистическое понимание процессов воспитания и обучения позволяет выйти за рамки нормативной, технократической, социально-детерминированной педагогической практики.
«Учительская профессия, – писал В.А. Сухомлинсский, – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду» [3, с 54].
Высшая потребность человека – потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей. Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, например, в общении, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его коммуникативных способностей [4, с 26-28].
Исторические основы гуманистической педагогики
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишить его гуманистического фундамента. Поэтому гуманистическая парадигма рассматривается современными исследователями в области философии воспитания и образования как поиск утраченного знания или же поиск знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды. Таким образом, гуманистическая парадигма трактуется как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».[1, с 45] Гуманизм провозглашает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».
В истории педагогической мысли издавна сосуществовали авторитарный и гуманистический подходы к воспитанию. Преобладание того или иного подхода в массовой практике было связано с ценностью человека в конкретном обществе, государстве. Если тоталитарный режим изначально отвергал гуманистические основы построения отношений между педагогами и воспитанниками, то демократический строй, признающий ценность человеческой личности самой по себе, а значит ценность и права ребенка, требовал построения педагогического процесса на основе уважения человеческого достоинства ученика. Сосуществование авторитарной и гуманистической педагогики не было мирным, оно протекало в жестком противоборстве с довлеющей в течении многих столетий педагогикой подавления.
Начиная с XVIII века (Руссо, Гельвеций, Дидро, И.Кант, И.Г.Песталоцци) гуманистический подход оформляется в самостоятельное направление педагогики и развивается в соответствии с развитием отдельных государств. Подъемы и спады в развитии гуманистической мысли связаны с общественными и государственными преобразованиями. Особый подъем гуманистической педагогики отмечается в Европе в XIX веке, когда разработанные на предыдущих этапах развития принципы гуманистического воспитания и обучения стали дополняться разработкой их содержательной основы. Конец XIX − начало и первая половина XX века в истории педагогической мысли характеризуется утверждением парадигмы гуманистической педагогики. Этот период связан с педагогическим наследием известных педагогов-гуманистов Э.Кей, Л.Гурлитта, М.Монтессори, Я.Корчака, Г.Винекена, С.Френе, А.Адлера и О.Шпиля.Основным социально-политическим фактором становится развитие промышленности и научно-технический прогресс, содействовавшие в немалой степени отчуждению личности и со всей остротой поставившие вопрос о необходимости сделать человека целью, смыслом и критерием общественного прогресса [4, с 34].
Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психологопедагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности [4, с 39].
Наиболее серьезный вклад в развитие теории и практики гуманистического воспитания в советской школе и педагогике внес В.А. Сухомлинский, чья педагогическая система обогатила советскую науку новаторскими идеями. В своей повседневной практике он отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди и воспитывать таких людей можно лишь путем гуманизации воспитательного процесса. Целостная система воспитания у подрастающего поколения гуманистических чувств и убеждений, реализованная в Павлышской средней школе А.Сухомлинского, до сих пор привлекает внимание педагогов всего мира.
Сегодня происходит перемещение педагогического идеала от социально-ориентированной (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели образования к индивидуально-ориентированной (конструирование человека для самого себя и только опосредованно для общества). При этом акцент как бы переносится с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанный с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее самоопределения и самореализации.
2. Тонкая философия гуманизма в педагогике
Если попытаться определить основную характеристику гуманизма как мировоззрения, то уместны, на наш взгляд, будут следующие рассуждения автора статьи об образовательном дискурсе философии гуманизма.
Гуманизм назидателен, следовательно – педагогичен; для него весьма важно, каким сложится образ человека, ведомого гуманистическими заповедями. Гуманистический человек сложен и многогранен, нелинеен и синтетичен, уникален и самодостаточен. В зависимости от особенностей того или иного цивилизационного периода менялась содержательная насыщенность данных характеристик, неизменно укорененных, однако, в единых основаниях антропоцентричного мировоззрения. Образовательно-педагогическая природа гуманизма обусловливает его перманентную востребованность, латентную в периоды общественной стабильности и актуализирующуюся в кризисные осложнения социокультурной ситуации (симптоматичным подтверждением последнего в XX столетии может служить, в частности, принятие трех так называемых Гуманистических манифестов соответственно в 1933, 1973 и 2000 гг.).
Пожалуй, самым наглядным подтверждением педагогической сущности гуманизма является то, что гуманизм как новое понимание Человека возник именно в цикле гуманитарных дисциплин, ставшим тем основанием, на котором утверждались самосознание и самосовершенствование личности.
Гуманизм – это не желаемое, не возможное для образования, не какое-то искусственно привносимое извне качество последнего; гуманизм суть онтология образования, и в этом смысле выражения «гуманистическая педагогика», «гуманистическое образование» представляются тавтологичными. На наш взгляд, идея гуманистического синтеза как структурирующего образовательного феномена нуждается не столько в обосновании, сколько в прояснении, переводе из потенции негатива в позитивную реальность [2, с 12].
На основании высказываний гуманистов, а также позднейших исследований можно выделить следующие принципы гуманистической системы образования и воспитания:
- индивидуальный подход в воспитании и образовании юношества, строгий учет возрастных особенностей, различий в типах умственных способностей, в физическом и духовном складе воспитуемых;
- воспитание души и воспитание тела, доблести и военных умений;
- важность правильного выбора учителей, видов занятий, учебных книг;
- приоритет личного примера в воспитательном воздействии;
- понимание ценности времени в деле воспитания и образования.
Разумеется, предлагаемая систематизация не претендует на исчерпывающую полноту, в данном случае мы ограничиваемся лишь самым общим описанием. Вообще же типология может быть весьма объемной и сложной по структуре, в зависимости от того, на какие факторы образования обращать или не обращать внимание (в предложенном нами перечне не нашли отражения, например, пять условий, необходимых, по мнению Лоренцо Валлы, для успешных занятий: общение с образованными людьми; изобилие книг; удобное место; свободное время, досуг; душевный покой).
Об индивидуальном подходе к ребенку – «приноровимся сами к этим детям» – до гуманистов говорил Августин Аврелий [2, с 166], он же настаивал на широком выборе книг для учения – не только христианских, но и языческих, многие из которых «содержат в себе и благородные познания».
О важности не ошибиться при выборе учителя писал Винсент из Бове, выделяя пять качеств истинного педагога, а именно «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания»; Винсент не обошел своими рекомендациями и качество «книжной» составляющей образования [4, с 113-118].
Обнаружение таких параллелей – отдельная и достаточно интересная тема, мы же сделанным кратким экскурсом обращаем внимание на всечеловеческий характер гуманистических принципов образования, их преемственность в осмыслении мира и обретении человеческого совершенства.
Обучение, по мысли гуманистов, должно осуществляться не само по себе, но в контексте тех или иных философских принципов. Следовательно, в процессе обучения происходит не механическая трансляция знаний, не научение полезным для жизни навыкам, но строительство образа человека, формирование его духовной сущности. А поскольку «прямо направляет к истинной цели» лишь моральная философия, значит ее положений и следует придерживаться в процессе обучения. М. Пальмиери, в частности, утверждает: «именно в соответствии с этой философией следует обучать детей; она должна руководить и взрослыми и быть вожатым во всех делах человеческих.». Но, направляя «во всех делах человеческих», философия тем самым определяет поведение человека, которое, таким образом, предстает в синтетическом единстве с обучением, являя в качестве основного в гуманистическом образовании принцип единства воспитания и обучения.
Однако как мы уже отметили, философия гуманистического образования предполагает не только глубину, но и красоту знаний, не разделяя, но синтезируя данные феномены. Учебный процесс призван не только приносить пользу в житейском смысле, но и доставлять эстетическое удовольствие. В частности, в традиционной грамматике видели не только свод правил, необходимых грамотному человеку, но и науку, раскрывающую всю красоту и изящество речи. Отсюда понятны особые рекомендации гуманистов: «читать тех, кто может оказаться полезен не только глубиной (содержания) своего учения, но и блеском стиля и изяществом речи» [5, с 197]. Научная деятельность приравнивается гуманистами к божественным занятиям: «взращен он на священнейших занятиях наукой», – так пишет о благородном человеке Буонакорсо [4, с 195].
3. Гуманистические идеи в современной педагогике и психологическое
здоровье ребенка
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс [3, с 17].
Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, педагогика, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. В каждую историческую эпоху педагогика, воспитание как социальная практика требует своевременного (соответствующего времени) прочтения.
Здесь можно отметить ряд положительных тенденций, которые в последнее время получают широкое распространение. Остановим внимание всего лишь на двух из них:
Возрождение идей гуманизма. Развитие антропологической философии, психологии и педагогики (психологии и педагогики человеческого в человеке).
Рост осознанного родительства. Вместе с увеличением деторождаемости в стране растет «профессионализм» родителей. (Например, в Москве только за последнее десятилетие появилось более 70 центров родительской культуры, центров помощи семье).
Гуманистическая идея связана с пониманием глубинной сути человека, его предназначения и смысла жизни. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в жизнь гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Так создавалась модель гуманистического образования – «педагогического ваяния человека» по образу гуманистического представления о нем.
Положения, сформулированные первыми теоретиками гуманистического воспитания, не потеряли своей актуальности до наших дней. Вот некоторые из них:
Семья – это место, где начинается формирование человека. Забота родителей о нравственности ребенка – их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка [5, с 19].
«Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочны ростки добродетели и учености он оставит в детях своим преподаванием», –утверждает Веджо Маффео, итальянский гуманист, поэт, юрист. Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла. Семена добра необходимо взращивать.
Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах страх и лицемерие.
Доступность образования для всех, независимо от общественно и имущественного положения – есть залог развития гуманистического общества.
Анализ развития гуманистических идей в педагогике показывает, что педагоги-гуманисты создавали и создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реальную практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам выстраивания опережали и опережают социальную действительность. Но именно образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по сравнению с его прошлым будущее.
Выводы
В ходе изучения литературы, исторических, педагогических и философских подходов к вопросу о гуманистической педагогике мы можем сделать следующие выводы.
В 17 веке гуманизм преобразился в самостоятельную педагогику в
некоторых странах. Наиболее серьезный вклад в развитие теории и практики гуманистического воспитания в советской школе и педагогике внес В.А. Сухомлинский, чья педагогическая система обогатила советскую науку новаторскими идеями.
философия гуманистического образования предполагает не только
глубину, но и красоту знаний, не разделяя, но синтезируя данные феномены. Учебный процесс призван не только приносить пользу в житейском смысле, но и доставлять эстетическое удовольствие. В частности, в традиционной грамматике видели не только свод правил, необходимых грамотному человеку, но и науку, раскрывающую всю красоту и изящество речи. Отсюда понятны особые рекомендации гуманистов: «читать тех, кто может оказаться полезен не только глубиной (содержания) своего учения, но и блеском стиля и изяществом речи» [9, с. 197]. Научная деятельность приравнивается гуманистами к божественным занятиям: «взращен он на священнейших занятиях наукой», – так пишет о благородном человеке Буонакорсо.
Философы и психологи утверждают, что следует признать
всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах страх и лицемерие.
Доступность образования для всех, независимо от общественно и имущественного положения – есть залог развития гуманистического общества.
Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Главное, что необходимо растущему человеку – это здоровье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые, в свою очередь, являются базой для формирования способности к саморазвитию. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение цели и решение задач. Концепция воспитания Игоря Михайловича Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе [5, с 59]. Жизнеспособность − это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Столяренко Н. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд-во «Феникс», 2002.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. – Изд-во «Питер», 2006.
3. Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М.: Изд. Моск. Гуманит. ун-та, 2006.
4. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: история, реальность, перспективы: Монография.- СПб: НОУ «Экспресс», 2005.
5. Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся» /Пособие для руководителей школ, под ред. С. Г. Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 1995. –219 с
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!