Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Традиции и преемственность в развитии идей гуманистической педагогике

Тип Реферат
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
2416487

200 руб.

Просмотров
1126
Размер файла
36.21 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Исторические основы гуманистической педагогики…………………4
2. Тонкая философия гуманизма в педагогике…………………………..7
3. Гуманистические идеи в современной педагогике и психологическое
здоровье ребенка…………………………………………………...……..10
Выводы……………………………………………………………………12
Список использованных источников……………………………………14

Введение
Разрушение исторического единства народа, исчезновение естественного капитала и интеллектуального потенциала страны, понижение образовательного уровня народа, потеря человеком ценностных ориентаций становятся, к сожалению, нормой современного общества. Современное состояние общества, переживающего рубежный этап социального развития и ищет гаранты стабильности существования и нацеливается на восстановление взаимосвязи и взаимозависимости образования, культуры и экономики.
Идея современного гуманизма о том, что человек – принципиально незавершенное уникальное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное и вынуждаемое делать выбор, имеет для образовательной деятельности принципиальное значение [1, с 12]. В исходных пунктах отношение педагогики к «человеку» является сугубо практическим, так как, во-первых, определенным образом задаются цели и задачи образовательной деятельности, во вторых, реально обозначены исходные параметры, которые должны быть преобразованы, и, в-третьих, существуют уже отработанные и социально зафиксированные приемы и процедуры педагогического воздействия, которые позволяют успешно решать поставленные задачи и эффективно достигать положительного результата. При этом гуманистическое понимание процессов воспитания и обучения позволяет выйти за рамки нормативной, технократической, социально-детерминированной педагогической практики.
«Учительская профессия, – писал В.А. Сухомлинсский, – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду» [3, с 54].
Высшая потребность человека – потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей. Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, например, в общении, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его коммуникативных способностей [4, с 26-28].
Исторические основы гуманистической педагогики
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишить его гуманистического фундамента. Поэтому гуманистическая парадигма рассматривается современными исследователями в области философии воспитания и образования как поиск утраченного знания или же поиск знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды. Таким образом, гуманистическая парадигма трактуется как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».[1, с 45] Гуманизм провозглашает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».
В истории педагогической мысли издавна сосуществовали авторитарный и гуманистический подходы к воспитанию. Преобладание того или иного подхода в массовой практике было связано с ценностью человека в конкретном обществе, государстве. Если тоталитарный режим изначально отвергал гуманистические основы построения отношений между педагогами и воспитанниками, то демократический строй, признающий ценность человеческой личности самой по себе, а значит ценность и права ребенка, требовал построения педагогического процесса на основе уважения человеческого достоинства ученика. Сосуществование авторитарной и гуманистической педагогики не было мирным, оно протекало в жестком противоборстве с довлеющей в течении многих столетий педагогикой подавления.
Начиная с XVIII века (Руссо, Гельвеций, Дидро, И.Кант, И.Г.Песталоцци) гуманистический подход оформляется в самостоятельное направление педагогики и развивается в соответствии с развитием отдельных государств. Подъемы и спады в развитии гуманистической мысли связаны с общественными и государственными преобразованиями. Особый подъем гуманистической педагогики отмечается в Европе в XIX веке, когда разработанные на предыдущих этапах развития принципы гуманистического воспитания и обучения стали дополняться разработкой их содержательной основы. Конец XIX − начало и первая половина XX века в истории педагогической мысли характеризуется утверждением парадигмы гуманистической педагогики. Этот период связан с педагогическим наследием известных педагогов-гуманистов Э.Кей, Л.Гурлитта, М.Монтессори, Я.Корчака, Г.Винекена, С.Френе, А.Адлера и О.Шпиля.Основным социально-политическим фактором становится развитие промышленности и научно-технический прогресс, содействовавшие в немалой степени отчуждению личности и со всей остротой поставившие вопрос о необходимости сделать человека целью, смыслом и критерием общественного прогресса [4, с 34].
Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психологопедагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности [4, с 39].
Наиболее серьезный вклад в развитие теории и практики гуманистического воспитания в советской школе и педагогике внес В.А. Сухомлинский, чья педагогическая система обогатила советскую науку новаторскими идеями. В своей повседневной практике он отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди и воспитывать таких людей можно лишь путем гуманизации воспитательного процесса. Целостная система воспитания у подрастающего поколения гуманистических чувств и убеждений, реализованная в Павлышской средней школе А.Сухомлинского, до сих пор привлекает внимание педагогов всего мира.
Сегодня происходит перемещение педагогического идеала от социально-ориентированной (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели образования к индивидуально-ориентированной (конструирование человека для самого себя и только опосредованно для общества). При этом акцент как бы переносится с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанный с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее самоопределения и самореализации.
2. Тонкая философия гуманизма в педагогике
Если попытаться определить основную характеристику гуманизма как мировоззрения, то уместны, на наш взгляд, будут следующие рассуждения автора статьи об образовательном дискурсе философии гуманизма.
Гуманизм назидателен, следовательно – педагогичен; для него весьма важно, каким сложится образ человека, ведомого гуманистическими заповедями. Гуманистический человек сложен и многогранен, нелинеен и синтетичен, уникален и самодостаточен. В зависимости от особенностей того или иного цивилизационного периода менялась содержательная насыщенность данных характеристик, неизменно укорененных, однако, в единых основаниях антропоцентричного мировоззрения. Образовательно-педагогическая природа гуманизма обусловливает его перманентную востребованность, латентную в периоды общественной стабильности и актуализирующуюся в кризисные осложнения социокультурной ситуации (симптоматичным подтверждением последнего в XX столетии может служить, в частности, принятие трех так называемых Гуманистических манифестов соответственно в 1933, 1973 и 2000 гг.).
Пожалуй, самым наглядным подтверждением педагогической сущности гуманизма является то, что гуманизм как новое понимание Человека возник именно в цикле гуманитарных дисциплин, ставшим тем основанием, на котором утверждались самосознание и самосовершенствование личности.
Гуманизм – это не желаемое, не возможное для образования, не какое-то искусственно привносимое извне качество последнего; гуманизм суть онтология образования, и в этом смысле выражения «гуманистическая педагогика», «гуманистическое образование» представляются тавтологичными. На наш взгляд, идея гуманистического синтеза как структурирующего образовательного феномена нуждается не столько в обосновании, сколько в прояснении, переводе из потенции негатива в позитивную реальность [2, с 12].
На основании высказываний гуманистов, а также позднейших исследований можно выделить следующие принципы гуманистической системы образования и воспитания:
- индивидуальный подход в воспитании и образовании юношества, строгий учет возрастных особенностей, различий в типах умственных способностей, в физическом и духовном складе воспитуемых;
- воспитание души и воспитание тела, доблести и военных умений;
- важность правильного выбора учителей, видов занятий, учебных книг;
- приоритет личного примера в воспитательном воздействии;
- понимание ценности времени в деле воспитания и образования.
Разумеется, предлагаемая систематизация не претендует на исчерпывающую полноту, в данном случае мы ограничиваемся лишь самым общим описанием. Вообще же типология может быть весьма объемной и сложной по структуре, в зависимости от того, на какие факторы образования обращать или не обращать внимание (в предложенном нами перечне не нашли отражения, например, пять условий, необходимых, по мнению Лоренцо Валлы, для успешных занятий: общение с образованными людьми; изобилие книг; удобное место; свободное время, досуг; душевный покой).
Об индивидуальном подходе к ребенку – «приноровимся сами к этим детям» – до гуманистов говорил Августин Аврелий [2, с 166], он же настаивал на широком выборе книг для учения – не только христианских, но и языческих, многие из которых «содержат в себе и благородные познания».
О важности не ошибиться при выборе учителя писал Винсент из Бове, выделяя пять качеств истинного педагога, а именно «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания»; Винсент не обошел своими рекомендациями и качество «книжной» составляющей образования [4, с 113-118].
Обнаружение таких параллелей – отдельная и достаточно интересная тема, мы же сделанным кратким экскурсом обращаем внимание на всечеловеческий характер гуманистических принципов образования, их преемственность в осмыслении мира и обретении человеческого совершенства.
Обучение, по мысли гуманистов, должно осуществляться не само по себе, но в контексте тех или иных философских принципов. Следовательно, в процессе обучения происходит не механическая трансляция знаний, не научение полезным для жизни навыкам, но строительство образа человека, формирование его духовной сущности. А поскольку «прямо направляет к истинной цели» лишь моральная философия, значит ее положений и следует придерживаться в процессе обучения. М. Пальмиери, в частности, утверждает: «именно в соответствии с этой философией следует обучать детей; она должна руководить и взрослыми и быть вожатым во всех делах человеческих.». Но, направляя «во всех делах человеческих», философия тем самым определяет поведение человека, которое, таким образом, предстает в синтетическом единстве с обучением, являя в качестве основного в гуманистическом образовании принцип единства воспитания и обучения.
Однако как мы уже отметили, философия гуманистического образования предполагает не только глубину, но и красоту знаний, не разделяя, но синтезируя данные феномены. Учебный процесс призван не только приносить пользу в житейском смысле, но и доставлять эстетическое удовольствие. В частности, в традиционной грамматике видели не только свод правил, необходимых грамотному человеку, но и науку, раскрывающую всю красоту и изящество речи. Отсюда понятны особые рекомендации гуманистов: «читать тех, кто может оказаться полезен не только глубиной (содержания) своего учения, но и блеском стиля и изяществом речи» [5, с 197]. Научная деятельность приравнивается гуманистами к божественным занятиям: «взращен он на священнейших занятиях наукой», – так пишет о благородном человеке Буонакорсо [4, с 195].
3. Гуманистические идеи в современной педагогике и психологическое
здоровье ребенка
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс [3, с 17].
Все больше педагогов понимают: чтобы остаться живой, педагогика, как и всякий социальный контекст, должна быть каждый раз заново воспроизведена и проинтерпретирована новыми членами общества. В каждую историческую эпоху педагогика, воспитание как социальная практика требует своевременного (соответствующего времени) прочтения.
Здесь можно отметить ряд положительных тенденций, которые в последнее время получают широкое распространение. Остановим внимание всего лишь на двух из них:
Возрождение идей гуманизма. Развитие антропологической философии, психологии и педагогики (психологии и педагогики человеческого в человеке).
Рост осознанного родительства. Вместе с увеличением деторождаемости в стране растет «профессионализм» родителей. (Например, в Москве только за последнее десятилетие появилось более 70 центров родительской культуры, центров помощи семье).
Гуманистическая идея связана с пониманием глубинной сути человека, его предназначения и смысла жизни. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в жизнь гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Так создавалась модель гуманистического образования – «педагогического ваяния человека» по образу гуманистического представления о нем.
Положения, сформулированные первыми теоретиками гуманистического воспитания, не потеряли своей актуальности до наших дней. Вот некоторые из них:
Семья – это место, где начинается формирование человека. Забота родителей о нравственности ребенка – их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка [5, с 19].
«Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочны ростки добродетели и учености он оставит в детях своим преподаванием», –утверждает Веджо Маффео, итальянский гуманист, поэт, юрист. Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла. Семена добра необходимо взращивать.
Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах страх и лицемерие.
Доступность образования для всех, независимо от общественно и имущественного положения – есть залог развития гуманистического общества.
Анализ развития гуманистических идей в педагогике показывает, что педагоги-гуманисты создавали и создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реальную практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам выстраивания опережали и опережают социальную действительность. Но именно образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по сравнению с его прошлым будущее.

Выводы
В ходе изучения литературы, исторических, педагогических и философских подходов к вопросу о гуманистической педагогике мы можем сделать следующие выводы.
В 17 веке гуманизм преобразился в самостоятельную педагогику в
некоторых странах. Наиболее серьезный вклад в развитие теории и практики гуманистического воспитания в советской школе и педагогике внес В.А. Сухомлинский, чья педагогическая система обогатила советскую науку новаторскими идеями.
философия гуманистического образования предполагает не только
глубину, но и красоту знаний, не разделяя, но синтезируя данные феномены. Учебный процесс призван не только приносить пользу в житейском смысле, но и доставлять эстетическое удовольствие. В частности, в традиционной грамматике видели не только свод правил, необходимых грамотному человеку, но и науку, раскрывающую всю красоту и изящество речи. Отсюда понятны особые рекомендации гуманистов: «читать тех, кто может оказаться полезен не только глубиной (содержания) своего учения, но и блеском стиля и изяществом речи» [9, с. 197]. Научная деятельность приравнивается гуманистами к божественным занятиям: «взращен он на священнейших занятиях наукой», – так пишет о благородном человеке Буонакорсо.
Философы и психологи утверждают, что следует признать
всеобщую склонность людей к познанию, неустанную деятельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует считать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.
Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать телесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверждающими в душах страх и лицемерие.
Доступность образования для всех, независимо от общественно и имущественного положения – есть залог развития гуманистического общества.
Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Главное, что необходимо растущему человеку – это здоровье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые, в свою очередь, являются базой для формирования способности к саморазвитию. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение цели и решение задач. Концепция воспитания Игоря Михайловича Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе [5, с 59]. Жизнеспособность − это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в жестких и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Столяренко Н. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд-во «Феникс», 2002.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. – Изд-во «Питер», 2006.
3. Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М.: Изд. Моск. Гуманит. ун-та, 2006.
4. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: история, реальность, перспективы: Монография.- СПб: НОУ «Экспресс», 2005.
5. Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся» /Пособие для руководителей школ, под ред. С. Г. Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 1995. –219 с


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
63 457 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Тгу им. Г. Р. Державина
Реферат сделан досрочно, преподавателю понравилось, я тоже в восторге. Спасибо Татьяне за ...
star star star star star
РЭУ им.Плеханово
Альберт хороший исполнитель, сделал реферат очень быстро, вечером заказала, утром уже все ...
star star star star star
ФЭК
Маринаааа, спасибо вам огромное! Вы профессионал своего дела! Рекомендую всем ✌🏽😎
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.