это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2418446
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье оцениваются преимущества и недостатки цифровизации образования, раскрываются ее основные направления. Отмечается, что в данной сфере цифровизация обладает высокой значимостью, однако в настоящее время существует множество проблем, требующих незамедлительного решения. Рассматриваются особенности и влияние цифровизации на школьное и профессиональное обучение, отдельно подчеркивается необходимость развития цифровизации в период распространения коронавирусной инфекции нового типа.
Ключевые слова. Цифровизация, образование, технологии, дистанционное обучение, образовательная среда.
На современном этапе развития цифровизация присутствует во многих сферах общественной жизни и образовательная среда не стала каким-либо исключением. Традиционно под цифровизацией понимают объективный процесс, направленный на вытеснение старых технологий из науки, культуры или, например, экономики, и их замену на принципиально новые технологии, отвечающие современным реалиям.
Цифровизация системы образования выражается в том, что в образовательных учреждениях стали применяться электронные доски и дневники, информационные системы по типу MOODLE, дистанционное обучение. Особую актуальность цифровизация в образовательном процессе приобрела в период распространения коронавирусной инфекции нового типа (COVID19), так как в период карантина все образовательные учреждения были вынуждены перейти на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Однако в настоящее время российская система образования не готова к полноценному использованию информационных технологий и цифровых систем. Так, в период дистанционного обучения в период пандемии был проведен опрос учителей, который показал, что большинство из них столкнулись с различными сложностями при переходе на дистанционную форму обучения. В частности, педагоги отмечали такие проблемы, как плохое качество связи (в отдаленных населенных пунктах), отсутствие опыта работы в онлайн-режиме, трудности при выборе платформы для дистанционного обучения. Кроме того, многие сервисы оказались перегруженными, что сделало осуществление образовательного процесса попросту невозможным [6].
Аналогичная ситуация сложилась в системе профессионального образования, так как учебные заведения данного сегмента также столкнулись с проблемой плохого качества связи, а также неготовностью преподавателей к ведению лекций в онлайн-режиме. Наиболее подготовленными в данном случае оказались только такие учебные заведения, которые до внедрения карантинных мер апробировали системы дистанционного обучения или полностью перешли на обучение в таком режиме. Действительно, продвинутых с точки зрения цифровизации университетов в стране не так много. Как следует из данных мониторинга экономики и образования ВШЭ глубина проникновения онлайн-технологий в систему высшего образования не превышает 4 % [6]. В связи с этим, процесс цифровизации можно считать только начавшимся, однако на фоне распространения новой коронавирусной инфекции присутствует необходимость в его ускорении. Однако ситуация осложняется тем, что чуть менее половины образовательных учреждений не имеют достаточной материально-технической базы для реализации образовательных программ в режиме дистанционного обучения, что является существенной проблемой данной сферы, требующей скорейшего решения.
Одновременно с этим, как справедливо отмечается в научной литературе, перед активной цифровизацией образовательной среды, в рамках которой бумагу планируется заменить онлайн-платформами, необходимо провести исследования, продолжительностью не менее 10 лет [1]. Цель данных исследований должна состоять в изучении влияния цифровых технологий на анатомо-физиологические особенности учащихся. Так, уже сегодня известно, что дети младшего школьного возраста теряют концентрацию при работе с гаджетами более 15 минут. Отсюда следует, что процесс цифровизации в данном аспекте должен быть контролируемым и не должен приносить вреда. Кроме того, стоит учитывать такое негативное влияние данного процесса, как изменения ученических навыков. Например, в современных школах все меньше внимания уделяется письму. На первоначальном этапе в учебный план перестали включать каллиграфию, затем чистописание. Полагаем, что это негативно сказывается на письме, а впоследствии скажется на чтении и моторике. Проверка орфографии компьютером не позволяет учащимся не допускать ошибки на бумаге, в связи с чем, необходимо уделять аспектам подобного рода повышенное внимание.
Также к числу неблагоприятных последствий цифровизации образовательного процесса можно отнести влияние цифровых технологий на здоровье. Не секрет, что длительное нахождение человека у мониторов и экранов отрицательно влияет на здоровье его глаз. Симптоматика выражается в сухости, покраснении, раздражении, а также в ухудшении зрения. Кроме того, негативные последствия могут выразиться в заболеваниях позвоночника, суставов, костей. Однако дистанционное обучение школьников и студентов на территории нашей страны организовано хаотично, что неблагоприятным образом сказывается как на их здоровье, так и на качестве получаемых ими знаний. Несмотря на то, что определенные ограничения планомерно вводятся Минобрнауки РФ, как показала практика, установленные нормы нахождения детей за гаджетами едва ли соблюдались на карантине весной 2020 года, что нельзя оценить положительно.
Другой проблемой цифровизации образования является тот факт, что получив соответствующую возможность, обучающийся упорно ищет ответы на выданные задания в глобальной сети, не прибегая к попыткам решить их самостоятельно. Представляется вполне естественным, что такая ситуация не создает предпосылок для формирования глубоких знаний по предметам и не может оцениваться с положительной точки зрения.
Однако есть в цифровизации образования и несомненные плюсы. Например, доказано, что удачное цветовое оформление (в данном случае, учебных материалов и лекций) способствует лучшему запоминанию информации. В связи с этим, при подаче учебного материала, в частности, школьникам и подросткам, стоит уделить данным аспектам особое внимание, так как стандартизированные материалы едва ли вызовут у них живой интерес. Кроме того, использование в образовательной среде различных интерактивных форм деятельности позволит развить творческие навыки и способности, что также относится к положительным моментам цифровизации. Поколение, которое принимало участие в образовательном процессе с применением цифровых технологий, впоследствии более эффективно адаптируется к новым технологиям, успешно применяет их в будущей профессиональной деятельности [3]. Таким образом, внедрение цифровых систем в образовательный процесс вполне способно повысить его качество, а также может снизить издержки бюджетов и самих учебных заведений. Однако полный переход в онлайн-режим по-прежнему видится недопустимым, так как обучение в таком формате нередко ограничивается поиском необходимой информации в глобальной сети, что порождает общее ослабление мыслительных способностей.
Также рассмотрим взаимосвязь процессов цифровизации и социализации, так как данные понятия видятся взаимно дополняемыми. Так, в рамках очного обучения подростки приобретают навыки взаимодействия с обществом, проходя процесс социализации в коллективе педагогов и обучающихся. Однако цифровизация и, как следствие, преимущественное использование онлайн-платформ существенно затруднит процесс социализации, что неблагоприятным образом скажется на дальнейшем развитии личности человека [5]. Кроме того, нельзя не отметить важность общения ученика и педагога, в том числе, в контексте поддержки и сопровождения, которые оказываются учителями на протяжении всего образовательного процесса. Стоит отметить, что нарушения процесса социализации наблюдаются уже сегодня, так как в научной литературе неоднократно отмечался тот факт, что в настоящее время у подрастающего поколения сформировались такие детерминанты, как слабая привязанность к коллективу или ее отсутствие, равнодушное отношение к системе ценностей, принятой в том или ином коллективе, инфантилизм. Полагаем, что цифровизация образовательного процесса может усугубить данные явления и сформировать новые социокультурные ценности. Но как показала практика, цифровизация является не только неизбежной, но и необходимой в условиях современного мира. В связи с чем, проблема национальной идентичности приобретает особую актуальность, так как она стимулирует поиск новых социокультурных механизмов социализации и сохранение традиционных ценностей в условиях цифрового мира.
Нельзя не рассмотреть проблему нехватки квалифицированных кадров среди педагогического состава в условиях развития цифровых технологий, что также приобретает сегодня особую актуальность. Как следствие, на фоне цифровизации особое внимание стоит уделять повышению квалификации педагогов по работе с современными информационными системами, а также повышению компьютерной грамотности. Необходимо акцентировать внимание педагогов на том, что задания, которые выдаются ученикам при дистанционном обучении, должны соответствовать уровню их знаний и навыков, так как в не секрет, что в большинстве случаев данные задания выполняются родителями учеников. Как следствие, при переходе на режим дистанционного обучения учебные программы должны быть адаптированы к новым условиям и не содержать индивидуальных заданий по предметам, которые не удалось преподнести ученикам в полном объеме по тем или иным обстоятельствам.
В целом можно отметить, что цифровое образование является совершенно новым, если не сказать революционным методом передачи знаний. Кроме прочего, это обусловлено тем, что именно оцифровка образовательной среды выступает в качестве средства для решения проблем, непосредственно связанных с архаичными методами преподавания и устаревшим учебным материалом. Цифровое образование формирует принципиально новые возможности для обучения, так как в его рамках достигается индивидуализация и персонализация обучения, а также формируются навыки самостоятельности.
Рассматривая цифровизацию образования на примере высших учебных заведений отметим, что современные реалии требуют от молодых специалистов быть активными пользователями цифрового контента и создателями цифровых продуктов, например, программ и презентаций, а привить данные навыки можно в случае, если подобные приемы были освоены ими еще в процессе получения знаний [2]. Отсюда следует, что заменять традиционное обучение, на цифровое не надо, но успешное совмещение данных сегментов окажет положительное влияние на формирование студента как высококвалифицированного специалиста. Более того, стремительное развитие информационных технологий порождает создание новых рабочих мест, что обуславливает потребность рынка в специалистах, обладающих необходимым набором профессиональных компетенций. Однако на рынке труда по-прежнему имеет место дефицит квалифицированных специалистов в сфере IT, что в очередной раз подтверждает тот факт, что цифровизация образования идет по правильному пути, но и только при нивелировании негативных факторов, которые были указаны выше.
Текущая ситуация существенно осложняется трудностями при осуществлении контроля над содержимым веб-сайтов в глобальной сети, которые позиционируют себя как образовательные платформы. Так, не являются редкостью случаи, в рамках которых на веб-сайте размещена неверная информация, которая тиражируется на иные площадки. Это вполне закономерно вводит обучающихся в заблуждение и не позволяет им получить достоверные данные необходимые для освоения программ. Однако решить данную проблему весьма затруднительно, равно как невозможно составить перечень веб-сайтов, рекомендованных к обучению, так как их много, а оценить качество каждого из них едва ли представляется возможным.
Возвращаясь к вопросу о значении цифровизации для современного высшего профессионального образования, отметим, что сегодня у основных высших учебных заведений появилось четкое понимание направлений цифровизации. Так, был сформулирован однозначный вывод о том, что цифровые технологии являются уникальным инструментом для развития высших профессиональных учебных заведений. Обусловлено это тем, что цифровые технологии создают возможности для максимально быстрого обмена знаниями и опытом, адаптируют систему онлайн-обучения, развивают цифровые библиотеки и цифровые кампусы. Как следствие, сегодня студенты получают доступ к уникальным научным изданиям, вне зависимости от региона проживания и наличия книги в библиотеке учебного заведения.
В качестве перспективного направления в сфере интеграции учебных заведений в международную образовательную среду может выступать привлечение иностранных студентов и экспертов, что возможно только благодаря цифровым технологиям и открытию международных кампусов [4]. Также стоит акцентировать внимание на том, что планомерное увеличение доли онлайн-сегмента в системе высшего профессионального образования способно существенно изменить традиционную систему образовательных услуг в системе дополнительного образования. Отметим, что дополнительное образование также нуждается во внедрении современных технологий, в том числе, это относится к курсам повышения квалификации и языковым курсам. При осуществлении данной деятельности стоит соблюдать такие принципы, как принцип эффективности, срочности и своевременности.
В завершении стоит коснуться такой проблемы, как усугубление социального неравенства на фоне цифровизации образования. Объективно данная проблема существует, а ее наличие объясняется тем, что плоды, а также средства цифровизации не доступны всем в одинаковой мере. Можно констатировать, что цифровая реальность требует не только определенных навыков и знаний, но и материальных средств, необходимых для получения доступа к тем или иным ресурсам, а также для приобретения оборудования. Данная проблема уже проявила себя в период распространения новой коронавирусной инфекции, так как дети из неблагополучных и малообеспеченных семей не смогли получить доступ к учебным материалам в полном объеме, а государство, за редким исключением, не субсидировало приобретение техники для указанной категории лиц. Представляется, что данная проблема также требует незамедлительного решения, так как угроза введения новых ограничительных мер по-прежнему сохраняется, а несколько регионов уже перешли на дистанционное обучение. Показателен в данном плане пример Орловской области, на территории которой, для детей из малоимущих семей было приобретено 300 единиц компьютерной техники в период летних каникул [7]. Аналогичная помощь оказана детям в Крыму и на территории некоторых зарубежных государств [8]. Например, данная проблема решена на территории республики Казахстан.
Таким образом, цифровые технологии открывают принципиально новые возможности для развития образовательных систем, которые являются важнейшими сферами жизнедеятельности человека. Разумное использование цифровых технологий и цифровизация в целом активно способствует развитию образования, а выгода от внедрения новых технологий в образовательный процесс очевидна. Полагаем, что под критерием разумного использования в данном аспекте стоит понимать гибкую учебную среду, которая сочетает в себя как традиционные, так и новые методы обучения и не лишает современных учеников и студентов коммуникации по модели «обучающийся-педагог».
Определяя потенциал цифровизации как позитивный, отметим, что реалии современного образовательного процесса таковы, что в качестве ключевой черты образования выступает его глобальность, предопределенная интеграционными процессами, проистекающими в мировом пространстве. Как следствие, из национальных приоритетов образование может перейти в мировые приоритеты, а цифровизация образования будет приобретать иное, еще большее значение на практике.
Литература:
1. Дорофеев Е.М., Формирование экономической культуры кадетов - будущих морских специалистов в условиях цифровизации образования: дисс. … канд. педагог. наук: 13.00.01 / Е.М. Дорофеев. – Нижний Новгород, 2019-203 с.;
2. Морозов А.В., Особенности электронного образования в условиях цифровизации // Управление образованием: теория и практика. – 2020. - № 2(38). – С.62-70;
3. Никольская И.А., Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании: учебник. – М: Инфра-М, 2020-232 с.;
4. Степаненко С.Г., Цифровизация образования как этап мировой глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. - № 2. – С.103-107;
5. Яницкий М.С., Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. - № 2(34). – С.38-45;
6. НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 20.09.2020);
7. Школьники из малообеспеченных семей смогут получить компьютеры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ogtrk.ru/material.php?id=74233 (дата обращения: 20.09.2020);
8. Дети из малоимущих семей будут обеспечены всем необходимым для дистанционного обучения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vesti92.ru/news/obrazovanie/deti-iz-maloimuschikh-semey-budut-obespecheny-vsem/ (дата обращения: 20.09.2020);
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!