это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2421477
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Проблема стабильного и сбалансированного финансирования действующих в Российской Федерации высших учебных заведений является одной из самых острых проблем функционирования системы высшего образования. Система высшего образования традиционно считается сферой интересов преимущественно государства, что обусловлено ролью и значением высших учебных заведений как системы учреждений, обеспечивающих экономику страны высококвалифицированными кадрами. Государство не только способствует формированию законодательных, финансовых и социальных условий деятельности ВУЗов, но и определяет направления и интенсивность развития системы высшего образования. Тенденция увеличения объёмов финансирования образовательных учреждений, наблюдаемая в последние годы, обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, возросшими требованиями к качеству образования в соответствии с международными стандартами, а также появлением новых специальностей и дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях.
В контексте возрастающей ограниченности ресурсов государственного бюджета возрастают требования к повышению эффективности расходования бюджетных средств, включая такое важное для развития экономики направление, как высшее образование. Государственная политика преследует цели рационализации расходов бюджетных средств в процессе финансирования высших учебных заведений, что достигается за счет реструктуризации системы высшего образования, посредством которой реализуется приоритет повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в ближайшей и долгосрочной перспективе. В связи с этим, образовательные учреждения заинтересованы в привлечении дополнительных средств финансирования на внебюджетной основе и, кроме того, высокую актуальность приобретает поиск дополнительных источников финансирования, в том числе, использование собственных средств высших учебных заведений. В свою очередь, источником собственных средств являются поступления денежных средств в виде дохода и прибыли от образовательной, консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами и не противоречащей направлениям деятельности высшего учебного заведения в соответствии с полученной лицензией. Доходы отечественных учреждений системы высшего образования претерпели значительную трансформацию, на что в существенной степени повлиял переход от полного бюджетного финансирования ВУЗов к формированию государственного задания, а в последствии к возрастанию доли собственных доходов, получаемых в процессе предпринимательской деятельности.
Целью статьи является исследование теоретических основ управления собственными источниками финансирования в процессе деятельности высших учебных заведений.
1 Теоретические аспекты управления собственными источниками финансирования в процессе деятельности высшего учебных заведений
Главная особенность функционирования учреждений системы высшего образования заключается в их принадлежности к бюджетной сфере. Основным источником финансирования высшего образования в Российской Федерации был и остается федеральный бюджет. Тем не менее, отечественное законодательство предусматривает возможность осуществления предпринимательской и другой приносящей доход деятельности высшими учебными заведениями, при условии, что эта деятельность способствует достижению целей и задач учреждения. Кроме того, в контексте дальнейшего развития рыночных отношений для большинства ВУЗов существенную роль играет получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Сложившееся за годы практики понятие «внебюджетная деятельность» предполагает, что кроме деятельности, финансируемой из бюджета, высшие учебные заведения имеют возможность оказания платных услуг, а также возможность деятельности дополнительного характера, в основе которой лежит использование собственного кадрового и материально-технического потенциала. Все виды обеспечения финансирования данных направлений деятельности без использования бюджетных средств принято относить к внебюджетному финансированию, либо доходами от самостоятельной деятельности. Эти термины часто используются как синонимы, не смотря на то, что они отражают разные уровни отношений и аспекты взаимодействия. Кроме этого, общепринятым является понятие «самофинансирование», то есть, финансирование высшим учебным заведением своей деятельности с использованием собственных средств, имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов или финансовых средств, полученных в результате деятельности учреждения.
Если рассматривать деятельность высших учебных заведений как бюджетных учреждений в целом, то по источникам формирования средств данные учреждения подразделяются на два вида:
бюджетные учреждения, специализирующиеся на оказании платных услуг физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
бюджетные учреждения, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств [1, с.52].
Результаты деятельности высших учебных заведений быть:
использованы в целях удовлетворения потребности высшего учебного заведения. В данном случае самофинансирование обеспечивает полное покрытие или частичное возмещение расходов учреждения за собственный счет;
получены в виде результата оказания образовательных услуг или создания объекта интеллектуальной собственности, который впоследствии может быть реализован на рынке (продан, использован для производства товаров или услуг), за счет чего будет получено полное или частичное возмещение затрат высшего учебного заведения [1, с.54-55].
В целом, финансирование деятельности высших учебных заведений осуществляется из следующих источников:
бюджет учредителя (федеральный и муниципальные бюджеты);
спонсорские средства (корпорации и заказчики различных форм собственности);
собственные средства, имеющиеся в самостоятельном распоряжении высших учебных заведений.
Необходимо отметить, что в целях финансирования могут быть использованы только средства, остающиеся после покрытия расходов высшего учебного заведения, то есть, де-факто, речь может идти о прибыли, полученной в рамках соблюдения налогового законодательства. Как следствие, финансовая политика высшего учебного заведения должна быть направлена на достижение приоритета получения прибыли, то есть решать задачи в сфере предпринимательства и коммерческой деятельности.
Внебюджетная деятельность высших учебных заведений отличается широким разнообразием направлений, включая не только виды деятельности, но и различные подходы к реализации, способы документального оформления и методы осуществления.
Ключевые виды деятельности, направленной на получение внебюджетных средств высшими учебными заведениями включают следующие направления деятельности:
1) оказание образовательных услуг:
профильное обучение российских и иностранных студентов;
подготовка аспирантов и докторантов;
обучение по второй (и последующим) специальностям;
обучение на подготовительных курсах;
проведение консультаций по учебным дисциплинам;
оказание репетиторских услуг;
организация и проведение курсов по профильным и дополнительным дисциплинам;
оказание услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации;
углубленное изучение дисциплин помимо утвержденных учебных программ;
дополнительное образование, включая факультативы, секции, клубы, круглые столы, игры и др.;
обучение студентов по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;
прочие образовательные услуги;
2) научно-техническая деятельность:
разработка, апробация и публикация научно-технической и технологической документации;
оказание услуг экспертно-консультативного характера: консультации, экспертизы, патентные работы, рецензирование и т.д.;
выполнение научно-технических работ на конкурсной основе, включая гранты;
3) научно-исследовательская деятельность:
реализация на рынке объектов интеллектуальной собственности, в том числе продажа за рубеж;
проведение научных исследований в профильных областях согласно договорам с заказчиками;
4) производственно-хозяйственная деятельность:
учебно-производственная деятельность, реализуемая профессорско-преподавательским составом, учебными и учебно-производственными мастерскими, агростанциями, хозяйствами, типографиями, отделами общественного питания, объединениями по оказанию бытовых услуг и др.;
работы по обслуживанию и ремонту производственных мастерских и лабораторий, включая, вычислительную технику, приборы, и оборудование ВУЗовских мастерских;
ремонт помещений, мебели, коммуникаций и др., в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;
деятельность по обеспечению студентов и учащихся питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;
деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;
предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
другие услуги [2, с.49-50].
Собственные средства высших учебных заведений можно сгруппировать согласно порядку, который предусмотрен генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
средства, поступающие от платной деятельности бюджетного учреждения, соответствующей ее профилю;
средства от производственной деятельности мастерских, опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания, не имеющих статуса юридического лица;
средства от оказания услуг по хозяйственным договорам;
средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.п.;
средства за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказание услуг по договорам, грантам на проведение этих работ;
доходы от услуг связи [3, с.98].
Таким образом, виды обеспечения финансирования направлений деятельности высших учебных заведений без использования бюджетных средств принято относить к внебюджетному финансированию, либо доходами от самостоятельной деятельности. При этом, предметом финансового управления, в данном случае, являются собственные средства высших учебных заведений.
2 Анализ задач, функций и процессов управления собственными источниками финансирования деятельности высшего учебных заведений
Управление собственными средствами бюджетных учреждений предполагает активизацию и рациональное использование источников получения данных средств как внебюджетных.
Политика управления собственными средствами высших учебных заведений направлена на своевременное и полное обеспечение образовательной деятельности и покрытие хозяйственно-эксплуатационных расходов не предусмотренных планом бюджетного финансирования. При этом, собственные средства бюджетных учреждений должны расходоваться по установленным бюджетной классификацией направлениям расходов. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, доходы данных категорий относятся к категории необлагаемых налогами доходов.
Финансовая политика высших учебных заведений представляет собой комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию и управление процессами финансовых отношений с целью реализации определённых функций и задач, в соответствии с государственным заданием, и отраженных в стратегии и тактике развития учреждений, которое осуществляется в рамках перехода от управления затратами к управлению результатами с учетом внешних и внутренних условий функционирования.
Стратегическими задачами финансовой политики высших учебных заведений являются:
обеспечение финансовой устойчивости вуза;
обеспечение инвестиционной привлекательности;
создание эффективного механизма управления вузом [4, с.72].
Для формирования и реализации финансовой стратегии в области управления собственными источниками финансирования высших учебных заведений необходимо использование системного подхода, способствующего осуществлению плана в разрезе установленных групп индикаторов, отражающих развитие процессов, реализацию программ и проектов, а также преследующего цель повышения показателей, характеризующих результаты и уровень эффективность деятельности учреждений.
В качестве методологических принципов реализации целей стратегического характера в области управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений актуальным является:
применение в процессе управления собственными источниками финансирования программно-целевого подхода;
формирование центров финансовой ответственности (ЦФО) управления собственными источниками финансирования;
достижение эффективного баланса в достижении целей в процессе управления собственными источниками финансирования высших учебных заведений;
интеграция инструментов финансового механизма и управленческого учета [4, с.136].
Алгоритм реализации финансовой стратегии и механизм реализации плана по управлению собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений должны быть разработаны с учетом факторов риска в условиях непредвиденных изменений факторов внешней и внутренней среды.
Финансовое планирование в области управления собственными источниками финансирования деятельности высшего учебного заведения является эффективным при условии достоверной оценки всех категорий расходов и доходов, включаемых в бюджет учреждения.
Цели управления собственными источниками финансирования деятельности высшего учебного заведения:
разработка стратегического плана развития с учетом факторов управления собственными источниками финансирования высших учебных заведений;
планирование индикаторов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с наличием и использованием собственных источников финансирования;
оптимизация распределения ресурсов с учетом наличия собственных источников финансирования;
координация деятельности центров финансовой ответственности (ЦФО) в процессе управления и распределения собственных источников финансирования;
мониторинг ключевых показателей эффективности использования собственных источников финансирования;
мотивация ответственных лиц в процессе управления собственными источниками финансирования для оптимального достижения целей и решения задач в области развития высшего учебного заведения;
контроль и оценка работы ответственных лиц в процессе управления собственными источниками финансирования деятельности высшего учебного заведения;
выявление потребностей в финансовых ресурсах, включая обеспечение высшего учебного заведения собственными источниками финансирования посредством оптимизации входящих денежных потоков;
оценка эффективности использования собственных источников финансирования [5, с.63-67].
Функции управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений тесно связаны с функциями бюджета.
Ключевыми функциями управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений являются:
1) анализ финансового состояния и оценка показателей управления собственными источниками финансирования. Проведение анализа необходимо с целью оценки отклонений между планируемыми и фактически достигнутыми показателями и выявления возможностей для оптимизации затрат и повышения доходов от оказания платных услуг высшими учебными заведениями;
2) планирование мероприятий и операций, направленных на достижение целей в рамках плана стратегического развития высшего учебного заведения. Основополагающие решения в области развития учреждений системы высшего образования принимаются в процессе разработки учебных программ и научно-исследовательских проектов. Составление и утверждение бюджета позволяет внести уточнения и коррективы в управление собственными источниками финансирования деятельности;
3) учёт использования собственных источников финансирования деятельности высших учебных заведений предполагает организацию бухгалтерского, финансового и управленческого учета активов и операций, обеспечивающих высшие учебные заведения собственными источниками финансирования их деятельности.
4) мотивация работы должностных лиц – обеспечивает стимулирование деятельности по оптимизации расходов и повышению эффективности использования ресурсов, включая повышение результативности управления собственными источниками финансирования деятельности высшего учебного заведения;
5) координация и контроль центров финансового обеспечения в процессе управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений в ходе реализации утвержденного плана стратегического развития. В ходе формирования бюджета отделы и подразделения учреждений должны взаимодействовать между собой, что необходимо для реализации общих целей и задач высшего учебного заведения [5, с.127-134].
Наиболее важную роль в реализации политики внебюджетной деятельности высших учебных заведений играет платная деятельность или оказание платных услуг. Именно с этим направлением могут быть связаны перспективы совершенствования управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений.
3 Перспективы совершенствования управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений
В основе планирования и разработки мероприятий, направленных на совершенствование управления собственными источниками финансирования высших учебных заведений лежат анализ финансового состояния и оценка показателей управления собственными источниками финансирования. Проведение анализа необходимо с целью оценки отклонений между планируемыми и фактически достигнутыми показателями и выявления возможностей для оптимизации затрат и повышения доходов от оказания платных услуг высшими учебными заведениями.
Коммерческий подход к оказанию научно-образовательных услуг учреждениями системы высшего образования диктует необходимость принятия ряда управленческих решений, в том числе:
1) планирование видов платных услуг высшего учебного заведения;
2) обоснование и утверждение политики ценообразования;
3) развитие маркетинга и активизация продвижения услуг учреждений на рынке;
4) организация процессов оказания платных услуг в сфере образования и научно-исследовательской и других видов услуг в рамках внебюджетной деятельности высших учебных заведений;
5) анализ показателей и оценка эффективности управления собственными средствами источниками финансирования деятельности высшего учебного заведения.
Достижение целевых ориентиров практической деятельности вуза требует трансформации организационной структуры, ориентированной на достижение измеримых результатов, децентрализацию управления и формирование проектно-ориентированной финансовой структуры. Реализация проектных стратегий позволяет эффективно использовать активы вуза, оптимизировать затраты и повышать ответственность за результаты, в том числе финансовые.
Совершенствование управления собственными источниками средств высших учебных заведений связана с реализацией следующих подходов и мероприятий:
акцент на формирование гибких механизмов финансирования, в основе которых лежит достижение высоких финансовых результатов деятельности высших учебных заведений;
создание механизмов финансирования процессов, направленных на управление и повышения качества услуг высших учебных заведений;
планирование мероприятий по повышению операционной эффективности, за счет оптимизации расходов, включая затраты на управление собственными источниками финансирования высших учебных заведений.
Вопросы управления собственными ресурсами приобретают высокую актуальность на фоне возможного сокращения бюджетного финансирования.
Заключение
Одной из главных структурных частей экономического механизма высшего образования, своего рода центральным звеном всей системы является финансирование. В ходе исследования было установлено, что финансирование деятельности высших учебных заведений без использования бюджетных средств принято относить к внебюджетному финансированию, либо к доходам от самостоятельной деятельности. Эти термины часто используются как синонимы, не смотря на то, что они отражают разные уровни отношений и аспекты взаимодействия. Кроме этого, общепринятым является понятие «самофинансирование», то есть, финансирование высшим учебным заведением своей деятельности с использованием собственных средств, имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов или финансовых средств, полученных в результате деятельности учреждения.
Политика управления собственными средствами высших учебных заведений направлена на своевременное и полное обеспечение образовательной деятельности и покрытие хозяйственно-эксплуатационных расходов не предусмотренных планом бюджетного финансирования. При этом, собственные средства бюджетных учреждений должны расходоваться по установленным бюджетной классификацией направлениям расходов. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, доходы данных категорий относятся к категории необлагаемых налогами доходов.
Планирование и реализация финансовой стратегии в области управления собственными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений должны быть осуществляться с учетом факторов риска в условиях непредвиденных изменений факторов внешней и внутренней среды. Наиболее важную роль в реализации политики внебюджетной деятельности высших учебных заведений играет платная деятельность или оказание платных услуг.
Современный уровень развития и состояние системы высшего образования требуют серьезных вложений в систему образования, в подготовку кадров, так как недостаточное финансирование вузов со стороны государства, нехватка собственных финансовых ресурсов отрицательно сказываются на развитии материальной базы, уровне и качестве подготовки специалистов, ставят под угрозу существование мощного вузовского образовательного и научно-исследовательского потенциала, снижают настоящий и будущий уровень социально-экономического развития страны, понижают ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Анализируя отечественный опыт финансирования высшего образования, можно сделать вывод о том, что в условиях рыночной экономики оптимальным методом финансирования высших учебных заведений является смешанный, сочетающий бюджетное государственное и использование собственных источников финансирования деятельности высшими учебными заведениями.
Список использованной литературы
1. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств/ Воссенштейн Х. // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. — № 3(26). – С. 51-60.
2. Гуров, В.А. О финансировании образования / В.А. Гуров, С.В. Сигова // Финансы. – 2016. — №8. – С. 49-52.
3. Кюрджиев С.П., Паршукова О.Ю., Гринева Ю.А. Использование инструментария бюджетирования, ориентированного на результат, в практике управления государственными и муниципальными финансами //Финансовые исследования. -2011. –№2. –С. 98.
4. Модели финансирования вузов: анализ и оценка / Под ред. С.А. Белякова. – М.: Технопечать, 2015. – 274 с.
5. Тренев Н.Н.Управление финансами: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 496 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Написать три главы по готовому содержанию курсовой работы на тему: «организация власти и управления в арабском халифате»
Курсовая, История государства и права зарубежных стран
Срок сдачи к 13 мая
Нормативно - методическая база современного делопроизводства
Курсовая, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 23 мая
1 тема на выбор 1. Физическая культура в современном обществе.
Реферат, Физкультура
Срок сдачи к 10 мая
Сделать реферат на тему «Этапы объединения Руси 14-15вв»
Реферат, история россии
Срок сдачи к 12 мая
Лабораторная работа "Конденсатор и катушка индуктивности в цепи синусоидального тока"
Лабораторная, Электротехника
Срок сдачи к 13 мая
Выполнить отчет по практической работе "Определение структуры автобиографического Я-нарратива и типа нарративной согласованности"
Отчет по практике, Психология
Срок сдачи к 11 мая
Решение двух самостоятельных работ.
Контрольная, Планирование инженерных экспериментов и наблюдений на транспорте
Срок сдачи к 20 мая
Нужно написать курсовую работу на заданную тему
Курсовая, Связи с общественностью
Срок сдачи к 20 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!