это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2422099
Ознакомительный фрагмент работы:
Одной из основных задач поддержания устойчивого экономического роста любого государства является повышение инновационных возможностей национальной экономики. В современных условиях конкурентоспособной может быть только наукоемкая, высокотехнологичная экономика, для которой характерна взаимная интеграция науки и производства, инноваций и инвестиций. Центральная задача экономической политики, ориентированной на конкурентоспособность и подъем народного хозяйства национальной экономики, состоит в повышении инновационных возможностей путем преодолении дезинтеграции производственных цепочек, включения в них научных звеньев, которые были бы способны превратить достижения НИОКР в технологические инновации.
Полагаю, что в высокотехнологичной экономике инновации играют огромную роль в обеспечении конкурентоспособности как хозяйствующих субъектов, так и государства в целом. Категория «инновация» характеризуется всеобщностью, отличается широкой сферой применения и сложностью структурных элементов, имеющих множество подходов к раскрытию ее содержания. Именно инновации, согласно точке зрения Й. Шумпетера, являются «стержнем конкуренции нового типа» и вызывают к жизни длинные циклы деловой активности. Ученым была разработана инновационная теория длинных волн, интегрированная впоследствии в общую инновационную теорию экономического развития.
Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на положительном восприятии новых идей, готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.
В мировой экономике активно формируется парадигма инновационного развития, базисом которой признаются важнейшие экономические ресурсы современного мира – знания (информация) и инновации, выступающие стратегическим фактором экономического роста в виде инновационных возможностей.
Современная парадигма инновационного развития экономик развитых стран базируется на понимании инновационного процесса, как совокупности элементов, обеспечивающих рост инновационных возможностей, см. рис.1.
Рисунок 1. Элементы инновационного развития
Поэтому важно искать подходы к инновационному развитию, которые могут существенно отличаться в зависимости от стран мира. Поэтому полагаю, что требуется выделить особенности японского и европейского подходов к инновационному развитию, которые успешно себя зарекомендовали.
При этом важное место в формировании перспектив инновационного развития отводится национальной инновационной системе (НИС).
Япония представляет собой уникальную инновационную культуру. Япония сочетает в себе характеристики [22, С.270] разных групп стран:
- достижение национальных технологических целей и связанные с этим затраты ресурсов,
-повсеместное распространение инновационных общественных благ.
Развитие Японии в разных сферах происходит быстрыми темпами. Процесс быстрого экономического роста обусловлен также «ростом производительности» японской инновационной системы.
Анализируя инновационную систему Японии в разное время, можно выявить особенности японской НИС. В 1960-1990 гг. НИС Японии была направлена на улучшение продуктов и товаров, которые были изобретены в других странах. Таким образом, сначала политика Японии была направлена на заимствование товаров, на их импорт, затем начался этап строительства собственных заводов и разработки инноваций, что привело к экспорту собственной продукции.
К 1980 гг. Правительство Японии осознало важность инновационного развития и разработало новую стратегию развития. Огромную роль играла центральная власть, а именно Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), а также японские корпорации. Эти два сектора образовали единое целое, формируя стратегические задачи и ресурсы. Функции МВТП были направлены на укрепление инновационной системы. МВТП сотрудничало с различными организациями для определения и прогнозирования будущих тенденций и технологий и их дальнейшего развития. Крупные корпорации в комплексе с промышленными группами и ассоциациями производителей также оказывали влияние на развитие инновационной сферы, поддерживая тесные связи с Министерством. Возможность значительных инвестиций способствовала приобретению выгодного положения на мировом рынке посредством уменьшения затрат на конкуренцию и др.
В Японии высок уровень образования в сфере науки, также высок уровень производственной практики, что отражалось на развитии НИС. Как уже было сказано, серьезную роль играет государственный сектор. Японское Правительство, разрабатывая стратегию развития, опиралось на опыт многих стран ОЭСР. Можно привести в пример принципы, которые лежат в основе – Инициативы американской конкурентоспособности Президента США 2006 г. (American Competitiveness Initiative – ACI), европейских программ, Инновационной стратегии ОЭСР (OECD Innovation Strategy, 2008). В настоящее время Японией была разработана стратегия развития до 2025 года. И в соответствии с ней сформирована организационная структура (рис .2).
-365760151130Кабинет министров Правительства Японии
Совет по научно-технологической политике
Стратегический совет по интеллектуальной собственности
Совет по инновационной стратегии
00Кабинет министров Правительства Японии
Совет по научно-технологической политике
Стратегический совет по интеллектуальной собственности
Совет по инновационной стратегии
Рисунок 2. Организационная структура
Необходимо выделить и принятую Правительством Японии «Новую стратегию роста». Данная программа предполагает реализацию нескольких инновационных стратегий:
Энергетика и защита окружающей среды. Здесь политика будет направлена на развитие чистых экологических идей, «зеленых инноваций». В качестве примера может быть выделено производство солнечной энергии, которое распространяется с каждым годом и проникает в разные сферы. Предполагается «сокращение выбросов парниковых газов в мире на триллион триста миллиардов тонн, создание нового рынка в сфере бережного отношения и защиты окружающей среды на сумму пятьдесят триллионов йен, обеспечение занятости для миллиона четырехсот тысяч человек».
Здравоохранение. Целью реализации стратегии является повышение качества жизни, здоровья, вовлечение людей в социальные мероприятия. Предполагается «развитие рынка товаров и услуг на сумму пятьдесят триллионов йен, а также трудоустройство двух миллионов восьмидесяти четырех тысяч человек в сфере медицинской помощи и ухода за больными».
Фундаментом инновационной политики является Базовый закон 1995 года о науке и технике и трех основных научно-технологических планах. Япония, как и остальные страны, заинтересована в повышении экономической эффективности, уровня использования интеллектуальной собственности и др. В ходе реформ НИСа было обновлено Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, которое отвечает за научные исследования. Была сформулирована политика, нацеленная на преобразование научных изобретений. По инициативе специального министра по инновациям, назначенного в 2006 году, был создан Совет по инновационной стратегии, цели которого: активизация инновационного сотрудничества, достижение нового уровня благосостояния нации. Также выделяется акцент на реформирование бизнеса, увеличения влияния Японии на инновационные составляющие других стран. Япония стремится к повышению конкуренции на интеллектуальном рынке с целью увеличить уровень международной мобильности. В настоящее время Япония усиливает научное сотрудничество, демонстрирует свой потенциал и инновационное лидерство, содействует чистым технологиям с точки зрения экологии.
Особенностями национальной инновационной системы являются:
При видимом отставании от многих стран Япония смогла не только догнать, но и перегнать по инновационной активности многие из них. Ранее для Японии были справедливы утверждения о низкой производительности труда, отставании в промышленном секторе и др. На данный момент, по уровню ВВП Япония немного отстает от Германии, Великобритании.
Данные за 2010 год [67]: размер ВВП на душу населения:
Япония - 33 785 долл.,
Германия – 37 430 долл.,
Великобритания – 35 687 долл.,
США – 46 588 долл.
В Японии в отличие от других стран существуют особые отношения между государством и промышленным сектором. Как уже было сказано, стратегия развития разрабатывалась правительством, которое осознало всю важность инновационной политики. С помощью японской бюрократии была создана особая среда, которая характеризуется уникальной комбинацией – централизованном процессом принятия решений при децентрализованном подходе к внедрению инноваций. В таблице 1 представлен СВОТ-анализ НИС Японии.
Таблица 1 СВОТ – анализ НИС Японии
Сильные стороны
Долгосрочная инновационная политика
Разделение производственного процесса на сектора
Качество труда находится на высоком уровне
Развитые условия для научных исследований и развития малого бизнеса
Уровень концентрации ресурсов
Уровень развития высоких технологий (нанотехнологий, микроинженерии) Слабые стороны
Слабый внутренний спрос
Низкий уровень некоторых экономических показателей
Недостаток венчурного финансирования и фондов венчурного капитала
Дефицит внутренних инвестиций
Возможности
Реформирование как университетов, так и отдельных областей (в этой области в последнее время предпринимаются многие шаги: «Новая стратегия роста»)Сотрудничество Японии с «нарождающимися экономическими системами» - Корея, Тайвань, Китай Угрозы
Старение населения, снижения качества жизни (Новая стратегия направлена на решение именно этих проблем)
Рост конкуренции на рынках
Стратегическая цель европейской инновационной политики была зафиксирована в ходе Лиссабонского саммита Совета ЕС в марте 2000 г. Заключения саммита сводятся к двум основным требованиям:
из инноваций должна быть извлечена максимальная выгода;
для становления и развития инновационного бизнеса должна быть создана благоприятная среда.
Для достижения этих целей Европейская комиссия установила пять направлений активизации инновационной деятельности:
координация и мониторинг национальной инновационной политики;
создание законодательной базы по регулированию инновационной политики;
поощрение создания и развития инновационных организаций;
улучшение взаимодействия ключевых игроков инновационной системы;
усиление осведомленности общества об инновационной политике и создание диалога между всеми участниками, включая общественность.
Рассмотрим на примере Германии, как самой экономически мощной страны, особенности её инновационного развития.
Инновационная политика является приоритетным направлением для Германии. По многим показателям Германия является одной из самых инновационно эффективных и развитых стран. Данная эффективность традиционно проявляется в инновационном развитии производственных областей, малого и среднего бизнеса.
В Германии вопросами и проблемами инновационной политики, финансирования образования, научно-исследовательскими и конструкторскими работами занимаются Федеральное правительство и Администрации Земель. Администрации Земель несут ответственность за финансирование образования, в том числе за институциональное финансирование вузов. Федеральное правительство формулирует стратегию в плане научно-исследовательских работ, обеспечивает условия для инновационных инициатив в законодательном контексте, контексте конкуренции. В партнерстве Администрация и Правительство обеспечивают финансирование научно-исследовательских центров, таких как Общество Макса Планка, Академия Наук и др. Общество Макса Планка является специализированным институтом для фундаментальных исследований.
Для сравнения на рисунке 3 приведена характеристика развития научно-технологического и инновационного профиля Германии и среднее значение профиля стран Организации экономического сотрудничества и развития за 2010 год.
Рисунок 3. Научно-технологический и инновационный профиль Германии
Источник: OECD Science. Technology and Industry Outlook
Германия превосходит среднее значение среди стран ОЭСР по большинству показателей. Однако потенциал для развития и нерешенные проблемы существуют и в инновационной политике Германии.
На данный момент, выделяются четыре направления развития, на которые опирается национальная инновационная система Германии:
увеличение государственного финансирования ИР (главная направленность на развитие сферы здравоохранения, нанотехнологий и т.д.),
улучшение условий для инновационной деятельности в частном секторе, в стимулировании этой деятельности,
осуществление административных реформ,
осуществление институциональной реформы научных организаций.
Нельзя не отметить роль, которую выполняет Федеральное министерство образования и научных исследований (Bundesministerium für Bildung und Forschung – BMBF) в инновационной деятельности. Функциями Министерства являются развитие европейского и международного сотрудничества в образовании и науке, определение стратегии, развитие научных систем, профессионального образования и непрерывного обучения, инновационные исследования, исследования в области здравоохранения. Если в Великобритании целью является создание «инновационной нации», то в Германии – формирование культуры инноваций, охватывающей все области и сектора. Была признана и одобрена идея, что глобальная конкурентоспособность может быть обеспечена только благодаря инновационным технологиям и их влиянием на экономику. Для достижения идеи были определены стратегии, как, например, Стратегия высоких технологий Германии (High-Tech-Strategie für Deutschland) и Стратегия разработки и применения технологий будущего.
Стратегия высоких технологий Германии рассчитана до 2020 года. Стратегия является первой в своем роде национальной концепцией, призванной сплотить все заинтересованные стороны, которые участвуют в инновационной активности. Также в рамках работы над Стратегией были разработаны отдельные проекты:
Создание и приспособление существующих городов к энергоэффективным и климатоадаптированным городам с нейтральным уровнем CO2,
Перестройка системы энергоснабжения,
Разработка защиты сетей связи,
Поиск альтернативы нефти в качестве возобновляемых ресурсов,
Улучшение качества жизни населения,
Производство и продажа миллиона электромобилей в Германии до 2020,
Развитие digital-среды и др.
В Германии также активно используется кластерная стратегия, которая предполагает развитие кооперации между сильными сторонами разных отраслей. Начиная с 1990х гг. Правительство Германии начало разрабатывать технологическую политику, направленную на создание кластеров между стартапами. В настоящее время государство выполняет несколько функций: способствует созданию кластеров и внедрению кластерного подхода; является активным участников взаимодействия между отраслями.
Существует несколько принципов финансирования инноваций в Германии. Во-первых, это гранты Федерального Министерства образования и научных исследований. Такие гранты могут быть предоставлены как малым предприятиям, так средним и крупным. Распределение грантов происходит на основе тендеров. Во-вторых, это поддержка только малых и средних предприятий. Поддержка может быть оказана как в форме венчурного финансирования, так и низкопроцентных кредитов и др. В – третьих, это финансирование определенных проектов, управляют которыми неправительственные организации. Помощь оказывает как Федеральное Министерство образования и научных исследований, так и Федеральное Министерство экономики и энергетики. В-четвертых, это финансирование местными органами власти конкретных проектов.
В таблице 2 представлен СВОТ-анализ НИС Германии.
Таблица 2 СВОТ - анализ НИС Германии
Сильные стороны
Высокий уровень дипломированных специалистов, поддержка талантов, высокий уровень образованности населения
Роль федерального правительства и федеральных земель в инновационном процессе
Инновационно-ориентированные предприятия (что является серьезной проблемой для России наряду с невосприимчивостью бизнеса к инновациям)
Позиция немецких предприятий на международном рынке
Связь между промышленностью и наукой
Найденный комплекс собственного технологического развития и импорта инноваций Слабые стороны
Негибкая структура системы высшего образования и рынков труда
Бюрократия и чрезмерное вмешательство
Низкий спрос на внутреннем рынке
Нехватка ученых с естественнонаучным образованием
Барьеры финансирования инновационной среды
Дефицит венчурного капитала (также по сравнению со средним значением стран ОЭСР)
Возможности
Венчурное финансирование малых инновационных предприятий
Кооперация с другими странами
Реформирование сложной структуры НИС
Угрозы
Потеря позиций в традиционных ключевых секторах в связи с появлением новых игроков
Перенос производства в страны с дешевой рабочей силой (коррелирует с первой угрозой)
Таким образом, можно сделать вывод, что при разности подходов к инновационному развитию европейскими странами и Японией, все они являются успешными и заслуживают внимания для практического использования.
Список литературы
Актуальные проблемы современной Японии / РАН. Институт Дал. Востока. - М. Вып. 20: / Отв.ред.: Павлятенко В.Н., Цветова И.А. – 164 с.
Вертакова, Ю. В. Управление инновациями : теория и практика : учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2016. - 432 с. - (Высшее экономическое образование).
Воробьева, И. М. Государственная поддержка инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 787-791. — URL https://moluch.ru/archive/91/19568/.
Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности – 2018: стат. сб. / Н. В. Городникова и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 328 с.
Гретченко А.А Зарубежный опыт формирования инновационной политики // Инновации и инвестиции, №3, 2019.- С.45-51
Гринкевич А.М. Анализ зарубежных подходов к оценке степени инновационности экономики. – Проблемы учёта и финансов №4(8), 2012.- С.62-64
Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 335 с.
Комияма Хироши «Новая стратегия роста Японии»: цели и задачи // Инновационные тренды, 2010 - №.1. – С.18
Кузнецов Б.Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2014. 295с.
Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров, Е. С. Симоненко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 202 с.
Селезнев, П.С. Инновационная политика современного государства: стратегия, модели, практика // Диссертация на соискание уч. ст. д-ра полит. н-к. – М. : Фин. ун-т при правительстве РФ. – 2016. – 448 с.
Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 3-е / О.М. Хотяшева. - СПб. : ЗАО Издательский дом «Питер». - 2016. – 264 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!