это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2429391
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
1 Методологические особенности мониторинга реализации
государственной политики на федеральном уровне 4
2 Энергосбережение в бюджетном секторе 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются важными условиями развития российской экономики. Требования к экологичности и энергоэффективности определяют вектор развития энергетических систем и оборудования, технологий добычи ресурсов и других отраслей промышленности. Рост энергоэффективности обеспечивает существенную экономию энергоресурсов. Заложенное в проект Энергетической стратегии России до 2035 г. снижение энергоемкости ВВП в 1,3—1,5 раза соответствует экономии 315—580 млн т. у. т. в год. С учетом разнообразных внешнеэкономических ограничивающих факторов эффективное расходование топливно-энергетических ресурсов является особенно актуальным.
В условиях существующего запроса на технологическую модернизацию экономики страны и внедрение инноваций, вектор повышения энергетической эффективности становится важным направлением технологического развития и совершенствования организационных процессов. Ускоренное развитие информационных и телекоммуникационных технологий приводит к темпам роста энергопотребления в отраслях информационных технологий, значительно опережающим средние темпы роста энергопотребления. В этих условиях, учитывая важность доступности электрической энергии как ограничивающего условия развития ИТ-инфраструктуры, текущий вектор на цифровизацию экономики приводит к дополнительному повышению актуальности вопросов энергосбережения и энергетической эффективности.
1 Методологические особенности мониторинга реализации государственной политики на федеральном уровне
Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, в том числе контроль за исполнением установленного Федеральным законом № 261-ФЗ снижения в сопоставимых условиях объема потребляемых энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема, фактически потребленного в 2009 г. с ежегодным снижением этого объема не менее чем на 3 %, относится к полномочиям Минэкономразвития России. Мониторинг выполнения указанной задачи не проводился и по этой причине результаты ее выполнения не ясны. В настоящее время задание по снижению объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов государственными и муниципальными учреждениями законодательно не установлено.
В сложившейся ситуации акцент при проведении статистического анализа бюджетного сектора делался на учреждениях здравоохранения и образования, которые составляют значительную часть учреждений бюджетного сектора. По той же причине индикаторы официальной статистической отчетности для указанных подотраслей формировались в первую очередь.
Рис. 1. Удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по данным Росстата, Гкал/кв. м
Средний удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по Российской Федерации в 2016 г. снизился на 2 % к предыдущему году и составил 0,192 Гкал/м2 . Наибольшие снижения указанного показателя наблюдались в Южном, Центральном и Дальневосточном федеральном округах и составили 13 %, 8 % и 7 % соответственно. В Северо-Кавказском федеральном округе указанный показатель вырос на 12 %. Такой значительный рост может потребовать дополнительного внимания со стороны профильного ведомства.
В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения ниже, чем в среднем по Российской Федерации на 24 % и 14 % соответственно. Удельные расходы тепловой энергии в Приволжском, Северо-Западном, Центральном и Уральском федеральных округах отличаются от средних по России не более чем на 7 %. Удельный расход тепловой энергии в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах (как и в прошлом году) в оказался выше, чем средний по России на 18 % и 35 % соответственно. Во многом данная ситуация может быть обусловлена природно-климатическими условиями соответствующих федеральных округов. Существенное расхождение в значениях показателей для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов может потребовать дополнительного анализа со стороны профильного ведомства.
Рис. 2. Удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений образования по данным Росстата, Гкал/кв. м
Средний удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений образования по Российской Федерации в 2016 г. вырос на 6,6 % и составил 0,180 Гкал/м2 . Тенденция к росту удельного расхода тепловой энергии наблюдается во всех федеральных округах, за исключением Южного Федерального округа. Это обстоятельство может потребовать оперативного вмешательства профильного ведомства, учитывая экспертные оценки о значительном потенциале энергосбережения в указанной отрасли.
В Южном, Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах средний удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений образования ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах удельный расход тепловой энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений образования выше, чем в среднем по Российской Федерации в целом. Отчасти указанная ситуация может быть обусловлена природно-климатическими условиями соответствующих федеральных округов.
Рис. 3. Удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по данным Росстата, кВт·ч/кв. м
Средний удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по Российской Федерации за 2016 г. практически не изменился и составил 57,99 кВт·ч/м2 . В Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах средний удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения выше, чем по Российской Федерации на 6 %, 9 % и 15 % соответственно. Отчасти это может быть обусловлено более высокой энерговооруженностью учреждений (разницей в степени оснащенности медицинскими приборами).
2 Энергосбережение в бюджетном секторе
Особый интерес в рамках реализации Федерального закона № 261-ФЗ представляет вопрос об обеспечении энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями. Они, в частности, до 15 мая 2010 года обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечить проведение энергетических обследований (до конца 2012 года), планомерно сокращать потребление энергетических ресурсов.
Существующая в настоящее время негативная динамика показателей энергоэффективности в бюджетной сфере объясняется прежде всего отсутствием стимулов к энергосбережению как на уровне ГРБС, так и на уровне подведомственных бюджетополучателей. Это связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги, исходя из ранее достигнутых объемов бюджетного финансирования, ежегодно увеличиваемых на индекс-дефлятор. Кроме того, экономия, получаемая в случае проведения учреждением мероприятий по энергосбережению, как правило, изымается и уровень бюджетного финансирования на следующий бюджетный цикл сокращается на величину этой экономии. В таких условиях какие-либо стимулы к снижению потребления энергоресурсов по инициативе получателей бюджетных средств просто отсутствуют. К тому же проблема усугублялась отсутствием необходимой правовой базы.
После принятия Федерального закона № 261-ФЗ, внесшего значительные изменения в числе прочего в Бюджетный и Жилищный кодексы РФ, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», появились необходимые правовые основы для проведения работ по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе, в том числе посредством заключения и реализации энергосервисных договоров (контрактов). Указанные правовые основы прежде всего нашли отражение в ст. 21, 24, 33 и 44 Федерального закона № 261-ФЗ, определяющих механизмы и способы повышения энергоэффективности в государственных учреждениях.
Необходимо учитывать, что полноценная интеграция механизмов энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетный процесс, по нашему мнению, возможна при выполнении ряда условий, а именно:
обеспечение правовой возможности финансирования услуг по энергосбережению за счет части экономии бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг;
обеспечение гарантированного уровня финансирования услуг энергосервисных компаний на всем протяжении действия энергосервисного договора (контракта);
обеспечение экономических стимулов к энергосбережению для бюджетных учреждений;
создание правовых основ для обеспечения процедур заключения энергосервисных контрактов;
внедрение практики контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов через механизмы государственного задания.
В связи с этим особое значение приобретает необходимость своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, развивающих вышеперечисленные нормы Федерального закона № 261-ФЗ.Особый интерес представляют п. 57–59 Плана, закрепляющие необходимость:
разработки порядка определения объема снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей реализации требований Федерального закона № 261-ФЗ — в срок до 1 марта 2010 года;
подготовки разъяснений по вопросу использования бюджетными учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности сверх установленного снижения на 3 % — в срок до 1 мая 2010 года;
разработка требований к условиям контракта на оказание энергосервисных услуг — в срок до 31 января 2010 года.
Можно предположить, что появление указанных документов внесет большую ясность в вопрос об обеспечении энергосбережения и повышении энергетической эффективности бюджетными учреждениями. Важным аспектом проводимой в этом направлении работы должно стать проведение разъяснительной работы среди руководителей бюджетных учреждений о возможностях заключения энергосервисных контрактов и об особенностях закупки энергосервисных услуг.
Заключение
Учитывая опыт применения ныне утратившего силу Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», можно утверждать, что от качества и своевременности принятия указанных подзаконных нормативно-правовых актов во многом будет зависеть успешность реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных новым законом. Наличие пробелов в правовом регулировании может стать одной из причин, не позволяющих системно и своевременно реализовывать нормы Федерального закона № 261-ФЗ.
Своевременность реализации предусмотренных законом мер приобретает особое значение в связи расширением в Кодексе об административных правонарушениях РФ (ст. 9.16) состава правонарушений, за которые должностные лица и организации могут быть привлечены к административной ответственности. В числе подобных правонарушений — несоблюдение сроков проведения энергетических обследований (в том числе учреждений), непринятие программ в области энергосбережения, размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям к энергетической эффективности. В связи с этим к реализации рассматриваемого закона следует отнестись со всем вниманием и продуманно выполнять его нормы, учитывая при этом иные принимаемые меры по оптимизации бюджетных расходов и повышению качества услуг.
Список использованной литературы
1. Широков. Е.И. Экодом нулевого энергопотребления – реальный шаг к устойчивому развитию // Архитектура и строительство России. 2009. – № 2. – С. 35–39.
2. Кузнецов А. Проектирование энергосберегающих зданий // Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2010. – № 1. – С. 15–20.
3. Лобикова Н.В., Галюжин А.С., Лобикова О.М., Галюжин С.Д. Экологическая целесообразность применения тепловых насосов для отопления индивидуальных жилых домов в Беларуси // Вестник Белорусско-Российского университета. – Могилев, 2018. – № 2 (59). – С. 33–43.
4. Лобикова Н.В., Лобикова О.М. Управление рисками при реконструкции жилых домов с учетом современных требований энергоэффективности: проблемы и практика решения // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: сборник научных статей / VIII Международная научно-практическая конференция (11 апреля 2018 г.). – Барнаул: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. – С. 160–165.
5. Лобикова О.М., Лобикова Н.В. Внедрение системы энергетического менеджмента в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика России: реалии и перспективы развития: материалы международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов (г. Краснодар, 11–14 апр. 2018 г.) / Сост. Ю. И. Сигидов, Н. С. Власова, Г. Н. Ясменко, В. В. Башкатов. – Краснодар: КубГАУ, 2018. –С. 405–410.
6. Щур А.В., Лобикова Н.В., Лобикова О.М. Нетрадиционные системы отопления // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Международной научно-практической конференции. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2018. – С. 337–338. – http://bru.by/content/science/conferences/materialsconferences
7. Лобикова О.М., Лобикова Н.В. Инвестиционная привлекательность нетрадиционных систем отопления для населения как составляющая энергетической безопасности страны // Информационное обеспечение устойчивого развития экономики: материалы международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов (17–18мая 2018 г.) / Сост. Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – С. 235–242.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!