это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2430482
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ. Согласно Статье 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные заимствования — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, а также от иностранных государств и международных финансовых организаций [1]. Совокупность всех займов и кредитов, накопленных государством за некоторый период времени, и не выплаченных займодателям, образует государственный долг. Согласно Статье 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный долг означает все долговые обязательства государства перед внутренними и внешними займодателями [1].
Государственные заимствования необходимы для ведения государством долгосрочных программ по развитию экономики страны и выполнения различных целей государства, поскольку объем федерального бюджета в современных условиях не всегда позволяет обеспечить эффективность государственных программ без дополнительных инвестиций. Нередко в условиях нехватки федеральных средств, формируется дефицит бюджета, который согласно Статье 92 Бюджетного кодекса означает разницу между объемом расходов и доходов федерального бюджета за финансовый год [1]. Поскольку для условий Российской Федерации, как развивающейся страны, необходимы крупные инвестирования в развитие всех отраслей, проблема дефицитного бюджета является актуальной, и решаемой, фактически, только государственными заимствованиями.
Цель работы — рассмотреть государственные заимствования как способ покрытия дефицита бюджета.
Основная частьБольшинство современных стран требуют больших инвестиций в разные направления социально-экономического развития. Обеспечить пополнение федерального бюджета исключительно за счет регулирования экономики (регулирование уровня доходов населения, производительности труда, затрат на разные нужды и балансирование всей экономики) является сложной задачей, что обуславливает необходимость и актуальность поиска сторонних средств, которые формируют форму государственных заимствований.
По такому механизму и принципу, государственные заимствования возрастают обычно в периоды социально-экономической нестабильности (или кризисов). На примере Российской Федерации видно, что дефицит федерального бюджета страны наблюдался в годы экономического кризиса 2008–2009 гг., а также в период политико-экономической нестабильности 2013–2017 гг.
Существует множество способов покрытия дефицита бюджета (эмиссия денег, ужесточение налоговой политики), но самым эффективным из них является политика государственных заимствований [2]. Такая политика проводится во взаимосвязи с конкретными государственными проектами, требующими стороннего финансирования на определенный период времени. При получении государственного займа указывается источник заимствований, их сумма, сроки погашения, проценты и гарантии третьих лиц по возврату средств заемщиками.
Основное преимущество государственных заимствований (в случае внутренних заимствований) как способа покрытия дефицита бюджета заключается в том, что они не провоцируют рост совокупного спроса и денег в экономике, так как бо́льшая часть этих займов относятся к свободно обращающемуся капиталу среди населения и организациями.
Важное преимущество внешних заимствований заключается в том, что они не подвержены инфляции (как внутренние источники финансирования), имеют фиксированную цену и дату выплаты долга, а также возможность получения гораздо бо́льших сумм, по сравнению с остальными способами покрытия дефицита бюджета.
Недостаток внешних заимствований состоит в том, что выплата долга требует очень больших сумм, и в случае неудачного проведения финансируемого проекта (например, стимулирования промышленной отрасли) за период выплаты долга, страна может впасть в долгосрочную долговую зависимость от иностранных кредиторов, что будет сдерживать развитие экономики страны и снижать эффективность от самих мер экономического развития (например, развитие отрасли).
Общая положительная характеристика государственного долга (внутреннего и внешнего) определяется тем, что он имеет долгосрочный характер по выплатам. Долг может быть выплачен раньше срока, точно в срок или в течение всего времени выплаты долга, в зависимости от конкретных условий. Одновременно происходит равномерное распределение налогового бремени.
Преимущество внутреннего долга заключается в том, что, за счет выпуска долговых обязательств, которые предназначены для покупки физическими и юридическими лицами, государство способствует росту инвестиций со стороны населения, тем самым стимулируя обращение финансов в экономике.
Во внешнем государственном долге еще одно преимущество состоит в том, что в ходе такой практики укрепляется международное сотрудничество. Через поиск потенциальных кредиторов устанавливаются международные связи, которые формируют долгосрочные экономические отношения, интересные обеим сторонам.
Отрицательная сторона внешних заимствований также может быть в том, что в целом, он снижает уровень национальных сбережений [4]. С другой стороны, возможно, что национальные сбережения в тенденциях современной глобализации не так необходимы, как выгодные внешние связи, поскольку все страны тесно взаимосвязан в своем развитии за счет обмена товаров и средств, которых недостает в стране-заемщике. Контраргументом может быть указание на перемену современного глобального курса с глобализации на антиглобализацию — возвращение значительной части производств и активов с глобального уровня в пределы непосредственного государственного влияния, ограниченного страной или региональным экономическим союзом (как ЕС, Союзное государство и др.). Возможно, что сама тенденция к деглобализации, появившаяся к концу 2010-х годов, непосредственно связана с проблемой роста государственного долга современных стран и их зависимости от внешних заимствований. Проблема проявилась тем, что рост государственных заимствований, предназначавшихся первоначально на развитие экономики, нередко ведет к обратному эффекту, замедлению производства, сокращению денежного капитала в национальной экономике, сокращению темпов и возможностей производства, способствует снижению уровню заработной платы и предполагает ужесточение налоговой политики как крайней меры стабилизации экономики в условиях высокой закредитованности.
При этом, в научно-экономической среде не существует однозначного отношения со стороны государств к проблеме государственного долга. Большинством исследователей считается, что государственные заимствования, в современных условиях, являются преимущественно положительным явлением, тогда как отрицательные явления, связанные с ними, целесообразно считать несущественными. Очевидно только то, что государственные заимствования являются лишь способом приспособиться к глобальным экономическим процессам, без чего вступление в мировую экономику и поддержание высокого уровня жизни в стране практически невозможно (по современным объективным критериям — информатизации, инновационности, уровню доходов, образованности населения, и т. д.). Особых крупных проблем с государственным долгом исследователи вопроса не обнаружили — даже слабо развитые страны способны за определенный срок выплатить значительный внешний государственный долг. Мультинаправленность государственного долга позволяет без проблем использовать его как эффективный источник покрытия бюджетного дефицита всеми странами.
С другой стороны, еще один заметный недостаток инструмента внешних государственных заимствований заключается в их высокой политизированности. Например, после введения экономических санкций против Российской Федерации в середине 2010-х годов западными странами, Россия оказалась в больших ограничениях в торговых возможностях и поисках внешних инвесторов. В результате этого скорость погашения государственного долга значительно замедлилась, при одновременной инфляции, девальвации рубля и падении цен на российские активы. Тем не менее, Россия использовала уже имеющиеся государственные заимствования для ускорения погашения государственного долга и дефицита бюджета в условиях резких ограничений во внешний торговле и в макроэкономике. Под влиянием подобных политико-экономических событий Российская Федерация стала в большей мере ориентироваться на внутренние заимствования, чтобы снизить объемы внешнего государственного долга. Успех такой политики объясняет зарубежный теоретический опыт, который говорит о том, что в условиях высокого темпа роста инфляции, одним из самых эффективных инструментов являются именно внутренние заимствования.
Преимущества внутренних заимствований в российских условиях проявляются тем, что для целей экономического развития важен высокий спрос на облигации федерального займа, который наблюдается среди российских инвесторов. В условиях экономических санкций Российской Федерации было практически невозможно получать средства для покрытия дефицита бюджета от внешних заимствований. Тем не менее, существуют способы в некоторой мере обойти санкции, что было сделано Правительством РФ во второй половине 2010-х гг. через получение еврозаймов под небольшой процент. Это позволило предотвратить более крупные последствия социально-экономического кризиса в Российской Федерации середины 2010-х гг. Например, в этом случае не было необходимости покрытия дефицита бюджета через повышение налогов, приватизацию государственных активов и девальвацию российской валюты, что только бы увеличило негативные социально-экономические последствия [3].
В любом случае, рассмотрение положительных и отрицательных сторон государственных заимствований следует проводить в индивидуальном порядке, с учетом экономических и политических особенностей каждой отдельной страны. Некоторые развитые страны, такие как США и Япония, имеют объем государственного долга, значительно превышающий объем их национального ВВП, что не создает никаких трудностей для роста социального-экономического развития в этих странах. С другой стороны, в Норвегии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и в некоторых других странах объем внешнего государственного долга не превышает 30%, однако, уровень жизни в данных странах нельзя назвать определенно низким [5]. В Бразилии наблюдается самый большой государственный внешний долг среди стран Латинской Америки, но тем не менее, уровень жизни в стране относительно невысокий, и характеризуется высоким уровнем бедности и безработицы (однако, наблюдается постепенный рост уровня жизни, вероятно, несколько пропорциональный росту государственного долга и других социально-политических и социально-экономических факторов). Объясняются данные факты тем, что эффективность от государственного долга во многом определяется его воздействием на хозяйственную систему страны в целом. Так, для одних стран рост государственных заимствований ведет к финансовой неустойчивости, а для других является стимулом экономического развития.
ЗаключениеГосударственные заимствования обладают преимуществами и недостатками, если рассматривать их как способ покрытия дефицита бюджета и инструмент для стимулирования развития экономики. Основные преимущества государственных заимствований:
Возможность долгосрочного погашения;
Практически неограниченный объем (в случае внешних заимствований);
Стимулирование инвестиционной деятельности внутри страны;
Укрепление международных экономических и политических связей;
Привлечение интереса иностранных инвесторов в страну;
Внешние заимствования не подвержены инфляции и имеют фиксированный объем.
Недостатки государственных заимствований:
Большие суммы задолженностей во внешнем долге, которые могут превышать объемы национального ВВП;
Зависимость государства от политической ситуации (политические перемены способны ограничить объемы внешних заимствований);
Внешние заимствования снижают уровень национальных сбережений.
Таким образом, анализ достоинств и недостатков государственных заимствований как способа покрытия дефицита федерального бюджета показывает преобладание его преимущества над недостатками, что также подтверждается другими исследованиями.
Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
Государственное регулирование экономики : учебное пособие для студентов гуманитарного факультета // Г.П. Капканщиков, С.Г. Капканщиков. – Ульяновск: УлГТУ. –2000. – С. 164
Карандин Д. Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации // Д. Ю. Карандин. – Вестник университета. – 2017. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-vneshniy-dolg-kak-istochnik-pokrytiya-defitsita-byudzheta-rossiyskoy-federatsiiПанчоха М.М. Государственный долг как инструмент покрытия дефицита бюджета // М.М. Панчоха. – Международный научный журнал «Синергия наук». – №12. – 2017. – p. 388-398. [Электронный ресурс] – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29392721
Плюсы и минусы государственных заимствований и государственного долга для бюджетной системы России // Н.Н. Парасоцкая, Н.Д. Яковлев. [Электронный ресурс] – URL: https://accounting.fa.ru/jour/article/download/273/266
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!