это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2431925
Ознакомительный фрагмент работы:
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Справедливо заметил великий русский ученый. Это действительно так.
Дошкольный возраст самый важный этап развития ребенка. При этом ребенок
большую часть своего времени проводит в детском саду. Это первое
социальное учреждение, в котором он находится, взаимодействует с другими
детьми. Именно здесь дети учатся общаться друг с другом, строить дружеские
отношения, делиться игрушками и т.д. Часто у детей затягивается процесс
адаптации к детскому саду или проходит с определенными трудностями.
В настоящее время определены Федеральные государственные
требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования
наиболее востребованным становится психолого-
педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. 1
Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное
развитие сегодня - неотъемлемая цель деятельности детского сада.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности,
направленная на создание социально-психологических условий для успешного
воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. 2
Важно при этом заметить, что по статистическим данным медиков,
увеличивается количество детей с разными родовыми травмами, что
накладывает отпечаток на общее развитие ребенка. Часто в детских садах
встречаются дети с синдром дефицита внимания, неврозами и
неврозоподобными состояниями.
Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в
дошкольной образовательной организации поможет справиться с этими
проблемами. При этом ребенок должен быть субъектом
собственной деятельности, а его активность и свободу должны встречаться и
взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Для того чтобы облегчить данный процесс и создать комфортные условия
пребывания ребенка в детском саду работает педагог-психолог.
Установки и запросы для педагога- психолога исходят от администрации
ДОУ. И относительно этого он может выступать в разных ролях:
- консультанта с отдельным кабинетом, оказывающего помощь детям и
родителям по вопросам развития детей;
- наблюдателя, посещающего занятия в группах, диагностирующего
детей и консультирующего воспитателей по работе с конкретными детьми;
- активного участника учебного процесса, участвующего в разработке
программы вместе с воспитателями, проводящими занятия с детьми;
- ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса
среди воспитателей;
- исследователя, наблюдателя, в целом, за образовательным процессом.
В зависимости от того, какая из этих ролей выбрана для педагога-
психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции.
Целесообразно заметить, что педагог- психолог выявляет скрытые
причины детских неудач, поступков, нарушение развития психических
процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения.
Для решения задач, педагог-психолог проводит свою работу по
следующим направлениям:
-Консультации:
1) Планируемые самим специалистом проводятся в течение года по
актуальным на его взгляд, темам для детского сада, возрастной группы и
родителей.
2) «По запросу» проводятся по различным проблемам, волнующим
родственников ребенка. Это могут быть не только вопросы, связанные с его
развитием или поведением ребенка. По необходимости родители, бабушка или
дедушка, могут и должны обращаться к психологу. Например, в том случае,
если наблюдают, что с ребенком что-то происходит не должным образом,
наблюдаются изменения поведения и т.д..
– Психолого-педагогическая диагностика - это получение информации
об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных
особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Инструментарий для его проведения подбирается специалистом в
зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых
развивающих задач.
Проводиться в течение всего учебного года. Ребенок может участвовать
в психолого-педагогической диагностике только с согласия родителей
(законных представителей). Результаты диагностики используются
исключительно для решения образовательных задач. Психодиагностическая
работа в детском саду включает в себя диагностику:
- познавательной сферы: мышления, памяти, внимания, восприятия,
воображения, мелкой моторики;
- эмоционально-волевой сферы: проявлений агрессивного поведения,
страхов, тревожности, готовности к школе;
- коммуникативной сферы: трудностей в общении со сверстниками и
взрослыми.
Диагностика проходит в 2 этапа: в начале года (октябрь) и в
конце (апрель). Если результаты показывают, что ребенок «не справляется» с
программой, у него плохое поведение, не сформированы навыки
самообслуживания в соответствии с возрастом, специалист проводит
дополнительные исследования сформированности основных психических
процессов. По результатам диагностики составляется психологическое
заключение. Данные о результатах мониторинга вносят в диагностическую
карту, ее анализ позволяет оценить эффективность образовательной программы
и организацию образовательного процесса в целом. И если выявляются
проблемы, то педагог-психолог решает их совместно с воспитателем и
родителями ребенка. При необходимости, педагог-психолог направляет
ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу). В
процессе диагностики педагог-психолог параллельно также изучаются
отношения в детском коллективе, тем самым помогая воспитателям в
организации работы с определенными детьми.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
Адаптация — это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
То есть это процесс выработки новых форм и способов активности,
обеспечивающих эффективность деятельности в изменившихся условиях и
сохранение психофизического благополучия. Адаптация направлена на
поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях.
Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни
организма и психики.
Также в течение года изучаются отношения в детском коллективе,
выявляются лидеры, и дети, которые держатся «особняком», с которыми «не
дружат», не играют. И далее совместно с воспитателем планируется работа по
улучшению взаимоотношений между детьми.
Стоит заметить, что кроме плановой диагностики также проводятся и
«ситуативные» исследования. Например, их проводят в случае затянувшейся
адаптации, появившихся у ребенка страхов и т.д. При этом с помощью
специальных тестов и методик выявляется причина и далее проводится
коррекционная работа.
Позже в подготовительных группах проводиться диагностика -
комплексная оценка готовности ребенка к школе. И в случае обнаружения
неполной готовности ребенка к школе, педагог-психолог подскажет, на что
именно нужно будет обратить внимание, даст рекомендации и т.д.
- Коррекционная работа. Стоит помнить, что все дети разные,
соответственно и темпы их развития тоже различны. Психические процессы
тоже формируются неравномерно. И имеют место ситуации, когда для развития
какой-либо психической функции необходимо вмешательство, толчок со
стороны специалиста. И тогда налаживается усвоение знаний или поведение в
соответствии с возрастом ребенка. Для этого с согласия родителя педагог-
психолог планирует и проводит с ребенком коррекционную работу.
Очень полезны в коррекционной работе игры с мячом, так как они
развивают мышечную силу, глазомер, координацию, смекалку; способствуют
развитию речи; движения пальцев и кистей влияют на развитие функций
мозга. Например: Игра «Назови эмоцию».
Цель: помочь осознать свои эмоции и эмоции других людей, научить
выражать и проговаривать свои чувства.
Инструкция.
Дети становятся или садятся в круг.
- Передайте мяч по кругу и попросите каждого ребенка назвать одну
эмоцию, мешающую ему общаться. Дети могут выражать эмоцию движением,
позой, мимикой, жестами, интонацией.
- Когда мяч вернется к вам, передайте его в другую сторону. Далее
участники перечисляют эмоции, помогающие общаться. Целесообразно менять
тему игры, например, из-за каких эмоций дети ссорятся, а какие помогают
мириться.
- Развивающая работа. В начале нового учебного года специалист
выбирает направление, по которому в течение года будут углубленно работать.
Например, тема: формирование межличностных отношений в детском
коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из темы уже и
планируется развивающая работа, в процессе которой дети учатся общаться,
вместе играть, решать конфликты, избегать ссор.
- Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей проводится с целью
профилактики, предупреждения. Можно использовать: тематические беседы и
групповые консультации с родителями. В связи с возрастанием числа детей
с предельными и выраженными проблемами в психическом развитии,
актуализируется психопрофилактическая задача: содействие первичной
профилактике и интеграции этих детей в социум.
Педагог- психолог заботится о создании психологически благоприятного
климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и
детей.
Таким образом, роль педагога - психолога в детском саду бесценна как
для ребенка, так и для его родителей, воспитателя. Ввиду того, что большую
часть активного времени дети проводят именно в детском саду, в руках
педагога-психолога психическое здоровье и гармоничное развитие детей, то
есть создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации
основной образовательной программы и корректировка возникающих проблем
и т.д.
Педагог-психолог всю деятельность в рамках системы сопровождения
осуществляет согласно должностным обязанностям и направлениям
деятельности: консультирование, просвещение; профилактика;
коррекционно-развивающая деятельность; диагностика; экспертиза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Миноборнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от
21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N
30384) // Consultant.ru›document/cons_doc_LW_154637.
2. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение
субъектов образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В.
Адушкина, О. В. Лозгачева ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017.
3. Давыдов В.В.Научное обеспечение образования в свете нового
педагогического мышления//Новое педагогическое мышление./Под ред.
Петровского А.В. М.: Педагогика, 2005.-290с.
Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов /
Н. С. Ежкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 183 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452190 (дата обращения: 26.09.2020).
4. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей
дошкольного возраста / О. О. Монгуш. — Текст: непосредственный //
Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва,
июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8262/ (дата обращения: 26.09.2020).
5. Педагог-психолог в дошкольном учреждении: пособие для
педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного
образования / сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Белинская. — 2-е изд. — Мозырь:
Белый Ветер, 2011. — 87c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!