это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2432335
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации (далее – РФ) функционирует единая трехуровневая система управления сферой здравоохранения, которая представляет собой совокупность федеральных органов управления отраслью, региональных органов управления данной сферой, совокупность СОВОКУПНОСТЬ НЕ ОЧЕНЬ КОРРЕКТНОЕ СЛОВО – ЛУЧШЕ ЗАМЕНИТЬ СИСТЕМОЙ, ПОДЧЕРКИВАЯ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ органов местного самоуправления, осуществляющих управление на местном уровне, в целях сохранения и укрепления здоровья населения России. Последнее десятилетие в нашем государстве предпринимаются значительные меры для повышения качества медицинских услуг и доступности оказания медицинской помощи населению. НА ФОНЕ ЭТОГО, в 2016 г. РФ заняла последнее место в международном рейтинге, в котором оценивалась ситуация в здравоохранении 55 стран[33]. Несмотря на то, что в соответствие с результатами исследования Индекса человеческого капитала экспертами Всемирного банка в 2020 г. РФ вошла в десятку стран мира, значительно улучшивших за последние десять лет свои показатели в сфере здоровья и образования, в мировом рейтинге здравоохранения Bloomberg Health Care Efficiency в 2020 г. наша страна заняла 53 место среди 56 стран [32].ВСЕ ЭТО ПОДТВЕРЖДАЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ТАК КАК… (ИЛИ СВОЮ ФАЗУ С КРАТКИМ РЕЗЮМЕО АКТУАЛЬНОСТИ).
Следует отметить, что среди субъектов РФ есть ряд регионов, в которых значительно хуже показатели, чем средние российские показатели в сфере здравоохранения. В их числе Новгородская область, занявшая в 2019 г. рейтинге среди 85 субъектов РФ 83 место по суммарной оценке таких показателей, как региональное финансирование здравоохранения, обеспеченность кадрами и уровень их заработной платы, а также смертность населения. В связи с этим представляет интерес исследование организации управления сферой здравоохранения Новгородской области, которая не исследовалась ранее (??).
Степень и уровень научной разработанности проблемы: отдельным вопросам регионального управления в сфере здравоохранения посвящены работы таких исследователей, как: С.В. Абрамова, А.Р. Ильясова, О.Ю. Кутумова, И.Л. Леонтьев, Е.Н. Лепяхова, Ю.В. Михайлова, Н.В. Махинова, А.В. Решетников, М.Г. Шамшурина, В.И. Шамшурин и другие.
Объект исследования: процесс управления сферой здравоохранения региона.
Предмет исследования: организация процесса управления в сфере здравоохранения Новгородской области.
Цель настоящей курсовой работы заключается в комплексном анализе процесса управления сфере здравоохранения Новгородской области и в разработке предложений для его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить сущность основных понятий относительно общегосударственного и регионального управления в сфере здравоохранения;
- познакомиться с нормативной правовой базой, в рамках которой регулируются вопросы управления сферой здравоохранения;
- проанализировать сложившуюся ситуацию в отрасли и как организовано управление сферой здравоохранения Новгородской области;
- разработать предложения для совершенствования управления в сфере здравоохранения Новгородской области.
Эмпирической базой исследования послужили: научные публикации об организации управления сферой здравоохранения и ее регионов; нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы управления здравоохранением; отчетные документы региональных органов исполнительной власти, статистические данные федеральных и региональных органов статистики.
Методами исследования являются такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, обобщение, логический метод, в том числе сравнительный, комплексный и системный анализы.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Сущность понятия «система управления сферой здравоохранения», принципы, цели, задачи и функции управления сферой здравоохранения
В соответствии с положениями статьи 7 Конституции РФ наше государство В НАУЧНЫХ РАБОТАХ РЕКОМЕНДУЮТ ИЗБЕГАТЬ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ является социальным государством, в связи, с чем его политика должна быть направлена на обеспечение достойной жизни населения России и его свободного развития. При этом В статье 41 Основного Закона РФ законодательно закреплено право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от его пола, социального, а также должностного положения, национальности, религиозного предпочтения, места жительства и иных обстоятельств.
Реализуется это право по большей части в сфере здравоохранения . В соответствие с анализом медицинской и юридической В медицинской и юридической литературе под здравоохранением представляет собой понимают систему государственных и общественных социальных, а также социально – экономических мероприятий, обеспечивающих высокий уровень улучшения здоровья населения и его охраны[21]. С экономической точки зрения А.Р. Ильясова представляет здравоохранение является отраслью, которая охватывает специалистов и организации, оказывающие населению, проживающему в РФ медицинскую помощь. При этом в число таких специалистов входят медицинские работники государственных учреждений, частно-практикующих организаций, диагностических и научно-исследующих центров, фармацевтических организаций и т.п.[ [27,7с.].
По мнению А. В. Решетникова, Н. Г. Шамшуриной, В. И. Шамшурина, в число основных признаков здравоохранения выделяет, с точки зрения на здравоохранение как отрасль экономики и государственного управления, необходимо включать цели, задачи, организации, относящиеся к ней, произведенные услуги и продукцию, кем управляется, что отражено в таблице 1[39, 29с.].Таблица 1 – Признаки здравоохранения как отрасли государственного управления
Здравоохранение и его:
содержательное значение цель основные задачи основная функция сфера
АП Р*
часть социальной сферы управления, институт реализации государственных гарантий в сфере охраны здоровья населения с системной формой устройства, представляющий собой, с организационно-правовой точки зрения, неоднородную систему сохранение и укрепление здоровья населения путем проведения эф-фективной государственной политики, так и профилактической, лечебной и иных видов деятельности мед. учреждений полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной мед. помощи; создание условий для здоровой, активной жизни людей, а также конкуренции лечебно-профилактических уч-реждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами мед. учреждения охрана общественного здоровья. Это определяет основное назначение отрасли: удовлетворение потребностей общества в услугах в области охраны здоровья. мед. учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и органы управления здравоохранением
*АПР – Административно-правового регулирования
При этом ряд исследователей считают, что, в конечном счете, целью управления сферой здравоохранения является увеличение продолжительности жизни населения нашей страны. Как указано в таблице 1, здравоохранение с организационно-правовой точки зрения представляет собой неоднородную систему, что подтверждает графическая схема его структуры, изображенная представленная в Приложении А.
Из рисунка в Приложении А следует, что основными компонентами отрасли/ПОДОТРАСЛЯМИ здравоохранения являются практическая медицина и медицинская промышленность. При этом первый компонент включает в себя весь комплекс медицинских услуг населению в области охраны здоровья, которые реализуются в ходе проведения диагностики и лечения населения, при оказании ортопедических или стоматологических услуг и т.д. К практической медицине также относят деятельность экспертных и надзорных органов. К медицинской промышленности (второй основной компонент) относится ряд промышленных предприятий, которые производят фармацевтическую продукцию и медицинскую технику для медицинских и аптечных учреждений.
Следует отметить новый компонент в российской системе здравоохранения, появившийся только в 2017 г. – это телемедицина, позволяющий осуществлять ПРОВОДИТЬ консультации врачей с пациентами, проживающими в самых отдаленных уголках РФ. Хотя в России она находится только в зачаточном состоянии, эксперты считают ее отдельной подотраслью медицины, но в будущем, по их мнению, телемедицина может стать частью практической медицины[37]. УБИРАЙТЕ ЛИШНИЕ ПРОБЕЛЫ ПО ВСЕМУТЕКСТУ РАБОТЫ, ИНАЧЕ НА ПРОВЕРКУ ОРИГИНАЛЬНОСТИ НЕ ПРОЙДЕМ.
В латинском языке слово «управление» читается как, regere, в английском — control или management, во французском — administration, в немецком — Regierung, что в буквальном переводе вышеперечисленных иностранных слов означает влияние на какие-либо отношения, явления, начало процессов действиях ПОЯСНИТЕ ИЛИ УТОЧНИТЕ человека в определенных целях и интересах.В связи с этим Г.В. Атаманчук дает определение понятию «управление» как целеполагающему, т. е. сознательному, продуманному, организующему и регулирующему воздействию (влиянию) граждан на их жизнедеятельность в обществе, осуществляемое непосредственно (в форме самоуправления) либо путем создания специальных органов либо структур ( в том числе общественные объединения, союзы, общества, политические партии, государственные органы либо созданные на предприятиях и пр.) [38, 41c.].
Управление является одной из ответственных сфер практической и интеллектуальной деятельности людей, которая очень трудная. Это сфера деятельности человека, от состояния которой зависит во многом благополучие определенного общества и судьба каждого человека. Определение целей управления является его первоосновой, которой в дальнейшем будет подчинено функционирование определенной системы управления. После определения целей разрабатываются задачи, формируются их структура, продумывается оценка результатов управленческой деятельности во взаимосвязи с поставленными целями[38, 41c.].
Эксперты современной теории административного права отмечают, что понятие «государственное управление» в широком смысле, представляет собой всеобъемлющую и всеобщую деятельность государства регулирующего и организационного свойств. Регулирующее свойство государственного управления касается деятельности трех ветвей государственной власти и государственных органов, которые непосредственно к ветвям власти не отнесены федеральным законодательством. Организующие свойство государственного управления связано с организующим воздействием всех государственных управленческих органов, которое направлено на обеспечение законности и правопорядка, удовлетворения интересов личности, общества и государства, а также направлено на их развитие [19, 22-26с].
Поддерживая точку зрения Д.Н. Бахрах, Б.В, Россинского и Ю.Н. Старилова, И.Л. Леонтьев и Н.В. Махинова отмечают, что в государственном управлении сферой здравоохранения используются такие методы управления, как: правовые; организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические, что отражено в Приложении Б[22]. При этом они выделяют в государственном управлении сферой здравоохранения такие его функции, как стратегическое, тактическое и оперативное управление, характерные современному этапу развития нашего государства.
Отрасль здравоохранения является одним из составных элементов структуры социальной сферы, целью которой является сохранение и укрепление здоровья населения через реализацию мер и мероприятий лечебной и профилактической и иных видов деятельности различных медицинских учреждений, играющих основополагающую роль в сфере охраны здоровья населения, поскольку охрана здоровья считается неотъемлемым условием жизни нашего общества [2].
Согласно современной теории государственного управления, управление осуществляется в любой сфере народного хозяйства РФ с учетом основной цели, для достижения которой реализуется ряд задач. Применительно к государственному управлению в сфере здравоохранения, это можно представить в виде рисунка 1.
Цель государственного управления в сфере здравоохранения – увеличение продолжительность жизни населения
111
1 Задачи государственного управления в сфере здравоохранения 1
1111
медицинская: профилактика, диагностика и лечение заболеваний 1 социальная: улучшение здоровья населения 1 экономическая: оптимальное использование ресурсов
11
Объект управления Субъект управления 111
процесс формирования и распределения денежных средств фондов 1 отношения между субъектами по созданию, распределению и потреблению средств фондов отрасли государственная системаздравоохранения1 муниципальная система здравоохранения 1 частная система здравоохранения 1 потребители медицинских услуг
Рисунок 1 – Современная система государственного управления в сфере здравоохранения[20, 55-62 с.]
Одновременно следует отметить, что Г.В. Атаманчук в своих трудах, отмечает что государством, как непосредственным и активным участником системы управления в любой сфере определяется: порядок реализации властных полномочий органов власти; правовые формы общения коллективных субъектов и граждан; преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих его участников; государственно-властный характер; содержание и структуру исполнительно-распорядительной деятельности осуществляется во всех сферах –социальной, экономической, административно-политической[20, 55-62 с.]. В соответствие с современной теорией государственного управления главные элементы системы государственного управления можно представить в виде рисунка 2.
Институционная подсистема
Элементы структуры системы государственного управления
Профессионально-кадровая подсистема
Научно-технологическая подсистема
Профессионально-культурная подсистема
Структурно-функциональная подсистема
Нормативно-правовая подсистема
Коммуникативная подсистема
Рисунок 2 – Главные элементы системы управления в государственных органах власти [25]
Учитывая, что элементы, указанные на рисунке 2 характерны любой современной системе государственного управления, можно сделать вывод, что система государственного управления в сфере здравоохранения имеет аналогичные подсистемЫ, но фундаментальной является нормативно-правовая подсистема. ЭТО ЧТО ЗА ОБМАНКА СИСТЕМЫ??) АККУРАТНЕЕ. У НАС НА НОСУ АККРЕДИТАЦИЯ – ПОЭТОМУ КО ВСЕМ РАБОТАМ ПРИСТАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. ВСЕ ВЫЧИТЫВАЕТСЯ
Вышеизложенный вывод автора подтверждается и положениями современной теории административного права, согласно которой государственное управление в любой сфере базируется на системе нормативных правовых актов, в первую очередь федерального значения, которыми пошагово регламентирующих любые действия ее участников и любые отношения, которые могут возникнуть в соответствующей сфере (в данном случае – в системе управления сферой здравоохранения). В связи с этим в рамках раздела 1.2 целесообразно исследовать нормативно-правовые акты, на которых базируется управление сферой здравоохранения в РФ.
НЕ ХВАТАЕТ ВЫВОДА, ВОЗМОЖНО, АВТОРСКОГО, ВЫТЕКАЮЩЕГО ИЗ ВЫШЕСКАЗАННОГО, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЧТО ТАКОЕ ГОСУПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (УЧИТЫВАЯ ВСЕ УРОВНИ, КОМПОНЕНТЫ, СУЩНОСТЬ_).1.2Нормативно-правовое регулирование вопросов управления региональной сферой здравоохранения
Положениями статьи 2 Конституции РФ[1] регламентируется, что в число наиболее значимых обязанностей нашего государства входит охрана здоровья его населения. Управление в сфере здравоохранения базируется на нормативно-правовой подсистеме системы управления. Основным нормативным правовым актом этой подсистемы, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья населения РФ, являются Конституция РФ и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[2] (далее – Закон № З23-Ф3). При этом подпунктом ж) части 1 статьи 72 Конституции РФ регламентируется, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: «ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение»[1].
Непосредственно положениями Закона №323-ФЗ регламентируется разграничение федеральных и региональных органов власти относительно полномочий в рамках взаимодействия их совместного ведения вопросов здравоохранения, указанных в статье 72 Конституции РФ. Следует отметить, что именно целью Закона №323-ФЗ является законодательная регламентация и обеспечение реализации механизма обеспечивающего четкое выполнение органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, возложенных на них полномочий в данной сфере, а также реализации гарантированных прав граждан в сфере охраны здоровья населения, в том числе на качественные медицинские услуги, обеспечение ответственности медицинских организаций (административной, уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной) в случае нарушения вышеуказанных прав граждан.
При этом положениями статей 14 и 16 вышеназванного Закона разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере здоровья населения нашей страны. Перечень региональных органов власти в данной сфере (см. полный перечень в Приложении А- А У НАС ПРО ДРУГОЕ БЫЛО?? УТОЧНИТЕ) состоит из 20 полномочий. Кроме того, в соответствие со статьей 15 вышеназванного Закона федеральными органами государственной власти могут передаваться отдельные полномочия региональным органам государственной власти, также как и последние, в свою очередь, могут передавать отдельные свои полномочия местным органам власти.
Анализ перечня региональных полномочий показал, что в рамках выполнения своих полномочий региональные органы государственной власти создают фактически систему управления сферой здравоохранения и обеспечивают ее функционирования. Для этого в соответствие с подпунктом 4) статьи 16 вышеназванного Закона формируются структуры исполнительных органов региональной государственной власти, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и устанавливается порядок их организации и деятельности. Иными словами формируются региональные исполнительные органы власти, входящие в Институционную подсистему системы государственного регионального управления в сфере здравоохранения, которые ответственны за:
- разработку и законодательное закрепление нормативных правовых актов по вопросам охраны здоровья в регионе;
- реализацию стратегического планирования в виде региональных программ развития здравоохранения;
- обеспечение: а) реализации мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) профилактики заболеваний; в) граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
- участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения[2].
ОФОРМЛЕНИЕ
Одновременно следует отметить, что положениями статьи 9 регламентируется порядок взаимодействия федеральных и региональных органов власти по вопросам совместного ведения относительно здравоохранения.
НОВЫЙ АБЗАЦ Как уже отмечалось в разделе 1.1 государственному управлению характерна регламентация и организация. Положениями статьи 29 вышеназванного Закона регламентируется ТО, каким путем организуется охрана здоровья государственными федеральными и региональными органами власти, а также то, что процесс организация ее охраны должен основываться на развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Вышеуказанная норма права значима еще и тем, что в ней законодательно закреплены элементы государственной системы здравоохранения РФ, в которую входят и органы управления ею. Государственная система здравоохранения
111
федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы 1 региональные исполнительные органы гос. власти субъектов в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за иск. федеральных органов исполнительной власти, указанных в первой колонке) 1 подведомственные федеральным и региональным органам исполнительной власти медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья
Рисунок 3 – Государственная система здравоохранения
Из рисунка 3 видно, что органы власти, перечисленные в первых двух колонках органы власти исполняют функции по управлению сферой здравоохранения на федеральном и региональном уровне, а руководители организаций принимают управленческие решения в рамках полномочий этих организаций. Говоря об исполнении управленческих функций органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, следует отметить, что они в соответствие со статьями 14 и 16 Закона №323-ФЗ обеспечивают в рамках своих полномочий разработку и реализацию программ государственных и территориальных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, регламентируемых статьями 80 и 81 вышеназванного Закона, источниками финансирования которых, как и других мероприятий являются средства федерального и регионального бюджетов (статья 82), а также в соответствие со статьями 85 и 86 вышеназванного Закона осуществляют государственный контроль: качества и безопасности медицинской деятельности; в сферах обращения лекарственных средств, медицинских изделий и биомедицинских клеточных продуктов; федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При этом 86 статьей Закона №323 – ФЗ регламентируется, каким путем осуществляется вышеуказанный контроль.
Большое значение в государственном управлении имеют нормативные правовые акты Президента РФ. Одним из таких актов - Указом Президента от 06.06.2019 N 254 утверждена Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (ДАЛЕЕ-СТРАТЕГИЯ) [3], отражающая государственную политику РФ относительно развития этой отрасли, в рамках которой организуется государственное управление на федеральном и региональном уровне. Значимость вышеназванного нормативно-правового акта заключается в том, что он является основным документом стратегического планирования РФ, который разработан в целях обеспечения национальной безопасности нашего государства в сфере здравоохранения и включает основные цели, задачи и приоритетные направления развития данной отрасли, основные этапы ее развития в указанный период времени, а также механизмы реализации и ожидаемые результаты вышеназванной Стратегии.Положениями части 2 вышеназванной Стратегии Стратегия регламентируется, что именно она должна являться основой при разработке документов стратегического планирования в сфере здравоохранения, государственных федеральных и региональных программ и национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»[3].
В соответствие с федеральным законом «О Правительстве РФ» Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (ДАЛЕЕ-Минздрав России) [4], которое Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
НОВЫЙ АБЗАЦ По аналогии на региональном уровне нормативными правовыми актами высших исполнительных органов власти утверждены положения региональных органов исполнительной власти, осуществляющих аналогичные функции в рамках соответствующих субъектов РФ.
Учитывая функции Министерства здравоохранения, этим федеральным органом исполнительной власти разработан и принят к исполнению План его деятельности на период 2019 - 2024 год [6], а на региональном уровне соответственно приняты региональные планы, с учетом необходимости выполнения своей управленческой деятельности в рамках Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года.Как отмечалось в разделе 1.1 для государственного управления характерны регламентация и организация в определенной сфере. Так, положениями статьи Конституции РФ регламентируется, что в нашем государстве «финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» [1].
В настоящее время на уровне государства реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640[5]. Разработка таких программ, мер и мероприятий, принятие (утверждение) и организация реализации относится к стратегическому управлению в сфере здравоохранения, которое целесообразно рассмотреть в рамках раздела 1.3.
ПОДЫТОЖЬТЕ СПИСКОМ ИЛИ КРАТКИМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ РЕГУЛИРУЮЩИЕ СФЕРУ НПА
1.3 Стратегическое планирование, как инструмент развития региональной сферы здравоохранения
С точки зрения известного эксперта в сфере современного менеджмента А. Файоля «управлять – это предвидеть», тогда, как «предвидеть – это уже почти действовать» [22], в связи с чем большую роль в государственном управлении региональной сферой здравоохранения играет стратегическое управление, под которым принято считать процесс выработки и реализации намеченных стратегий, планов и целей развития здравоохранения субъектов РФ, которые разрабатываются и реализуются с учетом результатов внутриотраслевого мониторинга сильных и слабых сторон и оценки потенциальных возможностей региональной системы здравоохранения, а также динамики внешней среды относительно охраны здоровья населения соответствующих регионов.
ЛИБО РЕГИОНАЛЬНОЕ, ЛИБО СУБЪЕКТА – МАСЛО МАСЛЯНОЕ… РЕШИТЕ Региональное стратегического управления в сфере здравоохранения субъекта РФ предполагает разработку, утверждение и реализацию- комплекса действий и подходов государственных органов власти и медицинских учредений для достижения намеченных показателей деятельности в отрасли здравоохранения. В рамках стратегического государственного управления ходе должны быть решены 5 задач, указанных на рисунке 4.
5 задач стратегического управления
111
Постановка стратегических целей и задая 1 Определение ос-новных видов и направлений деятельности 1 Формулирование стратегии для на-меченных целей (планирование) 1 Реализация стратегического плана 1 Измерение результатов деятель-ности
11
Изменение стратегии и/ или методов ее реализации под воздействием внешних факторов
Рисунок 4 Основные задачи стратегического управления в сфере здравоохранения субъекта РФ [24]
Из рисунка 4 следует, что одной из пяти основных задач стратегического управления является планирование, отличительными особенностями которого является, то, что:
а) оно должно быть упреждающим (проактивным); б)базируется на принципе формирования комплекса стратегий с их взаимоувязыванием. При этом в каждой из них должны быть определены долгосрочные цели, долгосрочные планы действий, а также распределение ресурсов. Индикатором качества стратегического плана является оптимальное распределение ресурсов; в нем учитываются слабые и сильные стороны отрасли, угрозы, возникающие во внешней среде и возможности;
Б) ??в процессе его разработки должны исходить из значимости достижения экономических и других выгод, социально-экономического эффекта.
Одновременно следует отметить, что сущность стратегического планирования в сфере регионального здравоохранения состоит в разработке комплекса базисных и обеспечивающих стратегий развития этой сферы. При этом также должны быть разработаны соответствующие целевые рубежи деятельности и плановые мероприятия по достижению основных целей развития региональной системы здравоохранения.
НОВЫЙ АБЗАЦ Для разработки и реализации вышеуказанных стратегий используЮтся программно-целевой метод и специальные технологии. Основной из них является технология разработки стратегического плана, в рамках реализации которой должны быть:
- определены цели развития региональной системы здравоохранения с учетом: направлений государственной социальной политики РФ; перспектив социально-экономического развития субъекта РФ; региональной специфики; анализа состояния региональной системы здравоохранения;
- проведен стратегический анализ региональной системы здравоохранения (за базисный периоде), в рамках которого также должны быть определены внешние угрозы и возможности различных рисков, сильные и слабые стороны системы; стратегические приоритеты;
-определены: а) система стратегических приоритетов развития региональной системы здравоохранения; б)перспективные целевых показатели развития основных сфер региональной системы здравоохранения; в) стратегические курсы для достижения целевых показателей развития;
- разработана система плановых мероприятий, которые должны обеспечить достижение перспективных целевых показателей развития региональной системы здравоохранения с увязкой с ресурсами;
- разработаны разные варианты стратегического плана с их оценкой по критерию «эффективность-затраты».
Кроме того, для стратегического планирования используют программно-целевой метод, являющийся признанным инструментом государственного территориального развития, поскольку в его рамках разрабатываются государственные целевые программы и национальные проекты и организуется государственная поддержка субъектов РФ в рамках их реализации. Преимуществом этого метода являются: комплексное решение проблем региональной отрасли здравоохранения за счет создания условий для взаимодействия органов власти и общества; привлечение дополнительных источников финансирования мероприятий для достижения поставленных целей; обеспечение целевого распределения и использования финансирования программ; мониторинг за процессом достижения поставленных целей и на основе анализа его результатов: а) оценка эффективности; б) своевременное внесение коррективов в стратегические документы.
Таким образом, в рамках главы 1 было установлено следующее. Основной целью управления сферой здравоохранения является увеличение продолжительность жизни населения. Для ее достижения в рамках стратегического, тактического и оперативного управления участники региональной системы управления данной сферой решают такие задачи, как: организация профилактики, диагностики и лечения заболеваний (медицинская задача); реализация мероприятий по улучшению здоровья населения (социальная задача); обеспечение оптимального использования ресурсов отрасли (экономическая задача).
Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим основные вопросы управления сферой здравоохранения, является Закон №323 ФЗ. Его положениями закреплен перечень полномочий региональных органов государственной власти в данной сфере. В рамках выполнения своих полномочий они фактически создают систему управления сферой здравоохранения и обеспечивают ее функционирования. Для этого формируются структуры региональных исполнительных органов государственной власти, осуществляющие полномочия в сфере здравоохранения, специальными нормативными правовыми актами утверждается порядок их организации и деятельности. Региональные органы управления сферой охраны здоровья осуществляют: разработку и законодательное закрепление нормативных правовых актов по вопросам охраны здоровья в регионе; стратегическое планирование в виде региональных программ развития здравоохранения; обеспечивают: а) реализацию мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) профилактику заболеваний; в) граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также организуют и проводят мероприятия для санитарно-гигиеническом просвещении населения.
ХОРОШО. МОЛОДЕЦ! ВНЕСИТЕ НЕБОЛЬШИЕ КОРРЕКТИРОВКИ-ПО ТЕКСТУ
И ПО ВСЕМУ ТЕКСТУ ВСЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, КОРРЕКТНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1Краткая характеристика медико-демографической ситуации в Новгородской области
В Новгородской области в последние 3 года ТАК НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ. НАДО ПИСАТЬ КОНКРЕТНЫЕ ДАТЫ С 2017-2019ГГ. ИЛИ 2020. УТОЧНИТЕ функционируют 55 медицинских организаций, подведомственных региональному министерству здравоохранения, в числе которых: 34 оказываю медицинскую помощь в стационарных условиях (4 специализированных центра, 5 диспансеров и 4 санатория); 3 станции скорой медицинской помощи; 2станции переливания крови, 5 амбулаторно – поликлинические медицинские организации, 25 сельских врачебных амбулаторий, 236 фельдшерско-акушерских пункта; 1 сельская участковая больница; 28 центров общей врачебной (семейной) практики; 4 фармакологических компании. Диспансеризацию в области проводят 23 медицинские организации. ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ УДАЧНЕЕ ВСЕГО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ ДИАГРАММЫ С ДОЛЯМИ И УКАЗАНИЕМ ИХ ЧИСЛА И ПРОЦЕНТНОГО СООТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ
В соответствие с анализом ежегодно региональные исполнительные органы власти отчитываются, что диспансеризацию прошли более 90% запланированных к диспансеризации граждан. С 2016 г. организована выездная работа специалистов медицинских организаций в учреждения первичного звена (участковые больницы, врачебные амбулатории, центры общей врачебной практики, ФАПы) [28].
Эксперты ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ уже более 50 лет оценивают жизнестойкость Мирового населения, рассчитывая его коэффициент на основании более десяти медико-демографических показателей, в числе которых: естественный прирост населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость, и так далее. Проанализируем динамику вышеперечисленных показателей В Новгородской области. При этом следует отметить, что для области последние 20 лет характерно ежегодное уменьшение численности населения. По состоянию на 1.01.2020 г. по сравнению с 1.01.2000 г. его численность уменьшилась на 20,5%.
Таблица 2 – Сравнение динамик средних по РФ показателей смертности с показателями Новгородской области [35]
Регионы 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 2019 г.
Изменение численности населения (прирост за год в %)
РФ 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,05 -0,1 -0,1
Н.О* -0,5 -0,6 -0,5 -0,5 -1,0 -1,0 -1,0 -1,0
Общие коэффициенты смертности (число умерших на 1000 человек населения)
РФ 13,3 13,0 13,1 13,0 12,9 12,4 12,5 12,4
НО 17,9 17,8 17,4 17,5 17,5 17,1 16,7 16,4
Смертность населения в трудоспособном возрасте на100000 чел. населения
РФ 575,7 560,9 565,6 546,7 525,3 484,5 482,2 481,3
Н.О 783,8 804,5 762,6 757,5 729,0 694,5 652,6 650,9
Смертность населения (без учета смертности от внешних причин, число умерших на 100000 чел. населения)
РФ 1207,6 1195,9 1175,2 1179,7 1182,3 1175,1 1139,6 1147,1
Н.О 1652,8 1623,1 1614,2 1569,8 1593,5 1590,6 1586,5 1553,7
Коэффициенты младенческой смертности
(число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми)
РФ -0,9 -0,03 0,2 0,2 0,3 -0,01 -0,9 -1,6
Н.О 7,7 8,2 8,5 7,1 6,0 4,4 5,8 4,7
*Н.О –Новгородская область
Из таблицы 2 мож
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!