это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2432452
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) система оценки планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования включает и оценку результатов проектной деятельности обучающихся.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня наименее изучены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в старших классах. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии и недостаточной разработанностью педагогических условий в теории и практике. Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении особенностей организации проектной деятельности учащихся на уроках географии в старших классах.
Цель исследования – изучить различные аспекты проектной деятельности обучающихся на уроках географии в старших классах.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках географии.
Предмет исследования – особенности организации проектной деятельности учащихся старших классов на уроках географии.
Задачи:
Раскрыть сущность проектной деятельности.
Рассмотреть методические требования к организации проектной деятельности на уроках географии.
Выяснить, в каких формах могут быть получены результаты проектной деятельности учащихся на уроках географии в старших классах общеобразовательной школы.
Сделать выводы о значении проектной деятельности для учащихся.
Основная часть
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, и которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод был разработан во второй половине 19 в. Его основоположники – американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Х. Килпатрик. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Теоретические и практические аспекты проектной деятельности разрабатывали С. Т. Шацкий, М. В. Крупенина и другие исследователи.
соответствии с ФГОС ООО проектная деятельность является одним из обязательных компонентов системы образования. В Примерной основной образовательной программе среднего общего образования делается акцент на «освоении проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы».
Примерной основной образовательной программе основного общего образования проектная деятельность рассматривается с нескольких сторон: 1) как материализованный результат, 2) как творческий процесс, 3) как иллюстрация образовательного достижения учащегося, 4) как способ решения прикладной задачи, имеющей конкретное выражение.
Н. В. Матяш под проектной деятельностью понимает «форму учебно-познавательной активности школьников, которая заключается в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта.» [2]
Конкретный продукт зависит от типологии проекта. В зависимости от выбранных критериев выделяют несколько классификаций учебных проектов, которые могут быть реализованы на уроках географии в старших классах общеобразовательной школы:
По содержанию: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.
По продолжительности: мини-проект (рассчитан на 1-2 урока), средней продолжительности (1-3 месяца), долгосрочные (рассчитаны на весь учебный год).
По уровню интеграции: монопредметные (выполняются только на географическом материале), межпредметные (используется тематика, общая для нескольких предметов), надпредметные (тематика выходит за рамки школьной программы).
По количеству участников проекта: индивидуальные, групповые, коллективные.
По характеру преобладающей деятельности: творческие, познавательные, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.
По степени вовлеченности проектов в учебную деятельность: текущие (проектная работа охватывает часть содержания темы), итоговые (по результатам выполнения проектной работы оценивается усвоение темы, раздела или учебного курса).
Чтобы использование проектной деятельности на уроках географии было эффективным, учителю необходимо правильно организовать ее и четко соблюдать все этапы работы. Это ни в коей мере не снижает уровень творчества в ходе выполнения проектов. Наоборот, выполнение определенного алгоритма действий позволит избежать типичных ошибок в планировании и организации самостоятельной деятельностью учащихся. Кроме того, это облегчит поиск возможных проблем и путей их решения в процессе работы над проектом.
И. С. Сергеев [4] отмечает, что работа над проектом является очень сложным процессом, где учителю требуется сохранить роль независимого консультанта и при этом работать в тесном сотрудничестве с обучающимися. Школьники при выполнении проекта должны стать активными участниками всего процесса от самого его начала до защиты. Достижение максимальной эффективности возможно при четком планировании всех этапов проектной деятельности. Различные источники по-разному классифицируют этапы работы над учебным проектом.
Например, ведущий специалист по вопросам применения метода проектов учебной деятельности по географии В.В. Николина [3] считает, что проект – это 6 «П»: проблема; проектирование; поиск информации; продукт; презентация; портфолио. Содержание основных этапов работы над проектом отражены в таблице 1.
Таблица 1
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы. Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
3. Исследование 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
5. Защита проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о мини-проекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.
Также следует помнить, что оценка проекта (требование ФГОС) является суммой оценок: за процесс работы над проектом, продукт проекта и защиту проекта. Обязательно разрабатываются критерии.
Публично могут быть представлены два элемента проектной работы: защита темы проекта (проектной идеи) и защита реализованного проекта. В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым [3].
На защите проекта обучающийся может представить свой реализованный проект по следующему плану, который является примерным:
1.Тема и краткое описание сути проекта.
2.Актуальность проекта.
3.Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат
как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были
привлечены для реализации проекта, а также источники этих
ресурсов.
5.Ход реализации проекта.
6.Риски реализации проекта и сложности, которые удалось
преодолеть в ходе его реализации [1].
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий и др. (Рис.1)
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Рис. 1. Возможные результаты проектной деятельности учащихся по географии в старших классах общеобразовательной школы
В. С. Лазарев значение проектной деятельности видит в формировании умений, которые будут полезными обучающимся в жизни, например, «умение анализировать проблемные ситуации, проектировать цели, планировать достижение целей, умение оценивать решения и делать обоснованный выбор, умения ставить и решать познавательные задачи, умение эффективно работать в группе». [1] Знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания присутствует эмоционально-ценностная (личностная), деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Таким образом, в проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников. Поэтому помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения.
Заключение
Проектная деятельность учащихся с совокупностью поисковых методов исследования становится все более актуальной и способствует творческому развитию личности школьника. В процессе работы над проектами появляется уникальная возможность реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем, интегрировать различные виды деятельности. Это делает процесс обучения более увлекательным, более интересным и, как следствие - более эффективным.
Чтобы учащиеся 10-11 классов могли самостоятельно выполнять задания такого уровня сложности, их необходимо этому учить еще с 5 класса, постепенно усложняя задачи и совершенствуя умения и навыки. Кроме того, следует избегать чрезмерной увлеченности проектной деятельностью. Учебных проектов не должно быть слишком много, иначе учащиеся будут перегружены. Согласно действующим методическим рекомендациям, учащимся старших предлагается выполнить 2-4 проекта в течение года по каждому предмету. Если суммировать количество проектов по всем предметам, получится такой фронт работ, который окажется непосильным для учащихся. Это неизбежно скажется как на результатах проектной деятельности, так и на отношении к данному виду деятельности в целом. Кроме того, в учебной программе по географии не предусмотрено дополнительное время на проектную деятельность. По умолчанию, составители рабочих программ предполагают, что учащиеся вполне могут сами справиться с таким типом заданий. Однако на практике это далеко не так.
Каким бы ни был проект: краткосрочным или долгосрочным, коллективным или индивидуальным, он предполагает несколько этапов, на каждом из которых от учителя требуется и контроль, и проведение консультаций, и фиксация достижений каждого учащегося. Поэтому многие учителя практикуют организацию проектной деятельности не на уроках, а на элективных курсах.
Тем не менее, есть в проектной деятельности то, что так привлекает и учеников, и педагогов: каждый проект – это творчество, это личностное знание; а продукт этого творчества может рассказать о своем создателе гораздо больше, чем простой ответ.
Грамотно организованная проектная деятельность предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе. Именно поэтому использование данного метода в школьном курсе географии, как отмечает В. В. Николина [3], представляет собой «высший пилотаж» учителя в технологии личностно ориентированного образования, поскольку учитель создает условия для самореализации школьника, нацеливает его на поиск путей оптимального решения проблемы.
Список литературы
1. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе [Текст]: учебное пособие для учащихся 7-11 классов / В.С. Лазарев; Департамент образования и науки ХМАО - Югры, ГОУ ВПоО ХМАО - Югры «Сургутский гос. пед. ун-т». - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
3. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. –№6. – С.37–43.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работ. общеобр. учр. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аркти, 2007. – 80 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!