Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Индивидуальные особенности памяти будущих учителей

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
2432483

500 руб.

Просмотров
688
Размер файла
79.89 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема памяти всегда была тесно связана с научной психологией. В жизни человека память играет роль психофизических и культурных средств для воспроизводства, сохранения, а также передачи информации. Человек, существо как биосоциальное, является обладателем наиболее высокоразвитой памяти. Это непосредственный фактор развития личности. В качестве примера достаточно просто представить состояние людей, страдающих серьезными расстройствами памяти. Память, как мы понимаем, – это своеобразный инструмент, выполняющий функцию накопления и использования жизненного опыта. Не проходит бесследно и то воздействие, которое исходит от внешних и внутренних раздражителей в мозг. И последствия от этих следов, затрагивающие нервную систему, могут сохраниться на долгие годы. Следовательно, в связи с этим человеку свойственно сохранить и запомнить информацию, а через некоторое время начать воспроизводить результаты своих осмыслений, а также восприятия различных предметов, мыслей, речи и действий.
Процесс обучения в вузе является важной составляющей становления будущего профессионала. Студент получает знания, умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Для педагога одним из профессионально важных качеств является высокий уровень развития памяти на персонифицированную информацию. В отечественной психологии проблемой памяти занимались П.П. Блонский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.M. Розин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Е.Д. Холмская и многие другие. В зарубежной психологии данной темой занимались Р. Аткинсон, Г.Э. Мюллер, У. Нейсер, Ж. Пиаже, Г. Эббингауз и многие другие [4]. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что роль памяти в процессе межличностного взаимодействия была отражена в трудах А.А. Бодалева, Л.Н. Иванской, В.Н. Карандашева, И.В. Муромцевой, В.Н. Парфенова и другие. Однако, исследование памяти на персонифицированную информацию у будущих психологов изучена не достаточно [1]. Ряд зарубежных (М. Грюнберг, Д. Лапп, М. Фидлоу, Д. Херманн и другие) и отечественных (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, О.Г. Чораян и другие) авторов раскрывают значение познавательных процессов (восприятия, мышления) на процесс эффективного запоминания персональной информации о субъекте [2].
Объект исследования – студенты-педагоги.
Предмет исследования – память, как психический процесс, необходимый в осуществлении педагогической деятельности.
Цель исследования – изучение индивидуальных особенностей памяти будущих учителей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ1.1 Исторические моменты и факты в психологии памяти (говорится о самой памяти, либо менять содержание, либо название)
Обеспечение единства и целостности личности как одна из наиболее важных психических функций является память. Ее изучение приобрело особенную актуальность в наши дни, как психический познавательный процесс память представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени. Заучивание, хранение и дальнейшее воспроизведение в будущем как основные процессы рассматривает память, т.к. память является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов, то и их развитие просто невозможно без памяти.
Распознавание раннее опознанных объектов, находящиеся в центре восприятия, т.е. узнавание предметов, реализуется памятью в качестве простой формы. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемонические процессы:
1. Узнавание – известный объект, находящийся в центре восприятия в настоящее время опознанный ранее.
2. Запоминание – процесс, удерживающий определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения.
3. Сохранение – динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку.
4. Воспроизведение – в ходе этого процесса актуализируется уже сформированное содержание; это чувства, мысли, движение.
5. Забывание – процесс, когда уменьшается значительный объем информации, утрачивается четкость, воспроизведение информации из памяти невозможно.
Как психический познавательный процесс память подразделяется на несколько видов:
1) по времени сохранения информации или опыта: сенсорная память, кратковременная;
2) по характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, механическая;
3) по средствам, использованным для запоминания: натуральная (непосредственная), внешне опосредованная, внутренне опосредованная.
В жизни человека значение памяти очень высоко. Единство и целостность человеческой личности обеспечивает память, которая является важнейшей характеристикой всех психических процессов. Эмоциональная реакция человека запоминается прочно и надолго, и откладывает глубокий след в его сознании. Волевые качества человека осуществляются при определенной психической деятельности, в которой участвует и память как психический процесс.
Память – основа важнейших проявлений психической деятельности. Формирование поведения, мышление, сознание, подсознание способствуют развитию памяти. Память классифицируется на несколько видов: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
1. Двигательная или моторная память воспроизводится запоминанием, сохранением и воспроизведением различных движений. Различные практические и трудовые навыки, также как навыки письма, ходьбы являются основой формирования двигательной памяти. Мы не всегда воспроизводим движения точь-в-точь, но сохраняется общий характер движения. Движения, которые выполнились ранее, воспроизводятся в тех условиях точнее, чем в непривычных условиях.
2. Эмоциональная память – это память чувств. Она заключается в запоминании и воспроизведении чувств. Эмоциональная память в жизни и деятельности каждого человека имеет важное значение, т.к. осуществление наших отношений с окружающим миром и удовлетворение наших потребностей и интересов всегда сигнализируются эмоциями. Воспроизведенные начальные чувства сильно отличаются от вторичных, поэтому они выражаются в изменении силы чувств и в изменении их характера и содержания.
3. Запоминание, сохранение и воспроизведение образов воспринимавшихся предметов и явлений действительности относятся к образной памяти. Особенности, которые характерны для представлений (бледность, фрагментарность и неустойчивость) характеризуют образную память. Для данного вида памяти бледность, фрагментарность и неустойчивость присущи, т.к. воспринятое раньше расходится с оригиналом и в течении времени существенно углубляется.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия имеет два пути:
1) смешение образов;
2) дифференциация образов.
Первый случай, когда образ восприятия теряет свои специфические черты и выступает на первый план то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Второй случай, когда черты характерные для данного образа, усиливаются в воспоминании, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
От чего же зависит легкость воспроизведения образа? От двух основных факторов, которые можно выделить:
Во-первых, на характер воспроизведения образной памяти влияют содержательные особенности образа, общее состояние человека в момент восприятия и эмоциональная окраска образа. Во-вторых, легкость воспроизведения зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность его определяется степенью задействования речи при восприятии.
Воспроизводится более точно то, что при восприятии было названо, описано словом. Образная память разделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обаятельную и вкусовую. Такое разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Словесно-логическая память отвечает за запоминание и воспроизведение наших мыслей. В процессе обдумывания, размышления мы запоминаем и воспроизводим мысли, помним содержание прочитанной книги, разговор с друзьями так как мысли не существуют без языка и являются особенностью данного вида памяти, не просто логической, а словесно-логической и проявляется в двух случаях:
1) точное сохранение подлинных выражений не требуется, а воспроизводится только смысл данного материала;
2) запоминается буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей) и уже не логическим, а механическим запоминанием.
Развитие словесно-логической памяти обоих видов происходит не параллельно. Заучивание наизусть у детей протекает с большей легкостью у детей, чем у взрослых. В запоминании смысла, наоборот, взрослые имеют преимущества перед детьми.
По характеру целей деятельности классифицируется на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память воспроизводится автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Специальная мнемическая задача не ставится, потому что отсутствует специальная цель что-то запомнить. Произвольное запоминание требует волевого усилия и характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию и представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Для того чтобы лучше достичь поставленной цели, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия. К таким действиям относится заучивание материала, многократного его повторения и безошибочного его запоминания. Благодаря постановки задачи на запоминание проявляются волевые усилия. С тем чтобы сохранить и запомнить соответствующий материал, цель которой возникает в результате специальной деятельности наших систематических знаний, называется мнемической деятельностью.
Таким образом, память необходима человеку, т.к. она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствии использовать личный жизненный опыт, где хранятся знания и навыки. Сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом – это и есть память.
1.2 Изучение методик памяти и их сравнения (говорится о истории)
Мы часто задаем себе вопрос: «Что же такое человеческая память и на что она способна?» Памятью называются те самые моменты и ощущения, которые остаются в подсознании и сознании человека, сохраняются там и воспроизводятся при необходимости. Также, память – это процессы хранения, запоминания, переработки и воспроизведения человеком, в процессе приобретения им знаний и навыков, разной информации. [1,с.670]. Для человечества память имеет большое значение. Как говорил С.Л.Рубинштейн: «Без памяти человек был бы существом мгновения, а наше будущее по возможности его прохождения, исчезло бы безвозвратно где-то в прошлом». [5,с.302].
На протяжении всей своей жизни, память имеет для человека основное значение, благодаря именно памяти, человек достиг огромных высот психологического развития и выделился из царства животных. Формирование личности и общества, невозможно без памяти. Первыми, кто был заинтересован памятью, были греки, для них память являлась божественным даром, а богиней памяти была дочь Богов Урана и Геи, Мнемозина. Г. Эббингауз является первым человеком и ученым, который также занимался исследованием и изучением памяти. Эббингауз вывел такую кривизну забываний, которая показывала разные закономерности памяти. Герман Эбингауз, провел одно очень интересное исследование, в ходе которого пришел к выводу о том, что незавершенные дела, задачи человеком запоминаются лучше. На основе этого исследования было введено понятие «эффект Эбингауза». Такие ученые как Л.В. Знаков, А.Н Леонтьев, С.Л Рубинштейн, М.С Роговин, Л.С. Выготский и другие так же внесли в психологию и в ее развитие большой вклад. Они проследили за основными этапами развития сложного процесса запоминания и выявили, что формы памяти по своему строению и происхождению, являются сложной формой для психической деятельности.
В современное время изучение и развитие памяти также не стоят на одном месте. По мнению большинства ученых, память связана сизменчивостью структуры РНК и ДНК, также существует и различные гипотезы о роли гинальных элементов этих молекул, в происходящих процессах памяти. С развитием кибернетики, с появлением математического программирования и техники вычисления, процессы памяти начали формироваться и моделироваться, и стали появляться различные способы воспроизведения и хранения той или иной информации. Также моделировалась новая теория о памяти, которая получила название в психологии как информационно-кибернетическая. Виды памяти и их особенности. Память есть и людей и у животных, но более развита она у людей.
Только два вида памяти содержит дочеловеческий организм – это память генетическая и память механическая. Таким образом, генетическая память является источником передачи памяти генетическим путем, из поколения в поколения. А вот механическая память – это способность приобретать и изучать жизненный опыт, не сохраняя его в организме, а после его смерти уходит вместе с ним. Существует множество классификаций видов и типов памяти. От времени сохранения информации выделяют:
– память мгновенная, или же иконическая связана с тем, что она сохраняет полученную информацию 2-3 секунды, без ее обработки;
– кратковременная память представляет собой возможность хранить информацию в промежутке короткого времени, то есть 10-20 секунд;
– оперативная память сохраняет информацию заранее продуманного и определенного течение времени, время сохранения может быть разной;
– память долговременная хранит информацию независимо от времени, она может оставаться в организме несколько дней или же несколько лет;
– генетическая память сохраняется в генах и передается из поколения в поколения по наследству;
– слуховая – это память хорошего запоминания и имеет возможность воспроизводить звуки различного рода;
– двигательная память воспроизводит сохранённые очень сложные движения с точностью;
– эмоциональная – это память, проявляющаяся в результате человеческих отношений, с появлением чувств и эмоций. В зависимости от воли, в процессе участия запоминания и воспроизведения информации, память разделяется на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память происходит без предпринимательства человека, без поставленной им определенной мнемической задачи.
А в произвольной памяти человек прилагает особое усилие при процессе хранения и воспроизведения полученной информации. [2, с. 212]. Существует и потеря памяти, которая называется амнезией. Амнезия, как и память бывает и кратковременной, и долговременной. Существует и различные виды амнезии: ретроградная, антероградная и прогрессивная. При ретроградной амнезии страдает сама память на определённые события, которые происходили с организмом очень давно. При антераградной амнезии сохраняется обе виды амнезии, трудность происходит при введении информации в долговременную память. А при прогрессивной амнезии может произойти сбой, и память имеет возможность ухудшаться и полностью исчезнуть.
Исследователь расстройств Т.Рибо (1839-1916), что в любой момент времени представление о себе сопровождено памятью, и если память расстроена, то представление о себе человек меняет. Память связана с физическим состоянием человека и с его личностью, а патологические изменения личности, в первую очередь, связаны с нарушением памяти. Закон восстановления и потери памяти один и тот же: при потере памяти впечатления, полученные недавно, страдают первыми, и являются самыми сложными; а при восстановлении, эти сложные впечатления возобновляются в самую последнюю очередь. Формирование и развитие памяти. Как же развивается и формируется память? Для этого существует большой процесс развития. Еще с младенчества память детей развивается по разным направлениям, которые включают в себя: механическую память, которая пополняется и потихоньку преобразовывается в логическую;
– непосредственное запоминание замещается опосредованным, которое предназначена для того, чтобы запоминать и воспроизводить разные мнемические приемы и средства
– у взрослого человека непроизвольное запоминание переходит в произвольное.
Как считал Л.С.Выготский, память у человека совершенствовалась при связи мнемической функции запоминания и изменения с процессами психики и состояниями человека, в результате их улучшения. [3, с. 161].
Человек способен подчинять память своей воле, умеет контролировать и управлять процессами запоминания и воспроизведения скопившийся в его памяти информации, благодаря разным формам речи.
Важнейшая роль при развитии внутренних средств запоминания принадлежит речи. А.Н.Леонтьев предполагает, что внешнее опосредованное запоминание переходит к внутреннему опосредованному с помощью тесной связи превращения речи из внешней функции во внутреннюю. [3, с. 167].
Также, А.Н.Леонтьев вывел кривую развития опосредованного и непосредственного запоминания, которая называется «параллелограмм развития памяти». Она выражается в том, что формирование непосредственного запоминания у школьников проходит намного быстрее и эффективней, чем у опосредованного. А вот у взрослых опосредованное развитие играет главную роль, чем непосредственное.
На сегодняшний день действует значительное количество методов и систем практического влияния на память, с целью ее улучшения. Они основаны для регуляции внимания, совершенствования восприятия внимания, для осмысливания и структурирования запоминаемого материала, для активного использования мнемотехнических приемов, средств и действий в процессе запоминания и воспроизведения. Все эти методы и системы применяются людьми в течении всей жизни и их практической деятельности. Таким образом, можно еще раз подчеркнуть то, что память является важной функцией у человека, и благодаря ей он получает, запоминает, хранит и воспроизводит полученную им информацию. Для того чтобы память не ухудшалась, нужно ее тренировать и развивать, чтобы она могла эффективно хранить и использовать огромный поток информации.
1.3 Способы развития памяти учителей
Первыми кто был заинтересован памятью были греки, для них память являлась божественным даром, а богиней памяти была дочь Богов Урана и Геи, Мнемозина. Г. Эббингауз является первым человеком и ученым, который также занимался исследованием и изучением памяти. Эббингауз вывел такую кривизну забываний, которая показывала разные закономерности памяти. Такие ученые как Л.В. Знаков, А.Н Леонтьев, С.Л Рубинштейн, М.С Роговин, Л.С. Выготский и другие так же внесли в психологию и в ее развитие большой вклад. Они проследили за основными этапами развития сложного процесса запоминания и выявили, что формы памяти по своему строению и происхождению, являются сложной формой для психической деятельности. В современное время изучение и развитие памяти также не стоят на одном месте. По мнению большинство ученых, память связана с изменчивостью структуры РНК и ДНК, также существует и различные гипотезы о роли глиальных элементов этих молекул, в происходящих процессах памяти. С развитием кибернетики, с появлением математического программирования и техники вычисления, процессы памяти начали формироваться и моделироваться, и стали появляться различные способы воспроизведения и хранения той или иной информации. Также моделировалась новая теория о памяти, которая получила название в психологии как информационно-кибернетическаяВ зависимости от воли в процессе участия запоминания и воспроизведения информации, память разделяется на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память происходит без предпринимательства человека, без поставленной им определенноймнемической задачи. А в произвольной памяти человек прилагает особое усилие при процессе хранения и воспроизведения полученной информации [3, с. 222].
Существует и потеря памяти, которая называется амнезией. Амнезия, как и память бывает и кратковременной, и долговременной. Существует и различные виды амнезии: ретроградная, антероградная и прогрессивная. При ретроградной амнезии страдает сама память на определённые события, которые происходили с организмом очень давно. При антераградной амнезии сохраняется обе виды амнезии, трудность происходит при введении информации в долговременную память. А при прогрессивной амнезии может произойти сбой, и память имеет возможность ухудшаться и полностью исчезнуть.
Как говорил исследователь расстройств Т. Рибо (1839-1916), в любой момент времени представление о себе сопровождено памятью, и если память расстроена, то представление о себе человек меняет [5, с. 234].
Память связана с физическим состоянием человека и с его личностью, а патологические изменения личности в первую очередь связаны с нарушением памяти.
Закон восстановления и потери памяти один и тот же: при потере памяти впечатления, полученные недавно страдают в первую очередь и являются самыми сложными; а при восстановлении эти сложные впечатления возобновляются в самую последнюю очередь. Как же развивается и формируется память? Для этого существует большой процесс развития. Еще с младенчества память детей развивается по разным направлениям, которые включают в себя: - механическую память, которая пополняется и потихоньку преобразовывается в логическую; - непосредственное запоминание замещается опосредственным, которое предназначено для того чтобы запоминать и воспроизводить разные мнемические приемы и средства; - у взрослого человека непроизвольное запоминание переходит в произвольное. Как считал Л.С. Выготский, который также занимался изучением развития памяти, что память у человека совершенствовалась при связи мнемической функции запоминания и изменения с процессами психики и состояниями человека, в результате их улучшения. [2, с. 161]. Человек способен подчинять память своей воле, умеет контролировать и управлять процессами запоминания и воспроизведения скопившийся в его памяти информации благодаря разным формам речи. Важнейшая роль при развитии внутренних средств запоминания принадлежать речи. А.Н. Леонтьев предполагает, что внешнее опосредственное запоминание переходит к внутреннему опостредованному с помощью тесной связи превращения речи из внешней функции в внутреннюю [3, с. 167].
Также А.Н. Леонтьев вывел кривую развития опосредованного и непосредственного запоминания, которая называется «параллелограмм развития памяти». Она выражается в том, что формирование непосредственного запоминания у дошкольников проходит намного быстрее и эффективней, чем опосредованного. А вот у взрослых опосредованное развитие играет главную роль в сравнении с непосредственным. На сегодняшний день действует значительное количество методов и систем практического влияния на память для того чтобы ее улучшить. Они основаны для регуляции внимания, совершенствования восприятия внимания, для осмысливания и структурирования запоминаемого материала, для активного использования мнемотехнических приемов, средств и действий в процессе запоминания и воспроизведения. Все эти методы и системы применяются людьми в течении всей жизни и их практической деятельности. Таким образом, можно еще раз подчеркнуть то, что память является важной функцией человека, и благодаря ей он получает, запоминает, хранит и воспроизводит полученную им информацию. Для того чтобы память не ухудшалась, нужно ее тренировать и развивать, чтобы она могла эффективно хранить и использовать огромный поток информации.
1.4 Влияние памяти учителей в обучении детей (нет ничего по теме ,про влияение)
Процесс памяти в жизни человека играет немаловажную роль, обеспечивая целостность и непрерывность его сознательной деятельности. Память накапливает информацию, благодаря которой человек не теряет знаний и навыков, которые он когда-либо приобрел. По крайней мере, не приходится приобретать и осваивать их заново в случае среднестатистического клинически здорового человека. Функциональность памяти обусловлена, прежде всего, тем, что выполняет роль сквозного психического процесса. Как следствие, именно память обеспечивает преемственность психических процессов и объединяет их в единое целое. Существует множество определений феномена памяти, одни исследователи делают акцент на его характеристиках и механизмах, другие – на его специфичности в качестве психического процесса, указывая на то, что она пронизывает всю жизнь человека, будучи сквозным процессом. Так, например, по мнению С.Л. Рубинштейна, память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта [4, с. 196].
С. Ю. Головин в психологическом словаре характеризует память, прежде всего, как когнитивный процесс, представленный механизмами запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта. Также в этом источнике отмечается, что память играет важную роль в рамках экзистенциального подхода, поскольку связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Помимо этого, она является важнейшей познавательной функцией, влияющей на процессы развития и обучения. Память лежит в основе любого психического процесса. В ином случае без ее включения в акт познавательной деятельности, ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут затруднительными или невозможными. Личность: ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности, что может быть сравнимо с превращением человека в робота, способного выдавать только сиюминутные реакции на стимулы без учета предыдущего опыта.
Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как: 1) скорость запоминания — количество повторений, нужное для удержания информации в памяти; 2) объем запоминания; 3) скорость забывания — время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти; 4) длительность сохранения; 5) точность [2, с. 305]. В зависимости от поставленной задачи предметом исследования памяти могут быть, как отдельно взятые механизмы и характеристики, так и непосредственно различные виды памяти. Иначе говоря, мнемические способности могут быть проверены с учетом требуемых условий. Например, посредством вариативного предъявления стимульного материала или изменения интервала между запоминанием и воспроизведением. Также могут быть предложены варианты, предполагающие многообразие способов воспроизведения предъявленного материала или изменения в способе непосредственно запоминания.
Классические методы исследования памяти были предложены Г. Эббингаузом: метод заучивания, метод антиципации, метод сбережения, метод удержанных членов ряда. Качество памяти испытуемого и ее характеристики оцениваются в соответствии с выбранным методом. Например, метод заучивания позволяет оценить память путем исследования необходимых для заучивания повторений и потраченного количества времени. Метод антиципации применяется в оценке качества запоминания организованных в ряд стимулов, в основе которого лежит механизм предвосхищения и предугадывания последующего стимула. Метод сбережения осуществляется посредством оценки различий в воспроизведении материала при первоначальном и повторном заучивании, оценивается динамика изменения объема памяти во времени. Метод удержанных членов ряда применяется в качестве оценки непосредственного объема памяти, а также зависимости эффективности запоминания от содержания стимульного материала [1, с. 75].
Память, как и любой другой психический процесс, может предполагать наличие нарушений в своем протекании. Возникшие клинические проблемы представляют собой расстройства памяти. Рассмотрим наиболее распространенные их формы. Одним из самых серьезных нарушений памяти является амнезия, выражающаяся полным отсутствием памяти. При этом специалисты рассматривают: ретроградную амнезию, при которой человек не может вспомнить события, предшествующие болезни, и антероградную – отсутствие воспроизведения воспоминаний после болезни. Гипомнезия предполагает снижение функции памяти. Парамнезии или обманы памяти представляют собой совокупность нарушений памяти, связанных, прежде всего, с искажением механизмов и характеристик памяти, невозможностью распознавания истинности и ложности воспоминаний, трудностями в различении реально происходивших событий от надуманных [5, с. 365]. Парамнезия, будучи наиболее типичным психопатологическим нарушением содержательной стороны памяти, имеет несколько разновидностей проявления:
1. Псевдореминисценции – ошибочные воспоминания, иллюзии памяти, основным фактором возникновения которых служит время происхождения того или иного события. Например, когда события прошлого воспринимаются настолько ярко, что у человека создается иллюзия их существования в настоящем времени. Или, наоборот, события настоящего воспринимаются чрезмерно отдаленными во времени. Как правило, это наблюдается при болезненных процессах, приводящих к нарушениям самовосприятия, или в случае проживания опыта психотравмирующих событий.
2. Криптомнезии – искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. Другими словами, ложное воспоминание формируется ввиду искаженного восприятия источника впечатления. Например, когда человеку кажется, что он пережил вживую то, что на самом деле было в его сне. К этому же примеру можно добавить впечатлительность от увиденного фильма или прочитанной книги. Противоположным примером является случай, когда происходившее с человеком в действительности не воспринимается им как реально пережитое.
3. Эхомнезии – обманы памяти, производящие на человека впечатление уже прожитого опыта в момент, когда событие проживается впервые. Иначе говоря, это феномен "уже увиденного", "уже услышанного" или "уже обдуманного". Механизм этого расстройства формируется за счет восприятия события с одновременной проекцией в настоящее и прошлое.
4. Конфабуляции или вымыслы памяти – ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. Они могут быть обыденными по своему содержанию, бытовыми – замещающие конфабуляции, – играют роль заполнения провалов в памяти. Например, когда человек не помнит всех деталей разговора с товарищем, при пересказе другому он может добавить нечто свое, что будет восприниматься вполне естественным, как для самого человека, так и для собеседника. Однако, они могут быть и фантастическими, выраженными в искренней убежденности происхождения невероятных событий. Для подобного рода конфабуляций свойственны признаки бреда величия, эротические компоненты. Обычно встречаются при интоксикациях или шизофрении. Ложные воспоминания нелепого содержания называют паралитическими конфабуляциями.
5. Иллюзии узнавания – нарушения идентификации объекта восприятия. В данном случае можно говорить о ложном узнавании других людей, например, когда человек в незнакомце видит своего товарища, или неузнаванием собственного отражения в зеркале. Сюда же относятся случаи, если вместо обычного человека видится "чудище" или нечто нереальное. Иными словами, в данном случае наглядный образ подменяется неким мысленным образом. В качестве причин расстройства памяти выделяют: Нарушения деятельности мозга при тяжелых сопутствующих заболеваниях других систем организма;
- Поражения головного мозга как последствия травм, опухолей, инсультов;
- Стрессовые состояния;
- Психические заболевания: шизофрения, эпилепсия и др.;
- Зависимости и сильнейшие интоксикации: алкоголизм, наркомания;
- Генетические отклонения;
- Острые и хронические отравления – бытовые, профессиональные, лекарственные;
Болезнь Альцгеймера – нарушения памяти в пожилом возрасте [3, с.54]. Несмотря на то, что клинические проблемы с памятью, как правило, связаны с тяжелыми нарушениями деятельности мозга или при наличии психических заболеваний, обманы памяти могут наблюдаться и у психически здоровых людей, например, в случае серьезного переутомления или переживания стресса.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ2.1 Описание методик исследования памяти будущих учителейДля определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грея -Уилрайта) и опросник «Индекс юнговских типов». Типология Юнга основана на понятии психологической установки (экстраверсия и интроверсия) и на преобладании одной из основных психических функций – мышления, чувства, ощущения и интуиции. Рассмотрим способности и эффективность памяти в зависимости от типа личности. По данным Е. Хорвата и Г. Айзенка, у людей экстровертированного типа лучше развита кратковременная память, а у интровертированного типа – долговременная. Однако, эта тенденция подтверждена не во всех исследованиях. Согласно исследованиям в области психологии мышления у экстравертов выше результаты при выполнении задач синтетического типа, а у интровертов – аналитического типа. В то же время интегральные показатели интеллекта (задачи образного и вербального характера) не коррелируют с экстраверсией – интроверсией [1]. Однако, считается, что интроверты лучше обучаемы, более качественно и прочно усваивают знания, чем экстраверты, хотя по уровню интеллекта различий между ними нет. Очевидно, подобная разница в развитии уровня интеллекта и успешности обучения связана с большим прилежанием и послушанием интровертов. По данным В. В. Белоуса, экстраверты успешнее выполняют деятельность, связанную с приемом и переработкой информации неопределенного содержания, и менее успешно деятельность, связанную с приемом и переработкой конкретной и точной информации. Интроверты более успешны в выполнении деятельности, касающейся приема и переработки определенной информации, и менее успешны в выполнении деятельности, обусловленной приемом и переработкой неопределенной информации. Р. Драммонд и А. Стоддарт обнаружили, что экстраверты не склонны к последовательности, логичности, научности и аналитичности мышления, в то время как для интровертов характерна противоположная картина. Последние предпочитают теоретические дисциплины, в то время как экстраверты – практические [2]. Рассмотрим также значения кратковременной и долговременной памяти. Согласно Р.С. Немову кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации [3]. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими пр


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.