это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2449494
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Сегодня актуален вопрос согласованности бюджетной и денежно-кредитной политики государства, поскольку любая из них стремится достичь своих целей, не достигая в конечном итоге общей цели достижения экономического роста.
В действующих программных документах Правительства Российской Федерации и Послании Президента Федеральному Собранию на 2020 год сформулированы основные цели экономической политики по обеспечению экономического роста, качества жизни населения и роста его благосостояния. Достижение этих целей возможно при грамотной и сбалансированной бюджетной политике и денежно-кредитной политике, которые должны гармонично воздействовать на все отрасли экономики и дополнять друг друга в соответствии с экономической политикой страны и интересами общества.
Целями данной работы является определение проблем координации бюджетной и денежно-кредитной политики РФ. В связи с этим в работе следующие основные задачи:
- охарактеризовать сущность бюджетной и денежно-кредитной политики РФ;
- выявить проблемы координации бюджетной и денежно-кредитной политики.
1.Сущность бюджетной и денежно-кредитной политики РФ
Бюджетная политика Российской Федерации - это общность действий и мероприятий, осуществляемых органами власти в области управления формированием и исполнением бюджета для выполнения своих функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика подразумевает:
- разработка механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджет и внебюджетные фонды;
- определение целей и задач в области бюджетов;
- выбор направлений употребления бюджетных средств;
- управление бюджетным процессом;
- организация регулирования экономических и социальных сделок за счет бюджетных средств.[3, с. 145]
В условиях реформирования экономики и областей общественной жизни бюджетная политика обязана обеспечивать:
1. осуществление права самостоятельно принимать решения каждым государственным органом о направлениях и размерах использования бюджетных средств;
2. законодательное разделение бюджетных полномочий между органами власти в вопросах всего цикла бюджетного процесса;
3. отсутствие бюджетного дефицита на каждом уровне бюджетной системы в связи с изменением налоговой системы, регулирования поступлений в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;
4. сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы посредством согласования принципов, методов, показателей и стандартов перераспределения бюджетных средств между подразделениями бюджетной системы;
5. контроль за целевым, экономным и эффективным применением бюджетных средств на социально-экономическое формирование на каждом уровне бюджетной системы.[5, с. 93]
Цели фискальной политики:
• рост уровня минимальных государственных гарантий обществу;
• оказание помощи населению регионов в кризисных ситуациях;
• стабилизация уровня жизни граждан;
• выравнивание обстановок для социально-экономического формирования регионов;
• стабилизация сектора экономики;
• централизация всех видов и прочих ресурсов на счете Федерального казначейства;
• погашение задолженности бюджетным организациям и прочим получателям бюджетных ресурсов;
• обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
• реструктуризация государственного долга;
• рост роли российского бюджета развития.
Современная бюджетная политика устанавливает стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - поддержка социально-экономическому формированию РФ с безусловным учетом критериев эффективности и результативности бюджетных затрат.
Денежно-кредитная политика - это система государственных мероприятий, направленных на регулирование обращения денежной массы, что, в свою очередь, осуществляет стабильность цен, рост производства и максимальную полную занятость граждан.[5, с. 120]
В нынешних условиях, с развитием рыночных взаимоотношений в Российской Федерации, роль обоснования сути денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования явно растет. Она сосредоточена на стимулировании стабильного экономического формирования государства и на этой же базе на рост благосостояния общества.
Важнейшая цель денежно-кредитной политики России - обеспечение устойчивости государственной денежной единицы - рубля. Его эффективность устанавливается, прежде всего, балансом спроса и предложения денег, контролем над денежным обращением, динамикой и структурой денежных агрегатов.
Основные макроэкономические цели страны зависят от эффективности ее денежно-кредитной политики. Стабилизация области денежного обращения как неотъемлемая часть неизменного роста экономики страны требует разработки краткосрочных, средне- и долгосрочных стратегий реализации денежно-кредитной политики.
Стратегические цели являются ключевыми составляющими национальной экономической политики. К ним относятся: обеспечение экономического роста, процентных ставок, стабильных цен, высокой занятости и балансировки платежного баланса.[6]
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются следующие (рисунок 1).
Рисунок 1. Инструменты денежно-кредитной политики
Данные инструменты каждое государство в зависимости от стратегических целей и направлений экономического развития державы.
2. Проблемы координации бюджетной и денежно-кредитной политики
В то же время многие ведущие ученые-экономисты согласны с тем, что сегодня каждая из политик решает свои внутренние задачи (сокращение дефицита федерального бюджета и достижение целевого показателя инфляции в денежно-кредитной политике), при этом явно нет желания достичь общей цели достижения устойчивого экономического развития за счет стимулирования совокупного спроса. Об этом свидетельствует содержание таких документов, как «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов», «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022», Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. От 18.03.2020) « О Федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы ». Первый из них ставит приоритетную задачу стабильности цен и устанавливает цель денежно-кредитной политики как «постепенное снижение годовой инфляции до 4% и поддержание ее на этом уровне в будущем», а второй - как цели бюджетной политики, реализация программы бюджетной консолидации (снижение затрат федерального бюджета) и достижение установленного Федеральным законом лимита дефицита федерального бюджета в % к ВВП. Изображается, что достижение низкого уровня инфляции и дальнейшее сокращение расходов федерального бюджета в условиях ограниченности внутренних ресурсов в экономике и падения реального уровня доходов населения не приведет к стимулированию экономического роста, но может быть достигнуто при стоимость последнего. Таким образом, очень важна задача достижения согласованности между денежно-кредитной и фискальной политикой и их ориентации на достижение устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.[1]
Чтобы решить эту проблему, нужно определить, как налоговая политика и денежно-кредитная политика могут, употребляя свои инструменты, положительно повлиять на экономическую активность, а также точки их взаимодействия с точки зрения общего воздействия на экономический рост.
Анализируя важнейшие цели бюджетной политики и публикации ученых-экономистов с точки зрения целей и задач бюджетной политики в ситуациях экономического кризиса и рецессии, учитывая зависимость бюджетной системы России от волатильности цен на нефть на мировом рынке сырье, надо заметить, что по данному вопросу меньше споров относительно того, какой обязана быть политика в условиях кризиса: экспансионистской или ограничительной. Представляется разумным поддержать точку зрения, согласно которой фискальная политика должна быть скорее стимулирующей, чем сдерживающей. Надо полагать, что в период экономической неустойчивости государство обязано, в первую очередь, увеличить объем расходов федерального бюджета, чтобы поддержать совокупный спрос и дать толчок дальнейшему развитию экономики.
Сегодня федеральный бюджет на 2020 год активно критикуется учеными и экономистами.
В нынешних условиях целесообразно скорректировать бюджетную политику и, прежде всего, федеральный бюджет для обеспечения экономического роста за счет следующих корректировок. Во-первых, считается вероятным уменьшение расходов федерального бюджета исключительно исходя из их значимости для осуществления экономического роста, а не для того, чтобы быстрее сократить дефицит федерального бюджета. Напротив, отдельные виды расходов федерального бюджета, в том числе объединенные с инвестициями в человеческий капитал, обязаны быть повышены и эффективно реализованы, а дефицит федерального бюджета должен быть сокращен за счет соответствующей отдачи от роста расходов в виде бюджетных инвестиций.[7]Во-вторых, учитывая, что значительная часть дефицита федерального бюджета формируется за счет отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, нужно как можно скорее провести пенсионную реформу в части снижения льготных категорий пенсионеров и льготных ставок страхования, взносов по пенсионному страхованию, разработка целевого пенсионного обеспечения в зависимости от уровня потребности пенсионера и поиск другой базы для уплаты страховых взносов (например,ФОТ + валовая прибыль).
В-третьих, нужно сделать федеральный бюджет максимально антицикличным, то есть уменьшить зависимость его баланса и исполнения от волатильности цен на нефть и нефтегазовых доходов. Также важно отметить, что переход к антициклической фискальной политике может привести к увеличению государственного долга России, что может привести к повышению процентных ставок в стране и вытеснению частных инвестиций. Чтобы не допустить такой ситуации, бюджетная политика правительства Российской Федерации обязана быть согласована с денежно-кредитной политикой Банка России, регулирующего ставки на рынке капитала.
Рассматривая цели и задачи денежно-кредитной политики и их оценку в научном сообществе, надо заметить, что существуют разногласия среди критиков нынешней политики таргетирования инфляции. Но самая обсуждаемая тема сегодня - это денежная эмиссия Банка России для реализации крупных инвестиционных проектов, что означает переход от сдерживающей политики к стимулирующей. Предполагается, что принятые к исполнению проекты будут получать средства через бюджетную систему, а также через банковскую систему.
Что касается ключевой ставки, то она сегодня тоже находится на очень высоком уровне, а главное, выше доходности основных секторов экономики России.
Только два сектора национальной экономики (горнодобывающая и сельское хозяйство) могут выдержать такие большие темпы из-за относительно низкой прибыльности бизнеса. Но, исходя из заявленной основной цели денежно-кредитной политики, Банку России некогда заниматься экономической деятельностью, так как его важнейшая цель сегодня - инфляция.
Что нужно изменить в денежно-кредитной политике, чтобы добиться экономического роста? Первый шаг - повысить монетизацию экономики с нынешних 43% до 80% -100% ВВП. Во многих государствах данный показатель превышает 100% -200%, а отсутствие корреляции с инфляцией было доказано больше. [2] Кроме того, имеется несколько иное соотношение между денежной массой и ВВП.
Высокая корреляция между денежной массой и ВВП подтверждает, что рост монетизации российской экономики будет содействовать росту производства.
Во-вторых, нужно уменьшить ключевую ставку. В 55-60% стран мира процентные ставки ниже, чем в России. Снижение данной очень важной переменной обязано происходить в тесном сотрудничестве с первым предложением, поскольку это также один из методов ослабить политику мегарегулятора, тем самым сделав кредит более вероятным для реальной экономики. В тех государствах, которые сейчас продолжают расти, существует четкое понимание того, что кредит способствует экономическому росту. Поэтому в Индии и Сингапуре отношение долга к ВВП расположен на уровне 80%, в Гонконге оно традиционно выше - примерно 200%. В нашем государстве рекомендуется уменьшить ключевую ставку до 4-7%, увеличить объем кредита с 43% до 70-80% ВВП, что обеспечит необходимые средства организациям реального сектора.[6]
В-третьих, Банку России следует активно развивать специальные инструменты рефинансирования, предназначенные для предоставления кредитных ресурсов проблемным секторам национальной экономики. В настоящее время общая сумма лимитов на эти операции не превышает даже 1 триллиона рублей, что очень мало для нашей экономики. Банк России считает, что это может ускорить инфляцию, продолжая при этом выдавать огромные кредиты Агентству по страхованию вкладов.
Кроме того, нужно, чтобы стимулирующая политика правительства Российской Федерации и политика Банка России не оказывали отрицательного действия на инфляцию, обменный курс и стабильность финансового сектора, поскольку предлагаемые меры будут генерировать огромные денежные потоки, и они должны быть сконцентрированы в правильном направлении.
Прежде всего, нужно организовать целевое употребление вновь образованных денег. Основой для этого должна стать стратегия единого экономического развития Российской Федерации, и технически это будет осуществляться путем конкретных инструментов, которые могут включать:
- на базе предприятия механизм- SPV, разработанный Столыпинским клубом;
- специальные инструменты рефинансирования Банка России;
- механизм целевой эмиссии облигаций Правительства Российской Федерации, при которой есть уверенность в том, что эти средства будут использованы на определенные инвестиционные проекты.
Когда деньги используются для инвестирования в новые и перспективные технологии, это обязано уменьшить производственные затраты и уменьшить зависимость от импортных машин и оборудования, что обязано положительно воздействовать на снижение уровня цен. В то же время правительству РФ следует отказаться от постоянной индексации тарифов естественных монополий и стимулировать развитие конкурентной среды. Все это вместе обеспечит экономический рост и не создаст инфляционных рисков.
Что касается курса национальной валюты, то он не должен быть сильно завышенным, соответствовать реальным условиям, быть стабильным и меньше коррелировать с нефтью.
Заключение
Таким образом, надо считать разумным координировать бюджетную и денежно-кредитную политику таким образом, чтобы обе политики имели экспансионистский характер, поскольку единственный способ добиться экономического роста для России - это стимулировать фискальную и денежно-кредитную политику, которые коррелируют друг с другом и объединены общей целью экономического развития и структурной перестройки экономики России.
Список использованной литературы
Б. Титов: об экономике роста подробно и по пунктам. [Электронный ресурс]. // http://www.vestifinance.ru/videos/26686 Горюнов, Дробышевский, Трунин Денежно – кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. — 2015. №4. — C. 53-85.
Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
Миркин Я.М. Центральный Банк Развития // Прямые инвестиции— 2016. №4. — C. 32-36.
Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 c.
Титоренко А.А. Перспективы направления бюджетной политики как фактор стабилизации социально – экономического развития // NAUKA—RASUDENT — 2016. — C. 3-15.
Эскиндаров М.А. и др. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно – кредитной, валютной и бюджетно – налоговой политики // Вестник Финансового Университета. — 2018. № 6. — С. 6-18.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Отношение гос органов власти к физической культуре (Волгоградская...
Статья, Физическая культура
Срок сдачи к 25 дек.
Есть файл с готовой курсовой но ее нужно корректировать
Курсовая, Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Срок сдачи к 25 дек.
Выполнить практическую. Методы и средства исследований метрологических характеристик. С-07368
Контрольная, Метрология
Срок сдачи к 27 дек.
Нужно подправить программу исследования ВКР
Другое, Дизайн психологического исследования
Срок сдачи к 25 дек.
«Кластерный анализ: иерархические методы кластеризации и метод к-средних»
Лабораторная, Статистическое моделирование и прогнозирование, статистика
Срок сдачи к 31 дек.
Необходимы выполнить задание как в примере файл оиуз ...
Контрольная, Теория организации и управление изменениями
Срок сдачи к 26 дек.
сделать отчет по практике производственная практика, с поэтапным открыванием практических работ
Отчет по практике, Юриспруденция
Срок сдачи к 4 янв.
надо сделать только задачи, все 5 штук, титульник сама оформлю
Контрольная, Основы математической обработки информации, математика
Срок сдачи к 30 дек.
Решить контрольную из 5 задач по элтеху
Контрольная, Электротехника и электроника
Срок сдачи к 26 дек.
Сделать презентацию на ~10-15 слайдов и написать к ней спич
Презентация, Информационная безопасность
Срок сдачи к 25 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!