это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2450098
Ознакомительный фрагмент работы:
Государство – одно из наиболее исторически древних и многозначных понятий за все время существования человечества. На протяжении долгого времени учены, юристы, социологи и представители иных наук и профессий пытались дать определение рассматриваемому понятию. Так, один из виднейших учёных Нового времени Г. Кельзен утверждал, что термин «государство» стоит рассматривать в 3 аспектах. Первый из них – юридический смысл. Здесь государство является юридическим лицом, организацией, формой. Второе понимание – это социологический смысл, согласно которому государство понимается как некая существующая социальная общность. И, наконец, третье понимание исходит из того, что государство представляется в виде системы правил поведения, различных порядков, как политически организованное общество.
Однако, стоит отметить, что все подходы к пониманию государства имеют место быть и могут рассматриваться в рамках самых различных вопросов, но, как представляется, наиболее важным аспектом данного явления представляется его юридическая сущность, которую, далее, стоит рассмотреть более подробно. Рассматриваемый юридический подход к пониманию государства был предложен Георгом Еллинеком, рассматривавшем государство как социальное образование и правовое учреждение. При этом, он считал важнейшим именно юридическую природу государства, которую связывал с правом (правовыми нормами), исходящими от государства, и деятельностью юридических учреждений. Ганс Кельзен, о котором упоминалось ранее, также определял государство с юридических позиций, сравнивая его с правопорядком. Такое понимание государства сохранено в современном международном публичном праве. Согласно концепции юридического подхода, государство – это «единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и её население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом». Фактически, данное определение включает в себя исчерпывающий набор обязательных признаков государства.
Говоря о государстве как о юридическом феномене стоит отметить, что когда мы говорим об управлении в целом в жизни общества, то имеем в виду, что управление представляет собой системообразующий институт общественной жизни, её сферу, определяющую деятельность по оценке предметной ситуации, принятию решений, их реализацию и корреляцию, контроль и достижение цели - получение результата.
Управление как системообразующий институт жизни общества имеет предметную цель, выполняет специфические задачи, опирается на правовые и социальные нормы, вырабатывает принципы, имеет сложившиеся традиции и культуру. Функционально сфера управления общественной жизни связана с другими сферами жизни общества и составляет с ними единое целое. Роль сферы управления - регуляция всей системы общественных отношений. Государственное управление является особым видом социального управления.
Оно обладает рядом специфических свойств и признаков, выделяющих его среди других видов управленческой деятельности и является ядром сферы управления жизни общества. Государственное управление распространяется на общество в части его организации и контроля. Государство - форма организации общества с присущими ему институтами и отношениями, сложившимися в результате того или иного рода деятельности. Вне поля государственного управления находятся институты гражданского общества, которые функционируют в соответствии с естественными правыми индивидами на свободу, равенство и справедливость. Кроме того, само государство является элементом политической системы общества, наряду с политическими партиями, общественно-политическими объединениями и средствами массовой информации: государственное управление функционально встроено в эту систему и соблюдает её правила. Также на характер и степень государственного управления специфически влияет экономическая система общества', в условиях рыночной экономики государственное регулирование её осуществляется с максимальной степенью учёта интересов собственников - хозяйствующих субъектов экономической деятельности.
Государство вырабатывает общие нормы, регулирующие поведение людей, функционирование учреждений и обеспечивает их выполнение. В этой части важен контроль гражданского общества за уровнем государственного администрирования и проводимой социальной политикой государства, так как от неё зависит становление социального государства и выполнение им социальных обязательств.
Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный совет и др.), должностное лицо (министр, мэр). В пределах своих полномочий, установленных законом (иными правовыми актами), субъекты управления могут использовать различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. Так, в целях развития какой-либо отрасли экономики государство может применить стимулирующие методы (например, снизить налоги), методы запрета (органы государства могут не зарегистрировать политическую партию, если ее устав противоречит закону, что лишает партию прав юридического лица), закон запрещает пропаганду экстремистской идеологии и устанавливает наказания за это и так далее. В отличие от человека и гражданина, которому разрешено все, что не запрещено законом, субъекты государственного и муниципального управления могут применять только такие средства управления, которые им разрешены законом. При этом каждый из них вправе применять лишь свои, определенные способы управления (полиция — одни, финансовые службы — другие). Эти способы тоже установлены правовыми актами (законом о полиции, положением о министерстве финансов и др.).
На мой взгляд, государство, как юридический феномен, - это сложное и многогранное явление. Его сложная структура проявляется в наличии взаимных прав и обязанностей по отношению к населению, проживающему в данном государстве, в наличии соответствующих функций. Связующим звеном, с юридической точки зрения, между государством и населением является Основной закон или же Конституция. Так, одним из ярких примеров юридической природы государства является его социальная функция, то есть, создание государством условий, обеспечивающих реализацию основных социальных прав человека: право на достойный уровень жизни, право на труд и др. Государство в рамках Основного закона осуществляет социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В Конституции РФ ч.2 ст. 7 сказано, что в РФ устанавливается гарантированный уровень минимальной оплаты труда, создается поддержка семьи, материнства и детства. Кроме того, с юридической точки зрения, государство является важнейшим экономическим регулятором и одновременно участником рыночных экономических отношений. Например, в ст. 35 Конституции РФ сказано, что государством охраняется право частной собственности. Никто не может быть в произвольном порядке лишен своего имущества не иначе как по решению суда. Так же государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равным образом защищает разные формы собственности.
Особо важным проявлением юридической сущности государства является его обязанность обеспечивать физическую безопасность человека, речь об обеспечении безопасности его жизни и иных благ, которыми он обладает. Для этих целей в каждом современном государстве существует наука уголовного права. Приговор, выносимый судьей виновному в совершении преступления лицу, всего выносится только от имени Российской Федерации. Это подчеркивает исключительную монополию и авторитет государства на осуществление такой важнейшей деятельности как правосудие.
Кроме того, юридическая природа государства ярко представлена на примере того, что в отношении населения оно обладает не только обязанностями, но и правами. Например, любое государство обладает исключительной монополией на сбор налогов и иных обязательных платежей, которые являются необходимой финансовой поддержкой для его существования. Однако, произвольно собирать налоги государство не может, так как данные сборы должны быть нормативно обоснованы, должен существовать правовой документ, на основании которого бы взимались такие платежи. В РФ подобным нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, закрепляющий в себе основные положения, которыми руководствуются не только налогоплательщики, но и Федеральная налоговая служба РФ.
Так же немаловажным аспектом является тот факт, что любое государство обеспечивает безопасность своих внутренних и внешних границ. Отсюда, стоит отметить, что юридическая сущность государства является важнейшей ценностью и с точки зрения международных правоотношений, так как субъектами этих правоотношений являются именно они. Не было бы государств, как юридических образований, не было бы упорядоченного и эффективного международного взаимодействия между жителями всего земного шара. Вероятно, воцарился хаос, разруха, бедность, голод и другие несчастья, которые непременно сопутствуют процессам распада государств.
Особо важным представляется тот факт, что, закрепляя в Основном законе страны и признавая общепризнанные принципы и нормы международного права, государства связываются взаимными правами и обязанностями уже не только с населением своей страны, но и друг с другом. Это дает нам, как жителям определенного государства, в случае нарушения наших прав внутри страны обратиться за поддержкой и правовой помощью в органы международного правосудия. Кроме того, признавая человека, его права и свободы высшей ценностью, государства обязуются соблюдать данные принципы не только в рамках своей территории, но и на территории других государств, например, в случае совершения иностранными гражданами преступлений и их ареста другим государством, когда преступление происходит на его территории. Основными международными актами, к которым присоединяются государства, гарантируется запрет рабства, пыток, принудительного труда и иных унижающих человеческое достоинство действий. Например, такие нормы содержит в себе Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Эти высшие правовые и демократические ценности являются показателем высокого развития, которые государства достигли в ходе своего исторического развития.
Государство гарантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, - говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст.12), - необходима государственная сила, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена».
Государственное гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно взаимодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Единство этой системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система гарантирования, обеспечения и защиты основных прав человека основывается на демократизме общественно-политического строя, вследствие чего и само правовое государство содержательно - институционально характеризуется как демократическое. Поскольку же, как об этом говорится в ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, само демократическое государство содержательно-институционно характеризуется как правовое.
Немаловажным представляется тот факт, что только государство обладает монополией на легальное принуждение. Для этого оно располагает соответствующей силой в лице правоохранительных органов и иных структур. Так, например, в случае совершения преступления сотрудники правоохранительных органов обязаны его пресекать; в случае неисполнения решения суда сотрудник Федеральной службы судебных приставов может обратить соответствующее взыскание на имущество должника. Иные органы или организации не вправе заниматься данной деятельность. Для легального осуществления данной деятельности государство создает нормативно-правовые акты, которые являются основой деятельности соответствующих его сотрудников. Так или иначе, государство и власть, которой оно обладает, напрямую связаны с таким понятием как насилие. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.
Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий. Даже самое благоприятное с точки зрения соблюдения демократических начал государство в большинстве аспектов представляет собой механизм насилия и принуждения над человеком. Только это насилие является особым.
В чем это проявляется? В том, что, как было сказано выше, государство легитимирует свою власть и принуждение. В целом, любое насилие может проявляться и в семье, между родителями и детьми, а также нередко оно может выражаться в деятельности работодателя по отношению к его работникам. Однако, в этих и всех иных случаях действие принуждения, которое применяют субъекты, носит незаконный характер, противоречащий закону. Кроме того, сам закон в ряде случаев запрещает это насилие применять под угрозой наказания, то есть, аналогичного применения насилия. При этом, в отношении самого государства средства, способы и формы его насилия определенны законом и им регламентированы.
Подводя итог, стоит отметить, что государство и право – две неотъемлемые друг от друга составляющие, которые всегда существуют совместно. Особенно, эта мысль справедлива для современного общества и современного государства, поскольку, основной ориентир в 21 веке идет на построение по-настоящему правового государства с высокими демократичными ценностями, чего, к примеру, было невозможно сказать еще 100 или 200 лет назад. В отсутствие государства как юридического феномена можно говорить о возможности ряда негативных последствий, таких как войны, междоусобицы, безработица, голод, нищета, высокая смертность и так далее. Государство организует общество, придает ему определенную структуру, форму, задает ему рациональные векторы деятельности. И именно правовые гарантии позволяют обрамить власть данную государству, легализовать её, сделать его веления обязательными для всех. Государство и общество не могут функционировать и развиваться, если нет законов. Только государство имеет право выдавать законы, которые являются общеобязательными для всех граждан и должностных лиц на всей территории. Законы направлены на регулирование и охрану экономических, политических и других социальных отношений, и социальных ценностей общества. Государственная власть является единым субъектом, который имеет такое право, поскольку она выступает от лица всего общества, как ядро политической системы. Таких законов не имеют права выдавать другие субъекты политической системы и гражданского общества. Законодательство является составной частью механизма функционирования всего государства и общества.
Итак, государство - это особая политическая организация публичной власти, которая имеет свою территорию, суверенитет, выдает законы, взимает налоги с целью нормального функционирования общества, выступает как субъект международных отношений и выражает интересы всего народа или господствующего класса (социальных групп). Только единство юридического и государственного управления способно обеспечить рациональное действие общественных сил и настроений. Таким образом, на мой взгляд, государство как юридический феномен – это высшая ценность, развитие и существование которой зависит не только от управленческого аппарата, но и от каждого из нас, поскольку именно мы, многонациональный народ, формируем и закладываем основы существования и деятельности своего государства.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!