это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2458211
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения контрольной (проверочной) закупки наркотиков. Также исследованы актуальные проблемы правоприменения в сфере проведения контрольной (проверочной) закупки наркотиков в теории и на практике, а также особенности прокурорского надзора в данной сфере.
Abstract. The article discusses the features of the control (test) purchase of drugs. Also, the current problems of law enforcement in the field of control (verification) procurement of drugs in theory and in practice, as well as features of prosecutorial supervision in this area have been investigated.
Ключевые слова. Контрольная (проверочная) закупка наркотиков, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность.
Keywords. Control (verification) purchase of drugs, prosecutor's supervision, operational-search activity.
Постановка проблемы. В 2016 году Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобы девяти россиян, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. У всех заявителей уголовные дела строились по одному принципу: главным доказательством их вины становилась так называемая «контрольная закупка» наркотиков, организованная оперативниками. Например, когда сотрудники полиции договариваются с известными им лицами, употребляющими наркотические средства, или посредниками о том, что те купят наркотики у дилера и тем самым подтвердят его причастность к наркобизнесу.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о наличии двух точек зрения на понятие правовой квалификации проверочной закупки наркотических средств. В первую очередь, некоторые авторы считают, что закупка наркотиков представляет собой мнимую сделку купли-продажи. Однако данное определение не может быть использовано, так как невозможно оперативно-розыскное мероприятие отождествлять с элементом гражданского оборота. В качестве альтернативы под проверочной закупкой наркотических средств предлагается понимать совокупность действий по искусственному созданию ситуации, имитирующей приобретение наркотических средств или иных предметов, относящихся к незаконному обороту наркотиков [3, с. 236].
Методология исследования. В процессе исследования были применены общенаучные и специальные юридические методы исследования. Метод системного анализа позволил изучить действующее законодательство в сфере проведения контрольной (проверочной) закупки наркотиков. Сравнительно-правовой метод исследования помог выявить особенности прокурорского надзора и возможности его совершенствования для преодоления проблемы отмены приговоров по преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Также определить актуальные проблемы и возможные пути их решения позволил структурно-системный подход.
Метод контрольной закупки является одним из самых распространенных при задержании подозреваемых в рассматриваемых преступлениях. Та, в частности, по одной из жалоб в сентябре 2019 года ЕСПЧ уведомил заявителя – осужденную Хрунову Ирину – что поставило перед российским властями вопрос о ситуации с «контрольными закупками». Суд указал, что уже неоднократно рассматривал подобные дела по жалобам россиян и указывал на обнаруженные нарушения — в частности на недостаток контроля за проведением закупки. Российским властям ЕСПЧ предложил рассказать о принимаемых мерах (в том числе законодательных) для борьбы с этой проблемой [1].
В данном плане представляется необходимым совершенствование прокурорского надзора за процедурой проведения контрольной (проверочной) закупки наркотиков. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предполагает при проведении проверок обязательное соблюдение двух взаимосвязанных между собой условий: наличие поводов и оснований. Это своего рода отправные точки.
Одновременно сторонниками, отстаивающими умеренные «реформы» в области прокурорского надзора, предлагается активное использование в указанных целях возможностей информационных технологий, предварительно создав для этого необходимые предпосылки путем постепенной «интеграции» информационных систем МВД России, аккумулирующих сведения о деятельности оперативных подразделений полиции, с автоматизированным информационным комплексом «Надзор», функционирующим в органах прокуратуры. Для этого предлагается внести изменения в федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 21) [2, с. 190]. Забегая вперед, отметим, что в ближайшее время вряд ли удастся что-либо предпринять в этом направлении, поскольку пока материальных предпосылок нет. К тому же не осмыслена суть самой идеи. Вопросы возникают и в плане обеспечения защиты сведений, подлежащих передаче. Не следует исключать вероятность утечки сведений, если заранее не предпринять действенные меры от несанкционированного доступа к компьютерной информации. Сама идея прогрессивная, она, безусловно, заслуживает внимания. Нельзя не признать, что наука и техника шагнули намного вперед, нежели ОРД. За информационной технологией кроется будущее.
Другие авторы [3, с. 237] предлагают радикальные решения, принятие которых, по их мнению, может привести к существенному (кардинальному) укреплению законности в сфере ОРД. Сторонники этой точки зрения считают, что ныне действующая модель прокурорского надзора малоэффективна и низок коэффициент полезного действия. Чтобы повысить эффективность, предлагают: узаконить новый подход к прокурорскому надзору, заключающийся в переходе к предварительной форме надзора. Как известно, сейчас у нас последующий. Более того предлагают не проводить без санкции суда такие оперативно-розыскные мероприятия, как «проверочная закупка» наркотиков, «оперативный эксперимент» [4, с. 175]. Представляется, если идти по этому пути, то могут появиться новые проблемы, связанные с оперативностью принятия необходимых решений в целях своевременного выявления и пресечения в первую очередь тяжких и особо тяжких преступлений. Как бы тем самым не «узаконили» механизм сдерживания этого фактора. Существует такая опасность.
В заключение можно сделать следующие выводы. Во-первых, непременными условиями осуществления прокурорской проверки за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются наличие для этого поводов и оснований в отношении контрольной (проверочной) закупки наркотиков. В противном случае такая проверка может и не состояться.
Во-вторых, поводы к прокурорской проверке - это источники информации, указывающие на признаки многочисленных нарушений в сфере осуществления ОРД и требующие в целях их устранения вмешательства уполномоченного прокурора. Поводы охватывают устные и письменные обращения физических и юридических лиц в органы прокуратуры в отношении контрольной (проверочной) закупки наркотиков.
В-третьих, основанием для прокурорской проверки является наличие достаточных данных, указывающих на признаки совершения нарушений законности в ходе ОРД органами, правомочными на ее осуществление в отношении контрольной (проверочной) закупки наркотиков.
В-четвертых, поводы и основания прокурорской проверки тесно взаимосвязаны между собой. Это означает: нет повода - значит, нет и основания, и наоборот, отсутствие основания автоматически исключает наличие повода к проверке в отношении контрольной (проверочной) закупки наркотиков.
В-пятых, прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, с учетом происходящих изменений законодательных и иных нормативных правовых актов, правоприменительной практики, научных изысканий и реального состояния законности в сфере ОРД, в частности, контрольной (проверочной) закупки наркотиков, как и любая деятельность, остро нуждается в совершенствовании, которое должно осуществляться, по крайней мере, по трем направлениям, охватываемым вопросы правового, организационного и методического плана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ЕСПЧ раскритиковал процедуру проверочных закупок наркотиков в России // Адвокатская газета [Электронный ресурс]. – Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. – Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/novosti/espch-raskritikoval-protseduru-proverochnykh-zakupok-narkotikov-v-rossii. (дата обращения: 10.10.2020).
Комментарий к федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека. - 3-е изд., доп. и перераб. - М: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 576 с.
Иванов П.И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. - № 1. - С. 236-241.
Семёнов Н.А. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью (ОрД) // MODERN SCIENCE. - 2020. - № 1-1. - С. 174-177.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!