это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2485618
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Особое место в истории российской государственности занимает Государственный совет Российской империи, просуществовавший с 1810 по 1917 год. Это первый в истории России периода абсолютной монархии государственный орган, который хотя бы в некоторой степени ограничивал власть монарха. Этот государственный орган являлся ключевым звеном во всей системе государственного аппарата, так как к предметам его ведения по "Образованию" 1810 г. входило рассмотрение всех важнейших государственных вопросов внутренней и внешней политики. Важнейшие государственные решения до утверждения императором проходили процедуру обсуждения в Государственном совете и оформлялись царскими манифестами.
История Государственного совета постоянно привлекала внимание отечественных исследователей, как историков, так и юристов, особенно дореволюционных. Ей были специально посвящены работы В.Г. Щеглова, где анализировалась деятельность Совета в период правления Александра I. В работе П.Н. Данилевского, посвященной истории образования Государственного совета, хронологически охватывается период времени деятельности государственных органов, начиная с Боярской думы до 1855 г.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль Государственного совета в структуре государственной власти Российской империи в первой половине XIX в., определить его реальный правовой статус.
государственный дума совет империя
1. Обра зование и деят ельность Госу дарственного Совета как высшего зако носовещательного органа Росс ийской империи
1.1 История создания
Начиная с эпохи реформ Петра Великого и заканчивая началом XX – го века император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. С 1769 г. до 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г., когда в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан Государственный совет.
Начнем с истории этого учре ждения. Обра зование Госу дарственного совета явилось зако номерным этапом в процессе сове ршенствования меха низма госу дарства после пров еденной в 1802 г. реформы Сената и учре ждения мини стерств. В этих условиях деят ельность Непр еменного совета пере стала удов летворять потр ебностям времени. Необ ходимо было создать зако носовещательный орган при импе раторе, приз ванный сообщить зако нодательству характер госу дарственной деят ельности, которая осно вывалась бы на пост оянных правилах, не зави сящих от усмо трения частных лиц.
По проекту, разработанному М.М. Сперанским в 1809 г., Государственный совет должен был стать координирующим центром трех ветвей власти: законодательной (Дума), судебной (Сенат) и исполнительной (министерства), органом, через который все решения в области государственного управления и суда могли вноситься на рассмотрение и утверждение верховной власти Императора. Однако же проект в полном виде реализовать не удалось. По манифесту 1810 г. Государственный совет был учрежден исключительно как совещательный орган при Императоре по вопросам законодательства.
Возв ышению Госу дарственного совета в 1810-1812 гг. спос обствовала активная деят ельность Госу дарственной канц елярии в стру ктуре Госу дарственного совета, которую возг лавлял в эти годы М.М. Спер анский. В этот период все вопросы госу дарственного упра вления гото вились и пере давались на расс мотрение Импе ратора искл ючительно через Госу дарственную канц елярию. В резу льтате Госу дарственный совет стал реальным правовым меха низмом, коор динирующим деят ельность мини стерств и Сената.
В период Отечественной войны 1812 г. и отставки М.М. Сперанского деятельность Государственного совета сосредоточилась на рассмотрении проектов гражданского и уголовного уложений. В основу проектов были положены французские кодексы 1804 и 1810 гг. Начинание оказалось неудачным, дело застопорилось.
Акти визация работы Госу дарственного совета началась с 1816 г., когда он вновь обра тился к проб лемам фина нсовой политики госу дарства. Были расс мотрены проекты о создании особого совета кред итных уста новлений (в состав которого должны были войти пред ставители от купе чества), об учре ждении Комм ерческого банка, о борьбе с инфл яцией и т.п. Был принят ряд мер для расш ирения свободы торговли, для чего были пере смотрены неко торые статьи тамо женного тарифа.
Против этой последней меры выступали отечественные фабриканты, обеспокоенные расширением иностранной торговли. Идя им навстречу, правительство в 1822 г. пересмотрело таможенные пошлины, введя протекционистский тариф.
В 1811 г. Госу дарственный совет расс матривал план прео бразования Сената, пред ставленный Спер анским, по которому Сенат пред лагалось разд елить на два особых учре ждения (прав ительствующий Сенат и судебный Сенат), в первое из которых вошли бы министры и нача льники упра влений (бывший Комитет министров); второе делилось на четыре местных отде ления (Петербург, Москва, Киев, Казань). Члены первого учре ждения назн ачались верх овной властью, второго - изби рались двор янством.
Проект был, отвергнут Государственным советом. Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний. Все делопроизводство сосредоточивалось в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.
С 1812 г. роль Госу дарственного совета в упра влении стала снижаться. После отст ранения от долж ности М.М. Спер анского, министры и сенаторы, восп ользовавшись пред оставленным им мани фестами "Об учре ждении мини стерств" и "О правах и обяз анностях Сената" правом, стали обра щаться с докладом непо средственно к импе ратору, минуя Госу дарственный совет. Это разр ушило порядок прох ождения дел, уста новленный мани фестом 1810 г., и привело к дубл ированию функций Госу дарственного совета другими госу дарственными органами.
Деятельность Государственного совета несколько оживляется после возвращения М.М. Сперанского в Петербург и восстановления его в качестве члена Государственного совета. С 20-х годов многие законопроекты стали поступать на рассмотрение к Императору через Государственный совет. Это касалось в первую очередь подготовленных под руководством М.М. Сперанского Полного собрания законов и Свода законов Российской империи, которые были рассмотрены и утверждены Государственным советом в 1832 г.
В связи с поли тической обст ановкой и него товностью России к смене формы прав ления с абсо лютной монархии на огра ниченную (конс титуционную) Госу дарственный совет в первой половине XIX в. не занял того места в стру ктуре госу дарственных органов, которое ему отво дилось по проекту М.М. Спер анского.
1.2 Стру ктура и деят ельность Госу дарственного совета
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).
Членами Госу дарственного совета (по долж ности или по назн ачению царя) являлись крупные чино вники и помещики, и общее их число коле балось в разл ичные годы от 40 до 80 человек. Пред седательствовал в Госу дарственном совете император, в случае своего отсу тствия он назначал пред седательствующего из членов Госу дарственного совета.
Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831гг.
Госу дарственный совет расс матривал и готовил разл ичные правовые акты - законы, уставы, учре ждения. Основная цель его зако нотворческой деят ельности - привести к един ообразию всю правовую систему.
Собирались и общие собрания Государственного совета. Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.
Госу дарственный совет осущ ествлял свою главную перв оначальную задачу (подг отовку зако нопроектов) недолгое время. Со второй четверти XIX в. зако нопроекты стали разр абатываться в царской канц елярии, мини стерствах, спец иальных комитетах. Обсу ждение их в Госу дарственном совете стало носить форм альный характер. Нередки были случаи, когда зако нопроекты внос ились в Госу дарственный совет с резо люцией царя: "жела тельно мне, чтоб принято было".
Указом от 5 апреля 1812 года Совет получал чрез вычайные полн омочия на время отсу тствия монарха, подчиняя себе мини стерства.29 августа 1813 года вышел Указ, согласно которому решения боль шинства собрания Госу дарственного Совета во время прод олжительного отсу тствия царя в столице стан овились законом. Более того, не треб овалось неме дленно извещать импе ратора о принятом решении. Эти меры, знач ительно усил ившие госу дарственное значение Совета, расс матривались как временные. Однако при пере издании "Обра зования" в 1832 году они были в нем закр еплены.
С 1811 года Государственный Совет стал рассматривать финансовые дела. За 1823-1825 гг. было принято несколько указов, согласно которым Совет наделялся полномочиями рассматривать сметы о доходах и расходах двух столиц, ежегодно вносимые Министерством внутренних дел в департамент государственной экономии.
В то же время прои сходило суще ственное огра ничение прав Госу дарственного Совета. Так, по "Обра зованию" 1810 года, министры должны были пред оставлять Совету ежег одные отчеты о прод еланной работе. Однако с 1832 года обсу ждение даже этих ежег одных отчетов было изъято из комп етенции Госу дарственного Совета. С этого времени министры и глав ноуправляющие отде льными частями мини стерств должны были отпр авлять свои отчеты в Комитет министров, орган мало численный и гораздо менее дост упный суду обще ственного мнения.
Важной вехой в истории Совета стала замена "Образования Государственного Совета" 1810 году новым "Учреждением Государственного Совета" 1842 года.
Поводом к разр аботке "Учре ждения" посл ужило наме чавшееся общее пере издание "Свода законов Росс ийской империи".
Работа над "Учре ждением Госу дарственного Совета" пров одилась спец иальным коми тетом под пред седательством князя Васи льчикова. В состав комитета входили графы В.В. Левашов, П.Д. Киселев, Д.Н. Блудов, В.Г. Марченко и госу дарственный секр етарь барон М.А. Корф. Новый документ содержал два раздела: первый назы вался "Учре ждение Госу дарственного совета", второй - "Учре ждение Госу дарственной Канц елярии". Каждый раздел состоял из трех глав.
И "Образование" 1810 года, и "Учреждение" 1842 года определяли Государственный Совет как высший в государстве, постоянный орган с законосовещательными функциями, предназначенный для того, "чтобы водворять порядок и осуществлять идею законности".
Итак, Госу дарственный Совет с момента создания в 1810 году и до Февр альской рево люции занимал особое место в госу дарственном меха низме Росс ийской империи. За все это время его роль то усил ивалась то осла бевала. Однако юрид ически Госу дарственный Совет всегда оста вался высшим зако нотворческим органом империи. Он упор ядочивал процесс зако нодательства: опытные сано вники подв ергали каждый пост упавший зако нопроект осно вательной обработке, доби ваясь наиболее полного соот ветствия его норм инте ресам госу дарства.
2. Рефо рмирование Госу дарственного Совета
Государственные реформы 60-70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Импе ратор сохранял закр епленный в Основных законах Росс ийской империи статус неог раниченного монарха: "Пови новаться верх овной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог пове левает".
Высшим совещательным учреждением оставался Государственный Совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого числа законопроектов и по кодификационной работе.
Госу дарственный совет был рефо рмирован и стал верхней палатой, обла давшей теми же правами, что и Дума. Все зако нопроекты, принятые Думой, должны были затем пост упать в Госу дарственный совет и лишь в случае принятия их Советом пред ставляться на утве рждение импе ратору. Половину рефо рмированного Госу дарственного совета сост авляли выборные члены, половину - члены "по высо чайшему назн ачению", пред седатель и вице-пред седатель ежегодно назн ачались импе ратором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, от дворянских обществ, торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственной думы и Государственного совета.
В конце 1905 - начале 1906 г. появился ряд Врем енных правил: "О повр еменных изданиях", "Для непе риодической печати", "Об обще ствах и союзах", "О собраниях", дейс твовавшие до 1917 г.
Государственной канцелярией и Советом подготовлен текст неоднократно упоминавшихся Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.
19 октября 1905 г. пред седателем Совета мини стров был назначен Витте. Кабинет вначале не соби рался сост авлять новые Основные законы. Однако вскоре стало ясно, что старые законы (в редакции 1832 г) не могут суще ствовать пара ллельно с Мани фестом 17 октября.
Издать Основные законы предполагалось до созыва Государственной думы. Тем самым власть надеялась сохранить широкие правомочия, приняв консервативную конституцию и не вводя парламентаризм в России.
Подг отовленный спец иальной коми ссией проект Основных законов в феврале был передан в Совет министров. В конце марта он поступил к царю, который созвал Особое сове щание (под своим пред седательством) для окон чательной доработки. Это Особое сове щание выпо лнило роль, которую должен был выпо лнять Госу дарственный совет.
Принятие Основных законов и перестройка центрального управления на началах "законности" и "привлечения общественности", потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления. В декларации правительства (март 1906 г) 11 История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 231. провозглашались: расширение компетенции органов местного самоуправления, их распространение на новые территории, создание мелкой земской единицы (поселковое, волостное управление), расширение избирательных прав и их основание не на земельном, а на налоговом цензе. Заявлялось об упразднении института земских начальников, сосредоточении всех кассационных функций в Сенате, пересмотр налогового и рабочего законодательства, упорядочение крестьянского землепользования и землеустройства.
В новой редакции Основных законов старое опре деление 1832 г. "импе ратор росс ийский есть монарх само державный и неог раниченный" было заменено новым: "Импе ратору Всер оссийскому прин адлежит верх овная само державная власть... пови новаться власти его не только на страх, но и на совесть". Термин "неог раниченный" был исключен, но все основные прер огативы импе раторской власти сохр анились.
Неопределенность формулировки дала основания для правых и левых фракций Думы по-разному оценивать характер нового государственного строя: первые подчеркивали "волю монарха" и "самодержавие", вторые - "волю народа" и "конституцию".
Зако нодательная власть закр еплялась за Госу дарственной думой и Госу дарственным советом. Любой закон нуждался в одоб рении обоих органов и в утве рждении импе ратором. В случае прек ращения или перерыва деят ельности Думы и Госу дарственного совета "при чрез вычайных обст оятельствах" зако нопроекты могли обсу ждаться в Совете мини стров и утве рждаться импе ратором в форме указов. Действие указа носило врем енный характер и подл ежало утве рждению в Думе и Совете в течение двух месяцев после возо бновления их работы.
Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу " Государственного совета. Из совещательного органа при императоре он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.
20 Февраля 1906 года был издан царский Указ "О пере устройстве учре ждения Госу дарственного Совета". До этого полн остью назн ачаемый импе ратором, Госу дарственный Совет стал состоять из членов "по высо чайшему назн ачению" и равного числа членов по выборам. Члены Госу дарственного Совета изби рались на 9 лет с тем, чтобы каждые три года одна треть их выбывала и изби рались новые. Выборы членов Госу дарственного Совета прои зводились не насе лением, а по спец иальному списку двор янскими обще ствами, губе рнскими земскими собр аниями, крупными пром ышленниками и торг овцами. Неск олько человек изби ралось Синодом от прав ославного духо венства, 6 членов Госу дарственного Совета изби рались от Академии наук и унив ерситетов. Есте ственно, что в Госу дарственном Совете прео бладало крупное двор янство.
Пред седатель и вице-пред седатель Госу дарственного Совета назн ачались импе ратором. При Госу дарственном Совете сохр анялась Госу дарственная канц елярия. Госу дарственный Совет получил в области зако нодательства права, один аковые с Думой. Он имел право зако нодательной иниц иативы, без его утве рждения зако нопроект не пере давался царю на утве рждение. Но при форм альном раве нстве прав Госу дарственный Совет имел прио ритет отно сительно Думы: зако нопроект, обсу жденный в Думе и Совете, пред ставлялся на утве рждение импе ратора пред седателем Госу дарственного Совета. Реор ганизация Госу дарственного Совета, создание верхней палаты, стоявшей над Думой, суще ственно огра ничивали права последней.
Важнейшим вопросом, обсуждавшимся как первой, так и второй Государственной Думой, был аграрный. На повестке дня Думы стояли также законопроекты об отмене смертной казни, о свободе печати, совести, собраний, союзов и др. Из этих проектов был принят только один - об отмене смертной казни (но и он позднее был отклонен Государственным Советом).
Опре деленным итогом изме нений в госу дарственном строе России в годы первой русской рево люции были утве ржденные импе ратором 23 апреля 1906 года в новой редакции Основные законы Росс ийской империи. Основные законы подт верждали создание Госу дарственной Думы, реор ганизацию Госу дарственного Совета, обра зование спец иального, прав ительственного органа в России - Совета министров. Но Основные законы прин имались в условиях спада рево люции и царское прав ительство, форм улируя основы госу дарственного строя России, отст упило от неко торых своих обещаний, данных в Мани фесте от 17 октября 1905 года.
Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти "неограниченной". Но положение верховной самодержавной власти императора сохранилось.
В основном по прежнему форм улировались прер огативы власти монарха: власть упра вления во всем ее объеме прин адлежала импе ратору; он назначал и увольнял пред седателя Совета министров, мини стров и других высших долж ностных лиц; импе ратор объявлял мест ности на военном или искл ючительном положении; объявлял войну и заключал мир, а равно и другие договоры с инос транными госу дарствами; был верх овным руко водителем всех внешних сношений России с инос транными госу дарствами; импе ратор - верх овный глав нокомандующий и неко торые др. Но согласно ст.7 царь осущ ествлял зако нодательную власть "в единении с Госу дарственным Советом и Госу дарственной Думой"11 Секи ринский С. Госу дарственный совет в системе власти импе раторской России // Проблемы теории и практики упра вления. - 2001. - № 1. - С. 112. . Зако нопроекты, не принятые Советом и Думой, не подл ежали утве рждению импе ратора и счит ались откл оненными. Еще более четко это важное поло жение было сфор мулировано в ст.86: "никакой новый закон не может посл едовать без одоб рения Госу дарственного Совета и Госу дарственной Думы и восп ринять силу без утве рждения государя импе ратора".
Государственный Совет и Государственная Дума по Основным законам сохраняли право законодательной инициативы (по всем вопросам, кроме положений Основных законов), сохраняли право запроса; Дума имела право обсуждения и утверждения бюджета (с существенными ограничениями, введенными специальным царским Указом от 8 марта 1906 г.: Дума не имела права уменьшать или изменять его расходную часть по ведомствам военному и военно-морского флота, по расходам на внешние займы, по ведомствам императорского двора, по некоторым статьям, относившимся к министерству внутренних дел, и многое другое. Почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Думы), заслушивала отчет государственного контроля по исполнению бюджета; о постройке государственных железных дорог; об учреждении акционерных компаний, если при этом требовалось изъятие из общего законодательства.
Основные законы имели форм ально характер конс титуционного акта.
В исторической и историко-правовой литературе нет единого мнения о значении указанных изменений в государственном строе России.
Одни авторы полагают, что прои сшедшие изме нения не затр онули неог раниченной власти импе ратора, не признают за Осно вными законами 1906 года акта конс титуционного значения; другие считают, что форм ально Основные законы можно признать конс титуционным актом, но с оговоркой, что они были призваны лжек онституционными формами маск ировать неог раниченную монархию с целью расп ространения конс титуционных парл аментских иллюзий. Как пред ставляется, госу дарственный строй России в резу льтате первой русской рево люции прет ерпел суще ственные изменения.
В некоторых вопросах государственной жизни неограниченность прав царя исчезла. Это относилось, в первую очередь, к прежним его исключительным прерогативам в области законодательства и расходовании государственных финансов.
3. Роль Госу дарственного Совета в системе цент ральных органов власти в период деят ельности Госу дарственной Думы
В первые годы двадцатого века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 - зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную Думу и реформируемый Государственный Совет, существовавший с 1810. Манифестом 20 февраля 1906 года император установил, что "со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы. Государственный Совет и Государственная Дума должны были ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Обе палаты должны были самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственного Совета и Государственной Думы.
Обе палаты поль зовались правом зако нодательной иниц иативы (за искл ючением основных госу дарственных законов, пере смотр которых импе ратор оставил за собой). По общему правилу, зако нодательные пред положения расс матривались в Госу дарственной Думе и по одоб рению ею пост упали в Госу дарственный Совет. Но зако нодательные иниц иативы Госу дарственного Совета должны были расс матриваться и одоб ряться сначала им и лишь после этого пост упать в Госу дарственную Думу. После одоб рения обеими палатами зако нопроекты пост упали на усмо трение импе ратора. Госу дарственный Совет и Госу дарственная Дума получали также опре деленные конт рольные полн омочия: в уста новленном законом порядке они могли обра щаться к мини страм и руко водителям госу дарственных ведомств с запр осами по поводу решений и действий этих ведомств и их чино вников в случае, если их зако нность вызывала сомнения.
Сопо ставление этой конс трукции с евро пейскими стан дартами того времени позв оляет заключить, что в целом росс ийский парл амент вполне соот ветствовал им.
Однако первому русскому парламенту не повезло дважды. Сначала ему не повезло в истории. Он появился на свет слишком поздно, в тот момент, когда противоречия, раздиравшие Россию, уже прошли ту роковую точку, до которой было возможно их мирное, эволюционное разрешение. Неизбежно отражая в своем составе эти противоречия, он был бессилен отвести страну от революционной катастрофы, хотя бы потому, что разные группы в нем диаметрально противоположным образом представляли себе желательные перспективы развития страны. Установление большевистской диктатуры стало политической и личной трагедией для подавляющего большинства думцев - кадетов и умеренных, трудовиков и социал-демократов и практически поголовно - для членов Государственного Совета - правых, центристов, левых.
Но потом первому русскому парл аменту не повезло второй раз - в исто риографии: большая часть того, что о нем написано, выде ржано в крит ических и даже унич ижительных тонах. Причины этого очевидны: в сове тской исто риографии безр аздельно госп одствовало то идейное течение, которое парл аментаризм осуждало в принципе и было мало разб орчиво в выборе средств полемики со своими оппо нентами; за рубежом задавали тон свид етели и учас тники событий 1906-1917 годов, для которых перв ичной была полемика с поли тическими прот ивниками, а не учет позитива, нако пленного совм естно с колл егами по Думе из других фракций.
Стор онники такого взгляда расс уждают примерно след ующим образом. Давн ишнее и разд еляемое самыми широкими слоями общества стре мление к прео бразованиям в духе огра ничения само державия инст итутами наро доправства реал изовалось в России в условиях рево люционного кризиса осени 1905 года в форме обра зования Госу дарственной Думы как зако нодательного органа в смысле Мани феста 17 октября, а не зако носовещательного, как было пред усмотрено мани фестом 6 августа того же года. Акты 20 февраля 1906 года, которыми подт верждались зако нодательные права не только Госу дарственной Думы, но и уста навливались соот ветствующие права Госу дарственного Совета и опре делялась проц едура их взаи модействия в зако нодательном процессе, т.е. созд авался двух палатный парламент, были по существу конт рреформой.
В подписанном Императором под давлением С.Ю. Витте манифесте 17 октября речь идет, в частности, о том, чтобы предоставить дальнейшее развитие начал общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку (т.е. установленной августовским манифестом процедуре последовательного рассмотрения законопроектов Государственной Думой, Государственным Советом и, наконец, Императором). К тому же одновременно с Манифестом был опубликован доклад С.Ю. Витте с высочайшей надписью "Принять к руководству", в котором речь прямо шла о преобразовании Государственного Совета как участника законодательного процесса "на началах видного участия в нем выборных элементов, ибо только при этом условии возможно установить нормальные отношения между этим учреждением и Государственной Думой". Иное дело, что процедуры работы Государственного Совета с законопроектами, поступающими из Думы, по замыслу проектировщиков первого реализованного проекта русского бикамерализма, не должны были повторять процедур работы Думы (передача в комиссии, постатейные обсуждения и т.д.). Имелось в виду, пишет Витте, что верхняя палата будет рассматривать законопроекты только в принципе "и не соглашаться с Думою лишь в случаях принципиальных разногласий". Непонятно, правда, как такое многочисленное и пестрое по политическому и социальному составу собрание, как реформированный Государственный Совет, мог бы выяснить, что для него принципиально, а что нет без предварительного изучения законопроекта в комиссии.
Не одно значны и оценки рефо рмированного Госу дарственного Совета как "средства, заду манного против Думы". Точнее, это верно как обще методологический принцип мирового бика мерализма в XIX-начале XX веков - вторая палата есть способ огра ничения зако нодательного всев ластия первой. Но в России начала XX века задача стояла иначе. До принятия основных законов 1906 года вся полнота власти была, включая зако нодательную была соср едоточена в руках прав ительственного аппарата, возг лавляемого Монархом.
В ходе великих реформ Александра II и мощного экономического и культурного роста последних десятилетий века общество достигло того уровня зрелости и самосознания, на котором оно не могло более мириться со своей отстраненностью от власти. Революционные партии, включая с конца 1905 года и кадетов, требовали радикального слома положения вещей - не только создания представительного органа и включения его в законодательный процесс, но и создания правительства парламентского большинства.
Спасение России было в прим ирении и союзе этих двух сил, в их совм естной и согл асной работе. Конс титуция 1906 года - и в этом ее основная идея - не только давала возм ожность такой работы, но делала ее обяз ательной. Она откр ывала путь для лега льной и мирной борьбы власти и общества. Госу дарственный Совет в том виде и с теми полн омочиями, какие он приобрел после рефо рмирования, и должен был стать поср едником и символом этой "мирной борьбы". Именно это имел в виду С. Ю Витте. "Для того, чтобы вывести Россию из пере живаемого ею кошмара, нельзя ставить Госу дарственную Думу наряду с Государем. Между ними должен быть пост авлен Госу дарственный Совет в обно вленном составе. Совет должен быть второй палатой и являться необ ходимым прот ивовесом Думе, умеряя ее".
Соот ветственно этой функции - демп фировать прямые стол кновения общества в лице Госу дарственной Думы и Госу дарства в лице царя - и был выстроен Госу дарственный Совет, пред ставлявший своими назн аченными членами госу дарство, а избр анными - элиту общества. Под эту же задачу были опре делены полн омочия Госу дарственного Совета. "Госу дарственный Совет и Госу дарственная Дума поль зуются равными в делах зако нодательства правами", - опре деляла ст.106 "Основных госу дарственных законов".
Заключение
Характер и степень власти Государственного Совета в разрешении дел зависели от политической обстановки, но Государственный совет всегда оставался оплотом самодержавия, выражая интересы дворянства.
Реформы госу дарственного аппарата в начале прошлого столетия, с одной стороны, спос обствовали укре плению само державия, с другой - ими закл адывались основы будущих органов бурж уазного госу дарства.
Исходя из того, что определяющим фактором внутренней политики царизма было наличие противоречия между развивающимся капиталистическим способом производства и господствовавшей крепостнической системой, в работе Государственного Совета показываются причины появления реформаторских идей и их особенности. Вступление правительства на путь реформ объяснялась тем, что наиболее дальновидные представители дворянства пришли к понятию того, что для удержания власти невозможно сохранить в неприкосновенном виде существующие социально-экономические отношения и организацию аппарата управления.
Госу дарственный Совет наде лялся полн омочиями в целом соот ветствующими трад иционным функциям верхних палат парл аментов.
По порядку и характеру своего формирования он являлся государственным органом национального представительства. Государственный Совет был признан мировым парламентским сообществом в качестве полноценной верхней палаты российского парламента. Заседания обновленного Государственного Совета начались синхронно с заседаниями Государственной Думы.
Факт ически его можно считать проо бразом совр еменного аппарата зако нодательного органа, поск ольку она зани малась не только дело производством, но и дове дением до стадии обсу ждения в Совете всех зако нодательных пред положений. Кроме того, на нее возл агалась также разр аботка и издание Свода Законов.
Список испо льзованной лите ратуры
1. Голиков В.М. Государственный совет в России в первой половине XIX в. //
2. Исаев И.А. История госу дарства и права России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 800 с.
3. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М. - Л., 1961.
Разм ещено на Allbest.ru
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!