это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2489001
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Как понятие «экономическая теория государства» относится как
минимум к трем широким вопросам. Первый касается возникновения
государства. Историки и исследователи-экономисты давно пытались
раскрыть происхождение государства. Марксистские или неомарксистские
теории государства, напротив, задают вопрос, как государство
функционирует как инструмент правящего класса для защиты и продвижения
своих интересов. [1] Исходя из понимания того, что структура общества
влияет на экономические показатели, третий вопрос касается того, какую
роль в этой структуре играет государство.
Теория и практика настоящего свидетельствуют о том, что не может
существовать эффективной, основанной на современных научно-технических
достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной
регулирующей роли государства. Однако, масштабы государственного
регулирования, его конкретные формы и методы существенно отличаются в
разных странах. Они отражают и историю, и традиции, и тип национальной
культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение. Именно
поэтому невозможно найти в мировой практике готовую схему построения
механизма регулирования национальной экономики. Это сложная задача
может быть решена только в плоскости поиска факторов, влияющих на
установление соотношения механизмов саморегулирования и
государственного регулирования в национальной экономике, путем
определения системных функций государства.
Цель работы: исследование особенностей экономической теории
происхождения государства.
Основное изложение материала
Если обратиться к теоретическим наработкам по данной проблематике,
то перед нами предстает широкое разнообразие теорий, которые тем или
иным образом обосновывают необходимость присутствия государства в
экономике, определяют место данного института в иерархии общественного
устройства. Рассматривая генезис взглядов на роль государства в экономике,
мы приходим к выводу о существовании достаточно разноаспектных
исследований, которые возникают на основе общеизвестной дихотомии
«рынок-государство». Об этом в частности свидетельствует почти
тысячелетняя история мировой философско-политической и экономической
мысли по выше указанным проблемам, современные дискуссии по поводу
роли и места государства в экономике, в которых довольно значительное
место занимают исследования отечественных и российских авторов. [4,
с.328]
В континентальной экономической традиции функциональная роль
государства не исследовалась в чистом виде: с одной стороны, отдельное
выделение данного координационного механизма и познания его сущности
происходило из-за его поэтапного «очищения» в анализе от существующих в
реальной действительности других регулирующих институтов, а с другой -
его анализ в качестве неразрывного единства с культурологическими,
правовыми, психологическими и другими институтами.
Если обратиться к истории формирования взглядов на роль
государства, то мы можем констатировать существование двух
теоретических концепций, в частности, теорий контрактной и
эксплуататорского государства, которые дали толчок к становлению
современной теории государственного управления. Их появление было
вполне обусловлена действием целого комплекса факторов
институционального порядка, детерминировали изменение представлений о
регулирующие механизмы экономики.
Анализ философско-политических исследований института
государства дает возможность обратить внимание на тот очевидный факт,
что для античности и Средневековья было характерно фактическое слияние
всех важнейших сфер жизнедеятельности людей - духовной, социальной,
экономической, политической, культурной и религиозной. Причем религия
самым непосредственным образом была связана с формированием
представлений об обществе и роль государства. Происхождение государства,
верховной власти, законов практически у всех народов имело четко
выраженное религиозно-мифологическое объяснение. [1, с.216]
Так, согласно Библии Сын Божий передал людям через пророка
Моисея законы, выбитые на скрижалях. Божественный характер
происхождения законов и царской власти закреплен и в самых исторических
памятниках правовой мысли - «Законах с Ешнуны» (ХХ в. До н. Э.),
«Законах Хаммурапи» (XVIII в. До н. Э.) И других . Базальтовая стела, на
которой высечен текст законов Хаммурапи содержит изображение царя в
молитвенной позе перед богом Солнца и справедливости шабаша, который
вручает царю законы. [7, с.421]
Однако, уже в XVI в. в эпоху Великих географических открытий и
первоначального накопления капитала начинают формироваться крупные
государственные образования, в которых правительство поддерживало почти
до XVIII века промышленность и торговлю, обеспечивало выполнение
контрактов, поддерживало создание правовых форм, соответствовало
характеру экономического развития.
Именно в этот период происходит реформирование системы права и
постепенный отход от социальных отношений и обязательств, характерных
для традиционных обществ. По непосредственным причинам такой
трансформации, мы связываем их с развитием товарно-денежных отношений
и обмена, разделяя в этом отношении позицию институциональной теории, и,
в частности, К. Поланьи. Если в традиционных экономических системах
обмен происходил слишком нерегулярно и распространялся в гомогенной
среде, то вместе с ростом масштабов ведения торговых операций за пределы
локальных рынков и персонифицированных соглашений возникла
необходимость обеспечения контрактов с помощью формальных
институциональных механизмов, которые заставляли бы придерживаться
соглашения. То есть, с момента, когда разделение труда и растущая
специализация производства стали детерминировать, включение в процесс
обмена индивидов, лично не знакомых друг с другом и, вследствие этого, не
способных гарантировать определенность результата сложных
экономических отношений, возникает необходимость участия в обменных
операциях третьей стороны - гаранта исполнения сделок и защиты прав
собственности. Такой стороной становится государство, что обеспечивает
отвечает потребности экономического развития. [8, с.32-34]
Следует заметить, что такой взгляд на экономические функции
государства и их реализации в странах развитой рыночной экономики
сложился в результате длительной эволюции теории и практики, результатом
которой и стало формирование концепции контрактного государства и
политики либерализма. Причем, главную роль в этом процессе сыграли идеи
не отчужденного права каждого члена общества на собственность и
личность, которая может противопоставить свои интересы интересам
общества и государства.
Впервые такие идеи возникают в Новое время в работах Н.
Макиавелли, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка и других мыслителей. Их
заслуга состояла в обосновании тезиса, согласно которого государство и
общество составляют хотя и взаимосвязанные, но все же самостоятельные и
автономные сферы деятельности людей, которые, кстати, могут
противоречить друг другу.
Уже в первой половине XIX в. вместе с обострением социально-
экономических противоречий, которые проявились в периодически
повторяющихся кризисах перепроизводства, росте безработицы и массового
обнищания населения, массовых банкротствах предприятий, основные
принципы классического либерализма начинают постепенно
пересматриваться. В первую очередь это касалось веры в эффективность
регулирующих функций свободного рынка. В дальнейшем в результате
углубления процессов обобществления производства, концентрации и
централизации капитала, усиление монополистических тенденций и
общеэкономической нестабильности происходят принципиальные изменения
во взглядах на механизм координации экономики. Все дальнейшее развитие
экономической теории характеризуется отказом от большей мере
абстрактных схем рыночного равновесия и переходом к исследованию
реальной экономики, в которой рынок функционирует в условиях
воздействия на него экзогенных факторов. Различные школы и направления
уже не могли оставить без внимания сферу сознательного воздействия на
рыночные процессы, наделяя, однако, регулирующие структуры разной
степенью вмешательства в спонтанный порядок. [5, с.78]
Неоклассический направление начинает рассматривать деятельность
государства в экономике в качестве компенсатора недостатков рынка.
Данное направление в полной мере реализуется в подходах к
определению функций государства в экономике многих авторов наиболее
популярных учебников по «экономикс». Так, К. Макконнелл и С. Брю по
данному поводу утверждают, что «некоторые экономические задачи
правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование
рыночной системы. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы,
способствуют эффективному функционированию рыночной системы, а также
защите конкуренции - это два наиболее важные виды деятельности
правительства. Выполняя функции перераспределения дохода и богатства,
корректируя распределение ресурсов с целью изменения структуры
национального продукта и осуществляя стабилизацию экономики,
правительство модифицирует функционирования рыночной системы»[3,
с.200]. Таким образом, государство выполняет то, что не может рынок.
В отличие от представления государства в качестве компенсаторной
силы неоклассикой, марксистская теория и отдельные представители
неоинституционализма рассматривают данный институт как агента
господствующей группы или класса, функцией которого является извлечение
дохода из других групп в свою пользу. В основе государства, таким образом,
лежит распределительный конфликт: ресурс, используемый одним субъектом
(распределенный в его пользу) не может быть использован другими
субъектами. [2, с.102]
Такая теория получила название эксплуататорского государства, в
которой последняя выполняет функцию перемещения доходов путем
налогообложения от одной части общества к правящей. При таком типе
государства не существует существенных ограничений функций госаппарата,
происходит расширение и захват все больших полномочий в обществе и
установления таких прав собственности, которые максимизируют доход
властной группы, несмотря на общественное благосостояние. Американский
экономист М. Олсон сравнивает эксплуататорское государство с «оседлым
бандитом», который отбирает часть дохода у населения. Однако, в своей
теории автор отмечает положительные моменты такой роли государства: по
сравнению с анархией или ситуацией, когда государство еще не
существовало, эксплуататорсое государство во-первых, отбирает только
часть дохода, оставляя стимулы к хозяйствованию, и, во-вторых, за счет
налогов удерживает армию и защищает своих подданных от внешних
посягательств. [6, с.58]
Осуществив анализ двух доминирующих теорий государства, в
частности, контрактной и эксплуататорской, мы приходим к выводу, что
несмотря на существующие между ними разногласия, обе теории не
противоречат в определении функций государства.
Выводы. Итак, если рассматривать государство с данных позиций, то
главной его функцией будет выступать за поддержание порядка с
наименьшими трансакционными издержками. Иными словами, роль
государства, с одной стороны, заключается в поддержании целостности
общества для чего необходимо отражать интересы всех слоев общества с
целью недопущения нарушения равновесия, возмущений на микро- и
макроуровне экономики, которые разрастаясь, могли бы привести к
разрушению системы в целом. С другой стороны, как самостоятельная
подсистема, сами являются определенной цельностью, которая может
развиваться независимо от общества. На основе этих особенностей, по
нашему убеждению, следует выделять и конкретные функции государства по
отношению к экономике.
Библиографический список
1. Антонов М. В. - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Учебник и
практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт
- 2019 - 497с.
2. Беляева Г.С. К вопросу о понятии и признаках юридических
институтов / Г.С. Беляева, В.И. Кузьменко, А.А. Умарова // Пробелы в
российском законодательстве. – 2018. – №4. – С. 101-104.
3. Коркунов Н. М. - ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА -
М.:Издательство Юрайт - 2019 - 352с.
4. Современный мир, право и Конституция / В.Д. Зорькин. - М.: Норма,
2010. - 544 с.
5. Теория государства и права : учебник / И.Л. Честнов. — М. : ИНФРА-
М, 2018. — 233 с.
6. Территориальная организация публичной власти: монография / В. Е.
Чиркин. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 208 с.
7. Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд.,
перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.
8. Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ ПО
ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА, ГРАЖДАНСКОМУ И ТОРГОВОМУ
ПРАВУ В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 329с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!