это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2493672
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Данная работа посвящена анализу невербального общения.
Невербальные действия, или средства, носят самый разнородный характер и, как и соответствующие вербальные жанры, могут иметь как позитивную, так и негативную коннотацию.
Главная особенность невербальной речевой агрессии заключается в том, что её выражение посредством мимики, жестов и прочего, очевидно и достаточно легко выявляется, в отличие, например, от некоторых вербальных жанров, скажем, оскорбления или угрозы.
Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятна речь собеседнику, но и умением правильно понять визуальную информацию, т.е. взгляд партнёра, мимику и жесты, позы, телодвижения, дистанцию, темп и тембр речи.
Опыт показывает, что коммуникации являются неотъемлемой частью в жизни каждого человека, так как коммуникации – это общение, а без общения человек никак не сможет усвоить навык речи, манеры поведения.
Тема актуальна, так как в жизни большинства людей коммуникации занимают до 80% времени. Так как умение говорить, слушать, писать, читать - важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.
Цель работы – рассмотреть национальную специфику жестов и виды невербальных сигналов.
Задачи, следуемые из цели:
Рассмотреть невербальные средства коммуникации.
Изучить невербальные сигналы общения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Невербальные средства коммуникации
1.1. Понятие и сущность невербальной коммуникации
В глобальном мире в целом и в российском обществе в частности, крайне важными на сегодняшний день являются проблемы, связанные с установлением и поддержанием диалога между различными социально-культурными группами, точнее, их представителями. Даже учитывая то, что в повседневной жизни человек обучается диалогу с раннего возраста, этого бывает недостаточно для успешного овладения некоторыми профессиями (преподавателя, артиста, диктора, политика и т. д.).
В отечественной психологической науке диалог рассматривается как особая форма и вид общения. При этом подчеркивается, что диалог - это не просто общение двух или более людей друг с другом, в ходе которого происходит обмен мнениями, доводами, фактами, доказательством. Он отличается большой глубиной общения. Эта глубина зависит от содержания, значимости и личностной вовлеченности в обсуждаемую проблему, а также от контекста общения, от сонастроенности и взаимопонимания его участников. Такое общение требует особого методологического подхода, и в отечественной психологии ему отвечает парадигма диалогического общения, именуемая также диалогической парадигмой.
Коммуникация выступала и выступает как способ формирования человеческой личности, необходимое условие нормального развития человека как члена общества, условие его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Вне общения человек как личность сформироваться не может.
Коммуникация возникает в определенных условиях, которые играют важную роль в том, какие средства использует говорящий. Опираясь на эту мысль, можно говорить о вербальной и невербальной коммуникации. Сама по себе коммуникация в широком смысле представляет собой и систему, в рамках которой осуществляется и взаимодействие индивидуумов, и процесс взаимодействия, и его способы. Другими словами, это общение и организация совместной деятельности людей.
Вербальная коммуникация является основным способом общения и осуществляется с помощью языковых средств. Она может заключаться как в устной, так и в письменной форме. Проще говоря, это есть наш повседневный язык: мы говорим и пишем - это и есть вербальная коммуникация.
Невербальная коммуникация не предполагает использования вербальных средств (речевых и языковых); это обмен информацией без помощи слов. Инструментом невербальной коммуникации и невербального общения становится тело человека и конкретная ситуация, когда во время реализации своих намерений люди «нередко прибегают к параязыковым, или паралингвистическим, единицам.
1.2 Межкультурные контакты в современном мире
В современном мире, в условиях интенсивного развития средств сообщения и коммуникации, межкультурные контакты значительно расширились и стали более интенсивными.
По мере того как развивается общество, увеличивается и потребность людей в межкультурном общении. Хотя мало кто знает о том, что создать у собеседника благоприятное впечатление о себе не так-то просто. Нужно не только выбирать соответствующие слова, но и жесты. Казалось бы, что может быть проще. Но есть некоторая проблема. Дело в том, что людям различных стран и этнических культур одни и те же жесты могут говорить о совершенно различающихся друг от друга вещах, могут трактоваться и восприниматься людьми по-разному.
Будь то это жесты на руках или мимические отражения внутреннего состояния человека, его взгляд и т.д. Это может быть связано с культурными или социальными аспектами людей из разных стран, потому как одни жесты могут нести для них доброжелательный оттенок, другие же, напротив, могут расцениваться как оскорбление. Десмонд Моррис утверждает, что это связано с «историческими традициями региона». В любом случае, знать язык жестов людей из других стран необходимо, дабы не оказаться в неловкой ситуации из-за собственной неосведомленности.
Каковы истоки современной невербальной коммуникации? Логично предположить, что она появилась еще до возникновения речи. Если это действительно так, то жесты должны были использоваться «сами по себе, без каких-либо языковых знаков, звучащих или жестовых», потому что у тех, кто использовал эти жесты, еще не существовало определенного кода, с помощью которого они могли бы договориться о значении.
1.3 Специфика жестов различных стран
В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах.
Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
коммуникативные жесты (приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты и т. д.);
модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т. п.);
описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
Рассмотрим значение жестов в различных странах.
В Великобритании, Швеции, Швейцарии, Германии и Канаде внимательно слушают, что именно Вы говорите и почти не обращают внимания на то, какими телодвижениями Вы сопровождаете текст. А жители Франции, Японии, Италии, Испании, Греции, Китая и Кореи сосредоточены на нюансах, намеках и подтекстах, поэтому, общаясь с ними, нужно осторожно использовать жесты.
Какие же безобидные на наш взгляд жесты могут по-своему истолковать иностранцы? Указательный палец у виска. Во Франции он будет намеком на Вашу глупость, а в Голландии, наоборот - комплиментом Вашему уму. Тот же жест в Великобритании является советом жить своим умом и не прислушиваться к чужому мнению.
Сложенные колечком большой и указательный палец. В Японии это символизирует деньги, в Бразилии этот жест вульгарен и имеет неприличное значение, а в Тунисе является угрозой помнить о том, что произошло «до самой Вашей смерти».
Два сложенных и поднятых вместе пальца. В Америке это признание того, что Вы с собеседником отличная команда, а в Британии - аналог нашего «ну, погоди!»
Рога из указательного пальца и мизинца. В Италии этот жест, якобы, должен отвести от Вас дурной глаз, а во Франции - это намек на то, что Вы - рогоносец. Стиснутый кулак при поднятом кверху большом пальце. В Греции он служит требованием «заткнуться», а в Саудовской Аравии - и вовсе оскорбительным предложением «катиться подальше». А в США, если к этому жесту прибавить большой палец, это будет означать «Я тебя люблю».
Поднятые вверх брови. У нас они выражают удивление, у немцев будут свидетельствовать о восхищении. Потирание основания носа указательным пальцем. Если Вы сделаете этот жест, француз поймет, что дело нечисто и присутствующим нельзя доверять.
Постучать по кончику носа. Этот жест намекнет итальянцу, что его пытаются обмануть. Голландцы стучат по носу, когда хотят показать, что очень пьяны, а англичане подобным жестом призывают сохранять секретность.
Обидные жесты. Даже, если Вы поостережетесь активно использовать жесты в чужой стране, можно ненароком обидеть местных жителей. В Греции и Турции нельзя, делая заказ в кафе, показать два пальца, мол, принесите две порции: официант воспримет это как оскорбление и может агрессивно отреагировать. В странах Ближнего Востока, а также в Индонезии и Малайзии нельзя протягивать собеседнику что-либо левой рукой - Вы рискуете навеки оскорбить человека.
Проблемы, возникающие при межкультурном общении представителей разных культур, можно предугадать, если владеть языком жестов, знать их национально-культурную специфику.
Глава 2. Невербальные сигналы общения
2.1 Основные невербальные сигналы
Все невербальные сигналы можно разделить на шесть основных групп:
Мимика – движения мышц лица, проявляемые при определенных чувствах человека – грусть, радость и т.д. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10–15 % информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность.
Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.
Различают следующие типы мимики: непроизвольная (бытовая); произвольная (сознательная).
Телодвижения. К телодвижениям относятся действия, которые мы производим любыми частями тела, кроме рук и лица. Выпячивание груди (как, например рыцари и войны в фильмах), топтание ногой, скрещивание ног, пожимание плечами.
Поза. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.
Дистанцирование. Дистанцирование, хотя и близко по смыслу к позе, все же имеет особенное значение при прочих равных условиях, поэтому мы выделим его в особую группу. Под дистанцированием мы понимаем расстояние (дистанцию), которой придерживается человек по отношению к другим людям, а также животным, предметам, и изменение этого расстояния (приближение к человеку, отдаление от него).
Интонация. Интонация – это все элементы нашей речи, за исключением самого содержания речи: громкость голоса, расстановка пауз, тон речи. К этой группе сигналов мы будем относить также различные несловесные сигналы речи (вздохи и задержки дыхания, причмокивания).
Любые сигналы тела принадлежат вышеперечисленным группам. Однако существуют такие виды невербальных сигналов, которые однозначно нельзя отнести к одной из групп, и такие сигналы можно считать пограничными. Рассмотрим один из сигналов подробнее.
2.2 Интонация как сигнал невербального общения
Интонация относится к паралингвистическим средствам общения. Паралингвистическими называются неязыковые (невербальные) средства, входящие в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию.
По своему составу они подразделяются на три вида:
1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);
2) кинетические (жесты, мимика, телодвижения);
3) графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.
Интонация включает в себя следующие компоненты:
мелодика (изменение голоса в процессе речи по высоте и силе),
ритм (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения);
темп (количество слов или слогов, произнесенных за определенную единицу времени),
логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа),
пауза (временной остановки в речи),
тембр (эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.),
сила голоса (смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).
Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.
То есть, для того чтобы лучше понимать говорящего, необходимо вслушиваться в его голос, обращать внимание на интонацию, тон, тембр, громкость и скорость речи. Тон голоса откроет вам дверь в царство чувств собеседника. В голосе легко можно прослушать печаль и радость, уверенность и суету, нервозность и спокойствие.
Тон голоса также нужный ключ для раскодирования мыслей говорящего. Такие чувства, как, например, радость, энтузиазм, недоверие произносятся высоким голосом. Грусть, печать, тоска, усталость передаются мягким и тихим голосом со спадающей интонацией к концу предложения.
Когда человек переживает или обеспокоен чем-то, он неосознанно говорит быстрее обычного. Медленная речь говорит об удрученном, депрессивном состоянии, усталости. Если говорящий постоянно повторяется, прерывается, бросает фразы не законченными, значит, он волнуется, не уверен в себе или пытается вас обмануть.
Нужно внимательно относиться к употреблению междометий, слов-паразитов, вздохов, покашливания и т.д. Лишние звуки могут отвлекать собеседника от главной темы или раздражать.
2.3 Значение невербального общения
Невербальными по своей природе являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т.д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Сюда можно отнести объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты. Но это уже выходит за рамки нашей работы, хотя темы эти, безусловно, интересны.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях: различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п. Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его успешной или неуспешной реализации. Говоря с другими, из обширного поля возможных средств речевой коммуникации выбираются те средства, которые кажутся наиболее подходящими для выражения мыслей в данной ситуации. Это - социально значимый выбор.
Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен. При этом основной единицей речи является микротекст (сложное синтаксическое целое), который имеет свой особый лингвистический статус.
Это единица, состоящая из двух или более предложений и характеризующаяся:
1) смысловой и функциональной завершенностью;
2) синтаксической организованностью;
3) коммуникативной целостностью;
4) интонационной оформленностью.
Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества.
Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что одной из основ коммуникаций является правильное толкование и использования языка тела, мимики, жестов. Невербальное поведение личности создает образ партнера по общении, является индикатором актуальных психических состояний личности, поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися людьми.
А также может выступать в качестве показателя статусно-ролевых отношений. Эти знания необходимы как для распознавания намерений собеседника, так и для проработки своего образа, а также являются основой не только успешных деловых, но и повседневных отношений.
Изучение и понимание проблем процесса коммуникации, его эффективности, факторов и путей повышения эффективности является необходимостью для успешной жизнедеятельности современного человека.
Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.
Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры». Они, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации.
Список литературы
Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюриков А.Г., Чернышова Л.И., ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ: учебник для бакалавров / Под редакцией доцента Л.И. Чернышовой. — М.: Финансовый университет, Департамент социологии, 2018. — 338 с.
Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
Головлева Е. Л. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин – Москва: Новое литературное обозрение, 2002 – 592 с.
Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия – М.:Эксмо, 2008
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998
Риторика: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2010
Современный язык жестов. - М.: АСТ, Харвест, 2010. - 448 c.
Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. - Москва: Наука, 2009. - 517 c.
Еркенова А. М., Кемельбекова Г. А. Невербальные средства коммуникации // Юный ученый. - 2017. - №2. - С. 12-15. - URL https://moluch.ru/young/archive/11/785/ (дата обращения: 24.10.2020).
Пашукова Т. И. Диалог в межкультурной коммуникации и межличностном общении. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-i-mezhlichnostnom-obschenii (дата обращения: 23.10.2020).
Чивилёв, А. А. Диалог в межличностной коммуникации / А. А. Чивилёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15945/ (дата обращения: 24.10.2020).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Отношение гос органов власти к физической культуре (Волгоградская...
Статья, Физическая культура
Срок сдачи к 25 дек.
Есть файл с готовой курсовой но ее нужно корректировать
Курсовая, Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Срок сдачи к 25 дек.
Выполнить практическую. Методы и средства исследований метрологических характеристик. С-07368
Контрольная, Метрология
Срок сдачи к 27 дек.
Нужно подправить программу исследования ВКР
Другое, Дизайн психологического исследования
Срок сдачи к 25 дек.
«Кластерный анализ: иерархические методы кластеризации и метод к-средних»
Лабораторная, Статистическое моделирование и прогнозирование, статистика
Срок сдачи к 31 дек.
Необходимы выполнить задание как в примере файл оиуз ...
Контрольная, Теория организации и управление изменениями
Срок сдачи к 26 дек.
сделать отчет по практике производственная практика, с поэтапным открыванием практических работ
Отчет по практике, Юриспруденция
Срок сдачи к 4 янв.
надо сделать только задачи, все 5 штук, титульник сама оформлю
Контрольная, Основы математической обработки информации, математика
Срок сдачи к 30 дек.
Решить контрольную из 5 задач по элтеху
Контрольная, Электротехника и электроника
Срок сдачи к 26 дек.
Сделать презентацию на ~10-15 слайдов и написать к ней спич
Презентация, Информационная безопасность
Срок сдачи к 25 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!