это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2500463
Ознакомительный фрагмент работы:
Тема: «Функции и полномочия прокурора в стадии предварительного расследования»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Надзор прокурора за законностью решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела…………………5
Участие прокурора в судебном заседании порядке получения разрешения на производство процессуальных действий………………………8
Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия………………………………………16
Действия и решения прокурора при поступлении уголовного дела с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением………………………………………………………………….19
Полномочия прокурора при прекращении уголовного дела и приостановлении производства по уголовному делу…………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………...……27
Введение
На данном этапе развития законодательства, современный Уголовно-процессуальный кодекс претерпел более пятисот изменений. Большое количество улучшений затронуло также и стадию предварительного расследования. Само предварительное расследование было выделено в самостоятельную стадию рассмотрения уголовного дела еще в XIX веке.
Это было обусловлено тем, что стадия судебного разбирательства и расследования преследуют собой разные цели. Предварительное расследование направлено на определение отсутствия или наличия преступления, лиц, в нем участвующих, обстоятельств, способствующих совершению преступления и так далее. Судебное разбирательство, в свою очередь, разрешает уголовное дело по существу. Изначально идея разделения досудебного и судебного производств направлена на то, чтобы избежать предварительных выводов, а с ними и непосредственного воздействия государства, на правосудие.
На современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства такое разделение служит гарантом независимого и справедливого правосудия, тем самым осуществляя соблюдение принципов уголовного судопроизводства. Совместными изменениями в области предварительного расследования, множеством преобразований было внесено внесение в части рассмотрения данной стадии. В частности, Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 83 привнес поправки к части прав и обязанностей прокурора, породило немалое количество различных точек зрений по этому поводу.
Согласно ныне действующему Уголовно-процессуальному кодексу, прокурор продолжает выполнять функции руководства от имени государства по уголовному преследованию, а также надзор за законностью действий органов дознания и предварительного следствия. Так, например, в «Основных положениях уголовного судопроизводства» от 29 сентября 1862 года, говорится, что обвинительная власть принадлежит прокурорам. В. А. Лазарева заявляет, что и в настоящее время прокурор является главой обвинительной власти.
Я считаю ее точкой зрения верной, так как прокурор в настоящее время осуществляет надзор за процессуальными действиями следователя, дознавателя. Ведь без утверждения прокурором обвинительного акта, заключительного заключения или обвинительного постановления, уголовное дело не может быть передано в суд. В том случае, если в одном из предварительных аргументов используется предварительный аргумент, он используется в качестве аргумента.
Надзор прокурора за законностью решений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела
Этап возбуждения уголовного дела очень важен. Успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан зависит от того, насколько правильно и своевременно получено и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проверена полученная причина. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принимать и проверять сообщение о любом совершенном, совершаемом или неизбежном преступлении.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела регулируется как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.
Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в надзоре за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
Прокурорский надзор за исполнением законов при возбуждении уголовных дел заключается в мониторинге:
исполнение законодательства при приеме, раскрытии и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях; сроки проверки полученного основания для возбуждения уголовного дела; законность и обоснованность решения: возбудить дело; отказать в возбуждении дела; о передаче сообщения, находящегося под следствием, или в суд частного обвинения; осуществление следственных действий (на данном этапе - только осмотр места происшествия, осмотр, следственное исследование - ст. 144 УПК РФ).
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела обеспечивается действиями органов следствия и дознания, в состав которых входят:
при направлении уголовного дела в прокуратуру для определения подсудности (при необходимости) - п. 3 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса;
по незамедлительному направлению копии постановления о возбуждении уголовного дела в прокуратуру (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, начальниками Российские антарктические станции или сезонные полевые базы, удаленные от мест расположения органов дознания руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о возбужденном расследовании). В этом случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору сразу же, когда для этого появляется реальная возможность. Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он имеет право в течение 24 часов со дня получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, уголовное дело, по которому он выносит мотивированное постановление, копию которого немедленно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело - п. 4 ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса;
при выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела по любому преступлению, предусмотренному частями второй и третьей ст. 20 УПК (по уголовным делам частного и частно-государственного обвинения);
при необходимости получения согласия прокурора на прекращение уголовного дела (ст. 25-28.1 УПК РФ).
направление прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ).
Уголовное производство начинается с получения и регистрации основания для возбуждения уголовного дела - источника, установленного уголовно-процессуальным законом, из которого компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершенном, совершенном или готовящемся преступлении.
Получение обоснования для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, обязывающим прокурора, следователя и орган дознания принять его, проверить наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и принять соответствующее решение. На данном этапе возбуждения уголовного дела совершаются серьезные нарушения закона:
в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, принятые - не регистрируются и не рассматриваются; уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, при очевидных признаках преступные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас совершаются подлоги, фальсифицируются материалы проверок; нарушаются правила рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т. д.
Участие прокурора в судебном заседании порядке получения разрешения на производство процессуальных действий
На стадии судебного разбирательства принцип состязательности реализуется наиболее полно, и прокурор является одним из активных представителей обвинения. Именно на него закон возлагает обязанность поддержать государственное обвинение, т.е. доказать суду вину подсудимого. Это основная задача прокурора, участвующего в процессе. Другими задачами, которые выполняет прокурор при участии в судебном рассмотрении уголовных дел, являются:
- обеспечение законности при возбуждении уголовного дела;
- вынесение законного и обоснованного приговора, определения, определения по каждому уголовному делу;
- своевременное исполнение приговоров, постановлений, постановлений суда в соответствии с требованиями закона.
Правовым основанием для участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами является: Закон «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 35-39); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (2001 г.); Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.06.2002 № 28 «Об организации работы прокуроров на судебных этапах уголовного производства» и др.
Прокурор вправе участвовать в рассмотрении уголовных дел судами по делам государственного и частно-государственного обвинения:
- выступать в качестве прокурора в суде;
- подавать гражданский иск в защиту материальных интересов физических или юридических лиц в уголовном процессе;
- вступать в дело частного обвинения, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства;
- подать апелляционную (кассационную) жалобу в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное или необоснованное определение, решение, приговор, не вступивший в законную силу;
- подать надзорное представление в вышестоящий суд по вступившим в законную силу постановлению, постановлению или приговору.
Уголовные дела в первой инстанции могут рассматривать мировой судья, районный суд, суд субъекта Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.
Обеспечение государственного обвинения в суде первой инстанции является частью функции уголовного преследования, возложенной на прокуратуру как деятельность, связанная с разоблачением лица, совершившего преступление, привлечением его к ответственности, передачей дела в суд и обоснованием обвинений. перед судом. Участие прокурора в уголовном процессе - необходимое условие реализации конституционного принципа состязательности - создает наилучшие возможности для полного и всестороннего расследования обстоятельств дела, укрепляет гарантии прав и законных интересов. участников процесса. Реализация этих задач осуществляется в рамках уголовного преследования, одного из направлений деятельности прокуратуры (ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Часть 4 ст. 37 УПК РФ гласит, что прокурор поддерживает государственное обвинение, а в ст. 246 УПК РФ, мы уже говорим о прокуроре, в связи с чем возникает ряд вопросов, кто из представителей прокуратуры может выступать в качестве прокурора, с каких это пор фигурируют в процессе фигура, каковы отношения между прокурором и другими должностными лицами прокуратуры, ранее принимавшими решения по данному уголовному делу.
На основании пунктов 1.5, 1.6 приказа Генерального прокурора № 28 от 3 июня 2002 года прокуроры назначаются руководством соответствующей прокуратуры. Очевидно, это решение должно быть оформлено внутренним приказом главы прокуратуры. Пункт 6 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что прокурор является должностным лицом прокуратуры, которое поддерживает обвинение в уголовном суде от имени государства. В ст. 37, в пункте 6, однако сказано, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Закон не расшифровывает, кого законодатель имел в виду под «приравненными прокурорами», из-за чего в науке возникли разногласия относительно правового статуса помощника прокурора в суде, поскольку именно эти должностные лица фактически выполняли эту функцию. Так, по мнению ряда ученых, помощник прокурора, как правило, не имеет права участвовать в уголовном процессе.
Другие считают, что помощник прокурора имеет и должен иметь все полномочия прокурора и должен быть отнесен к категории «равных прокуроров».
Мы придерживаемся второй точки зрения, поскольку, во-первых, такое решение данной проблемы присутствует в ведомственном приказе Генпрокуратуры (приказ № 28 от 3 июня 2002 г.), во-вторых, так складывается практика, и реальные возможности прокуратуры в том, что только большой штат помощников прокурора может реально обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных дел. В свое время в аппарате Генпрокуратуры и прокуратуры субъектов были созданы отделы государственных прокуроров, и каждый из прокуроров был помощником соответствующего прокурора. В силу ст. 54 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор может передавать часть своих полномочий, в том числе при поддержании государственного обвинения в судах при рассмотрении уголовных дел, в силу чего он может называться «прокурором». Однако для устранения несоответствия нормам необходимо внести изменения в уголовно-процессуальный закон, в частности в п. 6 ст. 37 изложить следующим образом:
«Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют прокуроры области, города, их заместители, помощники, старшие помощники, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры».
Государственный обвинитель, исходя из необходимости решения определенных проблем, появляется только на стадии судебного разбирательства. Законодатель, в отличие от защитника, который обязан предъявить доверенность, никоим образом не определяет момент появления прокурора. Это, на наш взгляд, не совсем правильно, поскольку, во-первых, открывает свободный доступ к материалам уголовного дела любому сотруднику прокуратуры, что однозначно не указывает на повышенную ответственность лица, на которое возложено ведение уголовного дела. ведение этого дела и допускает его замену по любой причине, в том числе и надуманной. Во-вторых, не прослеживается истинность постановления прокурора об избрании прокурора по конкретному уголовному делу. В-третьих, снижается ответственность представителя прокуратуры за результат его деятельности в качестве прокурора. Все это позволяет говорить о необходимости разработки механизма устранения всех этих недостатков. На наш взгляд, прокурор, направленный в суд для поддержки государственного обвинения по конкретному уголовному делу, обязан предоставить копию приказа главы соответствующей прокуратуры о назначении этого человека прокурором. Момент подачи этого приказа будет моментом появления в процессе прокурора. Для реализации поставленной задачи, поддержки государственного обвинения законодатель наделил прокурора определенными полномочиями, указанными в ч. 4 ст. 37 УПК РФ и в ст. 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
1. В ходе уголовного судопроизводства прокурор поддерживает государственное обвинение, то есть заявление, составленное на стадии предварительного расследования следователем или дознавателем и утвержденное прокурором, руководителем соответствующей прокуратуры или его заместителем.
Точно поддерживает, это означает, что обвинение подсудимого исходит, как правило, не от прокурора, он лишь «поддерживает» обвинение, сформированное органами предварительного следствия (как уже отмечалось, прокурор может поддержать в суде от имени изложить не только публичные, но и частные обвинения, исходящие от потерпевшего, а также гражданский иск, поданный гражданским истцом по уголовному делу - ч. 6 ст. 246 УПК).
Обеспечение государственного обвинения в суде возложено на прокурора еще и в связи с тем, что не он раскрыл преступление и дал ему уголовно-правовую квалификацию, он не предъявил обвинение и не вынес решение о применении меры пресечения, обвинительное заключение он не составлял. Все это осуществляется, как правило, не прокурорами, а следователями в рамках предварительного расследования. Не исключение и следователи прокуратуры, где прокурор, руководитель данного государственного органа, ежедневно следит за ходом расследования уголовного дела и согласовывает со следователем предстоящие решения по делу. Давно сложилась практика, когда государственное обвинение поддерживают те прокуроры, которые сами не выполняли ни функции уголовного преследования на досудебной стадии уголовного производства, ни надзора за процессуальной деятельностью следственных органов.
Практика поддержания обвинения прокурорами отражает правовую концепцию, суть которой заключается в обеспечении необходимого уровня объективности прокурора, участвующего в судебном процессе. В науке бытует точка зрения, что прокуроры не могут выступать в качестве прокуроров, они фактически исследователи, поскольку они не могут оценивать доказательства по этому уголовному делу непосредственно при утверждении обвинительного заключения или обвинительного заключения. Однако это концептуальное положение не находит последовательного применения в УПК РФ.
Таким образом, участие прокурора в предварительном следствии, как и ранее, не является препятствием для его дальнейшего участия в деле, в том числе в качестве прокурора (ч. 2 ст. 66). Кроме того, глава прокуратуры утверждает обвинительное заключение, что делает его или его помощника в суде далеко не свободными от выводов предварительного расследования. Широкая публичная критика прокуратуры объясняется, в частности, недостаточной степенью объективности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов следственными органами, а также при поддержании государственного обвинения в суде.
Уголовно-процессуальный кодекс в ч. 7.8 ст. 246 определяет право прокурора, при наличии оснований, предусмотренных законом, отказаться от поддержки обвинения или изменить его в сторону смягчения.
2. В рамках поддержания уголовного преследования прокурор разоблачает виновных в преступлениях в суде. Разоблачение виновных осуществляется прокурором путем представления доказательств виновности подсудимого, полученных на стадии предварительного расследования, а также участия в исследовании доказательств, представленных защитой, и, при необходимости, опровержения.
3. Прокурор имеет право и обязан подавать ходатайства в ходе судебного разбирательства. Причем любой, как в установленном законом порядке и в определенный момент судебного расследования, так и в любое другое время, если он получает на это разрешение судьи и аргументирует необходимость подачи указанного ходатайства. Ходатайства могут быть об отводе, вызове дополнительных свидетелей, повторных допросах лиц, ранее допрошенных в ходе судебного следствия, о совершении отдельных следственных действий. Ходатайства должны быть мотивированы и обоснованы возможностью получения в результате этих действий данных, которые имеют или могут иметь значение для вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения.
4. Прокурор имеет право и обязан участвовать в исследовании доказательств. Исследование доказательств - это активная деятельность, при которой прокурор имеет право задавать вопросы участникам судебного процесса: свидетелям, ответчику, экспертам, специалистам, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и представителям гражданского истца, гражданский ответчик и потерпевший. Прокурор не только имеет право, но и обязан активно участвовать в изучении материалов дела, при необходимости подавать ходатайства о оглашении конкретных документов, содержащихся в материалах уголовного дела, исследовании вещественных доказательств и т. Д.
5. Прокурор имеет право и обязан выразить свое мнение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, по всем ходатайствам других участников. Именно в такой и только в такой форме прокурор может выразить свое несогласие с действиями и решениями судьи. Однако у прокурора, как и у других участников процесса, нет другой возможности. Прокурор может реагировать на нарушения закона путем подачи соответствующих ходатайств, а также выражения своего мнения по вопросам, возникшим в ходе судебного разбирательства. В соответствии с ч. 3 ст. 243 УПК РФ прокурор, как участник судебного разбирательства, вправе заявить возражения против действий председательствующего, которые должны быть занесены в протокол судебного заседания. Прокурор вправе подать представление о незаконном или необоснованном приговоре.
Однако прокурор обязан беспрекословно подчиняться приказам председательствующего судьи для поддержания порядка в судебном заседании.
6. Прокурор вправе направлять в суд письменные постановления по следующим вопросам:
- доказано ли, что имело место деяние, в котором обвиняется подсудимый;
- доказано, что деяние совершено подсудимым;
- является ли данное деяние преступлением и в каких статьях, частях, статьях Уголовного кодекса Российской Федерации оно предусмотрено;
- виновен ли подсудимый в данном преступлении;
- подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.
7. Прокурор выступает в прениях, а также может использовать реплики.
Прокурор обязан высказать суду свое мнение относительно наказания подсудимого в том случае, если он считает его виновным в совершении
преступного деяния.
9. При наличии к тому основании прокурор предъявляет и поддерживает, либо только поддерживает в стадии судебного разбирательства гражданский иск.
Перечисленные права прокурора одновременно являются и его обязанностями, так как обеспечиваются реализацией принципа состязательности в уголовном процессе. Прокурор, как сторона обвинения, обязан доказывать свою правовую позицию по конкретному уголовному делу и в силу чего, он не может отстраниться в процессе от указанной деятельности, вести себя не активно, не проявлять свою заинтересованность в вынесении обвинительного приговора.
Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия
Согласно УПК, сторонами уголовного процесса, выполняющими функцию обвинения, являются прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, следователь, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданский истец и частный обвинитель соответственно. В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурором является должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять уголовное преследование от имени государства, а также осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование носит силово-административный характер и напрямую связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве, применением мер процессуального принуждения, существенно влияющих на законные права и интересы участников уголовного процесса. Конституция гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется тот факт, что прокурор не только уполномочен осуществлять уголовное преследование, но также обязан обеспечивать эффективный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается регулируемая нормами закона деятельность уполномоченных прокуроров на досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две проблемы. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой - контролирует правильное соблюдение закона, позволяет осуществлять эффективное судебное преследование, поскольку в случае о нарушении правил проведения следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, полученная информация не будет иметь доказательной силы.
Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь руководителем уголовного преследования в досудебном производстве, прокурор обязан:
обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания, независимо от их ведомственной принадлежности;
незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законодательства на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента получения заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до вынесения прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления о передаче дела в суд, о применении принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела);
в полной мере выполнять важнейшую обязанность прокуратуры - защищать права и законные интересы потерпевших от преступлений. Прокуратура должна внимательно рассматривать их жалобы и заявления, принимать все необходимые меры для восстановления нарушенных прав, компенсации морального и материального ущерба;
обеспечивать своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
принимать все возможные меры для обеспечения законности при применении мер процессуального принуждения;
контролировать своевременность и правильность следственных действий;
установить эффективный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго соблюдая требования уголовно-процессуального закона. Немедленно отменить постановления о приостановлении предварительного расследования, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и выявления виновных.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
Действия и решения прокурора при поступлении уголовного дела с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением
После составления следователем обвинительного заключения и дознавателем обвинительного заключения или обвинительного заключения; ознакомление сторон с ними и материалами уголовного дела, это дело направляется в прокуратуру. Положения гл. 31, 226, 2268 УПК РФ закрепляют процессуальные полномочия прокурора, которыми он наделен при поступлении уголовного дела от следователя (дознавателя), а также варианты решений по перемещению уголовного дела; установлению сроков принятия соответствующего решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор - должностное лицо, уполномоченное осуществлять уголовное преследование от имени государства в ходе уголовного судопроизводства, а также осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. После подписания обвинительного заключения или обвинительного заключения (постановления) и направления его вместе с уголовным делом прокурору следователь (дознаватель) не вправе производить по этому делу какие-либо процессуальные действия и вносить изменения (дополнения) в материалы дела. В этой связи определенными полномочиями обладает только прокурор, который обязан внимательно изучить поступившее к нему уголовное дело. Поскольку действия и постановления прокурора по уголовным делам, поступившие от следователя (дознавателя), имеют определенные отличия, их целесообразно рассматривать отдельно. Для вынесения законного и обоснованного решения по уголовному делу, возбужденному с обвинительным заключением, прокурор должен выяснить следующие вопросы:
имело ли место инкриминируемое обвиняемому деяние, содержит ли он состав преступления;
имеются ли в деле обстоятельства, исключающие уголовное преследование или влекущие прекращение уголовного дела;
было ли предварительное следствие проведено полно и объективно; все ли лица, подлежащие уголовному преследованию, были установлены; были ли им предъявлены обвинения во всех выявленных и установленных следователем преступных деяниях;
проверены ли все доказательства по делу;
квалифицируется ли вменяемое обвиняемому деяние;
обоснованно ли избрана мера пресечения или иные меры уголовно-процессуального принуждения, примененные следователем в отношении обвиняемого (например, временное отстранение обвиняемого от должности, изъятие имущества);
были ли приняты меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества;
обеспечены ли процессуальные права участников уголовного процесса;
выявлены ли обстоятельства и другие нарушения закона, способствующие совершению преступления;
составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
соблюдены ли все остальные требования уголовно-процессуального закона в ходе предварительного расследования.
При рассмотрении уголовного дела с обвинительным заключением прокурор может разрешить и другие, более конкретные вопросы, связанные, например, с разрешением жалоб, заявлений и заявлений участников предварительного расследования. По результатам рассмотрения всех этих вопросов прокурор в течение 10 дней (этот срок может быть продлен вышестоящим прокурором до 30 дней) в соответствии со ст. 221 УПК РФ принимает одно из следующих решений:
об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд;
о возврате уголовного дела следователю для дополнительного расследования, изменение объема обвинения или квалификация действий обвиняемого (обвиняемого) или переоформление обвинительного заключения и устранение недостатков их письменным указанием;
о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если это подсудно вышестоящему суду.
Во втором и третьем случаях прокурор выносит мотивированное решение. Решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им (следователем) в течение 72 часов с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а в случае несогласия с его постановлением. - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя Следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. органы власти. Вышестоящий прокурор в 10-дневный срок со дня получения соответствующих материалов вправе принять одно из следующих решений:
об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
об отмене постановления нижестоящего прокурора (в этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд). В том случае, если обжалуется решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю, исполнение данного решения приостанавливается до принятия соответствующего решения вышестоящим прокурором.
Встречаются случаи, когда на этапе рассмотрения уголовного дела прокурором подходит к концу ранее установленный срок содержания под стражей или домашним арестом обвиняемого. Поэтому, если оставшегося срока недостаточно, прокурор, при наличии оснований, возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей. После утверждения обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд в соответствии с правилами о подсудности.
Данное решение оформляется в виде сопроводительного письма. О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет обвиняемого, его защитника, гражданских истца, ответчика, которым разъясняет право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания. Обвиняемому прокурором вручается копия обвинительного заключения с приложениями. При поступлении ходатайства копия обвинительного заключения вручается также защитнику и потерпевшему. Если обвиняемый содержится под стражей, копия вручается ему администрацией следственного изолятора.
Полномочия прокурора при прекращении уголовного дела и приостановлении производства по уголовному делу
Прокурорский надзор за законностью завершения предварительного расследования
Согласно ст. 215, ст. 220 УПК РФ, признав, что все следственные действия по уголовному делу проведены, а собранных доказательств достаточно, следователь составляет, подписывает обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.
В соответствии со ст. 221 УПК РФ, прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 дней принимает по нему одно из следующих постановлений:
об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для дополнительного расследования, об изменении состава обвинения или квалификации действий обвиняемых либо о переработке обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков их письменным указанием; о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если это подсудно вышестоящему суду.
Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ (в части представления обвиняемому и защитнику материалов дела) и истек срок содержания обвиняемого под стражей, прокурор отменяет данную меру пресечения.
При рассмотрении поступившего уголовного дела прокурор согласно приказу Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. N 162 обязан на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, проверяются:
соответствие выводов следователя обстоятельствам дела, установленным в ходе расследования; правильность квалификации преступления; соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и составлении процессуальных документов.
Кроме того, прокурор:
расс
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!