Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Основные функции и пределы великокняжеской власти в Киевской Руси

Тип Реферат
Предмет История

ID (номер) заказа
2505401

200 руб.

Просмотров
1628
Размер файла
321.31 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

В современном гуманитарном знании широко распространено мнение, что власть традиционных монархов не имеет никаких пределов и юридически ничем не ограничена. В определенном смысле данный поход абсолютно справедлив. Действительно, прямой ответственности перед подданными в соответствии с писаным законом властитель не несет. Однако оценивать пределы власти русских князей через призму юридической ответственности в современном ее понимании было бы чрезмерным упрощением и модернизацией.
Дело в том, что для абсолютного большинства традиционных государств правитель – фигура почти сакральная, наделенная особой силой и полномочиями свыше, «помазанник Божий». Который отвечает не только за свои дела перед Богом, как человек, но и за вверенную его попечению державу, как правитель.
Так, в период становления Киевской Руси наблюдается «единодержавие» - верховная власть находится в руках великий князей династии Рюриковичей.
Цель работы – исследование основных функций и пределов великокняжеской власти в Киевской Руси.
Задачи:
1. Проследить систему управления в Киевской Руси;
2. Рассмотреть точки зрения древнерусских книжников о пределах княжеской власти.

1. Система управления в Киевской РусиКиевская Русь (Древняя Русь) как государство оформилась в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.
Статус князя в Древней Руси определялся как постоянно действующий орган власти, в компетенцию которого входило решение примерно следующих вопросов:
1) общее управление - осуществление властно-распорядительных функций в отношении подчиненной территории, контроль над государственными доходами и исполнением налогов;
2) военное управление – князь являлся главнокомандующим войском, решал вопросы объявления войны и заключения мира ;
3) внешняя политика – представление княжества во внешних сношениях;
4) судебная функция;
5) нормотворческая деятельность.
Cледует отметить, что не все из указанных правомочий установились сразу – изначально князья рассматривались скорее в роли «военного сторожа», ведающего внешней безопасностью княжества и являющим собою организационное начало в мобилизации народного войска.
Княжеское управление являлось отнюдь не самостоятельным, поскольку весьма развита была власть земщины в лице веча и выборных старост. Особенно это проявлялось по вопросам, касающимся интересов земства, – они решались князем исключительно по согласованию, а иногда даже по требованию земства, и только в остальных случаях мог действовать самостоятельно.
Военная власть князя, как указывал Д.Я. Самоквасов, также не была абсолютной, а ограничивалась тем, что обязательный для населения характер имели только воины оборонительные – в них принимали участие все способные носить оружие граждане[5, с. 129]. Завоевательные же, «внешние» войны «имели свободный характер», военные силы формировались из добровольцев.
Эту мысль поддерживал и В. Сергеевич. Военная функция находилась в неразрывной связи с дипломатической, в частности, они дополняли друг друга в случаях недостаточности отдельных способов достижения политического компромисса[6, с. 596].
Сочетание их «обусловливало положение князя как верховного предводителя военных отрядов и главы дипломатических переговоров». Княжеская власть была необходима для решения внешних вопросов.
Постепенное развитие общества и устаревание обычаев обусловливали не только развитие судебной функции, но и неуклонно требовали создания письменных источников права, эту же необходимость обусловливал и сам распространявшийся и становившийся более доступным княжеский суд, нуждавшийся в утверждении уставов, определявших меры регулирования и порядок отправления суда.
Так, в княжеской деятельности выделилась еще одна функция – уставная деятельность, направленная на создание правовых норм. 6 Осуществление ее велось двумя путями: судебно-административная практика и собственно правотворчество. В развитии данных полномочий князь являлся центральной фигурой. В осуществлении своих правомочий князь опирался на помощь дружины, постепенно формировалась и администрация.
На местах продолжением княжеской власти являлись его представители: посадники, тысяцкие, тиуны и прочие. Деятельность указанных лиц находилась, безусловно, под усиленной защитой со стороны князя, и охранялась нормами права – уже в Русской правде преступления в отношении них представляли собой квалифицированные составы и карались значительно жестче.
Особенностью положения князя на Руси являлся порядок установления княжеской власти и распределения столов старейших городов между представителями династии Рюриковичей. Причем право управлять Русью считалось не столько прерогативой отдельного князя, сколько всего дома Рюрика .
Распределение княжеских столов осуществлялось в соответствии с генеалогическим положением конкретного князя: чем выше оно было, тем на более важный и прибыльный стол он мог претендовать.
Ярослав Мудрый определил города по значимости следующим образом: Киев, Чернигов, Переславль, Смоленск, Владимир Волынский.
Киевский стол считался великокняжеским, а потому являлся, пожалуй, самым желанным местом правления. Происхождение такого отношения к нему велось, видимо, из перенесения патриархальной власти на лицо, становившееся в его главе. Так, в своем завещании детям Ярослав Мудрый писал, что князю, занимающему Киевский стол, надлежит повиноваться «как отцу повиновались» .
Особенности статуса великого князя объяснялись его положением – под его «рукой… находились все прочие феодалы и князья» . Обладание Киевским столом стало причиной многих распрей и братоубийственных воин на Руси.
К началу XII в. сложившийся порядок рухнул, в 1097г. на съезде князей в Любече был провозглашен новый принцип устройства княжеской власти – держание своей «отчины», положивший начало «новой политической формы существования страны».
Княжеская власть приобреталась в порядке наследования либо путем народного избрания – данный порядок приобрел широкое распространение с начала XII столетия.

2. Мнения древнерусских книжников о пределах великокняжеской властиВ произведениях Киевской Руси обозначена проблема власти. Уровень научного обобщения древнерусских мыслителей, конечно, не позволял описывать и систематизировать общие законы ее природы. Власть персонифицировалась, рассматривалась на конкретном примере – примере княжеской власти.
В представлении древнерусских мыслителей государство по своей форме «должно быть унитарным и централизованным в управлении по монархическому типу, приближающемуся к абсолютизму» [1, с. 5–6].
Вся полнота власти сосредоточена в руках киевского князя. «И самодержцем стал своей земли, покорив себе окружные народы, одни – миром, а непокорные мечем» [6, с. 45].
В сознании и культуре народа укрепляется четкое обоснование княжеской власти: веление киевского князя непререкаемо, но не только и не столько по причине верховенства его в структуре государственного управления и использования насильственных мер, а в силу того, что он воздвигнут на это правление Богом.
Здесь мы сталкиваемся с концепцией сверхъестественного происхождения княжеской власти. Этой идеей проникнуто «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, который восхваляет князя Владимира – крестителя Руси и Ярослава Мудрого: «Сын твой Георгий (имя Ярослава в крещении. – Прим. автора), которого соделал господь преемником власти твоей…» [8, с. 51].
Сверхъестественное происхождение власти князя становится веским основанием ее легитимности – еще одного элемента, определяющего особенности формирования политической культуры. Эта проблема затрагивает и сферу взаимоотношений правителя и общества, и вопросы престолонаследия, междукняжеских отношений, и, конечно же, область права. В рамках этого рассматривается соотношение «единодержавности» и законности. Основу такого соотношения мыслители Киевской Руси находят в правде и тем самым привносят в область отечественной политической культуры важнейшую ценность, ставшую фундаментальной.
«Единодержавный» князь является и носителем, и гарантом сохранения правды в обществе. Данный мотив присутствует во многих произведениях, в том числе и в «Повести временных лет»: «Если же какая страна станет угодной богу, то ставит он ей… князя праведного, любящего справедливость и закон… если же князья справедливы в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то еще большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь – глава земли» [4, с. 183].
Важнейшей особенностью становления политической культуры является возникновение принципа княжеской «грозы». «Гроза» основана на правде, в то же время для утверждения и сохранения последней необходимо применение князем силовых мер.
Князь обеспечивает сохранность правды на земле и вправе применять «грозу» во внешней и внутренней политике. Даниил Заточник в своем «Слове» говорил: «Я ведь княже, как дерево при дороге: многие обрубают его ветви и в огонь мечут; так как и я всеми обижаем, ибо не огражден страхом грозы твоей» [7, с. 227].
Князь должен охранять Божественную истину – правду, и «гроза» есть не что иное, как средство ее сбережения. Таким образом, праведная политика подразумевает не только следование христианской истине, осуществление ее в деле, но и наказание при необходимости.
Необходимо остановиться на таких неотъемлемых чертах князя, как милостливость и щедрость. Данный мотив присутствует во всех, без исключения, произведениях политической мысли, как религиозного направления, так и светского. Даниил Заточник эти характеристики князя выводит на первый план: «Ибо щедрый князь – отец многим слугам: многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят» [7, с. 229].
Что интересно, первостепенными в оценке какого-либо действия князя становятся не последствия, а заявленная цель. Даже неудачные походы могут восхваляться, если они были совершены ради благой цели. Под последней понимаются сила, крепость и процветание русской земли. Это главный критерий в определении значимости княжеской персоны.
Таким образом, «единодержавная» власть как базовая ценность политической культуры несет в себе и христианский дух, и элементы славяно-языческого мировоззрения. Важнейшим способом утверждения в политическом сознании народа ценности «единодержавной» власти является «братолюбие».
«В силу особенностей общественно-политической жизни Руси в конце XI–ХIII вв. образу идеального князя все настойчивее приписывались и такие свойства, как сохранение межкняжеских договоров, соблюдение обязательств перед боярами, дружиной и городами, забота о получении согласия (“ряда”) на старейшинство со стороны народа». Провозглашается необходимость соблюдать принцип наследования киевского (главного) «стола», «крестоцелование».
Убийство князя негативно рассматривалось мыслителями Киевской Руси, а братоубийство категорически осуждалось и с точки зрения христианской морали, и с позиций интересов страны в целом.
«Сказание о Борисе и Глебе» – ярчайший пример такого обличения. «В образе этих мучеников выражены представления о духовном совершенстве народа и его извечной нравственной стойкости, много раз проявлявшейся в грядущих суровых испытаниях» [3, с. 51].
В исследовании принципа «братолюбия» примечателен наказ Ярослава Мудрого, представленный в «Повести временных лет»: «Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: “…вы, сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья… И если будете жить в любви между собой, Бог будет с вами и покорит вам врагов. И будете жить в мире. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которые добыли ее трудом своим великим; но слушайтесь брат брата, живите мирно”» [4, с. 203].
Провозглашается необходимость соблюдать принцип наследования киевского (главного) «стола», «крестоцелование». Убийство князя негативно рассматривалось мыслителями Киевской Руси, а братоубийство категорически осуждалось и с точки зрения христианской морали, и с позиций интересов страны в целом. «Сказание о Борисе и Глебе» – ярчайший пример такого обличения. «В образе этих мучеников выражены представления о духовном совершенстве народа и его извечной нравственной стойкости, много раз проявлявшейся в грядущих суровых испытаниях».
Интересен тот факт, что в описываемой междоусобице был убит и Святослав (древлянский князь), брат Бориса и Глеба по отцу Владимиру. То есть убийство двух братьев – сыновей от матери-христианки (византийской принцессы Анны) – вполне обычная ситуация того времени. Скорее всего, необходимо было подчеркнуть именно христианский аспект и сделать акцент на мучительной и несправедливой смерти «богомудрых», прямых продолжателей еще новой для Киевской Руси религии. Тем самым подчеркивалось, что именно истинная вера должна быть основой мирного существования князей, пребывания их во взаимной любви и почитании.
«Христолюбивые же страстотерпцы и заступники наши! Покорите поганых под ноги князьям нашим, молясь владыке Богу нашему, чтобы пребывали они в мире, в единении и в здоровье, избавляя их от усобных войн и от пронырства дьявола…».
В исследовании принципа «братолюбия» примечателен наказ Ярослава Мудрого, представленный в «Повести временных лет»: «Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: “…вы, сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья… И если будете жить в любви между собой, Бог будет с вами и покорит вам врагов. И будете жить в мире. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которые добыли ее трудом своим великим; но слушайтесь брат брата, живите мирно”» [3, с. 203].
Очень ярко обличаются межкняжеские распри в «Житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», написанном Нестором. В этом произведении говорится об их греховной природе: «Был… раздор – по наущению лукавого врага – среди трех князей, братьев по крови» [2, с. 129]. Идя на поводу у дьявола (а «междоусобная война бывает от дьявольского совращения», князья гневают Бога, а наказание за это получает вся русская земля.
В целом призывы подобного характера свидетельствуют о стремлении мыслителей Киевской Руси донести до сознания князей и простого народа мысль, что только будучи единым централизованным государством под руководством Великого киевского князя Русь может быть независима и сильна.
Вместе с тем названные выше призывы так и остались нереализованными. Политическая действительность носила совершенно противоположный заявленным позициям характер. Удельные княжества постоянно требовали суверенитета, и междукняжеские распри являются неотъемлемым элементом истории Киевской Руси.
Лишь во времена Ярослава Мудрого удалось достичь определенного единства, затем последовали быстрый упадок и распад государственности. «В этом заключается исторический трагизм политической теории Древней Руси. Призывы мыслителей к государственному единению оставались благими пожеланиями, несмотря на их очевидность» [5, с. 6].
Дальнейшее развитие древнерусского государства было достаточно сложным: удельная раздробленность, гнет татаро-монгольского ига, непростой процесс объединения вокруг нового центра – Москвы и пр. Все это не могло не сказаться и на культурных основаниях, на менталитете русского народа.

Заключение

Таким образом, единство и неограниченность власти монарха является не прихотью, а важнейшим условием для максимально эффективного выполнения им своих функций.
Укоренению идеала единодержавной праведной власти монарха способствовало требование времени и здравого смысла – сохранение целостности и единства русской земли в условиях постоянной внешней угрозы. Кроме того, введение православного христианства обусловило тип мировоззрения с характерными для него социальной покорностью, безусловной верой в сверхъестественное происхождение власти монарха, отсутствием индивидуального, личностного начала, консервативностью и пр.
Ценность единодержавной власти закрепилась в политическом сознании народа. И именно в Киевской Руси мы находим первоосновы ее формирования, а в древнерусской литературе – прообразы, определившие направление политической культуры России.

Список использованных источников

Баркалов, В.Я. История политических учений в России XI–ХIII вв. / В.Я. Баркалов. – Барнаул, 1992.
Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского // Изборник : сб. произведений литературы Древней Руси. – М., 1969.
Заичкин, И.А. Русская история : популярный очерк / И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев. – М., 1992.
Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси. – Т. 1 : XI–XII века. – СПб., 1997.
Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. 3-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Моск. ун-та, 1908. - VII, XXIX, 616 с. .
Сергеевич В. И. Древности русского права. 1890-1903. - С. 596-603
Слово Даниила Заточника // Изборник : сб. произведений литературы Древней Руси. – М., 1969.
Слово о Законе и Благодати митрополита Киевского Илариона // Библиотека литературы Древней Руси. – Т. 1 : XI–XII века. – СПб., 1997.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156492
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
64 096 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
им. С.Ю.Витте
Работа выполнена досрочно, содержание по существу, маленький недочет был исправлен. Спасибо!
star star star star star
БПТ
Обращался к Елене Александровне второй раз Всё очень здорово и оперативно сделанно, без за...
star star star star star
"КрасГАУ"
Заказываю в первый раз у Евгения , и остался максимально доволен , всё чётко !)
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решение задач по предмету «Математика»

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 29 дек.

1 минуту назад

Отчет с выполнением заданий

Решение задач, Отчет, бух учет

Срок сдачи к 25 дек.

4 минуты назад

Расчет параметров участка электроэнергетической системы

Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника

Срок сдачи к 8 янв.

4 минуты назад
4 минуты назад

Сделать курсач по методике

Курсовая, Электротехника

Срок сдачи к 26 дек.

5 минут назад

Психология безопасности труда

Реферат, Русский язык и культура речи

Срок сдачи к 29 дек.

7 минут назад

Сделать реферат и презентацию

Презентация, Биомеханика

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

написать курсовую работу по уголовному праву

Курсовая, Уголовное право

Срок сдачи к 25 дек.

7 минут назад

Начертить 12 чертежей

Чертеж, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 9 янв.

8 минут назад

Феномен успеха и успешность в профессиональном развитии

Реферат, Психология

Срок сдачи к 28 дек.

9 минут назад

В файле прикреплен пример выполнения задания

Контрольная, Криминология

Срок сдачи к 27 дек.

9 минут назад

9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг

Реферат, История государства и права России

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, Английский язык

Срок сдачи к 26 дек.

10 минут назад

Составить Проект массового взрыва

Контрольная, Взрывное дело, горное дело

Срок сдачи к 8 янв.

12 минут назад

Термодинамика

Решение задач, Термодинамика

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад

Нужен реферат, объем 15-20 страниц

Реферат, Безопасность в техносфере

Срок сдачи к 5 янв.

12 минут назад

Выполнить реферат. История Англии. Е-01554

Реферат, История

Срок сдачи к 26 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.