это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2507362
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
На сегодняшний день наибольшим спросом пользуются технические ВУЗы. Поводом для этого стал тот факт, что именно в области инжиниринга спрос на кадры значительно превышает предложение. Так же немаловажно то, что государство стало предпринимать активные шаги в сторону науки, результатом чего является присвоение многим учебным заведениям статуса Национальных исследовательских университетов, что в свою очередь гарантирует поддержку на федеральном уровне.
Технические ВУЗы снова вошли в моду, благодаря высокому уровню знаний. Если раньше люди с техническим образованием не могли найти себе работу, то ситуация в корне изменилась. С гуманитарным образованием тяжело найти работу из-за большой конкуренции. А специалисты технического профиля легко находят для себя место работы и получают высокую заработную плату [1].
Стране не хватает региональных сильных технических университетов. Большинство региональных университетов не дают достойный уровень знаний. А ведь есть примеры успешных ВУЗов. Стране необходимо развивать высшее образование в регионах, в том числе открывать новые технические ВУЗы, которые будут отвечать современным потребностям по различным специальностям. Тут вопрос даже не в психологическом комфорте студентов, а в связях между ВУЗом и реальными промышленными компаниями. ВУЗы должны знать, чему учить студентов, а промышленность всячески будет содействовать образованию, которое готовит для неё профессиональные кадры.
История развития технического образования в России
История технического образования в России насчитывает уже более трех столетий. Свое начало она начинает с указа Петра I, изданного 14 января 1701 г. об «учреждении в Москве первой в России школы математических и навигацких наук».
Осознавая всю важность естественнонаучного и технического образования для развития государства, вслед за первым учебным учреждением, была открыта целая сеть: Артиллерийско- инженерная школа, Московская инженерная школа и др. Продолжая заложенные Петром I традиции в образовании, 28 июня 1774 г. императрица Екатерина II утвердила приказ «об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии» - первого технического вуза в России.
Следующий этап развития высшего технического образования в России начинается во второй половине XIX века, в связи с отменой крепостного права и началом развития капитализма. Особенно ускоряется этот процесс в 90-е гг. XIX века, о чем говорит факт увеличения студентов почти в десять раз в этот период. Для высшего технического образования конца XIX - начала XX века было свойственно высокое качество преподавания, чему способствовала практика двух-трехлетней стажировки молодых преподавателей за границей, в основном, в немецких университетах. Должность преподавателя в вузе была очень почетна, пользовалась большим социальным престижем и значительным денежным содержанием. Особенностью технических вузов того периода было тесное сочетание преподавания и научной деятельности. О высоком уровне преподавания в дореволюционной России говорит и количество открытий, совершенных преподавателями вузов в тот период, а также количество золотых медалей, полученных российскими учебными заведениями на международных выставках [4].
После Октябрьской революции ситуация с высшим техническим образованием серьезно меняется. Молодое советское государство, оказавшееся в сложной внешнеполитической ситуации и внутриэкономическом кризисе, было не в состоянии уделять внимание развитию высшей школы. Ряд преподавателей, не принявших революционных идей, покинули страну. Другие были не согласны с политикой нового государства в образовании и тоже ушли из вузов. Бедственное финансирование, отмена ученых званий, дискриминация по социальному признаку - все это заметно ухудшило состояние высшей школы.
Первые инженерные школы в России были организованы в начале восемнадцатого столетия. В то время, когда Император Петр Великий начал реорганизовывать русскую армию и строить русский флот, а для этой работы потребовались люди, имеющие инженерную подготовку [5].
Начало инженерному образованию в России было положено организацией в Москве Школы математических и навигацких наук. В Указе было подчеркнуто, что “Школа она потребна не только к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе”. По времени возникновения Школа была первым и самым крупным в Европе учебным заведением реального типа. Согласно Указу Петра I, в число учащихся предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».
Утверждалось, что целью школы является не только обеспечение преподавания различных предметов по программе, но и дальнейшее развитие инженерных наук с привлечением наиболее способных студентов в той или иной степени к этому развитию. Все эти начинания оказались очень ценными, и с самого начала Политехническая школа имела большой успех. Французские инженеры пользовались большим спросом, и другие страны начали организовывать инженерные школы по типу французских.
В течение восемнадцатого столетия начинает развиваться горная промышленность, и Россия становится одной из ведущих стран по производству чугуна и стали. Для подготовки горных инженеров в 1773 году, во время царствования Екатерины Великой в Санкт -Петербурге организуется Горный институт императрицы Екатерины II.
После Тильзитского мира в 1807 году русский император Александр I учредил план сотрудничества с Наполеоном, и группа французских инженеров приехала в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в организации новой инженерной школы - Института инженерных путей сообщения. В этом учебном заведении следовали французским идеям, и вначале там была осуществлена подготовка нескольких французских инженеров, а в аудиториях пользовались французским языком. А 20 ноября 1809 г. император Александр I подписал Манифест, учреждающий Корпус и Институт инженерных путей сообщения.
Создание Института и Корпуса инженеров находилось в непосредственной связи с ключевой экономической задачей российского правительства – формированием грандиозной транспортной инфраструктуры, которая до настоящего времени составляет основу развития России как одного из крупнейших государств мира. Трудами русских инженеров в XIX в. была построена уникальная система путей сообщения империи, включавшая несколько водных систем (Мариинскую, Тихвинскую, Вышневолоцкую, систему герцога Вюртенбургского), системы железных и шоссейных дорог.
Министерство путей сообщения вплоть до самой революции 1917 г. являлось наиболее щедро финансируемым ведомством империи. На втором месте (а во время войн и на первом) после МПС находилось военное министерство. Соответственно, подготовке кадрового состава для военной и морской промышленности уделялось не меньшее внимание [8].
Институт инженеров путей сообщения находился под непосредственным патронажем царя. Пример Александра I вдохновил и его августейших братьев - Николая Павловича (будущего императора) и Михаила Павловича. С 1819 г. они руководили организацией двух других выдающихся учебных заведений - Николаевского инженерного и Михайловского артиллерийского училищ.
Положение русских инженерных институтов, в первой половине XIX в. пользовавшихся личным покровительством императоров и высших должностных лиц империи, было уникальным в Европе. Пожалуй, только во Франции инженерное образование пользовалось таким же престижем. Вплоть до 60 х годов XIX в. ни по числу, ни по качеству подготовки инженеров Российская Империя не уступала ни одной стране мира (кроме, может быть, той же Франции).Это утверждение, как и замечание С.П.Тимошенко о том, что «инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке, и что роль русских инженеров в развитии инженерных наук весьма существенна».
И несомненно, это обстоятельство является одной из причин фантастического экономического и инфраструктурного рывка России в XIX в. и в первой половине ХХ в [6].
В 60–80 е годы XIX в. Россия в плане подготовки инженеров пропустила вперед не только Францию, но и Германию. Однако эпоха Великих реформ Александра II вовсе не была «потерянной» для развития инженерного образования. Достаточно сказать, что в это время были учреждены Рижский политехнический институт и Императорское Московское техническое училище (ныне - МГТУ им. Н.Э. Баумана). К тому же некоторое «отставание» в области технического образования в этот период отчасти компенсировалось развитием сельскохозяйственного образования и биологических наук.
Между 1870 и 1900 гг. имел место беспрецедентный рывок в промышленности двух стран – Германии и США. Именно в этот период на базе уже существовавшей ранее горной и горнозаводской промышленности в Германии мощно развивались не только химическая, машиностроительная и электротехническая отрасли, но и судостроение, которое до того считалось прерогативой Британской империи. Параллельно за океаном после гражданской войны 60 х годов в США наблюдался колоссальный промышленный рост, не нарушаемый ни войнами, ни сильной конкуренцией со стороны достаточно далеких европейских стран [7].
Российское правительство, впрочем, оказалось достаточно дальновидным, что бы вовремя оценить эту ситуацию и принять меры, без которых наша страна, по видимому, не устояла бы ни в Первой, ни во Второй мировых войнах и не сохранила бы свой статус мировой державы, завоеванный в XIX в. Во второй половине 80 х годов XIX в. Под непосредственным руководством выдающегося русского инженера, одного из основателей отечественной научной школы в области конструирования машин и впоследствии министра финансов И.А.Вышнеградского была разработана и начала осуществляться реформа среднего и низшего технического образования. В тот же период были открыты Электротехнический институт Александра III в Санкт Петербурге (сейчас – СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И.Ленина) и Харьковский технологический институт Александра III. Электротехнический институт первоначально находился в почтовом ведомстве и был создан во многом для обеспечения коммуникационной инфраструктуры империи (позже к его задачам добавились радиотехника, электротехника и энергетика).
В период правления Николая II началась вторая (после 10–20 х годов XIX в.) эпоха массового создания инженерных вузов в России. Между 1894 и 1917 гг. были учреждены: Санкт Петербургский политехнический институт Петра Великого, Киевский политехнический институт императора Александра II, Технологический институт императора Николая II в Томске, Варшавский политехнический институт имп. Николая II (в годы войны эвакуированный в Нижний Новгород), Алексеевский Донской политехнический институт, Московский институт инженеров путей сообщения, Екатеринославский горный институт императора Петра I, Уральский горный институт императора Николая II. Электротехнический институт получил статус высшего учебного заведения и был существенно расширен [1].
В связи с тем, что организация Института инженерных путей сообщения имела такой большой успех, правительство использовало это учебное заведение как образец для дальнейшего развития инженерного образования в России. В 1828 году для подготовки инженеров-механиков и химиков в России, в Санкт Петербурге был организован Технологический институт. Позднее (в 1868 году) в Москве было организовано Техническое училище. Оно образовалось из ремесленного училища, и первоначально его программа отличалась повышенным вниманием к практическим работам в механических мастерских. В дальнейшем эта часть программы была упразднена, и в начале двадцатого века училище получило известность благодаря созданию лабораторий термодинамики и теплопередачи. Это высшее учебное заведение было одним из первых в мире, где началось преподавание аэродинамики, и где студенты выполняли работы в аэродинамической лаборатории.
В связи с дальнейшим развитием промышленности в России были открыты технологические институты в Харькове и Томске, и, кроме них, еще несколько высших технических учебных заведений по другим отраслям техники. Все эти учебные заведения были организованы по примеру Института инженерных путей сообщения.
Большие институты были открыты в Киеве и Варшаве в 1898 году, за которыми последовали политехнические институты в Петербурге (1902) и Новочеркасске (1906).
Петербургский политехнический институт имел особенно большое влияние на развитие инженерного образования в России. Этот институт был крупным учебным заведением с просторными современными помещениями и хорошо оборудованными лекционными аудиториями, чертежными кабинетами и лабораториями [6].
Профессия инженера ставилась в России очень высоко, и число молодых людей, желавших ее получить, было в несколько раз больше числа вакансий. Большинство инженерных учебных заведений при отборе студентов продолжало применять конкурсные вступительные экзамены. Петербургский политехнический институт отбирал студентов на основе аттестатов об окончании школ, но требования все равно были очень высокими
Стоит отметить, что почти до самого конца XIX в. подготовка высококвалифицированных инженеров в России почти полностью сосредоточивалась в инфраструктурных отраслях (транспорт, строительство, военная и судостроительная промышленность), причем инженер, как правило, оказывался на военной или государственной службе.
«Интеллектуальный прорыв начала ХХ века Решающий прорыв в области инженерного образования в России все же был сделан в первые два десятилетия ХХ века. Эти годы были временем расцвета русского математического, естественнонаучного и технического образования. Именно тогда в России сформировалась уникальная модель и концепция физико- технического образования.
Применение сложных математических методов и достижений в области теоретической физики, механики, химии, биологии к решению важных практических задач, становление профессиональной области прикладной науки, создание соответствующей инфраструктуры в виде институтов и лабораторий - эти тенденции сформировались в целом ряде ведущих государств, прежде всего - в Германии, США и России, еще до начала Первой мировой войны.
В России центрами работы по сближению фундаментальной науки и инженерной практики были Петербургский политехнический институт, Электротехнический институт, Институт инженеров путей сообщения (в С. Петербурге), Михайловская артиллерийская академия, Николаевская морская академия и Морское инженерное училище, Технологические институты в С. Петербурге и Харькове, Политехнический институт в Киеве и, конечно, Императорское Московское техническое училище, где были созданы мощные лаборатории для проведения исследований в области механики, науки о материалах, электротехники, кораблестроения. Лаборатории располагали своими собственными зданиями и блестяще оборудованными различными машинами и стендами. В этих научно образовательных центрах, а также в действовавших в то время институтах при ведущих университетах, в исследовательских лабораториях военного и морского ведомства в первые два десятилетия ХХ в. Преподавали или учились крупнейшие ученые и инженеры, позже создавшие (на дореволюционном заделе) советские научно исследовательские институты или оказавшие большое влияние на мировую науку и инженерное образование в иммиграции [6].
Условием возникновения этого «интеллектуального всплеска» была последовательная политика государства во главе с Николаем II: с середины 90 х годов XIX в. государство не только активно стимулировало создание новых образовательных институтов, но и ставило перед учеными и инженерами новые серьезные задачи в области создания транспортной инфраструктуры, новых типов судов и авиации, военной и химической промышленности, электро и радиотехники, энергетики и связи. Подобные запросы стали появляться и со стороны бурно развивавшейся частной промышленности.
В развитие отечественных научных и инженерных школ в этих областях большой вклад внесла группа ученых, во втором десятилетии ХХ в. являвшихся преподавателями Петербургского Политехнического института, Электротехнического института и Физического института Петербургского университета. Хотя эти три института были подчинены трем разным ведомствам, ученые и студенты в них находились в очень тесном контакте и, по сути, представляли единое сообщество.
Характерной чертой их работы был как раз «физико-технический подход», то есть применение современных математических и физических методов к решению сложных инженерно-технических проблем и, наоборот, применение инженерных, промышленных методов в постановке научного эксперимента. Именно этот подход позволил, например, П.Л. Капице, выпускнику Петербургского Политехнического института сыграть большую роль в переводе научных исследований в лаборатории Резерфорда в Кембридже на новую технологическую базу [4].
Важно отметить, что все преподаватели русских технических вузов, помимо чисто теоретических исследований, вели практические работы как для государственных нужд, так и для промышленности. Например, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов и К.П. Боклевский внесли свой вклад в строительство (после 1906 г.) нового русского флота. Н.Е.Жуковский справедливо считался «отцом русской авиации». В годы Первой мировой войны С.П. Тимошенко осуществил работы по прочностным расчетам самолетов (в том числе И.И. Сикорского), а вместе с Н.П. Петровым разработал методы повышения допустимой нагрузки транспортных путей (что было важно для разрешения транспортного кризиса). Д.С. Рождественский, И.В. Гребенщиков непосредственно руководили разработкой технологии и запуском производства оптического стекла на Императорских фарфоровых и стекольных заводах в 1914–1918 гг. Другие примеры: создание самостоятельной (независимой от немецких технологий) электротехнической и радиотехнической промышленности и электроэнергетики, разработка мероприятий в области энергетики, направленных на решение топливного кризиса и создание единой транспортно-энергетической системы страны.
Датой окончательного оформления новой модели «физико- технического» образования можно считать 1916 год, когда в Петербургском Политехническом институте профессорами А.Ф. Иоффе и С.П. Тимошенко был составлен проект нового физико-технического (физико-механического) факультета и одновременно начал действовать семинар, из которого вышли, в частности, П.Л. Капица и Н.Н. Семенов. Этот «физико-технический» подход в 1920 е годы был положен в основу работы нового физико-механического факультета Ленинградского политехнического института и Физико- технического института (являвшегося первоначально отделением Государственного рентгенологического и радиологического института), связанных с именем А.Ф. Иоффе. Позже эта же модель повлияла на возникновение так называемой «системы Физтеха». Замечательно и то, что большинство крупных ученых, стоявших у истоков МФТИ [8] и являвшихся авторами обращений к И.В. Сталину и членам советского правительства (прежде всего П.Л.Капица, но также и А.Ф. Иоффе, А.Н. Крылов, А.И. Алиханов, Н.Н. Семенов), были непосредственно связаны с «физико технической» традицией Петроградского политехнического института императора Петра Великого [6].
«Физико-технический подход» оказал определенное воздействие на европейскую и американскую науку и образование (в частности, благодаря деятельности В.Н.Ипатьева, С.П. Тимошенко, П.Л. Капицы, А.Е. Чичибабина и Б.А. Бахметьева).
Инженерное образование сегодня - один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности.
На протяжении последних лет объемы контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки и специальности наращивались и к 2015 году превысили 50 % от общего объема контрольных цифр приема. Таким образом, подавляющее большинство будущих инженеров в России обучается за счет средств федерального бюджета.
Первые технические ВУЗы в России
В отечественной истории высшего технического образования в этом году произошло знаменательное событие: 25 января (14 января по старому стилю) инженерному образованию в России исполнилось 300 лет.
Именно в этот день 300 лет назад, в 1701 году молодой русский царь Петр Первый издал указ об учреждении в Москве первой в России школы ""математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения"". ""Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе,"" - подчеркивалось в указе.
Таким образом, осознавая всю важность образования для развития Российского государства, Петр Великий претворил в жизнь идею об устройстве в России учебных заведений по подготовке необходимых государству специалистов. Предыстория этого важного события такова [7].
Во время поездки в Англию царь Петр I принял на службу трех молодых англичан :профессора Абердинского университета (Шотландия), математика, знатока морских наук Эндрю Фарварсона и двух молодых выпускников математической школы Лондонского госпиталя, опытных навигаторов Христа Стефана Гвина и Ричарда Грейса. Кстати, Э. Фарварсона можно по праву назвать первым русским профессором математики, т.к. он остался жить в России до конца своей жизни, изучил русский язык и написал ряд книг по математике, геодезии, картографии, астрономии.
В создании школы принимали деятельное участие и русские. При помощи дьякона Алексея Александровича Курбатова школа обосновалась в здании Сухаревской башни и первые годы существовала под руководством дьякона. В число преподавателей школы вошел и Леонтий Филиппович Магницкий, сын крестьянина Тверской губернии, который самостоятельно обучился грамоте, а затем закончил Славяно-греко-латинскую Академию. Кстати, фамилию "Магницкий" ему дал сам Петр I в знак уважения за его стремления к знаниям [5].
Рисунок 1- Петр I
Впоследствии, Магницкий издал знаменитый учебник "Математика", который пользовался успехом более 50 лет и вызвал интерес к изучению математики у М.Ломоносова. Магницкий помогал и Э. Фаворскому в переводах на русский язык иностранной физико-математической литературы.
По тем временам Школа была первым и самым крупным учебным заведением в Европе. Она являлась прообразом учебного технического заведения в России. Газета "Ведомости" от 2 января 1703 года отмечала в этой связи: "Повелением его Величества московские школы умножаются. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют". Петр I внимательно следил, чтобы навигацкая школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях. Уже к 1715 году Школой математических и навигационных наук было подготовлено около 1200 специалистов. Из ее стен вышли многие выдающиеся моряки, строители, ученые, инженеры. Выпускники Школы проявили себя во время знаменитого морского сражения при Гангуте (1714 г.), участвовали в экспедиции Беринга, открывшего пролив между Азией и Америкой. Выпускниками Школы были известные мореплаватели А.Чириков, открывший северо-западную оконечность Америки, братья Лаптевы, адмирал Н.Синяев, историк В.Татищев, архитектор И. Мичурин, знаменитый механик А. Нартов и многие другие. Силами выпускников Школы были подготовлены материалы для географической карты Сибири, первый атлас Российской империи, создан проект строительства дороги Москва - Санкт-Петербург [3].
С 1715 года Школа была переведена в Санкт-Петербург и преобразована в Морскую Академию, а в 1752 году ликвидирована, при этом ее старшие классы слились с Морской Академией, которая преобразовалась в Морской кадетский корпус. После Октябрьской революции на его базе было организовано Высшее морское училище им. М.Фрунзе.
Заслуга Петра I состоит еще и в том, что после открытия этой Школы он начал создавать по всей России сеть цифирных школ (около 40). Так были организованы Артиллерийское-инженерная школа, Московская инженерная школа. В 1707 году созданы аптекарская и хирургические школы. Затем с 1703 по 1715 годы появились высшие артиллерийские школы в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте. А в 1713 году была организована Петербургская инженерная школа.
Значение создания Школы математических и навигацких наук в истории Российского инженерного образования трудно переоценить. Школу по праву можно считать первым высшим техническим учебным заведение в России. В письме к директору Школы Ф.А.Апраскину от 3 августа 1708 года Петр I писал: "Сами можете видеть, какая в том есть польза, что не только морскому ходу нужна сия школа, но и артиллерии и инженерству".
В первой четверти ХVIII века Петр I дал мощный импульс развитию образования в России, удачно заложил основы профессиональной системы образования. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие промышленности, особенно горного дела на Урале. Нужны были специалисты высокой квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне. Поэтому группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленностью) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов. Сенат одобрил это предложение и представил императрице Екатерине II доклад "Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии", который она утвердила.
Рисунок 2- Горное училище при Берг-Коллегии
Торжественное открытие состоялось 28 июня 1774 года и было приурочено ко дню восшествия на престол императрицы.
С этой даты идет отсчет времени создания первого технического вуза в России. Училище разместилось на Васильевском острове. Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе все необходимые для того времени теоретические и практические занятия. Так, по инициативе первого директора училища М.Ф.Соймонова, во дворе вуза был построен ""примерный рудник"", который позже стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге. Параллельно с занятиями ведущие преподаватели А.Нартов, С.Нарышкин, П.Рычков и другие проводили научные исследования, привлекая к ним лучших студентов [2].
Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большее число инженеров, поэтому с годами вуз претерпевал изменения. Если при создании училища насчитывалось всего 23 студента, то через 10 лет их насчитывалось уже 60. Немалую лепту в развитии Горного училища внесли его директора. Это тайный советник, сенатор А.Алябьев, которого назначил император Павел I, генерал от артиллерии, сенатор А.Корсаков, который преобразовал Горное училище в Горный кадетский корпус. Это Е. Мечников, который продолжил улучшение развития учебной программы вуза. Именно в его период руководства (1817-1824 г.г.) как никогда возросла популярность Горного кадетского корпуса среди молодежи, ибо этот вуз выпускал не только талантливых инженеров, но и видных деятелей русской литературы и искусства (А.Бестужев-Марлинский, Н.Языков, В.Каратыгин, И.Орлов и др.).
А в 1833 году уже при новом директоре Е.Корнееве сам император Николай I утвердил положение и устав с новым названием Института Корпуса горных инженеров, который в его царствование больше походил на военно-учебное заведение, чем на технический институт. И только при правлении императора Александра II утвердили новый устав. С 1866 года Горный институт стал открытым высшим техническим заведением с 5-летним сроком обручения.
Предметная система образования и другие особенности Горного института вызвали интерес в других вузах страны. Распространение этой систем способствовали изданные в августе 1905 года ""Временные Правила об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения"" (это был один из наиболее демократичных руководящих документов высшей школы) [3].
Наши технические университеты
Трехсотлетние традиции высшей технической школы России развивались в тесной связи с естественными факультетами университетов. Это повышало теоретический уровень обучения, способствовало выпуску энциклопедически образованных специалистов и привело к отказу от узкопрактического подхода к подготовке инженеров.
Первые технические университеты появились в 60-70-х годах ХХ столетия. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических университетов с контингентом студентов дневного обучения более 330 тыс. В технических университетах работают более 62 тыс. человек профессорско-преподавательского и научного состава, в числе которых более 5 тыс. докторов наук, 45 тыс. кандидатов наук.
Нынешние выпускники технических университетов обладают не только высоким уровнем инженерной культуры, но и соответствуют высокому уровню социально-психологической и физической культуры человека.
Технические университеты - именно та форма высшего учебного заведения, которая призвана готовить кадры для возрождающейся промышленности нашей страны.
В связи с юбилеем технического образования хочется посвятить несколько теплых слов Иркутскому государственному техническому университету, которому в 2000 году исполнилось 70 лет. Созданный в период становления индустриализации на базе Сибирского горного института, он развивался вместе со страной. Университет всегда выполнял свою главную задачу-обеспечение практически всех отраслей народного хозяйства высококвалифицированными специалистами. За 7 десятилетий нашим вузом было подготовлено свыше 80 тыс. инженеров, в т.ч. около 1,5 тыс. специалистов для зарубежных государств. Наряду с глубокими инженерными знаниями студенты получают ценную подготовку по фундаментальным наукам, финансам, государственному управлению, экономике, иностранным языкам, гуманитарным наукам. Будучи первенцем высшего технического образования Восточной Сибири, он дал "путевку в жизнь" другим техническим вузам региона, которые возникли на базе его филиалов. Это Читинский государственный технический университет, Братский индустриальный университет, Ангарский технологический институт [5].
Учитывая историческую значимость 300-летия профессионального инженерно-технического и военного образования, библиотека ИрГТУ, как одно из крупнейших фондохранилищ технической литературы в Восточной Сибири, с 27 по 31 марта 2001 года организует развернутую книжно-иллюстрированную выставку, посвященную юбилею. Первые технические словари, справочники, энциклопедии, журналы ""Горное дело"", записки императорского русского технического общества, Горного института императрицы Екатерины II и другие издания XIX и XX веков займут почетное место в будущей экспозиции. Один из разделов выставки будет посвящен истории развития золотодобывающей промышленности России. Здесь впервые читателю и книголюбу будет представлена уникальная книжная коллекция из редкого фонда библиотеки ИрГТУ «Русское золото». К участию в выставке приглашены факультет военного обучения и музей истории ИрГТУ.
Выводы
В заключении отметим, что инженеры с высшим техническим образованием всегда являлись специалистами, без которых невозможна реализация на практике ни одной инновационной теоретической идеи.
Высшее техническое образование прошло непростой путь развития, прежде чем стать таким, каким является сейчас. Следует отметить, что развитие технического образования отставало от бурного роста промышленности, что сказалось на нехватке инженеров-специалистов в 80-90-х годах XIX столетия.
В настоящее время некогда забытая профессия инженера начинает возрождаться, а вместе с ней возрождается и спрос на выпускников именно технических ВУЗов. По мнению экспертов, эта тенденция только набирает обороты и способна сохраниться не одно десятилетие.
По всем техническим вузам страны качество обучения остаётся очень и даже очень высоким. Причина этого состоит в наибольшей степени преемственности - опять-таки с советских времён, а также наиболее высокому возрастному цензу преподавательского состава. Правда, последнее является одновременно и проблемой - а не только преимуществом, поскольку то, как скажется массовая замена на более молодые кадры, заранее предсказать трудно. Тем не менее, на данный момент можно смело констатировать, что успешно окончивший технический вуз бакалавр без хорошей работы не останется.
Библиографический список
1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. - М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2001. – 86 с.
2. Агафонов, Н.В. Прогресс и тенденции современной науки [Текст] / Н.В. Агафонов - М.; Наука, 2006.
3. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в СанктПетербурге / А.Ю. Андреев // Отечественная история. - 1998. - № 5. - С. 62-73.
4. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учебно-метод. пособие [Текст] / С.И. Архангельский - М.; Высшая школа, 1980. - 368с.
5. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. - М.: Фонд «Новое Тысячелетие», 1994. - 206 с.
6. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук [Текст] / Б.И. Козлов - Л.; Наука, 1987 - 248с.
7. Налетова И.В. Две волны дифференциации высшего образования / IX Державинские чтения. - Тамбов, 2004. - 137 с.
8. Онокой Л.С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Дис. д-ра социол. наук. – М., 2004. - 292 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!