это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2508981
Ознакомительный фрагмент работы:
Методы, применяемые в психологии – это те средства, с помощью которых можно получить надежные и достоверные данные для того, чтобы разрабатывать научные теоретические построения, а также предлагать научно-обоснованные рекомендации для осуществления практической деятельности.
Одна из методологических сложностей в психологии заключается в том, что человек выступает одновременно субъектом познания (тот, кто познает) и объектом познания (то, что познается). Кроме того, многие психические особенности субъекта настолько быстро изменяются, что полученные данные успевают потерять актуальность к тому моменту, как их применят в практической деятельности. Например, после измерения коэффициента интеллекта субъект способен его повысить самим фактом того, что он решал интеллектуальные задачи. Таким образом, исследователь тоже оказывает влияние на данные, полученные при исследовании некоторой психической реальности [1, с. 70]. Несмотря на существующие трудности, психология стремится к тому, чтобы быть наукой, в связи с чем изыскивает способы контроля получения, измерения данных для достижения высокой достоверности результатов.
Поскольку психология по большей части видит себя наукой, способной изучать закономерности психической жизни, стоит сначала обратиться к экспериментальному методу. Т.В. Корнилова определяет экспериментальный метод как «вид теоретического или эмпирического исследования, построенного в соответствии с логикой гипотетико-дедуктивного рассуждения относительно изучаемой причинно-следственной зависимости. Как метод эмпирического исследования характеризуется, во-первых, активным управлением уровнями независимой переменной и контролем уровней других переменных и, во-вторых, статистическими решениями нуль-гипотез, которые могут быть отвергнуты» [3, с. 195].
С.Л. Рубинштейн выделил несколько отличительных особенностей эксперимента: в нем экспериментатор сам проявляет активность в изучении явления, он способен изменять условия, в которых изучает наблюдаемую психическую реальность, влияя на факторы, которым подвержено изучаемое явление, исследователь может устанавливать закономерности, а также осуществлять количественную и математическую обработку данных [6].
Установить детерминирующее влияние независимой переменной на зависимую возможно только с помощью экспериментального метода, который позволяет осуществить экспериментальный контроль изучаемых явлений. В эксперименте проводится проверка причинно-следственных гипотез, то есть таких гипотез, в которых заключено предположение о том, что одна переменная тем или иным образом оказывает влияние на другую переменную. Именно строгость экспериментального метода, в котором на исследователе лежит ответственность за правильную организацию эксперимента со всеми формами экспериментального и функционального контроля, а также за психологически грамотное формулирование гипотезы, позволяет реализовывать причинно-следственные выводы. Так, когда в гипотезе утверждается причинно-следственная связь, необходимо, чтобы эта связь и направление ее причинно-следственного влияния было обосновано, то есть гипотеза должна быть выведена из теоретических соображений, а не взята в произвольном порядке по желанию исследователя.
В качестве одного из распространенных методов в психологии выступает также психологическое наблюдение, которое, с одной стороны, включено практически во все методы исследования, с другой стороны, является полноценным самостоятельным методом психологического исследования при соблюдении ряда условий. Специфику метода наблюдения хорошо видно при сравнении с во многом противоположным ему методом эксперимента. Если последний относится к активным методам исследования, где экспериментатор вносит изменения и активно воздействует на изучаемую реальность, то наблюдение представляет собой пассивный метод, где наблюдаемая реальность не подвергается никаким изменениям.
Психологическое наблюдение отличается от обыденного своей организованностью, наличием гипотез, объяснением полученных данных, кроме того, научное наблюдение всегда имеет познавательную цель [2]. Предметом наблюдения выступает то, что поддается переводу на язык внешне наблюдаемых параметров (например, поведение, отдельные особенности эмоциональных проявлений, взаимодействие между людьми в малой группе, их ценностные ориентации, мнения и т.д.). Важно отметить, что исследование, включающее в себя метод наблюдения, хотя и требует невмешательства в наблюдаемый ход событий, но подразумевает в качестве необходимого условия активность наблюдателя, который организует весь процесс, отбирает условия наблюдения, фиксирует и перекодирует полученные данные, качественно интерпретирует факты. Для того, чтобы описать наблюдаемый психический процесс, исследователю необходимо выделить категории, посредством которых он будет фиксировать данные. Категории – это единицы описания, которые основываются на теоретических взглядах, которых исследователь придерживается. Предполагается, что созданная система категорий должна охватывать все возможные проявления наблюдаемого психического процесса.
У метода наблюдения есть свои ограничения. Прежде всего, субъективность этого метода позволяет влиять как теоретической позиции исследователя, так и его индивидуальным различиям существенно на наблюдаемые явления. Наблюдатель, по утверждению Т.В. Корниловой, обладает собственной пристрастной психикой. Для обеспечения объективности данных наблюдения, существуют понятия надежности (стабильность результатов наблюдений во времени), валидности (меры, принятые для устранения возможных ошибок со стороны наблюдателя для обеспечения достоверности полученных данных), воспроизводимость данных (согласованность получения схожих результатов разными исследователями) [2].
Среди методов исследования в психологии выделяют также тесты, которые представляют собой «ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам» [5 с. 81]. Тесты применяются в психодиагностическом обследовании, они широко распространены, поскольку позволяют относительно легко получить количественный или качественный эквивалент изучаемого психологического явления. Преимущество тестов состоит в том, что в связи с их стандартизированностью, наличием определенных, четко заданных норм, они дают возможность сравнивать между собой разных субъектов по какому-либо психическому свойству. С.Р. Немов указывает следующие недостатки тестов: во-первых, если субъект исследования осведомлен о том, что именно изучается в тесте, он может сознательно повлиять на результаты таким образом, чтобы его оценили наилучшим, по его представлению, образом. Во-вторых, субъект может оказаться просто неспособным ответить на вопросы, касающиеся тех аспектов поведения, которых, как он считает, у него нет (это относится преимущественно к негативным личностным чертам) [4].
Тогда альтернативным методом изучения личности выступят проективные тесты, которые основаны на понятии проекции. Проективные механизмы основываются на приписывании другим людям, значениям внешних объектов, произведений тех смыслов и личностных черт, которыми обладает сам субъект. Ситуация, предлагаемая субъекту, как правило, крайне неопределенна, в которой ему необходимо проинтерпретировать стимул так, как ему кажется наиболее подходящим [5]. Такие методы обладают низкой валидностью, но высокой информативностью, поэтому психологическое заключение, составленное по итогам проведения проективных тестов, будет тем более грамотно и полезно, чем большей квалификацией и опытом обладает психолог. Как правило, проективные тесты всегда сопровождаются дополнительными методами исследования, подтверждающими или опровергающими выдвинутые гипотезы.
В психологическом исследовании также может использоваться метод опроса, при котором субъекту предлагается ответить на ряд специальным образом подобранных вопросов. Устный опрос применяется в случаях, когда необходимо глубже проникнуть в психический мир человека с точки зрения изучаемого феномена. Сложность обработки такого материала состоит в том, что ответы ничем не ограничены и приходится проводить качественный анализ текста. Письменный опрос, например, в виде анкеты, существенно облегчает проведение исследования, так как позволяет охватить большее количество респондентов. В этом случае к составлению анкеты предъявляются высокие требования, чтобы были учтены все возможные реакции опрашиваемых субъектов, иначе результаты будут сильно искаженными.
В завершение необходимо добавить, что в действительности в психологии имеет место большое количество дополнительных методов (таких, как беседа, изучение документов, анализ деятельности человека, огромная группа качественных методов и др.). Однако исследование в психологии, в силу сложности и многоаспектности человеческой психики, будет тем более достоверным и надежным, чем более разнообразные методы исследования будут использоваться по принципу взаимодополнительности. Стоить отметить, что в последнее время наблюдается тенденция к объединению использования качественных и количественных методов для всестороннего, глубокого и достоверного изучения психических явлений. Однако выбор конкретного метода всегда определяется поставленными целями и задачами исследования, а также особенностями исследуемого психического явления.
Список литературы
Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2008. – 316 с.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология / Т. В. Корнилова. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – М.: Смысл: Academia, 2010. – 509 с.
Немов Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – М.: Высш. образование, 2007. – 639 с.
Общая психология: в 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. – М.: Академия, 2008. – 351с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 705 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!