это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2511237
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
После Второй мировой войны отношения между бывшими странами-союзницами – СССР, США, Великобританией и Францией – начали меняться от союзничества к соперничеству.
Большая часть отечественных и зарубежных историков сходятся во мнении, что заключительный этап Второй мировой, положивший начало формированию «основ послевоенной блоковой политики», а также первые послевоенные годы можно охарактеризовать как начало холодной войны.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обращения к опыту второй половины XX в. в условиях угрозы новых международных противоречий в современном мире. Холодная война показала, что путем дипломатии, диалога между противоборствующими сторонами можно решить проблемы глобального международного характера.
Цель работы состоит изучении предпосылок и этапов холодной войны и ее влияния на международные отношения.
Тема холодной войны хорошо изучена в историографии и отражена в огромном количестве исторических работ, в том числе и современных. Наиболее интересной представляется работа российского историка Р.Г. Пихоя «Советский Союз: история власти. 1945-1991», где объективно показаны все процессы холодной войны с современной точки зрения, не обремененной идеологической задачей. Привлекают внимание труды историков, посвященные отдельным этапам или событиям конфронтации. Среди них: Н.Е. Быстрова, Т.И. Савинченко, А.С. Орлов и другие.
Глава 1. Предпосылки и формирование военно-блокового противостояния
Термин «холодная война», подразумевающий под собой противоборство двух систем – капиталистической и социалистической – означает не только военное, но и политическое, экономическое и идеологическое противостояние.
Вторая мировая война позволила Соединенным Штатам значительно укрепиться в экономическом, политическом и военном плане, что позволило руководству страны выдвинуть идею о мировом доминировании. СССР же видел послевоенное устройство мира в установлении военно-политического и экономического контроля в освобожденных им странах.
Необходимо отметить, что на момент окончания Второй мировой войны между СССР и США существовал огромный разрыв в экономическом плане. Это объяснялось некоторыми особенностями: во-первых, Соединенные Штаты не пострадали от бомбардировок территории и экономически значимых объектов; во-вторых, американская промышленность была милитаризована в гораздо меньшей степени, чем советская, что сохранило общий уровень благосостояния народа; в-третьих, военные заказы и кредиты значительно укрепили экономику США. Все эти факторы в совокупности с монополией на ядерное оружие позволили американцам действовать с позиции силы в мировой политике.
Одним из первых проявлений холодной войны в историографии считается речь У. Черчилля в Фултонском университете 5 марта 1946 г. Британский политик объявил миру, что произошел раскол на два соперничающих лагеря, во главе одного из которых был СССР, а с другой – США.
Американскую позицию президент США Г. Трумэн отразил в речи на заседании Конгресса 12 марта 1947 г., основные положения которой составили так называемую «доктрину Трумэна». Главной целью доктрины являлась экономическая помощь жертвам «советского экспансионизма» в лице Греции и Турции. Ситуация в этих странах складывалась следующим образом: в Греции началась гражданская война, которую ранее подавила Великобритания, а в Турции возникли осложнения с Советским Союзом в связи с проливами. Можно сделать вывод, что доктрина была направлена и против СССР.
Президент также отмечал, что мир по-прежнему расколот на два противоборствующих лагеря, где Советский Союз является непосредственным источником «коммунистической угрозы». В своих мемуарах Трумэн писал, что принятие доктрины было ответом США «на всплеск экспансии коммунистической тирании». Помощь, согласно доктрине, составляла 250 млн. долл. Греции и 150 млн. долл. Турции.
Экономический аспект доктрины Трумэна нашел отражение в плане Маршалла – плане восстановления Европы. Европейская экономика нуждалась в финансовой помощи, без который был велик шанс распространения коммунистического влияния в этих странах.
5 июня 1947 г. в Гарвардском университете госсекретарь США Дж. Маршалл произнес речь, посвященную финансово-экономической поддержке европейских стран. Главные цели плана заключались в восстановлении европейской промышленности, сокращении влияния СССР в странах Восточной Европы, а также включении Западной Германии в систему американо-европейских отношений.
Советский Союз не оставил план Маршалла без внимания. В сентябре 1947 г. был сформирован Коминформ (Информационное бюро коммунистических партий) – ранее существовавший орган руководства мировыми коммунистическими партиями, ставивший перед собой цель установления контроля над центрально- и восточноевропейскими странами.
В это же время шел процесс официального оформления военно-политических блоков. 4 апреля 1949 г. США, Канадой и рядом стран Западной Европы был подписан Североатлантический договор (НАТО). В ответ на это СССР и странами Восточной Европы в 1955 г. была создана Организация Варшавского договора (ОВД). Российский историк Р.Г. Пихоя утверждает, что фактически советский военный блок сформировался гораздо раньше.
Глава 2. Основные кризисы холодной войныНа протяжении всей холодной войны отношения Советского Союза и США периодически менялись от разрядки к усилению напряженности.
Одним из первых проявлений напряженности между странами являлась ситуация в Корее. Обстоятельства Второй мировой войны раскололи страну на две зоны, подконтрольные США и СССР (юг и север). Правительство Северной Кореи возглавлял Ким Ир Сен, Южной – Ли Сын Ман. Оба правительства получали военную поддержку: в 1948 г. США предоставили Южной Корее военные материалы, провели с правительством ряд организационных мероприятий, а также направили несколько сотен военных советников, которые взяли на себя руководство обучением и обеспечением южнокорейской армии. В 1949 г. между Северной Кореей и Советским Союзом был заключен ряд соглашений о культурном, экономическом сотрудничестве, технической и военной поддержке.
25 июня 1950 г. северокорейские войска начали наступление на юг. Южную Корею поддерживала ООН, Северную – советские и китайские военные.
После неудачного наступления на юг война стала затяжной и кровопролитной, возник риск перехода конфликта на международный уровень.
Заключительный этап войны пришелся на серьезные политические изменения в сверхдержавах: в 1952 г. в США пост президента занял республиканец Д. Эйзенхауэр, ставившей целью скорейшее перемирие в Корее, а в СССР в 1953 г. умер И. Сталин. Новое руководство также рассматривало необходимость корейского перемирия. Таким образом, удалось избежать угрозы перерастания этого конфликта в международный.
Новый пик напряженности в холодной войне начался после 1955 г. Осень 1956 г. ознаменовалась Суэцким кризисом, преодоленным под давлением американской и советской сторон, и событиями в Венгрии, показавшими, что СССР готов оказывать военную поддержку коммунистическим правительствам восточноевропейских стран.
1950-е гг. показали, что политическое противостояние СССР и США за сферы влияния в Европе не принесут желаемого результата, поэтому их интересы стали постепенно перемещаться в страны «третьего мира», где шли процессы, связанные с деколонизацией и национально-освободительными движениями. Новые государства встали перед выбором внешнеполитической ориентации. Большинство стран видели врага в Западе, так как он был непосредственным источником колониальной системы. СССР и США начали выработку нового порядка отношений с этими государствами, тем самым расширив зону своего противостояния и закрепив политику конфронтации в биполярном мире.
На рубеже 1950-60-х гг. американские военные базы располагались практически вдоль всей границы Советского Союза. Тогда же началось активное развертывание ракет средней дальности в Турции, что представляло огромную угрозу стратегически важным объектам европейской части СССР.
С 1961 г. международная напряженность начала усиливаться. В апреле 1961 г. произошло вторжение противников режима Кастро на Кубу, которое увенчалось их поражением; в августе 1961 г. в Берлине была возведена Берлинская стена. Западная позиция по Берлинскому вопросу заключалась в объединении двух Германий посредством включения ГДР в ФРГ. В ответ на это Советский Союз объявил о намерении подписать сепаратный мирный договор с ГДР, который подразумевал бы включение всего Берлина в состав этого государства, а соответственно и вывод союзнических войск из города.
Частые случаи перебежек из Восточного Берлина в Западный обеспокоили советское руководство, в результате чего властями ГДР было получено согласие на ужесточение пограничного режима. В ночь с 12 на 13 августа 1961 г. граница была закрыта, а затем началось возведение стены.
Самым острым моментом в холодной войне в историографии считается Кубинский ракетный кризис 1962 г (Карибский кризис).
Для американского руководства Куба всегда была сферой их влияния, для СССР – это государство, бросившее «вызов американскому империализму, зримое свидетельство торжества коммунистических идей, распространяющихся по всему миру».
В результате договоренностей между Н.С. Хрущевым и кубинским руководством, достигнутых в 1960 г., на Кубу было доставлено современное советское вооружение и началась подготовка военных специалистов. Американским ответом на это стала попытка свержения режима Ф. Кастро, но группировки вторжения были уничтожены. После развития нового витка сотрудничества между Кубой и СССР в Вашингтоне началась разработка плана «Мангуста», который предполагал экономическую и политическую блокаду «острова Свободы» и новое военное вторжение.
Угроза, исходящая от ракет США, располагавшихся в Италии и Турции, позволила СССР задуматься о расположении ракетно-ядерной техники на Кубе. По мнению Хрущева, такие действия не могли создать угрозы ядерного конфликта, а только уравновесит СССР и США для дальнейшего диалога в качестве равноправных партнеров.
В августе – сентябре 1962 г. на Кубу была доставлена военная техника, личный состав советской армии и ядерно-ракетное вооружение.
27 октября 1962 г. мир наиболее близко находился на грани ядерной войны. Ситуация накалилась после того, как над Кубой был сбит американский самолет-разведчик, в результате чего Дж. Кеннеди объявил о начале бомбардировки советский ракетных баз в течение двух суток. Американцы поставили условие немедленного вывода советских ракет с территории Кубы. На следующий день руководство СССР приняло условие США, но с оговоркой, что американцы выведут свои ракеты из Турции. Такие действия Хрущева были подвергнуты критике со стороны кубинского руководства. Карибский кризис привел конфликтующие стороны к пониманию необходимости международной разрядки для недопущения новой войны.
В Москве 5 августа 1963 г. представителями СССР, США, Великобритании и Северной Ирландии был подписан Международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, инициатором которого выступила советская сторона. Основной целью данного соглашения являлось прекращение гонки вооружений и использования ядерного оружия.
Очередной кризис холодной войны начался на новом «полигоне» - во Вьетнаме. В результате вторжения Северного Вьетнама на территорию Южного, являвшегося союзником США, американцы в 1964 г. приняли решение о прямых военных действиях на территории Вьетнама. Советское руководство осудило действия Соединенных Штатов против Демократической республики Вьетнам (ДРВ), требуя их немедленного прекращения. СССР оказывал военно-техническую поддержку Вьетнаму с 1953 г.
В ДВР были развернуты советские военные центры зенитно-ракетных войск ПВО. Вьетнамская война стала настоящим полигоном для испытания различных видов оружия советской и американской стороной. К началу 1970-х гг. США обессилили, американский народ требовал вывода войск.
27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме.
Историки отмечают, что на заключительном этапе Вьетнамской войны интерес СССР к этому конфликту снизился. Однако следует заметить, что с начала 70-х гг. интерес и прямая вовлеченность СССР во вьетнамский конфликт ощутимо снизились, требовалось снижение международной напряженности.
В 1975 г. в Хельсинки был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и была заключена международная Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического оружия.
Между Советским Союзом и США был заключен Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Соглашение о предотвращении ядерной войны, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, а также Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия.
Втягивание СССР в афганскую войну можно назвать самым трагическим решением правления Брежнева. В дружественном СССР Афганистане конфликты начались с 1973 г. после свержения монархического режима в результате государственного переворота. Приверженность новой власти к социализму была воспринята Москвой положительно.
Новый порядок не устроил мусульманское духовенство и крупных землевладельцев, в результате чего развернулось столкновение между революционным правительством и оппозицией. Для поддержки коммунистического правительства советским руководством было решено ввести войска в страну. Еще одним поводом для ввода войск был интерес американцев к ситуации в Афганистане, о чем свидетельствовали неоднократные нового лидера страны X. Амина с американским послом. Советские войска участвовали в военном перевороте в Афганистане и свержении Амина. Своим вмешательством во внутренний конфликт СССР принимал на себя всю ответственность за обстановку в стране.
Между Москвой и Штатами проводились консультации по афганскому конфликту. Советская сторона ставила перед собой ряд целей: вывод войск, сохранение режима, лояльного СССР и создание внутренней политической стабильности в стране. Но данные задачи не могли быть выполнены одновременно, поэтому война продолжалась.
Глава 3. Заключительный этап холодной войны
Рубеж 1980-х гг. в мировой политике выявил необходимость международного сотрудничества СССР и США. Первый шаг в этом направлении сделал американский президент Р. Рейган в 1985 г., пригласив М.С. Горбачева посетить Соединенные Штаты – было положено начало сотрудничеству двух стран. На встрече, проходившей в Женеве, лидеры дискутировали об американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Также обсуждался вопрос о сокращении стратегических наступательных вооружений, региональные конфликты. Договоренностей по данным вопросам достигнуто не было, но руководители стран пришли к выводу – необходимо вести диалог, а ядерное вооружение должно быть сокращено на 50%. В последующие годы состоялся еще ряд встреч на высшем уровне, на которых решался вопрос о ликвидации большей части советских и американских ракет.
Военное и идеологическое напряжение между странами начало спадать. Важнейшей предпосылкой для этого стали внутренние изменения в СССР, связанные с политикой «перестройки». Конфронтация сменилась на сотрудничество, которое особенно ярко проявлялось в решении региональных конфликтов и ядерном разоружении. В 1988 г. в Женеве было принято решение о выводе советских войск из Афганистана.
Новая политика СССР отразилась и на странах Центральной и Восточной Европы, где в сложившихся условиях нарастали прозападные настроения. Осенью 1989 г. эти регионы охватила волна смены власти и перестали существовать просоветские коммунистические режимы. Революции проходили мирно (за исключением Румынии), поэтому получили в историографии название «бархатных».
В декабре того же года произошла встреча советского и американского лидера на Мальте, которые привели к улучшению отношений двух стран и снижению уровня противостояния.
Еще один важный вопрос на пути окончания многолетней холодной войны касался объединения Германии. 3 октября 1990 г. этот процесс завершился. На все новое государство распространялась конституция ФРГ 1949 года.
В ноябре того же года в Париже была подписана «Парижская хартия для новой Европы», в которой говорилось об окончании раскола Европы и окончании конфронтации. Важно отметить, что в тот момент никто не считал себя победителем в холодной войне.
В июне-июле 1991 г. были подписаны протоколы о роспуске Совета экономической взаимопомощи и о прекращении действия Организации Варшавского договора. В декабре того же года произошел распад СССР, в результате чего окончательно исчезла биполярная система международных отношений. Холодная война завершилась.
Заключение
Холодная война, продлившаяся почти полвека, определяла курс международной послевоенной политики всю вторую половину XX в. Множественные кризисы и региональные конфликты, за которыми скрывалась конфронтация западного и восточного блока во главе с США и СССР с некоторой периодичностью сменялись периодами разрядки международных отношений. Пиковой точкой противостояния стал Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны. Умение вести диалог и договариваться позволило двум сверхдержавам избежать жестокого кровопролития и завершить затянувшийся конфликт. И хоть Советский Союз не был назван проигравшей стороной, политика США в отношении России после распада СССР не только не отражала реальный вклад сторон в прекращение противостояния, но и указывала на Россию как на побежденную сторону.
Список использованной литературы
1. Быстрова Н.Е. К истории создания Организации Варшавского Договора // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия Международные отношения. 2005. № 1. С. 214-225.
2. Кайгусуз Дж., Рыжов И.В. Доктрина Трумэна, план Маршалла и их влияние на советско-турецкие отношения // Вестник КемГУ. 2017. №1 (69). С. 37-42.
3. Савинченко Т.И. Послевоенный мир: взаимоотношения СССР-США в 1945-1953 годах // Вестник МИЭП. 2015. №4 (21) // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poslevoennyy-mir-vzaimootnosheniya-sssr-ssha-v-1945-1953-godah (дата обращения: 03.11.2020).
4. Truman H.S. Memoirs of Harry S. Truman: In 2 vol. Vol. 2. Bunray Suffolk, Hodder and Stoughton, 1955 – 1956. // [Электронный ресурс] URL: https://archive.org/details/memoirsbyharryst012833mbp/mode/2up (дата обращения: 05.11.2020)
5. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 684 с.
6. Орлов А. С. Тайны корейской войны / А. С. Орлов. – М., 2003. – 398 с.
7. Рыкун Г.Н., Плохотнюк Т.Н. Внутренние предпосылки и внешние факторы возведения Берлинской стены (1953–1961 гг.) // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. №4. С. 124-128.
8. Михолап Р.М., Сафронов В.В. Анализ договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10. С. 279-280.
9. Шарова Н.А. Советско-вьетнамское военное сотрудничество в годы агрессии США во Вьетнаме // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. №11-12 (60). С. 19-23.
10. Черемисова Э.А. Ввод советских войск в Афганистан: политический ход СССР или стратегия США в контексте холодной войны? // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. №4. // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vvod-sovetskih-voysk-v-afganistan-politicheskiy-hod-sssr-ili-strategiya-ssha-v-kontekste-holodnoy-voyny (дата обращения: 04.11.2020).
11. Закирова Р.Р. Противостояние двух сверхдержав СССР и США на пике холодной войны: 80-е гг. Xx в // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. №21. С. 16-19.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!